ООД в подготовительной логопедической группе "Буква Ч"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие «Звук и буква Ч»
Старший дошкольный возраст
Цель. Обучение грамоте.
Задачи: закрепить навык произношения звука Ч в слогах, словах и фразах;
закреплять умения образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами;
работать по развитию звуко-слогового анализа слов;
закрепить навык правописания слогов ча, чу в словах;
развивать фонематический слух, память, внимание и мышление, мелкую моторику.
Оборудование:
Деревья, ёлки, пенечки, кочка, птицы, бабочки, жук, конверт с загадками, цветочки со словами; Чебурашка, корзинка, посылка, цветные камешки, мел, доски для письма.
Ход занятия
- Организационный момент.
- Сегодня, друзья, мы отправимся путешествовать по сказочному лесу.
- Вокруг себя повернись и в лесочке окажись.
2.Знакомство с новой темой.
Как в лесу красиво. Посмотрите, кто это еще гуляет в лесу? (Чебурашка)
Да что-то он такой грустный. Давайте спросим что случилось? (Гена попросил Чебурашку получить посылку и письмо на почте. Посылку с письмом он получил. Но не может понять зачем все это ему прислали?) Посмотрим что там.
В конверте загадки. Надо отгадать их.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела.
Пейте чай, вода вскипела. (Чайник)
Пять мальчиков, пять чуланчиков.
Каждый мальчик – в с вой чуланчик. (Перчатки)
Пушистая вата
Плывет куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Туча)
– Как вы думаете, какой одинаковый звук встретился во всех этих словах?
3. Характеристика звука.
Произнесите звук [ч ]
– Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается?
– А теперь положим руку на горлышко, и еще раз произнесем звук [ч ], что у нас с горлышком происходит? (оно молчит).
– Вывод: что знаем о звуке [ ч ]?
(Согласный, глухой, всегда мягкий звук.)
4. Речевая зарядка:
Наш друг Чебурашка такой грустный давайте его развеселим, подурачимся. Повторяйте за мной:
ча-чо-чу-чи
чи-чу-ча-чо
чо-чи-чу-ча
Ча-ча-ча – мы увидели грача.
Чу-чу-чу – молоточком я стучу.
Чо-чо-чо – греет солнце горячо.
Чи-чи-чи – вкусны пироги в печи. .
5. Гена в почтовый ящик положил предметы. Я их достану, если вы правильно отгадаете задуманное слово:
первый звук в слове – [ч], последний – [ы] (часы)
первый звук в слове – [к], последний – [ч] (ключ)
первый звук в слове – [м], последний – [ч] (мяч)
первый звук в слове – [ч], последний – [а] (чашка)
Молодцы, все эти предметы и лежат в почтовом ящике.
6. Дидактическая игра “Скажи ласково”.
Захотелось ласковых мне слов.
Кто из звуков нам помочь готов?
[ч] – он очень мягкий звук,
не обойтись, похоже, без его услуг.
- А как ласково можно назвать Чебурашку?
Посмотрите вокруг и назовите те предметы ласково, в названии которых слышится звук Ч. (веточка, иголочка, птичка, облачко, пенечки, елочка, листочек, бабочка, ласточка, ручеёк, речка, жучок, паучок, и т.д.).
6. Определение места звука в слове.
Найдите в лесу птиц, в названии которой есть звук [ч]. (Грач, ласточка)
- А теперь Чебурашка просит вас определить место звука Ч в словах по «птичьи». Покажите пальцами: звук в начале слова - «клювик», звук в конце - «хвостик», звук в середине слова - « животик».
(Чай, мяч, бочка, луч, мальчик, чемодан, качели, ночь).
7. Знакомство с буквой Ч.
Ребята, как на письме обозначается звук [Ч]? (Буквой Ч).
- Поищите, где спряталась от нас буква Ч? (Найти правильно написанную букву в стволах деревьев)
Давайте выстроим из себя букву Ч. (Использование Алфавита телодвижения)
- С какими буквами не дружит буква [Ч]?
Выстройте из себя слоги ЧА, ЧУ.
- Назовите слова, в которых есть слоги ЧА, ЧУ.
Выстройте из себя слова ЧАС, ЧУДО.
8. Работа по развитию звукобуквенного анализа.
В лесу течет маленький ручей. Что это за насекомое у воды? (жук)
Выполните звукобуквенный анализ слова жучок на дощечках. Выложите звуки цветными камешками, которые лежат у ручейка. Буквы подпишите мелом.
9. Физкультминутка.
Что-то засиделись мы на пенечках, пойдемте, попрыгаем на лесной полянке.
Раз, два, три, четыре, пять –
Все мы встали поиграть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем
И попрыгаем скорей,
Чтобы стало веселей.
Прыгнуть нужно столько раз, сколько слогов в словах: час, часы, бабочка, дочь, качели, чулок, печь. (Дети прыгают вперед и после каждого слова, пальцами показывают, количество своих прыжков).
10. Чтение слов и составление предложений с прочитанными словами.
Посмотрите сколько цветов на полянке. Может для них, Гена в посылку положил корзинку Чебурашке. (Корзина вырезана из картона. В ней небольшие прорези сделанные крест - накрест. Серединку цветка, вырезанного из цветной бумаги, смять и вставить в эту прорезь)
Посмотрите, на каждом цветке написано слово, которое вы должны прочесть и составить с ним предложение. Только после этого вставить цветок в корзинку.
( Слова на цветах: туча, куча, чашка, чулок, чудо, лучи, калачи).
– Молодцы, ребята. Вот сколько новых слов с буквой Ч вы прочитали. Составили интересные предложения. Собрали целую корзину удивительных цветов.
8. Подведение итога занятия.
– Пришло время возвращаться домой. Давайте вспомним, что с нами случалось в это удивительное путешествие?
Чебурашка благодарит вас и угощает чем – то сладким. В сундучке угощение первый звук, которого начинается на [ч] и заканчивается на звук [с]
(чупа-чупс).
Н.Ю. Кирман
Учитель-логопед,
Д/с №204 ОАО «РЖД»
г. Абакан.
Звук и буква Ч.
- Дай характеристику звуку Ч. (согласный, глухой, только мягкий)
- Четко проговори слоги
ча-чо-чу
чи-чу-ча-чо
чо-чи-чу-ча
- Отгадай загадку. Выполни звукобуквенный анализ слов «отгадок»\
Что это у Галочки? Пушистая вата
Ниточка на палочке. Плывет куда-то,
Палочка в руке, Чем вата ниже,
Ниточка в реке. Тем дождик ближе.
- Посмотрите вокруг и назовите 10 предметов ласково,
чтоб в названии слышался звук Ч.
- Вспомни сказку о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю.
Рядом с буквами Ю,Я наша буква Ч больше не стоит.
Напиши по 3 слова с Ч А (чашка, удача…..)
ЧУ (лечу, чулок….)
6. Отгадай задуманное слово если:
первый звук в слове - ч, последний – ы
первый звук в слове - к, последний – ч
первый звук в слове - м, последний – ч
первый звук в слове - ч, последний – а
Составьте предложения с этими предметами.
Звук и буква Ч.
- Дай характеристику звуку Ч. (согласный, глухой, только мягкий)
- Четко проговори слоги
ча-чо-чу
чи-чу-ча-чо
чо-чи-чу-ча
- Отгадай загадку. Выполни звукобуквенный анализ слов «отгадок»\
Что это у Галочки? Пушистая вата
Ниточка на палочке. Плывет куда-то,
Палочка в руке, Чем вата ниже,
Ниточка в реке. Тем дождик ближе.
- Посмотрите вокруг и назовите 10 предметов ласково,
чтоб в названии слышался звук Ч.
- Вспомни сказку о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю.
Рядом с буквами Ю,Я наша буква Ч больше не стоит.
Напиши по 3 слова с Ч А (чашка, удача…..)
ЧУ (лечу, чулок….)
6. Отгадай задуманное слово если:
первый звук в слове - ч, последний – ы
первый звук в слове - к, последний – ч
первый звук в слове - м, последний – ч
первый звук в слове - ч, последний – а
Составьте предложения с этими предметами
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"
Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....
презентация к родительскому собранию в подготовительной логопедической группе по теме:" Логопедическая готовность ребёнка к школе"
презентация поможет раскрыть необходимые аспекты подготовки детей подготовительной логопедической группы к школе. Познакомит родителей с особенностями логопедической работы в этой группе....
Конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе
Вашему вниманию предлагаю конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе...
Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»
Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...
Фронтальное логопедическое занятие для детей подготовительной логопедической группы с ОНР "Путешествие в сказку «Чьи цветы лучше»
Коррекционно-образовательные:· Расширение и уточнение представлений об окружающем мире;· Совершенствован...
Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Тема: Путешествие в Цветочный город.
Представлен конспект группового логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР, проведенного на одном из городских методических объединений. Цель заняти: закрепление ...
КВН «Уроки Светофорика» в подготовительной логопедической группе Тема «Учимся читать дорожные знаки» КВН «Уроки Светофорика» в подготовительной логопедической группе Тема «Учимся читать дорожные знаки»
Цели: закреплять и углублять знания детей безопасного поведения на улице - где можно и где нельзя играть; правила безопасного перехода через дорогу, правильного поведения детей при катании на ве...