Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе на тему «Загадочная вода».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами- педагогами дошкольных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 30.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе
на тему «Загадочная вода».
Цель: Закреплять и расширять знания детей об окружающем мире, его экологической системе, устанавливать связь всего живого в ней. Развивать познавательную активность ребёнка в процессе экспериментирования с водой.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Задачи:
1. Образовательные
-закрепить знания о круговороте воды в природе;
-познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность.
2. Воспитательные:
- воспитывать умение действовать в коллективе;
- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.
3. Развивающие:
- учить анализировать, делать умозаключения; иметь свое мнение.
- развивать логическое мышления;
- стимулировать познавательную активность детей.
Материалы и оборудование:
Картинка «Круговорот воды в природе»
Стакан с водой, стакан с молоком, ложечки, ёмкости: с солью, с сахарным песком, аскорбиновой кислотой, трубочки для коктейля, кубик, шарик. Аудиозапись шума воды. На каждого ребёнка: пластиковые стаканчики, бутылочки, блюдца, ложки, «формочки» с солью и сахаром, «розетки» разной формы, воронки, марля. Презентация «Вода – это жизнь»,аудиозапись «Музыка дождя» муз. С. Бурцева
Ход работы.
- Ребята, а давайте сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли —
Жить нельзя нам без ... (Вода)
- Правильно, сегодня мы будем говорить о воде.
Демонстрация глобуса
- Что это? Что такое глобус? Кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом? (вода). Нет на свете ни одного живого организма, который может прожить без воды. Почему я так говорю?
Кому нужна? (человеку, зверям, птицам, насекомым, деревьям).
В: Ребята, скажите, а где можно встретить воду в природе?
Ответы детей.
В: Правильно. В морях и океанах – вода солёная. Вода в море – как называют её по-другому? Морская. Вода в океане – океаническая, в реках, озёрах, родниках, болотах - (речная, озёрная, родниковая, болотная вода).
Демонстрация 1 части презентации.
2. Практическое экспериментирование
В: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, сегодня мы познакомимся с её свойствами. Для этого превратимся в лаборантов и будем проводить опыты в нашей научной лаборатории.
Старший лаборант (ребенок) читает детям инструктаж о правилах работы с водой:
Вода всегда и всем нужна,
Она прозрачна и чиста.
Она бежит, течет и льется,
Из речки, крана и колодца.
Вода тепла и холодна,
А так же мокрая она.
И кто с водой не осторожен
Намочит быстро их она.
1. Опыт: «Вода - жидкость, не имеет собственной формы».
В: «Что умеет делать вода?»
- Вы сказали: «вода льется, течет». Давайте это проверим. Для начала подойдите к столу. Здесь вы видите много посуды.
В: Возьмите бутылочку с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке. Самостоятельная работа детей.
Воспитатель спрашивает детей, почему они смогли перелить воду из бутылочки на блюдечко. Почему вода растеклась по блюдечку.
Дети: Вода жидкая.
В: Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, но она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то её называют жидкостью.
Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы?
Дети: Кубик имеет квадратную форму, шарик - круглую.
В: Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму?
Дети: Нет, в любом месте они остаются кубиком и шариком. Форма их не меняется.
В: А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт: Будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку, бутылочку.
В: Правильно, вода приняла форму того предмета, в который её наливали - чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?
Дети: Вода не имеет собственной формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.
2.Опыт. « Вода прозрачная».
Какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. В каком из стаканчиков трубочки видны, а в каком нет? Почему? В стаканчике с водой мы видим трубочку, а в стакане с молоком – нет. Какой вывод мы можем сделать? (значит, вода прозрачная). Прозрачную воду можно сделать непрозрачной.
Вывод: вода прозрачная жидкость. Выложить на доску алгоритм символизирующий, что у воды нет цвета.
3.Опыт. « Своего вкуса у воды нет».
- Перед вами стаканчики с водой. Попробуйте воду. Есть ли у воды вкус?
- А теперь добавьте в воду соль. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (солёная)
. - А теперь добавьте в воду сахар. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (сладкая).
- А теперь добавьте в воду аскорбиновую кислоту. Попробуйте. Какая на вкус стала вода? (кислая). - А теперь снова попробуйте воду. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая, кислая.
4.Опыт. «У воды нет запаха»
Дети пытаются определить запах у чистой воды и воды с добавлением лимонного сока.
Игровое упражнение «Вода - какая?»
- Ребята, поиграем в игру «Вода какая?» Передаем капельку и говорим: вода какая?
- Вода чистая, вода родниковая, вода прозрачная, вода холодная, вода газированная, вода грязная.
Подвижная игра «Мама Тучка»
В: Давайте представим, что я-мама Тучка, а вы мои детки. Делайте все, что я скажу.
Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками воды). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими, веселыми ручейками (дети берутся за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод, двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнца и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчики)
В: Какое явление связанное с водой мы показали сейчас в игре? Кто помнит?
Д: Круговорот воды в природе.
-Посмотрите на эту схему («круговорот воды в природе»). На ней изображено всё, что происходит с водой в природе.
Солнце нагревает воду, и вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки собираются вместе и образуют воду. Когда капелек становится много, они становятся тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.
5. Опыт « Дождь в банке»
В: Наполняем стеклянную емкость водой, сверху делаем "облака" из пены для бритья, а затем вливаем немного красителя поверх пены. Так, краситель просочится сквозь облака и пойдет дождь, а если при помощи палочки сделать отверстия в пене можно увидеть, что значит - дождь идет стеной.
Игра на воображение « На что похоже это облако?»
- Ребята вода — одно из главных богатств на Земле и имеет большое значение в жизни живых организмов. Ребята, а всегда ли человек добр к воде?
Демонстрация 2 части презентации.
6. Опыт «Очистка воды»
- У вас на столах стоят стаканчики с грязной водой. Можно ли пить такую воду или нет?
Давайте попробуем очистить ее с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки воды мы можем сделать с вами сами из марли. Возьмите пустой стакан, вставьте воронку, а в воронку фильтр-марлю.А теперь мы воду профильтруем. Переливаем воду из большого стакана тонкой струйкой в маленький стакан, но стакан наливайте не полный.
В.: Ребята, что у вас получилось? (ответы детей: фильтр стал грязный, на нем остались большие кусочки грязи). А вода стала чистой?
Для лучшей очистки нам необходимо пропустить воду через фильтр несколько раз.
В.: Ребята вы славно потрудились и узнали с помощью чего можно очистить воду.
А теперь давайте уточним вода это хорошо или плохо.
Игра «Хорошо – плохо»
Одна команда отвечает на вопрос: «Вода - это хорошо. Почему?». Другая команда отвечает на вопрос: «Вода - это плохо. Почему?» Итак, начали: «Вода это хорошо. Почему?».
Дети: Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.
Воспитатель: Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду. «Вода - это плохо. Почему?»
Дети: Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.
Итог
- Ребята, воды у нас много, она - везде. А нужно беречь воду? Как будем беречь воду?
Примерные ответы детей:
- Нужно не забывать закрывать краны.
- Если заметили, что кран неисправен, сразу сообщить взрослым.
- Не засорять водоемы.
- Не мусорить на берегах рек.
- Не мыть в водоемах машины.
-Правильно, ребята, воду нужно беречь! Вода – это жизнь!
(Воспитатель читает отрывок из стихотворения)
Без воды нам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе на тему «Свойства воды» .
-познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.-уточнить знания детей о необходимости воды в нашей жизни.-развивать...
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе на тему: «Эксперименты с магнитом»
Закрепление и обобщение знаний детей о свойствах магнита....
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе на тему: «Свойства воды»
Познакомить детей с основными свойствами воды. вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.уточнить знания детей о необходимости воды в нашей жизни....
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе на тему «Свойства воды»
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе на тему «Свойства воды» Цель занятия: Ознакомление детей с основными свойствами воды.Программные задачи:Образовательные:-...
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе по теме: "Волшебница вода"
Занятие про круговорот воды в природе, с элементами экспериментирования....
Открытое занятие по экспериментированию в старшей группе на тему «Свойства воды
Цель занятия: Познакомить детей с основными свойствами воды.Программные задачи:Образовательные:-познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это ...
Конспект занятия по экспериментированию в младшей группе на тему «Волшебница вода»
Цель: Формирование представления о воде, понимания ценности и значимости воды в жизни всего живого....