Проект по направлению нравственно - патриотическому воспитанию средством музейной педагогики "Дикие животные"
проект (средняя группа) по теме
Предварительный просмотр:
Содержание
1. | Актуальность опыта | 3 |
2. | Целостность опыта | 4 |
3. | Системность опыта | 4 |
4. | Практическая значимость | 8 |
5. | Заключение | 9 |
6. | Список использованной литературы | 11 |
Животные - часть естественного закона,
они имеют свои права, потому что они разумны.
Жан - Жак Руссо
Актуальность опыта
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных образовательных организациях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт нравственного воспитания детей.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы, у каждого из них есть своя история, традиции, достопримечательности, люди.
В данной работе затронута актуальная в настоящее время тема нравственно-патриотического воспитания. В последнее время, были утеряны многие общечеловеческие ценности. Дети имеют недостаточные представления о диких животных, об их детёнышах, особенностях внешнего вида, условий обитания, повадках. Затрудняются в составлении связного рассказа, поэтому им требуется помощь взрослого.
Изучая природу, человек познаёт её законы и гармонию. К сожалению, очень часто люди сами отрицательно влияют на природу, когда загрязняют окружающую среду, разоряют птичьи гнёзда, оставляют в лесу не затушенный костёр. Много диких животных погибает на загородных дорогах! Прежде всего мы должны изучать права и обязанности в отношении охраны природы, закреплённые Основным Законом России.
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к животным играет огромную роль в становлении личности ребенка.
Метод проекта – позволяет сочетать интересы всех участников проекта: педагогов, родителей, детей.
Целостность опыта
Использование проектной деятельности при взаимодействии с родителями, позволяет расширить представления о нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность с учетом национально-культурных и региональных условий, через формирование уважительного отношения к живой природе, а именно к диким животным.
Проект направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Являясь эффективным средством развития исследовательских навыков детей среднего дошкольного возраста, проектная деятельность способствует становлению и развитию его ключевых компетентностей, формирует целевые ориентиры, включая психологические и социальные характеристики личности ребенка, в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Системность опыта
Цель проекта: Развитие познавательного интереса к окружающему миру и накопление знаний о многообразии диких животных.
Задачи проекта:
- Привлечь внимание детей к исчезающим видам диких животных;
- Обогащать словарный запас детей новыми терминами, развивать связную речь, мышление, память;
- Развивать коммуникативные навыки.
Тип проекта: творческий, краткосрочный, открытый, коллективный.
Продолжительность проекта: 1 неделя.
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатель.
Возраст детей 4 - 5 лет.
Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей данной темой, поддержка детской инициативы.
Предполагаемый результат:
1. Активизировать интерес детей к образовательной деятельности в области «Познание»;
2. Повысить уровень личной самооценки детей за достигнутый результат;
3. Повышение степени участия родителей в педагогическом процессе.
Этапы реализации проекта
Проект реализуется в 5 этапов.
1 этап «Выбор темы»
В нашем детском саду лексическая тема недели была под названием «Дикие животные». Мы с детьми решили внедриться в проектную деятельность. Так как эта тема всегда актуальна, определили, о каких животных будем собирать сведения.
На первом этапе сбора информации мы использовали метод «трёх вопросов» и объединили ответы детей в логический план.
Что мы знаем? | Что мы хотим узнать? | Как нам найти ответы на свои вопросы? |
|
|
|
2 этап «Сбор сведений»
Задача воспитателя – создать условия для реализации познавательной деятельности:
- Подготовить художественную, научно-популярную литературу по данной теме для совместного чтения с детьми в группе;
- Подготовить дидактический материал;
- Организовать встречи и беседу с родителями;
- Привнесение в группу фотографий, видеофильмов, рисунков, рассказов о любимом диком животном для реализации продуктивных видов деятельности;
- Организовать экологическую выставку поделок;
- Организовать экскурсию в зоопарк.
3 этап «ВЫБОР ПРОЕКТОВ»
Задача воспитателя – помочь детям выбрать, какой проект они будут осуществлять.
Совместно с детьми обсудили и записали на доске примерные названия возможных проектов по нашей теме.
Возможные проекты
- Изготовление поделки животного ребёнком вместе с родителями для выставки.
- Издание книжки - панорамки с иллюстрациями и рассказами детей «Моё любимое дикое животное».
- Издание стенгазеты о диких животных.
- Издание книжки-малышки «Животные наших лесов».
- Инсценировка сказки о диких животных «Колобок»).
- Исполнение песни «Раз морозною зимой».
4 этап «Реализация проектов»
Задача воспитателя – создать в группе условия для осуществления детских замыслов.
Разделы программы | Виды детской деятельности |
Игровая деятельность | Сюжетно-ролевая игра «Теремок», «Зоопарк» Дидактические игры «Путаница», «Узнай по голосу», «Где чей хвост?», «Назови ласково», «Чей детёныш?» «Назови семью», «Закончи предложение», «Один-много», «Какое слово самое короткое?», Какое слово отличается от других?», «Дикие и домашние животные», «Кто где живёт?». Настольный кукольный театр. |
Коммуникативное развитие | Просмотр фотографий, видеофильмов, мультфильмов. Рассматривание картин, иллюстраций. Беседы-диалоги по теме. |
Эстетическое развитие
| Рисование на темы «Дикие животные, которые живут в лесу», «Моё любимое дикое животное», «Животные, которые живут в зоопарке». Изготовление поделки дикого животного из разнообразного материала с составлением описательного рассказа. Разучивание песни о животных. |
Познавательное развитие
| Пословицы и поговорки о животных. Чтение художественной литературы: стихи, рассказы, сказки соответствующей тематике: «Теремок», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Заяц-Хваста», «У страха глаза велики», «Колобок», «Бармалей», «Айболит», «Краденое солнце». Загадывание загадок. Знакомство с «Красной книгой России». |
Схема осуществления проекта «Дикие животные»
5 этап «Презентация»
Задача воспитателя – создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство компетенции, гордости, за достижения, осмыслить результаты деятельности.
Исполнение песни «Раз морозною зимой…».
Практическая значимость
Практическая значимость проекта состоит в том, что включение проектной деятельности в образовательный процесс предоставляет любому воспитателю возможность перейти от объяснительного способа обучения к деятельному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия.
Это способствует осознанному усвоению знаний детей об окружающем мире.
Деятельность родителей в реализации проекта:
1. Помощь воспитателям в подборе интересной информации о животных.
2. Беседы с детьми и чтение научно – популярной и художественной литературы.
3. Рассматривание иллюстраций, создание рассказов, описательных историй, сочинение стихотворений совместно с детьми.
4. Экскурсии с детьми по музеям.
Деятельность воспитателя в реализации проекта:
1. Проведение бесед, подбор литературы.
2. Создание презентаций по теме проекта.
3. Разработка домашних заданий для детей и родителей.
4. Разработка консультаций для родителей.
5. Обогащение предметно-развивающей среды через реализацию проекта:
Пополнение книжного уголка разнообразной литературой и альбомами
Заключение
Проектная деятельность – это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат.
Результативность проектной деятельности определяет:
• Технология «метода проектов», где отношения «ребенок-взрослый» уникальны, строятся на соучастии в деятельности,- это общение на равных. В проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять свою «самостоятельность», когда, отстаивая свою точку зрения перед другими дошкольниками, взрослыми; ищет компромисс, согласовывая свою цель, установки с другими. Педагог ведет ребенка к соучастию постепенно: от наблюдений за его деятельностью к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству, и, наконец, к сотрудничеству.
• В совместной деятельности коллективные переживания сближают детей друг с другом и со взрослыми, способствуют улучшению микроклимата в группе. Используя проектную деятельность выстраивается наиболее тесное сотрудничество с родителями дошкольников.
• В результате общения со взрослыми ребенок удовлетворяет свои потребности в новых впечатлениях, информации, проявляя поисковое поведение в разных ситуациях.
Современный педагог владеет знаниями и умениями педагогического проектирования и организацией детской проектной деятельности, нацеленных на преобразование будущего в целях воспитания и образования дошкольников.
Таким образом, используя в своей работе педагогическое проектирование, разрабатываю информационный проект, посвященный 85-летию Ханты-Мансийского автономного округа.
Распространение педагогического опыта
Обобщение и распространение опыта работы в рамках педагогического сообщества:
- Открытые занятия для родителей детей.
- Предоставление опыта работы на педагогических советах.
- Информационные буклеты для родителей.
- Блог воспитателя дошкольного образовательного учреждения ().
Список используемой литературы
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008.-207 с.
- Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Подопригора С.П., Полынова В.К., Савельева О.В. Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 192 с.
- Гуров В.Н. «Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьёй. – М.: Педагогическое общество России, 2003.–160с.
- Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром всредней группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Карпова С. И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. – 143с., илл.
- Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Ушакова О.Д. Красная книга России: Животные/ Словарик-справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008. – 64 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
основные направления нравственно- патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Основные направления...
«ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСНОВАМИ ЭКОНОМИКИ - ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
В настоящее время встал вопрос о том, что современный человек должен быть всесторонне развитым. Поэтому проблема экономического воспитания актуальна уже в дошкольном возрасте, так ка...
НРАВСТВЕННО ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Нравственно патриотическое воспитание в музейной педагогике как средство реализации ФГОС....
Методическая разработка: Из опыта работы в направлении нравственно-патриотического воспитания. Подготовительная группа.
МАСТЕР – КЛАСС «ПИСЬМА С ФРОНТА» Цель: Знакомство детей с историческим прошлым нашей страны.Задачи: 1. Формировать у детей знания о Великой Отечественной войне, ее защитниках и подви...
Взаимодействие ДОУ и семьи в направлении нравственно- патриотического воспитания на основе семейных традиций
Воспитание нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ с семьей....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Нравственно – патриотическое воспитание средствами физической культуры!»
Данный проект представляет собой методическую разработку по осуществлению нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста средствами физической культуры.Проект составле...