Мастер – класс для воспитателей ДОУ. «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики».
консультация по коррекционной педагогике на тему
Мастер-класс для воспитателей ДОУ
(1 слайд)
«Формирование правильного звукопроизношения
у детей средствами артикуляционной гимнастики»
Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики;
Задачи:
-обучение управлению органами артикуляции;
-развитие координации и движений артикуляционного аппарата;
-воспитание правильного звукопроизношения, трудолюбия, чувства взаимопомощи.
Оборудование: проектор, экран, презентация по теме в электронном виде, зеркала, бумажные салфетки.
Ход мастер-класса:
1. Орг. момент. Знакомство педагогов с темой, целью, задачами мастер-класса.
2. Основная часть.
Методические рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики
(2 слайд)
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением,— глубоко ошибочно. Развитие правильной звукопроизносительной речи ребенка зависит от хронологической последовательности в усвоении языка, на которую влияет так называемая «языковая среда» т.е. взрослые – родители ,педагоги. И для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы упражнения артикуляционной гимнастики.
(3 слайд)
Артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата (губ, щек, челюстей, языка, неба)
Цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад, нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики, необходимо учитывать характер дефекта, нормальную артикуляцию звука. В процессе артикуляторной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями.
(4 слайд)
Требования к проведению артикуляционной гимнастики
* Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размешать детей надо так, чтобы все они видели лицо педагога. Лицо педагога должно быть, хорошо освещено. Каждое упражнение необходимо повторять 2-3 раза.
* Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
* Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
* Показывает выполнение упражнения.
* Дает инструкцию по выполнению упражнения: инструкции надо давать поэтапно, например: улыбнись, покажи зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.
(5 слайд)
Виды артикуляционных упражнений:
- Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд
1. «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 — 15 с
2. «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10 — 15 с
3. «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 с
4. «Горка». Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 с
5. «Желобок». Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10 — 15 раз
Каждое из перечисленных упражнений выполняется четко, медленно по 8 — 10 раз.
- Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость.
1. «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15 — 20 раз.
2. «Лошадка». Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком.
Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10 — 15 раз .
3. «Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от нёба
4. «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать.
Упражнение проводится под счет логопеда 10 — 15 раз
5. «Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз
6. «Змейка». Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз
7. «Маляр». Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолочек»), делая движения языком вперёд-назад. Проделать 10 раз.
8. «Катушка». Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения «Горка» язык в форме валика перемещается вперед-назад.
(6 слайд)
Артикуляционная гимнастика проводится с детьми от 2-х лет для профилактики нарушений звукопроизношения и детьми, более старшего возраста для коррекции нарушений речи. Проводить гимнастику следует несколько раз в день, каждый день, перед зеркалом. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
3. Заключительная часть. Самоанализ деятельности учителя-логопеда в частности применения в коррекционной работе артикуляционной гимнастики, демонстрация дидактического материала в этой сфере коррекционного воздействия, обмен мнениями присутствующих.
Сказка про гусеницу Обжорку.
(Комплекс артикуляционных упражнений.)
Жила была гусеница Обжорка, которая все время хотела кушать. Она лопала все, что попадало в ее поле зрения: и листочки, и цветочки, и веточки, и плоды. А наевшись, сладко засыпала. И так было каждый день. И вот однажды она проснулась и замерла от страха, к ней тянул свой хобот слон.
Упр-е «хоботок»: вытянуть сомкнутые губы вперед «трубочкой». Удерживать в таком положении под счет до 5-10.
Но наша гусеница не растерялась и улыбнулась слону в ответ.
Упр-е улыбочка»: растянуть губы в улыбке, зубки «заборчиком».
И слон решил удалиться подальше, чтобы не нарушать покой очаровательной дамы с такой прекрасной улыбкой.
Ах! Какой вежливый слон! – сказала гусеница.
У гусеницы Обжорки была мечта, стать красивой бабочкой, но она знала, что для этого ей нужно заниматься.
У Обжорки были свои любимые упражнения, которые она делала каждый день. Давайте узнаем какие!
Ребята, перед вами на столе лежит гусеница, переворачиваем с лева на право по одному кружочку, так мы узнаем любимые артикуляционные упражнения, которые делает каждый день наша гусеница Обжорка.
Упр-е «лопатка»:
Второй кружок.
Упр-е «иголочка»:
Тут наша гусеница сильно проголодалась и принялась кушать свое любимое варенье, облизывая при этом губы. Очень вкусное варенье!
Упр-е «вкусное варенье»:
Затем Обжорка немного посердилась, рассматривая себя в зеркало.
Упр-е «сердитая кошка»:
Обжорка посмотрела на часы, которые тикали «тик-так», «тик-так».
Упр-е «часики»:
Настало время для Обжорки превратиться в куколку. И веточка, на которой сидела куколка, нежно её убаюкивала и раскачивала вверх-вниз, как качели.
Упр-е «качели»:
В один прекрасный миг вылетела из куколки прекраснейшая бабочка, она была такой красивой, что все вокруг замирали, когда она пролетала мимо. И однажды она увидела слона. Она села ему на ушко, а он затаил дыхание, чтобы не спугнуть такую красоту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_pravilnogo_zvukoproiznosheniya_u_detey_sredstvami_artikulyatsionnoy_gimnastiki.pptx | 885.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых – будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением, - глубоко ошибочно. Развитие правильной звукопроизносительной стороны речи ребенка зависит от хронологической последовательности в усвоении языка, на которую влияет, так называемая «языковая среда» т.е. взрослые – родители, педагоги. И для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, и необходимы упражнения артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика Это комплекс упражнений для развития мышц артикуляционного аппарата (губ, щек, челюстей, языка неба). Цель артикуляционной гимнастики, заключается в том, чтобы трудный для ребенка уклад нарушенного звука разложить на легкие простые элементы, а затем объединить их и получить требуемый артикуляционный уклад. Кроме того, целью артикуляционной гимнастики, является и укрепление соответствующих мышечных групп, в процессе выполнения движений. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики, необходимо учитывать характер дефекта, нормальную артикуляцию звука. В процессе выполнения артикуляционной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями.
Требования к проведению артикуляционной гимнастики Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т.к. в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряженно, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать детей нужно так чтобы все они видели педагога. Лицо педагога должно быть хорошо освещено. Педагог должен следить за качеством выполняемых каждым ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Педагог рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Показывает выполнение упражнения. Дает инструкцию по выполнению упражнения: улыбнись, покажи зубки, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д-д-д. Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы!
Артикуляционная гимнастика проводится с детьми от 2-х лет для профилактики нарушений звукопроизношения и детьми более старшего возраста для коррекции нарушений речи. Проводить гимнастику следует несколько раз в день. Каждый день перед зеркалом. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс для воспитателей ДОУ Тема: «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики».
«Мастер класс» для воспитателей ДОУ Тема: « Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики». Цель «Мастер класса»: пер...
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»
Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнас...
Мастер-класс для воспитателей " Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики"
Мастер-класс для воспитателей ДОУ Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики...
Мастер-класс для воспитателей «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»
Тема: «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики» Особенно важное значение имеет правильное, чёткое произношение детьми звуков и с...
Мастер-класс для воспитателей " Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики"
Цель: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики.Задачи: - обуче...
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»
Методические рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики...
Мастер-класс для воспитателей ДОУ: «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»
передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнастики...
- Мне нравится (1)