Конспект занятия в подготовительной группе "Как появились буквы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Цель: обобщение и расширение знаний об истории письменности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_podg._gruppa.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе.

Тема:                                                       «Как появились  буквы?»

 Цель: обобщение и расширение знаний об истории письменности.

Задачи:

Образовательные:

  • формирование представлений о происхождении славянского алфавита;
  • познакомить со славянскими просветителями – святыми Кириллом и Мефодием.

Развивающие:

  • развитие аналитико-синтетической деятельности и творческого воображения;
  • развивать конструктивные и творческие способности, фантазию, мелкую моторику, эстетический вкус.        

Воспитательные:

  • воспитание интереса к истории жизни наших предков.

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте ребята!  Предлагаю вам всем встать в круг, взяться за руки и глядя в глаза своему соседу сказать ему несколько добрых, приятных слов .

Психологический этюд

«Скажи что-нибудь приятное»

Дети стоят в кругу, берутся за руки. Глядя в глаза соседу , говорят ему несколько добрых слов, хвалят. Принимающий  кивает головой  и говорит : «Спасибо, мне очень  приятно!». Затем он произносит комплимент своему соседу. 

Введение в тему.

Педагог:   - Отгадайте-ка, ребята, мою загадку: «На странице букваря тридцать три богатыря. Мудрецов – богатырей знает каждый грамотей».

Дети: Буквы.

Педагог: Верно, это буквы, ими обозначают звуки речи. А вы знаете буквы? Назовите их. (Ответы детей).  (слайд 2)

Педагог: Молодцы. Только вы сейчас назвали буквы современного алфавита, но они не всегда так назывались и писались. А какими они были, мы сможем узнать, если

отправимся в прошлое.  У нас есть часы, которые помогут нам оказаться в прошлом. «Назад стрелки закрутились, и мы в прошлом очутились».

(беру часы, кручу стрелки назад).

(Звучит музыка)

 Педагог: Вот мы с вами и  попали в прошлое . (слайд 3 ).

Присаживайтесь на стульчики.

Основная часть.

Педагог: Было время, когда люди на земле не умели ни читать, ни писать. Еще не существовало букв. Сегодня я хочу вам рассказать историю их рождения.

А вы ребята хотите узнать как появились первые буквы и кто их придумал?  (ответы детей)

В древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы.  Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать.

(слайд 4,5,6)

     Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди.  Это первые шаги человека к  созданию письменности. Постепенно люди  стали заменять рисунки символами.(слайд 7)

     Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма» на расстояния было неудобно, и понять эти знаки можно было по-разному.

     Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность.

Вы видите изображение двух братьев в монашеском одеянии.( слайд 8) Это Кирилл  и Мефодий . Они были очень образованными людьми.

Мечтали они написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.
Спустя время братья создали азбуку, которую назвали Кириллицей
. (слайд9 ) Каждая буква имела свое название: «Аз», «Буки», «Веди». Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя: веди, люди, буки, аз, земля.(слайд 10)

Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: «добро», «живете»,«земля»,«люди».  В кириллице   43 буквы, в последствии эта азбука стала основой русского алфавита.

А теперь предлагаю  вам поиграть.

Игра «Собери букву из частей».

Детям раздаются конверты с разрезными буквами старославянского алфавита.

Педагог:  буквы из прошлого распались  на части, вам необходимо «спасти» их: собрать из частей.

Дети работают в подгруппах.

Педагог: Молодцы,  вы отлично справились.

«Аз» и «Буки». Получилось слово «АЗБУКА». В народе так и говорят: «Сначала «аз» да «буки», потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.

В честь просветителей Кирилла и Мефодия был учреждён праздник – День славянской письменности и культуры, который отмечают 24 мая.  В  Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия этого памятника установлена Неугасимая Лампада - знак вечной памяти. (слайд 11)

 Два брата, Кирилл и Мефодий, 
Спасибо хотим вам сказать
За буквы, что очень нужны нам
Чтоб  научить нас читать.

Педагог: Пришла пора нам  возвращаться в детский сад.

«Вперед стрелки закрутились и в саду мы очутились» (беру часы, кручу стрелки вперед)

Пальчиковая игра «Мы учимся письму».

Мы учимся письму.

Для чего? И почему?            Дети руками показывают на тетрадь.

Из крючков, из крючков,       Указательные пальцы обеих рук рисуют в воздухе крючки.

Из кружков, из кружков         Пальцы складываются колечками.

Сможем буквы написать,      Имитация в воздухе движений как при письме.

Если будем мы стараться –

Буквы будут получаться.       Руки на поясе, наклоны головы в стороны.

Пальцы наши потрудились

И немножко утомились.         Ритмичное сгибание и разгибание пальцев.

Дружно мы их встряхнем

И опять писать начнем!         Энергичное встряхивание кистей рук.

Практическое творческое задание.

Педагог: А теперь  вам ребята, я предлагаю с помощью разноцветных жгутиков попробовать создать свои необычные буквы и украсить их.

Работа детей.

Заключительная беседа.

Педагог:

- Понравилось вам наше путешествие?

-Что интересного вы сегодня узнали?

-Что было для вас трудным?

 - Как в прошлом люди обменивались информацией?

 -На чем делали надписи ?                                                           (Ответы детей.)

 -Кто создал славянскую азбуку?

 -Назовите старославянские буквы, которые вы запомнили.  (слайд 12)

Итог.- Мы сегодня познакомились со старославянскими буквами, с историей их рождения. Я думаю, что в школе вы будете прилежными и старательными учениками. Научитесь быстро читать и красиво писать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: « Буква Г; звуки [г], [г`]».

Совершенствование знаний о звуках [г], [г`], умение проводить звуковой и слоговой  анализ слов, формирование опыта  чтения слогов;   развитие связной речи, умение сравнивать, анал...

Интеллектуальная игра для детей подготовительной группы: «Большие буквы».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно- речевому и социально- личностному  развитию детей, в содержание которого входят задания и упражнения по формированию у дете...

Интеллектуально-развлекательная игра с экологической направленностью для детей подготовительной группы «Большие буквы»

Интеллектуально-развлекательная игра с экологической направленностью для детей подготовительной группы «Большие буквы» Игра даёт ребёнку возможность применять на практике уже полученные эко...

Знакомство детей старшего и подготовительного возраста с буквой Й и со звуком ( И краткая).

Рекомендуемый конспект совместной деятельности педагога с детьми. Проведен в игровой форме для лучшего усвоения материала. За основу поэтапного проведения была использована программа " Школа 2100"....

ООД в подготовительной логопедической группе "Буква Ч"

ООД с элементами здоровьесберегающих технологий....

Конспект НОД в подготовительной группе.Тема: «Как появились буквы?»

Обобщение и расширение знаний об истории письменности....

Конспект НОД в подготовительной группе.Тема: «Как появились буквы?»

Обобщение и расширение знаний об истории письменности....