ООД в подготовительной логопедической группе "Буква Ч"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Кирман Наталья Юрьевна

ООД с элементами здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_ch.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие «Звук и буква Ч»

Старший дошкольный возраст

Цель. Обучение грамоте.

Задачи: закрепить навык произношения звука Ч в слогах, словах и фразах;

закреплять умения образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными суффиксами;

работать по развитию звуко-слогового анализа слов;

закрепить навык  правописания слогов  ча, чу в словах;

развивать фонематический слух, память, внимание и мышление, мелкую моторику.

Оборудование:

Деревья, ёлки, пенечки, кочка, птицы, бабочки, жук,  конверт с загадками, цветочки со словами; Чебурашка, корзинка, посылка, цветные камешки, мел, доски для письма.

Ход занятия

  1. Организационный момент.
  2. Сегодня, друзья, мы отправимся путешествовать по сказочному лесу.

- Вокруг себя повернись и в лесочке окажись.

 2.Знакомство с новой темой.

 Как в лесу красиво. Посмотрите, кто это еще гуляет в лесу? (Чебурашка)

Да что-то он такой грустный.          Давайте спросим что случилось?  (Гена попросил Чебурашку  получить посылку и письмо на почте. Посылку с письмом он получил.  Но не может понять зачем все это ему прислали?) Посмотрим что там.

В  конверте загадки. Надо  отгадать  их.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела.

Пейте чай, вода вскипела.            (Чайник)

Пять мальчиков, пять чуланчиков.

Каждый мальчик – в с вой чуланчик.    (Перчатки)

Пушистая вата

Плывет куда-то,

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе. (Туча)

– Как вы думаете,  какой   одинаковый  звук  встретился во всех этих словах?

 3. Характеристика звука.

Произнесите звук [ч ]

– Как называются звуки, при произношении которых воздух задерживается?

– А теперь положим руку на горлышко, и еще раз произнесем звук [ч ], что у нас с горлышком происходит? (оно молчит).

– Вывод: что знаем о звуке [ ч ]?

(Согласный, глухой, всегда мягкий звук.)

4. Речевая зарядка:

Наш  друг Чебурашка такой грустный давайте его развеселим, подурачимся.  Повторяйте за мной:

ча-чо-чу-чи

чи-чу-ча-чо

чо-чи-чу-ча

Ча-ча-ча – мы увидели грача.

Чу-чу-чу – молоточком я стучу.

Чо-чо-чо – греет солнце горячо.

Чи-чи-чи – вкусны пироги в печи. .  

5.    Гена в почтовый ящик положил предметы. Я их достану, если вы правильно отгадаете задуманное слово:

 первый звук в слове – [ч], последний – [ы]  (часы)

    первый звук в слове – [к], последний – [ч]   (ключ)

  первый звук в слове – [м], последний – [ч]  (мяч)

 первый звук в слове – [ч], последний – [а]  (чашка)

Молодцы, все эти предметы и лежат в почтовом ящике.

6. Дидактическая игра “Скажи ласково”.

Захотелось ласковых мне слов.

Кто из звуков нам помочь готов?

[ч] – он очень мягкий звук,

не обойтись, похоже, без его услуг.

- А как ласково можно назвать Чебурашку?

Посмотрите вокруг и назовите те предметы  ласково,  в названии  которых слышится звук Ч. (веточка, иголочка, птичка, облачко, пенечки, елочка, листочек, бабочка, ласточка, ручеёк, речка, жучок, паучок,  и т.д.).

6. Определение места звука в слове.

 Найдите в лесу птиц, в названии которой есть звук [ч]. (Грач, ласточка)

- А  теперь Чебурашка просит вас определить место звука Ч в словах по «птичьи». Покажите пальцами: звук в начале слова - «клювик»,  звук в конце - «хвостик»,  звук в середине слова - « животик».

(Чай, мяч, бочка, луч, мальчик, чемодан, качели, ночь).

7. Знакомство с буквой Ч.

Ребята, как на письме обозначается  звук [Ч]? (Буквой Ч).

- Поищите, где спряталась от нас буква Ч? (Найти правильно написанную букву в стволах деревьев)

  Давайте  выстроим из себя букву Ч. (Использование Алфавита телодвижения)

- С какими буквами не дружит буква [Ч]?

 Выстройте из себя слоги ЧА, ЧУ.

- Назовите слова, в которых есть слоги ЧА, ЧУ.

Выстройте из себя слова ЧАС, ЧУДО.

8. Работа по развитию звукобуквенного анализа.

В лесу течет маленький ручей. Что это за насекомое у воды? (жук)

Выполните звукобуквенный анализ слова жучок на дощечках. Выложите звуки  цветными камешками, которые лежат у ручейка. Буквы подпишите мелом.

9. Физкультминутка.

Что-то засиделись мы на пенечках, пойдемте, попрыгаем на лесной полянке.

Раз, два, три, четыре, пять –

Все мы встали поиграть.

Ручками похлопаем,

Ножками потопаем

И попрыгаем скорей,

Чтобы стало веселей.

 Прыгнуть  нужно  столько раз, сколько слогов в словах: час, часы, бабочка, дочь, качели, чулок, печь. (Дети прыгают вперед и после каждого слова, пальцами показывают, количество своих прыжков).

10.  Чтение слов и составление предложений с прочитанными словами.

Посмотрите сколько  цветов на полянке.  Может для них, Гена в посылку положил корзинку Чебурашке. (Корзина вырезана  из картона. В ней небольшие прорези сделанные крест - накрест. Серединку цветка, вырезанного из цветной бумаги,  смять и вставить в  эту прорезь)

  Посмотрите, на каждом  цветке  написано слово, которое вы должны прочесть и составить с ним предложение. Только после этого  вставить цветок в корзинку.

 ( Слова на цветах: туча, куча, чашка, чулок, чудо, лучи, калачи).

– Молодцы, ребята. Вот сколько новых слов с буквой Ч  вы прочитали. Составили интересные предложения. Собрали целую корзину удивительных цветов.

8. Подведение итога занятия.

– Пришло время возвращаться домой. Давайте вспомним, что с нами случалось в это удивительное путешествие?

Чебурашка благодарит вас и угощает чем – то сладким. В сундучке угощение первый звук, которого начинается на [ч] и заканчивается на звук [с]

(чупа-чупс).

Н.Ю. Кирман

Учитель-логопед,

Д/с №204 ОАО «РЖД»

г. Абакан.


Звук и буква Ч.

  1. Дай характеристику звуку Ч. (согласный, глухой, только мягкий)
  2. Четко проговори слоги

ча-чо-чу

чи-чу-ча-чо

чо-чи-чу-ча

 

  1. Отгадай загадку. Выполни звукобуквенный анализ слов «отгадок»\

   Что это у Галочки?                    Пушистая вата

         Ниточка на палочке.                    Плывет куда-то,        

Палочка в руке,                   Чем вата ниже,

Ниточка в реке.                    Тем дождик ближе.

  1. Посмотрите вокруг и назовите 10  предметов  ласково,

 чтоб в названии слышался звук Ч.

  1. Вспомни сказку о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю.

Рядом с буквами Ю,Я наша буква Ч больше не стоит.

Напиши по 3 слова с Ч А   (чашка, удача…..)

                              ЧУ  (лечу, чулок….)

          6.       Отгадай задуманное слово если:

                     первый звук в слове - ч, последний – ы

                     первый звук в слове - к, последний – ч

                     первый звук в слове - м, последний – ч

                     первый звук в слове - ч, последний – а  

                  Составьте предложения с этими предметами.

Звук и буква Ч.

  1. Дай характеристику звуку Ч. (согласный, глухой, только мягкий)
  2. Четко проговори слоги

ча-чо-чу

чи-чу-ча-чо

чо-чи-чу-ча

 

  1. Отгадай загадку. Выполни звукобуквенный анализ слов «отгадок»\

   Что это у Галочки?                    Пушистая вата

         Ниточка на палочке.                    Плывет куда-то,        

Палочка в руке,                   Чем вата ниже,

Ниточка в реке.                    Тем дождик ближе.

  1. Посмотрите вокруг и назовите 10  предметов  ласково,

 чтоб в названии слышался звук Ч.

  1. Вспомни сказку о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю.

Рядом с буквами Ю,Я наша буква Ч больше не стоит.

Напиши по 3 слова с Ч А   (чашка, удача…..)

                              ЧУ  (лечу, чулок….)

          6.       Отгадай задуманное слово если:

                     первый звук в слове - ч, последний – ы

                     первый звук в слове - к, последний – ч

                     первый звук в слове - м, последний – ч

                     первый звук в слове - ч, последний – а  

                  Составьте предложения с этими предметами

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению граммоте в подготовительной логопедической группе. Составлен с учетом Федеральных Государственных Требований ....

презентация к родительскому собранию в подготовительной логопедической группе по теме:" Логопедическая готовность ребёнка к школе"

презентация поможет раскрыть необходимые аспекты подготовки детей подготовительной логопедической группы к школе. Познакомит родителей с особенностями логопедической работы в этой группе....

Конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе

Вашему вниманию предлагаю конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе...

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...

Фронтальное логопедическое занятие для детей подготовительной логопедической группы с ОНР "Путешествие в сказку «Чьи цветы лучше»

Коррекционно-образовательные:·         Расширение и уточнение представлений об окружающем мире;·         Совершенствован...

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР. Тема: Путешествие в Цветочный город.

Представлен конспект группового логопедического занятия в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР, проведенного на одном из городских методических объединений. Цель заняти: закрепление ...

КВН «Уроки Светофорика» в подготовительной логопедической группе Тема «Учимся читать дорожные знаки» КВН «Уроки Светофорика» в подготовительной логопедической группе Тема «Учимся читать дорожные знаки»

Цели: закреплять и углублять знания детей безопасного поведения на улице - где можно и где нельзя играть; правила безопасного перехода через дорогу, правильного поведения детей при катании на ве...