Мастер-класс для педагогов «Развитие познавательной и творческой активности детей посредством создания игровой мотивации»
учебно-методический материал на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс | 36.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР - КЛАСС Бачуриной Е.В. Музыкального руководителя МДОУ «Детский сад № 65» общеразвивающего вида, город Ухта
ТЕМА МАСТЕР КЛАССА
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ СОЗДАНИЯ ИГРОВОЙ МОТИВАЦИИ.
Цель мастер-класса
Повышение уровня компетенции педагогов в вопросе создания игровой мотивации детей в музыкально-художественной деятельности
Задачи:
- Систематизировать знания педагогов о методах и приемах вовлечения детей в процесс музыкально-художественной деятельности
- Повысить творческий потенциал педагогов
- Побудить педагогов использовать в практической деятельности приемы игровой мотивации детей.
(* - смена слайда)
Ход Мастер-класса:
*Уважаемые коллеги, я, Бачурина Елена Валерьевна – музыкальный руководитель высшей квалификационной категории, работаю в МДОУ «ДС №65». *Для проведения своего мастер-класса я выбрала палубу комфортабельного теплохода, на борт которого и поднялись желающие отправиться в увлекательное плавание, в ходе которого мы с вами *постараемся определить насколько важно создание игровой мотивации детей *для успешного проведения образовательной деятельности.
Ваше размещение согласовано с цветом двух зон нашего лайнера (красной и зеленой), как и цвет вашего пригласительного билета.
На обратной стороне вашего билета обозначен взятый вами с собой педагогический багаж, попрошу вас его озвучить, начнем с красной зоны.
Участники по очереди читают фразы с обратной стороны своего пригласительного билета:
Внимательность к интересам ребенка; Великодушие и желание учиться новому; Стремление к самосовершенствованию; Позитивный настрой в работе; Трудолюбие и уверенность в успехе; Способность находить компромисс в спорных ситуациях; Эмоциональность и доброжелательность; Умение встать на сторону собеседника; Чувство юмора и легкость в общении.
Несомненно, вы взяли самый необходимый багаж, который помогает каждому современному педагогу в его работе. А сейчас – немного теории.
*Дошкольное детство – время первоначального становления личности. В настоящее время все чаще говорится о необходимости формирования личности через культуру - о воспитании человека, способного ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры.
*Я, как музыкальный руководитель, отмечаю, что дети стремятся к активной музыкально-художественной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
*Многочисленными исследованиями педагогов и психологов доказано, *что процесс усвоения новых знаний является эффективным, если опирается на личный опыт ребенка и зону его интереса. Эмоциональная отзывчивость на музыку, таким образом, связана с развитием эмоциональной отзывчивости детей и в жизни, с воспитанием таких качеств, как доброта, сопереживание, умение восхищаться красотой природы, поэзии.
*Но нельзя обязать человека понять что-либо, его нужно заинтересовать. Обучение детей должно быть развивающим, увлекательным, проблемно игровым, обеспечивать субъективную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности.
Поэтому задача педагога (не только музыканта) так построить НОД, чтобы максимально удержать внимание ребенка, его интерес, увлеченность образовательной деятельностью.
Учитывая специфику музыкальных занятий, где виды музыкальной деятельности сменяют одна другую, это может показаться несложным. Но многие навыки (двигательные, певческие) не формируются без определенного количества повторений, закреплений уже знакомого материала. Как педагогу построить образовательный процесс, чтобы он не был скучен и однообразен? *Одним из залогов успешного проведения образовательной деятельности является мотивация. Что же это такое? *
Мотивация – это результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности. *
Цель мотивации – вызвать у детей интерес к занятию.
А это произойдёт лишь в том случае, если новые знания, умения, которые мы стремимся передать детям, будут им нужны и интересны. Самый главный вопрос, который педагог должен задать себе при планировании образовательной деятельности: Для чего эта деятельность нужна ребенку?
*В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации:
*Первый тип-игровая мотивация– «Помоги игрушке или сказочному герою»,
*Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне».
*Третий тип мотивации - «Научи меня»
*Четвёртый тип мотивации- «создание предметов своими руками для себя»
Мотивация определяет “программу” игровых действий.
*Предлагаю вам, как грамотным и внимательным педагогам, выбрать условия, которые нужно учитывать при выборе мотивации:
Из двух предложенных вариантов постарайтесь выбрать именно тот, который будет соответствовать современным педагогическим требованиям. Чтобы добавить соревновательности в нашу деятельность, выбор условий будем производить по очереди. Первое условие организации мотивации выбирают участники красного сектора. *Участники по очереди выбирают условия, из предложенных на экране.
1.-…* * 2.-…* * 3. - …* * 4.-…* * 5.-…* * 6.- * *
(На слайде – все 6 условий выбора…)
Следствием верного выбора мотивации будет: проявление у детей инициативности, эмоциональной отзывчивости, целенаправленности и завершенности деятельности.
*Методы формирования мотивации дошкольников совпадают с традиционными методами воспитания: Словесные, Наглядные, Практически-игровые.
Игровые методы, упражнения, позволяют решить сразу несколько задач:
· Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.
· Повысить познавательную активность и работоспособность детей.
· Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления.
· Плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их следовать правилам игры.
Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде.
И я вас приглашаю * (пустой экран) принять участие в моделировании одной из воображаемых ситуаций, используя все условия выбора мотивации, а так же разнообразные методы и приемы, с помощью которых мы бы могли вовлечь своих детей в деятельность.
А какой прием игровой мотивации помогает перенести участников деятельности в любое воображаемое место ? * (Путешествие)
Конечно, путешествие. В каждом путешествии встречаются трудности и препятствия. С собой у вас уже достаточный багаж знаний, а ваши команды уже успели познакомиться друг с другом и объединиться.
Теперь, участвуя в выполнении предложенных заданий, вы будете получать бонусы для своей команды. При ответе на вопросы приветствуется творческий подход, быстрота и эмоциональность ответа, и соответствие современным требованиям. Команду, набравшую большее количество бонусов по итогам нашего путешествия ждет награда.
Любое путешествие начинается с выбора места, куда предстоит отправиться.
- И первое задание - для обеих команд.
* Посмотрите внимательно и подумайте, куда можно отправиться, получив данное сказочное приглашение. (слайд)
Участники отвечают после совещания (за ответ – 1 бонус, за более быстрый ответ – 2)
Направление - понятно. – Музыкальная страна (королевство, город). А зачем же нас приглашают?
*Дело в том, что в глубине королевства, на сказочной, музыкальной поляне рос необычный цветок - цветок детского интереса. Он цвел и благоухал, радуя и вдохновляя жителей музыкальной страны. Только с недавнего времени *цветок стал увядать. Тот, кому удастся спасти чудесный цветок, не только вернет радость и вдохновение музыкальным жителям, но и будет способен без труда овладевать и управлять вниманием и интересом детей любого возраста.
*Вот и ворота нашего музыкального королевства, но они закрыты. Кто подскажет, с помощью чего можно эти ворота открыть? (ответы участников) Разумеется, с помощью ключа.
Чтоб ворота открывать нужно ключик отыскать,
А какой ключ подойдет? Может, кто-то назовет?
Этот ключик необычный, называется….скрипичный.
Кто же ключик утащил, Королевство кто закрыл? *
- Вот вам и второе задание - для обеих команд.
Какой вариант исчезновения ключа вы выберете для создания проблемной мотивации?
Выберите один вариант или предложите свой
На слайде – 3 варианта:
( за ответ - 1 бонус, за более быстрый – 2 бонуса)
В нашем варианте – это ИКТ.*
На слайде – баба-яга и аудиозапись:
Королевство я закрыла, ключ волшебный утащила.
Положила в сундучок и закрыла на замок.
Сундучки вам покажу,
Где ваш ключик – не скажу.
*(показывается слайд с несколькими сундучками)
Способны ли дети сами предложить ход дальнейших действий? Как вы думаете, что они предложат? *
- Отсюда – следующее задание:
Как бы вы организовали порядок выбора сундучков с заданиями
Выберите один вариант или предложите свой:
( за ответ - 1 бонус, за более быстрый – 2 бонуса, за оригинальный ответ – 2 бонуса). *
Участник команды давшей более быстрый ответ выбирает сундучок и нажимает мышкой на него.
Слайд – открытый сундучок, баба-яга и голос -
Баба-яга- Нет ключа здесь, так и знайте! Тут заданье – выполняйте! *
- Следующее задание
Участники должны по символам догадаться, и озвучить, какое задание зашифровала баба-яга
На экране: для одной команды - ухо, мелодия, глаз, 3 картинки, вопрос. Для другой команды – ухо, мелодия, танцующая пара.
( за ответ - 1 бонус, за более быстрый – 2 бонуса).
Дополнительный балл получит команда, сумевшая расшифровать название музыкального произведения, фрагмент которого сейчас будет звучать.*
На экране – ребус слова Серенада. ( отгадавшей команде – бонус)
При отгадывании на экране появляется название:
*Серенада, *Франц Шуберт.
Участник команды, не выбиравший сундучок, выбирает, нажимает мышкой,
Раздается голос бабы-яги
Баба-яга- Угадали! Победили! Ключик свой освободили! *
На экране появляется скрипичный ключ, под звуки печальной музыки ворота исчезают. Появляется сказочный увядающий цветок.
Наш сказочный цветок гибнет, что бы смогло спасти его? (педагог – мастер может жестом указать на музыкальные инструменты, расположенные у столиков, участники могут сказать, что – игра на инструментах в оркестре). Приглашаю всех выбрать себе инструмент по душе.
Мы уже познакомились с вами с чудесной музыкой «Серенады» Франца Шуберта. Сыграть ее в оркестре нам помогут подсказки, расположенные около каждого инструмента.
Сначала обратите внимание на текст – он определяет порядок вступления каждого инструмента. Сейчас на экране один за другим будут появляться художественные образы. Если ваша строка совпадает с этим образом, вы громко ее произносите.
*Идет перекличка иллюстраций и стихотворных текстов.
* Ночью звездной тишина
* *С неба льет свой свет луна
* *Никого в саду ночном.
* *Только песня под окном.
* *Серенада под окном.
У какого инструмента не оказалось текста? (ответ участника) вы в нашем оркестре будете создавать музыкальный образ звездного эха – ваше звучание будет повторяться после каждой фразы. Дети, которые в силу развития своих музыкальных способностей, не могут освоить игру на более сложных инструментах, но очень хотят играть в оркестре, гордятся этой ролью и с чувством исполняют.
* Настала пора проговорить весь текст нараспев, учитывая чередование длинных и коротких звуков в подсказке. 1 раз – без музыки, 2-й раз – под звуки «Серенады» * (повторяют стихотворные строки под музыку с показом картин - подсказок).
Я думаю, теперь для вас не составит труда с помощью цветных подсказок сыграть мелодию своей партии в том же ритме и настроении.
Попробуем без музыки (проходит проигрывание по партиям), а теперь – концертный вариант.
* * Исполнение оркестра под музыку.
*На экране - расцветший цветок.
Посмотрите на экран – наш цветок вновь распустился и одарил вас своим сиянием. Теперь ваша способность поддерживать внимание и интерес детей обрела волшебную силу.
МОДЕЛИРОВАНИЕ:
*Давайте вспомним, что помогло нам дойти до цели нашего путешествия.
Какой тип мотивации мы применили? – * Игровой тип мотивации.
Какие методы мотивации использовали? – * Наглядный, Словесный, Практически-игровой.
Чем руководствовались мы, подбирая то или иное задание? -
* Условиями выбора мотивации.
Пока наш лайнер несет нас в обратный путь по музыкальным волнам, предлагаю посчитать количество бонусов, заработанных вами.
Команда, набравшая меньше очков, получает Диплом Знатока педагогических секретов. * (на экране – дипломы)
Команда, набравшая больше очков, получает Диплом Магистра педагогических находок.
( раздает дипломы)
* По окончании любого путешествия в копилку нашего личного опыта мы откладываем самые яркие воспоминания и впечатления, чтобы обращаться к ним в будущем. Пополнился ли сегодня ваш педагогический багаж какими-то идеями, приемами, которые бы вы могли применить для организации будущих путешествий с вашими детьми?
Я уверена. Что ваши воспитанники будут ждать встречи с вами с огромным нетерпением и участвовать в них с желанием и интересом. *
А наш гостеприимный лайнер прощается с вами и желает вам новых путешествий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Обучение старших дошкольников приёмам складывания бумаги в технике "Оригами", как средство развития познавательной и творческой активности детей с ОВЗ в рамках дополнительного образования.
В материале обобщён опыт работы по использованию оригами для раэвития познавательной и творческой активности дошкольников с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья)....
Развитие познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста через формирование экологической культуры
Статья по экологического воспитанию детей...
Консультация для педагогов:" Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности"!.
Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАТеатр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется играм, а...
Материал для родителей "Развитие познавательных и творческих способностей детей посредством конструирования из коктейльных трубочек"
quot;Развитие познавательных и творческих способностей детей посредством конструирования коктейльных трубочек"...
Отчёт о проделанной работе для решения годовой задачи ДОУ «Создание условий для развития познавательной и творческой активности детей в театрализованной деятельности при организации и оснащении развивающей предметно-пространственной среды»
В любом возрасте ребенок стремится проявить творчество. В развитии творческих способностей помогает театр (театрализованная деятельность, поскольку в своей основе содержит творческое начало ...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Развитие познавательной и творческой активности детей, педагогов и родителей посредством проектной деятельности.
В настоящее время в образовательную деятельность детских садов вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. Это проис...