занятие по экспериментальной деятельности в средней группе "Воздух и его свойства"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Тема: «Воздух и его свойства»
Цель: формирование представлений о воздухе и его свойствах через экспериментальную деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей со свойствами воздуха (легкий, невидимый, не имеет запаха);
- познакомить детей с причиной возникновения ветра, поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов;
- дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда);
- формировать навыки проведения простейших опытов;
- учить устанавливать причинно - следственные связи.
Развивающие:
- развивать память, внимание, любознательность;
- поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов;
- развивать связную речь; активизировать словарь;
-формировать умение понимать поставленную задачу.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде;
- воспитывать культуру общения и желание работать в коллективе.
Словарная работа: воздух невидимый, легкий.
Раздаточный материал: воздушные шары (по количеству детей), полоски бумаги (по количеству детей).
Демонстрационный материал: 2 воздушных шарика (один надут хорошо, второй не надут), прочный прозрачный полиэтиленовый мешок, мелкие игрушки, чеснок, одеколон, пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги, кусочек пластилина, палочка.
Структура и методические приемы:
Вводная часть – 3 минуты:
- сюрпризный момент (появление игрушки);
- мотивация детей на деятельность
Основная часть – 15 минут:
- опыты с воздухом
-физминутка
Заключительная часть – 2 минуты:
- подведение итогов занятия
Ход занятия:
Дети размещаются на стульях, стоящих полукругом. Появляется игрушка Буратино с 2 воздушными шариками (Один шарик надут хорошо, другой не надут).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что принес нам Буратино?(2 воздушных шарика). Предлагаю вам поиграть с ними. С каким шариком удобнее играть? Почему? (с тем, который больше надут, т.к. он легко отбивается, «летает», плавно опускается). Почему один легко летает и отбивается, а другой нет? (один упругий, а другой мягкий). Что надо сделать со вторым шариком, чтобы с ним тоже было хорошо играть? (больше надуть). Буратино интересуется, что находится внутри шарика? Откуда берется воздух? (его выдыхают).
Воспитатель показывает, как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха.
Воспитатель: Давайте расскажем Буратино, какой бывает воздух. Согласны? (Ответы детей)
Опыт 1.
Материалы: воздушные шары
Воспитатель: Как вы думаете, воздух тяжелый или легкий? (ответы детей) Предлагаю вам еще поиграть с воздушными шарами. Легко ли шарики подпрыгивают вверх? Попробуйте подкинуть шарик и подуть на него. Видите, шарик может перемещаться дыханием. Почему?
Вывод: Воздух очень лёгкий.
Опыт 2.
Материалы: Прочный прозрачный полиэтиленовый мешок, мелкие игрушки.
Воспитатель: Давайте попробуем поймать воздух. Наполним пустой мешочек разными мелкими игрушками. Что произошло с мешочком? (Мешочек изменил свою форму, теперь он не пустой, а полный, в нем – игрушки.) Выложим игрушки, расширим края мешочка. Он опять раздулся, но мы ничего не видим в нем. Мешок кажется пустым. Начинаем скручивать мешочек со стороны отверстия. По мере скручивания мешочек вздувается, становится выпуклым, как будто он наполнен чем-то. Почему? (Его заполняет воздух). А мы видим воздух? (Нет, он невидимый)
Вывод: Мешочек только кажется пустым, на самом деле – в нем воздух. Воздух невидимый.
Опыт 3
Материалы: чеснок, одеколон
Воспитатель: Ребята, вдохните носом воздух. Вы чувствуете запах? Воздух пахнет? (нет) Давайте возьмем чеснок. Попробуйте почувствовать запах? А теперь возьмем одеколон. Попробуйте почувствовать запах, который распространяется по помещению. Имеет ли чистый воздух запах? А когда в воздухе начинает чем либо пахнуть?
Вывод: Чистый воздух не имеет собственного запаха, но может запахи передавать.
Физминутка
Буратино потянулся, (Руки вверх, вдох – потянулись)
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся. (наклоны – раз, два, три)
Руки в сторону развел, (развели руки в стороны)
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (встали на носочки)
Опыт 4.
Материалы: полоски бумаги.
Воспитатель: Буратино, а ты знаешь, откуда появляется ветер? (Буратино «отвечает», что не знает) А вы, ребята, знаете, откуда появляется ветер? (Ответы детей) Возьмите полоску бумаги, и подуйте на нее слегка, умеренно, сильно. Что происходит с полоской? (полоска двигается слегка, чуть сильнее, сильно). Почему двигается полоска? (Воздух, который мы выдыхаем, движется, и получается ветер)
Вывод: ветер – это движение воздуха.
Опыт 5
Материалы: пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка.
Воспитатель: Мы уже узнали, что воздух умеет двигаться. Когда воздух движется появляется ветер. Может ли воздух двигать предметы? Как это можно проверить? (Воспитатель запускает в воду пустую пластмассовую ванночку). Как заставить ее плыть? (Подуть на нее). Попробуйте подуть сильнее, тише. Что вы видите?
Вывод: Если сильно дуть, то движения воздуха будет очень быстрым, и предметы будут двигаться быстрее, а если дуть легко - движение воздуха будет слабым, и предметы будут двигаться тихо.
Воспитатель: Ребята, что мы рассказали Буратино о воздухе? (Воздух легкий, невидимый, может передавать запахи, движение воздуха – это ветер). Буратино мне сейчас шепнул, что вы ему понравились, благодаря вам он много интересного узнал. И он хочет вас отблагодарить: подарить вам воздушные шары. (Дети благодарят Буратино, прощаются с ним)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментальной деятельности детей среднего возраста "Металл, его качества и свойства".
Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства....
Конспект занятия по экспериментальной деятельности для средней группы — «Волшебница-Вода»
Занятие по экспериментальной деятельности с детьми средней возрастной группы...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности для 2 младшей группы - "Удивительные свойства песка"
Конспект занятия по экспериментальной деятельности для 2 младшей группы - "Удивительные свойства песка"...
Конспект занятия по экспериментальной деятельности для средней группы - "Какие свойства у воды?"
Конспект занятия по экспериментальной деятельности для детей средней группы - "Какие свойства у воды?"...
«Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе на тему: «Свойства воды»»
Знакомство детей с некоторыми свойствами воды. Развитие исследовательских способностей у детей....
Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. Тема: «Удивительные свойства соли.»
Цель:способствовать развитию познавательного интереса у детей;развивать положительные эмоции и интерес к нетрадиционным видам изобразительной деятельности.Образовательные задачи:уточнить знания детей ...