Знакомство детей старшего и подготовительного возраста с буквой Й и со звуком ( И краткая).
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Рекомендуемый конспект совместной деятельности педагога с детьми. Проведен в игровой форме для лучшего усвоения материала. За основу поэтапного проведения была использована программа " Школа 2100".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.docx | 17.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по обучению грамоте
Подготовила и провела: воспитатель подготовительной группы № 6
Абрамова О. В.
Тема: Буква И краткая, звук (Й)
Цели и задачи:
- знакомство с буквой;
-дифференциация понятий « звук» и « буква»;
- выявление артикуляторных и акустических характеристик звука;
- выделение звука в словах, определение его местоположения;
-сопоставление звука с другими, фонетически схожими с ним звуками;
-обогащение словарного запаса детей, создание условий для употребления новых слов в собственной речи;
-формирование навыка образования и употребления форм слов, согласования с другими частями речи;
-обучение ответам на вопросы, диалогической речи, добавлению недостающих слов;
- развитие мелкой моторики пальцев рук, умения ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Материалы и оборудование: настенный алфавит, доска, мел, тетрадь в крупную клетку, простой карандаш.
Ход занятия.
- Существует буква в нашем языке, которая незаметна, но играет значимую роль. О какой букве идет речь, постарайтесь узнать из небольшого рассказа.
Странная буква.
Заскучали буквы в алфавите.
-Споем?- сказала одна своей соседке.
-Я не умею, - грустно сказала та.
-А ты попробуй. Пой, как я: и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и!..
-Й…Й…Й…
-И правда, не умеешь. Странно: все гласные поют, а ты нет.
-Я не гласная.
-Согласная, что ли?
-Не знаю.
-Ну, и кому ж ты такая нужна?
-Всем нужна. Видишь, я стою в алфавите.
-Стои - жалко, что ли.
-не « стои», а « стой». Вот я и пригодилась!
-Ну, хорошо, стой. А зачем у тебя этот знак?
-Сама догадайся…
-Догадались, о какой букве идет речь?
-Правильно. Буква – И краткая. А какой звук она обозначает?
-Совершенно верно - звук (Й). Какой же это звук- гласный или согласный? Чтобы определить, давайте произнесем его. Что во рту помогает нам его произнести?
-Верно, язычок. Он прижимается боками к нёбу. Значит, он всё-таки согласный, но необычный, а всегда мягкий согласный.
2 . В нашей речи мало встречается слов с этим звуком. В основном, он находится в середине или в конце слов. А в начале он стоит только в иностранных словах, появившихся в нашей речи - « йод», « йог», « йогурт».
- Давайте попробуем определить, в каких словах может встречаться звук (Й). Ответьте на вопросы. Если вы правильно подберете ответ, то в ваших словах будет звук (Й):
-Что мы произносим, когда нам неожиданно становится больно? (Ой!)
-Когда мы чего-то испугались? (Ай!)
-Крошечная девочка, которая жила в цветке? ( Дюймовочка)
-Кто похитил Царевну-лягушку у Ивана- царевича? ( Кощей Бессмертный)
-Как зовут мальчика, который ничего не знает? ( Незнайка)
-Мальчика, который ничего не хочет делать? ( Лентяй)
-Плохие отметки в школе? ( Тройка, двойка)
-Птица, которая хорошо поёт? ( Соловей, канарейка)
-Птица, которая умеет говорить? ( Попугай)
-Морская белая птица? (чайка)
-Кто обедал в зоопарке у зверей? ( Воробей)
-Городской транспорт? ( Троллейбус, трамвай)
-Вы - молодцы! Ответили на все вопросы. В какой части слов мы чаще всего встретили звук (Й)?
-Согласна с вами - в середине и в конце слов.
3. А теперь немного отдохнем. Проведем физминутку. но она необычная: там будут встречаться слова со звуком…..(Й)
(Дети двигаются по комнате, веселятся.)
Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
К нам пришел волшебник злой!
Он руками помахал,
Всех детей заколдовал.
Дети головы склонили,
Замолчали и застыли.
( Дети застывают, склонив головы.)
В класс пришли друзья-зверюшки,
Вмиг злодея вон прогнали
И детей расколдовали.
А теперь пора плясать,
Нам не надо унывать!
( Дети танцуют.)
4. – Сейчас мы поиграем в необычную игру. Мы будем учиться приказывать. Я называю слово, а вы мне говорите это слово со словом « Ты».
- Бегать, слушать, прыгать, танцевать, улыбаться, умываться, думать, делать, хлопать, стирать, убирать, гулять, поливать, собирать.
- Что изменилось в этих словах? ( Появился звук (Й)).
5. – Мы познакомились со звуком (Й)- произносили, определяли в какой части слов он чаще всего встречается. Но не надо забывать и о букве, которую он обозначает - буква И краткая. Сейчас, чтобы её не обидеть, мы её напишем.
(На доске)
-Н- надела поясок,
И - надела поясок.
Буква Н надела ровно,
Буква И - наискосок.
Ты ей шапку подари-
Станет краткой буква И.
( При написании буквы проговаривается - расстояние между буквами, размер).
- Молодцы! С какой буквой и каким звуком мы сегодня познакомились? Что вы можете о них сказать?
На следующем занятии мы узнаем, с кем дружит этот звук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осенины. Праздник осени для детей старшего и подготовительного возраста.
В сценарий праздника входят стихи и песни об осени, приметы осени, загадки и пословицы. Включены русские народные мелодии, песни современных детских композиторов. Сценарий предназначен для музыкальных...
Сценарий КВНа для мам детей старшего и подготовительного возраста
Нетрадиционная форма праздника для мам в группах старшего и подготовительног возраста...
Вечер развлечений "Юные футболисты" для детей младшего и среднего возраста, для детей старшего и подготовительного возраста
Занятие или вечер развлечений по теме "Юные футболисты" направлено на совершенствование школы мяча (элементы игры в футбол). Может проводится с детьми как младшего, так и старшего возраста. Жела...
Интегрированная образовательная деятельность для детей с ТНР подготовительного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: Звуки р, л; р’л’. “ В гостях у клоуна Ромы ”. (Итоговое занятие).
Интегрированная образовательная деятельность для детей с ТНР по коррекции звукопроизношения с использованием здоровьесберегающих технологий. Возраст детей 6-7 лет. Разработана с учетом особенностей ра...
Артикуляционная гимнастика для детей старшего и подготовительного возраста для свистящих звуков С,З.Ц.
Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения. Цель артикул...
Консультация для родителей детей старшего и подготовительного возраста «Возрастные особенности детей 6—7лет»
Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе.Знание основных возра...
Квест "Детей России" для детей старшего и подготовительного возраста
ull; формировать представления детей о государственном празднике «День России», о символах страны; учить ориентироваться на местности;• развивать физические способности, ловкость, в...