Проект « Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»
Проект
« Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ»
Подготовили:
Воспитатель старшей группы
Митенькина Е.Н.
Проект « Поликультурное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ»
Тип проекта: долгосрочный
Срок реализации: октябрь 2017г. – май 2018 г.
Участники:
- воспитатели, музыкальный руководитель, руководитель физической культуры;
- воспитанники детского сада,
- родители,
- социальные партнёры: сотрудники районного Дома детского творчества.
Цель: создать условия для формирования толерантного отношения у детей дошкольного возраста к представителям других национальных групп средствами музейной педагогики и базисных компонентов ДОУ.
Задачи:
- Знакомство с основами национальной культуры, приобщение детей к языку, литературе, истории своего этносоциума, направленное на сохранение национальных культур народов России.
- Воспитание понимания самобытности культур разных народов, бережного отношения к национальным ценностям, этническим особенностям;
- Воспитание личности в духе мира, взаимопонимания с другими народами, осознания уважения к представителям других народов.
Необходимости сохранения культуры мира.
- Воспитывать положительное поликультурное отношение и поведение личности дошкольника в условиях поликультурной образовательной среды ДОУ.
Актуальность.
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Очень важно создать вокруг ребёнка одухотворённую среду, подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию исторического прошлого.
Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остаётся уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры. Несомненно, экскурсии в музеи, особенно семейные, благоприятно влияют на развитие ребенка. В то же время отмечено, что посещение музеев детьми дошкольного возраста не всегда приносит ожидаемый педагогический эффект.
Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования в ХХ веке профессор Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку. В последнем случае один предмет, явление как бы выхватывается из общей жизни и включается в решение педагогических задач детского сада. Но самое главное — мини-музей помогает коллективу детского сада решать широкий круг педагогических проблем, связанных с образованием детей и семейной педагогикой.
Музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становятся незаменимыми помощниками в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество
В обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиций. Музейная педагогика делает жизнь ребёнка наиболее насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт ему в руки новый инструмент познания мира.
В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоинденгификации обусловливают огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов живущих рядом.
В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утраченные со временем народные традиции любовь к Родине, уважение к обычаям русского народа, народному искусству, потеря народных корней, привела наше общество к черствости, конфликтам с народами других национальностей у подрастающего поколения. Поэтому стало необходимым создание новой модели взаимодействия ребенка с окружающим миром: формирование любви к Родине и толерантного отношения к другим народам, их быту и культуре.
Мы считаем, что именно музейная педагогика, является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Активное использование музейной педагогики в образовательном процессе помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Знакомство с музеем позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир. Формирование культурного сознания невозможно без непосредственного соприкосновения детей с реалиями прошлого. Поэтому музейная педагогика предполагает обязательное включение музея в единое образовательно-воспитательное пространство.
Концептуальность (своеобразие и новизна)
Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и дети. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых
Музейная педагогика помогает нам решать практически все задачи дошкольного образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.
Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев способствует возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых, желания узнать больше. Это подтверждают рассказы воспитанников о посещениях в выходные дни выставок, залов краеведческого музея, а также активная помощь родителей в подборе материалов для музеев.
Работа по поликультурному воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики реализуется в соответствии со следующими принципами:
- доступность содержания
- актуальность
- разнообразие
Материально-техническое обеспечение:
Развивающая предметная среда детского сада оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу и художественному решению. Приобретён необходимый материал к музейным экспозициям (предметы, игрушки народного творчества; предметы, литература, открытки, альбомы по краеведению)
Методическое обеспечение:
В работу создания музейного комплекса детского сада вовлечены все – сотрудники, дети, родители воспитанников. Все это способствует реализации интегрированного подхода в обучении и созданию системы детской деятельности. Важными элементами её являются мини-музей, «Татарская изба», картинная галерея.
Для обеспечения теоретической базы наряду с региональной программой «Мы в Мордовии живем», мы используем следующие программы, технологии и другие источники по инновационной деятельности:
1.Российский этнографический музей детям. С-П «Детство-Пресс»2001г.
2.Красная изба. С-П «Детство» 2000г.
3.Татарские народные игры и праздники. Я. Хайбеков, Казань, 1990г.
4.Лямбирь/Саранск, МКИ, 1993г.
5.Мордовский народный костюм. Саранск, МКИ, 1990г.
6.Программа обучения детей мордовским языкам в ДОУ РМ (автор: Исайкина А.И.)
7.Программа обучения детей татарскому языку. (сост. Батршина В.Р.)
8.Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики/ В.М. Воронович. N 12. – 2007. – С.
9.Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.
10.Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004.
Предполагаемые результаты
Для педагогов: Повышение уровня компетенции педагогов в музейной педагогике; инновационные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса; интеграция музейной педагогики с разными видами дошкольной деятельности детей.
Для воспитанников: Повышение качества усвоения знаний детьми во время непосредственно-образовательной деятельности; появление интереса к музейной культуре; развитие гражданственности и личностных качеств дошкольников; повышение качества воспитания и образования дошкольников.
Для родителей: Повышение музейной культуры у родителей; повышение статуса семейного воспитания.
Конечные результаты реализации проекта:
- повышение культуры межнациональных отношений дошкольников в условиях ДОУ и за его пределами;
- повышение компетентности и профессионализма педагогов в музейной культуре.
1 этап Организационный
- Разработка идеи, постановка задач;
- планирование основных этапов и структуры проекта;
- формулировка проблемы;
- подбор литературы, наглядного и дидактического материала;
- проведение опроса и анализа уровня знаний детей по тематике проекта (зона ближайшего развития).
2 этап Продуктивный
Для организации работы я использую такие формы организации работы с детьми:
I. Ежедневные
- коллекционирование вместе с детьми;
- пополнение мини-музея группы;
- работа клуба «Друзья музея».
II. Еженедельные:
- Игры музейного содержания по формированию художественной культуры.
игры-развлечения «В царстве дымковской игрушки», «Барыню сударыню принимайте в гости», «На стойбище у хозяина тайги», « Мы летим на воздушном шаре», «Мода из бабушкиного сундука».
Интеллектуально – творческие игры: «Волшебный кружок», «Заседание клуба знатоков культуры»;
Игры – упражнения:
«Закрась поднос», «Закончи узор», «Сложи домино (на закрепление орнамента русской, татарской и мордовской росписи) и т. д.
Чтение русских, татарских, мордовских сказок, мифов, произведений устного, народного творчества.
III. Периодические.
Проведение в мини-музеях тематических занятий, образовательных и обзорных экскурсий, конкурсов и викторин. Например «Край ты мой любимый», «Секреты старины», « Таланты земли мордовской» ,«Мордовия спортивная» и т. д. Театрализованная постановка по народным сказкам для детей младшего возраста с использованием музейной утвари.
Работа с педагогами:
Реализация проекта проходит в тесном взаимодейтвии с педагогическим составом музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и сотрудников районного Дома детского творчества.
- Разучивание и исполнение национальных песен, стихов, танцевальных композиций;
- Народные игры- забавы, такие как «Палочка-выручалочка», 2Коршун2, «Хитрая лиса», татарская национальная игра «Продаем горшки», « Кто первый», «Тимербай», и др.
Работа с семьей:
Семья играет исключительную роль в нравственном становлении личности, в сохранении и передаче культурных ценностей.
Помощь родителей для достижения целей по поликультурному воспитанию детей является неотъемлемой частью воспитательного процесса. И они ее оказывают, активно участвуя в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм.
В реализации проектной деятельности мы используем следующие
Формы работы с семьей:
-Выпуск семейных газет.
-Проектная деятельность.
- Выставки совместных поделок.
- Фотовыставки, конкурсы поделок, семейные фоторепортажи.
-Семейные праздники, фольклорные развлечения с участием родителей.
- Консультации с родителями в вопросе организации мини-музеев и художественных выставок.
3. Результативность опыта
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, становятся в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появляется познавательный интерес к «настоящему» музею, желание сохранить то, что сберегли для них предки. У детей развивается способность учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!
Возможность тиражирования
Опыт работы по музейной педагогике был размещен на международной конференции по вопросам поликультурного воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НРАВСТВЕННО ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Нравственно патриотическое воспитание в музейной педагогике как средство реализации ФГОС....
Музейная педагогика как компонент культуры и социализации ребенка дошкольного возраста
Презентация для консультации по музейной педагогике...
Модель плана работы со старшими дошкольниками «Духовно-нравственное воспитание средствами музейной педагогики»
Внедрение музейной педагогики и стало благодатным условием, когда семья активно включилась в процесс духовно-нравственного воспитания совместно с воспитателями, расширяя горизонты знания ребёнко...
Проект "Игрушки-Забавы" по музейной педагогике.
Поводом организовать и провести этот проект послужило то, что замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени о...
Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в социальной сфере посредством патриотического воспитания и музейной педагогики.
Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в социальной сфере посредством патриотического воспитания и музейной педагогики....