Перспективное планирование познавательно – исследовательской деятельность в старшей группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Познавательно – исследовательская деятельность в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pers.pl_._star.gr_.docx | 23.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно – исследовательская деятельность в старшей группе
N п/п | тема | цель | материалы | ||
сентябрь | |||||
1 | Наоборот | Знакомство со словами «наоборот», «противоположно» и усвоение их значений; развитие умения находить к каждому слову (действию) противоположное слово. | Картинки с изображением взрослых животных и их детенышей, белый и черный кубики, одинаковые по величине, маленькая и большая куклы, длинная и короткая деревянная палочки, большой и маленький камушки одинакового цвета (галька), 2 черных шарика: маленький и большой; 2 белых шарика: маленький и большой. | ||
2 | Большой – маленький | Развивать умение находить и различать противоположности. Формировать действие «превращение». | Большая и маленькая куклы, большая и маленькая пуговицы, маленькая и большая одежда для кукол, большие и маленькие предметы: коробочки, ложки, сумочки, карандашики, шарики, кубики, колечки. Платок из плотной ткани. | ||
3 | Превращение | Знакомство со словом «превращается», поиск превращений. Развитие умения фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был – будет», «был – стал (станет)», например: тигренок был маленький, будет (станет) большой. Формирование действия превращения на основе практических действий с пластилином, резиной. | Картинки с изображением маленьких и больших деревьев, животных; пластилин, медицинский бинт, разрезанный на части по 5—10 см. | ||
4 | Схема превращения | Освоение схемы «превращения». Формирование действия «превращения». | Предметные картинки. Бумага, карандаши. | ||
октябрь | |||||
5 | Лед – вода | Развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете. Формирование действия «превращения». | Лед в целлофановом пакетике (или пробирка, наполненная льдом на одну треть) (на каждого ребенка), две картинки с одинаковым пейзажем в разное время года (на одной картинке речка, солнце, берег реки в цветах, дети купаются в речке; на другой – замерзшая речка, идет снег, берег реки в сугробах, дети катаются на коньках на льду реки). | ||
6 | Морозко | Формирование представлений об агрегатных превращениях воды и сезонных изменениях в природе. Формирование действий превращения. | Две конфорки (с возможностью нагревания одной из них), два кружка – синий и красный, два кусочка льда. | ||
7 | Твердое – жидкое | Формирование представлений о твердых веществах и жидких. Развитие умения наблюдать, сравнивать различные вещества. Формирование действий превращения. | Кусочек льда, камень (желательно с гранями), стакан молока, стакан воды (на каждого ребенка). У воспитателя: стакан с водой, большой кусок льда квадратной формы, тазик с водой, камешек; картинки с изображением зимы и лета, корабля на волнах, водопада. | ||
8 | Снегурочка | Формирование представлений об агрегатных превращениях воды. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действия превращения. | Картонные кружки: один с изображением солнца, другой с изображением Деда Мороза. Картинки: Дед Мороз и Снегурочка, старик и старуха, горящий костер, костер, облачка в небе, облачко в виде контура фигуры Снегурочки. | ||
ноябрь | |||||
9 | Жидкое – твердое | Формирование представлений о плавлении и отвердевании веществ. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действия превращения. | Стакан горячего компота, стакан с замороженным компотом. Кусочки парафина (на каждого ребенка). Спиртовка лабораторная или электрическая плитка, стакан с холодной водой. | ||
10 | Нагревание - охлаждение | Формирование представлений о нагревании, охлаждении, плавлении и отвердевании. Развитие способностей к преобразованию. Формирование действий превращения. | Картинки: Пятачок в постели, холодильник с открытой дверцей, плита с дымящейся кастрюлей. Символ нагревания (тепла) – кружок картона с изображением солнца, символ охлаждения (холода) – кружок картона с изображением белых снежинок на синем фоне. Сахар, пробирка или стакан, спиртовка. | ||
11 | Испарение | Формирование представлений об испарении воды – превращении воды в пар при нагревании. Формирование целостного представления об агрегатных состояниях воды: лед – вода – пар. Развитие представлений об источниках тепла (теплые руки, горячая плита, солнце). Развитие способностей к преобразованию. | Кусочки льда (на каждого ребенка), стакан со льдом, плитка или спиртовка, небольшая кастрюля | ||
12 | Золушка | Закрепление знаний об агрегатных состояниях воды. Формирование представлений об испарении жидкостей. Развитие способностей к преобразованию | Одеколон (или спирт) во флаконе, пипетка, блюдечки (на каждого ребенка). | ||
декабрь | |||||
13 | Выпаривание соли | Формирование представлений об испарении воды. Развитие способностей к преобразованию. | Картинки с изображением моря, реки, соляного озера; соль, пробирка, спиртовка. | ||
14 | Стирка и глажение белья | Формирование представлений об испарении воды. Развитие способностей к преобразованию. | Кукольные платье и штанишки, тазик с водой, горячий утюг; картинки: грязный ребенок, чистый ребенок. | ||
15 | Конденсация | Формирование представлений о конденсации воды – превращении пара в воду при охлаждении пара. Развитие способностей к преобразованию. | Вода в чайнике или кастрюле, зеркало или стекло. Картинки: избушка на курьих ножках, Баба-яга, Настенька, ручеек. | ||
16 | Змей Горыныч о трех головах | Развитие представлений о единстве агрегатных состояний воды – лед, вода и пар. Развитие способностей к преобразованию. | Кусочек льда, горячая плитка, картинки: Змей Горыныч с тремя головами, Иванушка и Настенька. | ||
январь | |||||
17 | Лед – вода – пар | Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Развитие представлений о сериационном изменении воды. | Символы: картонный синий квадрат – «лед»; картонный белый кружок, на котором изображены волны и пузырьки – «вода»; вырезанное из белого картона облако; картонный кружок с изображением Деда Мороза на фоне снежинок; картонный кружок с изображением желтого солнца на красном фоне, от солнца идут лучи. | ||
18 | Игра в школу | Формирование представлений об агрегатных состояниях воды. Усвоение значений символов льда, воды и пара, нагревания и охлаждения. Построение сериационного ряда изменений агрегатных состояний воды. | У детей на столиках символы льда, воды и пара, у воспитателя символы нагревания и охлаждения, колокольчик, дудочка. | ||
19 | Игра «Царство льда, воды и пара» | Формирование представлений об агрегатных превращениях воды. Развитие представлений о знаках и символах. | Символы нагревания и охлаждения (солнце и Дед Мороз), символы льда, воды и пара, дудочка, колокольчик. | ||
20 | Свойства веществ | Формирование представлений о свойствах твердых и жидких веществ. Развитие экологического сознания. Развитие способностей к преобразованию. | Деревянная палочка, кусок мела, кусок пластилина, стакан с водой, пустой стакан (на каждого ребенка), кусок льда, вода в целлофановом пакете, молоток, изображение бассейна, кубик. | ||
февраль | |||||
21 | Строение веществ | Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию. | Речной песок в блюдце, сахар-рафинад, лупа 3 или 5-кратного увеличения, по два стакана с теплой водой, чайные ложки (на каждого ребенка). | ||
22 | Сказка об Илье Муромце и Василисе Прекрасной | Закрепление представлений об испарении и конденсации. Формирование представлений о воздухе. Развитие способностей к преобразованию | Пульверизатор с флаконом, на дне которого немного воды, резиновая груша. | ||
23 | Воздух и его свойства | Формирование представлений о воздухе и его свойствах. Развитие способностей к преобразованию. | Надувные резиновые игрушки, тазик с водой, картинки: водолаз под водой, над ним пузырьки воздуха; спокойное море; море во время шторма. | ||
24 | Воздух вокруг нас | Закрепление представлений о воздухе и его свойствах. Формирование представлений о значении воздуха для практических целей человека. | Стакан, вода в аквариуме, камушек, бумага, игрушечная ветряная мельница; картинки: корабль под надутыми парусами, ветряная мельница, самолет, птицы. | ||
март | |||||
25 | Водолаз Декарта | Формирование представлений о плавании тел, о давлении воздуха и жидкостей. | Бутылка (объем 1 литр), кусок резины от воздушного шарика, нитки, колпачок или пробирка. «Водолаза Декарта» изготавливают следующим образом: в бутылку наливают воду, затем наливают воду в пробирку (меньше половины) и опускают пробирку в бутылку; пробирка должна плавать так, чтобы она могла легко пойти ко дну от малейшего прикосновения и медленно всплыть. Это регулируется количеством воды в пробирке – пробирка поднимается к поверхности воды, и часть воды из пробирки выливают, затем вновь опускают ее в бутылку. На горлышко бутылки надевают кусок резины от воздушного шарика, натягивая его и плотно закручивая вокруг горлышка нитками. Если надавить на резину, давление будет передаваться через воздух воде, часть воды войдет в пробирку, «водо- лаз» пойдет ко дну. Отпустив резину, можно заставить «водолаза» всплывать. | ||
26 | Плавание тел. Изготовление корабля. | Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию. | Глубокая тарелка с водой, пластилин, кусочек дерева, камушек, металлические предметы – скрепки, кнопки; бумага; картинка с изображением парохода. | ||
27 | Термометр | Знакомство с термометром. Формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении. Развитие способностей к преобразованию. | Термометры, чайные ложки (желательно из нержавеющей стали), по два стакана воды: горячей (40–50°) и холодной (из холодильника) (на каждого ребенка). | ||
28 | Нагревание проволоки | Формирование представлений о теплопередаче, о способах изменения температурного состояния тела. Развитие способностей к преобразованию. | Алюминиевая проволока (сечение 2–3 мм, длина 20–80 см), деревянный или пластмассовый кубик, кусок картона (на каждого ребенка и у педагога), спичка, коробок, свечка. | ||
апрель | |||||
29 | Иванушка и молодильные яблоки | Формирование представлений об испарении воды, паре. Развитие способностей к преобразованию. | Пробирка или маленькая бутылочка, пробка, маленький ключ на веревочке, спиртовка или свечка. | ||
30 | Письмо к дракону | Формирование представлений о теплопередаче. Развитие способностей к преобразованию. | Спиртовка или свечка, металлическая трубка или деревянная палка (длина 20–40 см), обернутая бумагой, – письмо; картинки, соответствующие сюжету сказки. | ||
31 | Незнайка и мороженое | Закрепление знаний детей о тепловых явлениях и теплопередаче. Закрепление знаний о сезонных изменениях. Развитие способностей к преобразованию. | Два кусочка мороженого, два маленьких блюдечка, меховая варежка; картинки: мальчик в маечке и в трусиках; мальчик с зонтиком, в плаще, идет дождь; осенний лес, опавшие листья; мальчик в зимней одежде. | ||
Повторение пройденного материала |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по обж в старшей группе детского сада
«Основы безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Перспективное планирование в образовательной области физическая культура, поможет эффективно сделать календарно- тематическое планирование....
Перспективное планирование по лепке в старшей группе.
Лепка- создание скульптуры из пластилина, которая укрепляет руки ребенка, сначала дети лепят ладонями, затем видоизменяют форму пальцами.Пластилин позволяет передать форму предмета, объем, строе...
Перспективное планирование работы с детьми старшей группы по правовому воспитанию. Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие"
Перспективное планирование работы с детьми старшей группы по правовому воспитанию. Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие"....
Перспективное планирование познавательного развития «Лепка» (подготовительная группа)
№ занятия ТемаЦелиМатериалИспользуемая литература1Мы – будущие школьники(педагогический мониторинг) выявление уровня знаний о школе, организовать беседу о школе, Дне знаний; продолжать...
Перспективное планирование познавательное развития в старшей группе (по формированию целостности картины мира).
Перспективное планирование познавательное развития в старшей группе (по формированию целостности картины мира)....
Перспективное планирование по ФЭМП в старшей группе на 2019 – 2020 учебный год (Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М.: МОСКВА-СИНТЕЗ, 2017 г. – 80 с.)
Перспективное планирование по ФЭМП в старшей группе на 2019 – 2020 учебный год(Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. – М....