Проект "Лаборатория неживой природы"
проект по окружающему миру (младшая группа) по теме
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Маньковский детский сад
Проект
«Лаборатория неживой природы»
группа младшего возраста (3-4 года)
Воспитатель:
Резник А.С.
Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
(Китайская пословица)
Тип проекта: информационно-исследовательский.
Длительность проекта: долгосрочный.
Участники: дети второй младшей группы (3-4 года), родители, воспитатели.
Актуальность: Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
Один из принципов ФГОС говорит о необходимости «осуществления образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.).
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Проблема: Как познакомить детей с неживой природой?
Цели проекта:
- Развивать самостоятельную познавательную активность через исследовательскую деятельность.
Задачи проекта:
- обогащение представлений детей об объектах неживой природы, о физических свойствах окружающего мира;
- прививать навыки бережного и эмоционально – положительного отношения к окружающему миру;
- развивать творческие способности детей, внимание, наблюдательность, логическое мышление, способности устанавливать причинно – следственные связи;
- воспитывать интерес к наблюдениям.
Ожидаемые результаты:
- вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
- обогатить представление малышей об объектах неживой природы;
- обогатить предметно-развивающую среду в группе.
Реализация проекта:
Совместную деятельность с детьми по данному направлению запланировала на 1 раз в неделю по 10-15 минут.
Работа будет проводиться на участке детского сада, а также в организованном в группе «центре экспериментирования» с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.
Во время эксперимента необходимо обращать внимание на то, что дети должны самостоятельно наводить порядок на рабочем месте (почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).
Методы и приемы:
- словесные (беседы, чтение художественной и познавательной литературы);
- наглядные (репродукции картин, наблюдения за объектами неживой природы);
- практические (опытно-экспериментальная деятельность, изготовление простейших приборов для наблюдений).
I этап проекта: подготовительный
1. Подбор методической литературы.
2. Составление плана проектной деятельности.
3.Оформление и пополнение картотеки опытов с водой, воздухом, песком.
4. Привлечение родителей к пополнению оборудованием «центра экспериментирования».
Оборудование центра экспериментирования: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности.
II этап проекта: основной
Перспективный план работы с сентября 2017 года – март 2018 года, направленный на формирование знаний о неживой природе у детей 3-4 лет.
Месяц | Задачи | Виды деятельности | Развивающая среда | Работа с родителями |
сентябрь (песок) | Цель опыта: продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать. Цель опыта: вспомнить с детьми свойство песка - сыпучесть. Цель опыта: знакомство со свойствами глины (размокает, мнется, бьется). | Рассматривание песка на прогулке, строительство из песка «Чудесные фигурки», выкладывание и печатание на песке, рисование различных фигур, беседа «Кому нужен песок?». Познавательное занятие с элементами экспериментирования "Песочные струйки ". Познавательное занятие с элементами экспериментирования "Узнаем, какая глина ". | Формочки разных форм, ведра различных размеров, грабли, воронка и сито, пластмассовые баночки и бутылочки, совки для прогулки, Материалы, оборудования: пластиковые бутылочки, сухой песок, воронки. Материалы, оборудования: кусок глины; емкости (ведерко); вода. | Беседа с родителями о пользе игр с песком. Консультации. |
октябрь (вода) | Уточнить, где вода находится в природе, Обобщать знания об использовании воды человеком Цель опыта: выявлять свойства воды: имеет вес, прозрачная, льется. Цель опыта: продолжить выявлять свойства воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах вкус). Цель опыта: объяснить, почему вода утекает. В игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства веществ. | Беседа «Для чего вода нужна», Чтение экологической сказки «Без воды» Познавательное занятие с элементами экспериментирования "Узнаем какая вода ". Познавательное занятие с элементами экспериментирования "Вода-волшебница ". Познавательное занятие с элементами экспериментирования "Сквозь сито" | Подбор картинок «Вода в природе», «Как человек использует воду», «Кому нужна вода в природе»; Пополнить уголок экспериментирования за счет стаканчиков различных размеров, сосудов разного объема и формы, пластмассовые ложки, гуашь. Материалы, оборудования: две одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водой, набор мелких цветных предметов. Материалы, оборудования: три одинаковые емкости с водой; гуашевая краска; пакетик растворимого кофе; 10 кусочков сахара рафинада; одинаковые стаканчики по количеству детей. Материалы, оборудования: сито. | Продолжать опытно-экспериментальную деятельность с водой в условиях дома. |
ноябрь (воздух) | Познакомить с воздухом Дать знания детям о важности воздуха для живых существ Закрепление знаний о свойствах воздуха. Уточнение значения воздуха для живых существ. Цель опыта: обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, легкий. Цель опыта: познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его. | Беседа «Зачем нужен воздух», Игра «Мыльные пузыри», «Дуем играем». Познавательное занятие с элементами экспериментирования "Что в пакете". Познавательное занятие с элементами экспериментирования "Игра с соломинкой". | Изготовление пособий для игр с воздухом. Материалы, оборудования: полиэтиленовые пакеты, воздушный шарик. Материалы, оборудования: трубочки для коктейля, емкости с водой. | Папка раскладка на тему «Воздух для человека» |
январь (снег, лед) | Показать детям: что снег – вода, но в другом состоянии. Познакомить детей со свойствами снега и льда (холодный, мокрый, хрустит, рыхлый, в тепле тает, превращается в воду и т.д.) Цель опыта: показать различия между состояниями воды: твёрдое и жидкое. Выявить свойства льда и снега. Дать представления об айсбергах. Цель опыта: познакомить с тем, что вода замерзает на холоде; развивать цветовосприятие. | Рассматривание снега, сосулек на прогулке, строительство из снега «Снежный сугроб». Наблюдение «Белый снег пушистый». Опыт «Лёд и снег – твёрдая вода». Игра-исследование «Цветные льдинки». | Материалы, оборудования: снеговик-игрушка, ведро со снегом, листы белой бумаги, детские лопатки. Материалы, оборудования: ведёрко со снегом, лёд, пустой стакан, вода в стакане, батарея, иллюстрации айсбергов. Материалы, оборудования: ёмкости с водой, гуашь разных цветов, формочки, готовые льдинки. | Папка раскладка на тему «Зимние игры с детьми» |
февраль (температура, теплота) | Расширять представления о температуре как свойстве предметов. Учить устанавливать взаимосвязи между освещённостью и температурой предметов, формировать умение сравнивать, сопоставлять и делать выводы. Цель опыта: расширять представления о температуре как свойстве окружающих предметов и веществ. Цель опыта: учить на ощупь определять температуру твёрдых предметов (металлические, стеклянные – холоднее, деревянные, пластмассовые, резиновые – теплее). | Наблюдение «Температура предметов на солнце и в тени». Рассматривание обсуждение: знакомство с термометром. Ситуация общения «Что бывает горячим, а что холодным?» Опыт «Смешиваем воду». Дидактическая игра «Чудесный мешочек». | Материалы, оборудования: водный, комнатный, медицинский (спиртовой) термометры, две ёмкости с водой (горячей и холодной). Материалы, оборудования: иллюстрации по теме, детская энциклопедия, две миски (с горячей и холодной водой), пустая миска; мерный стакан. Материалы, оборудования: мешочек из плотной ткани, мелкие предметы из разных материалов. | |
март (вес) | Цель опыта: показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов. Цель опыта: показать, что в основном все легкие предметы обладают плавучестью. | Познавательное занятие с элементами экспериментирования "Домик для Лунтика". Познавательное занятие с элементами экспериментирования "Что плавает, что тонет?". | Материалы, оборудования: сказочный персонаж Лунтик, мультфильм, корзинка с камешками и ватой, баночка с водой, ложка. Чудесный мешочек с мягкими и твердыми предметами. Материалы, оборудования: различные предметы из металла, дерева, пластмассы, резины, таз с водой. | Консультация для родителей дошкольников «Исследуйте, экспериментируйте, развивайте!» |
III этап: заключительный
Презентация папки - передвижки по Проекту «Лаборатория неживой природы»: повысить интерес родителей к занятиям с ребенком.
1. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.
2. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.
3. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
4. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
5. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .
6. Экологические проекты в детском саду/ Масленникова О. М, Филиппенко А. А.- Волгоград: Учитель,2011 г.
7. Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/09/picture-186655-1360430542.jpg)
Работа по самообразованию "Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет"
Тема моего самообразования для детей средней группы включает в себя:цель, задачи, ожидаемый результат, перспективный план работы с детьми и родителями...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/15/picture-224482-1381856007.jpg)
«Что такое природа? Живая и неживая природа.» Занятие в старшей группе.
Тема: «Что такое природа? Живая и неживая природа.»(старшая группа)...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/18/picture-403887-1392728728.jpg)
»ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ ПО ПРОГРАММЕ«НАШ ДОМ ПРИРОДА»
ДЕТИ ЗНАКОМЯТСЯ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ...
"Формирование у детей знаний о неживой природе в процессе экспериментирования в лаборатории природы"
1. Актуальность данной работы2. Разработка системы мероприятий для детей 4-5 лет с использованием экспериментов с объектами неживой природы....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/13/picture-243598-1368452860.jpg)
Беседа на тему «Что такое природа? Живая и неживая природа » с детьми старшего дошкольного возраста.
Беседа по экологии «Что такое природа? Живая и неживая природа»....
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/21/picture-962099-1508562475.jpg)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...