Познавательно исследовательский проект « КТО ЖИВЕТ НА ПОДОКОННИКЕ?»
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме
ГБОУ Школа № 1475 (дошкольное отделение № 1289)
Познавательно исследовательский проект
« КТО ЖИВЕТ НА ПОДОКОННИКЕ?»
В средней группе № 11
Воспитатели:
Федулова Т. В.
Акопян С. Ш.
Ты должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
(С. Вургун)
Познавательно-исследовательский проект "Кто живет на подоконнике?»
Тип проекта: групповой, краткосрочный (1 неделя), познавательно-исследовательский.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.
Актуальность проекта: Наличие комнатных растений в помещении детского сада имеет особое значение для детей и взрослых, пребывающих в нем достаточно длительное время. С помощью растений можно улучшить психологический климат и гигиеническую среду в группе. Трудно переоценить значение комнатных растений в решении основной задачи воспитания: формирование культурно-экологического сознания дошкольника, как базиса личностной культуры.
Проблема– недостаточные знания детей о комнатных растениях, способах ухода за ними.
Цель: Познакомить детей с разнообразными комнатными растениями,правилах ухода за ними, их значении в жизни человека, о роли человека для растения ;расширять кругозор, развивать чувство прекрасного, речь.
Задачи проекта:
1.Обогащать знания детей о комнатных растениях.
2.Познакомить детей со строением растения, особенностью и назначением его частей.
3. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения
4.Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное отношение к комнатным цветам.
5. Изучить влияние деятельности человека на жизнь растений.
Образовательные области: коммуникативная, продуктивная, познавательная и экспериментально-исследовательская деятельность.
Планируемые результаты
1.У детей появится ярко выраженный интерес к живой природе, умение называть и различать комнатные растения.
2.Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
Содержание работы | Цель, задачи | Участники проекта |
Понедельник 30.01 | ||
НОД "Комнатные растения – наши зеленые друзья» | Закрепить знания детей о комнатных растениях, учить находить сходство и различие во внешних признаках, дать представление о размножении комнатных растений. Развивать любознательность и наблюдательность. | Воспитатель, дети. |
Наблюдение в уголке природы: Рассмотреть листья комнатных растений. Какому растению трудно дышать? Почему? . | Закрепление представлений о способах мытья комнатных растений: протирание листьев влажной тряпочкой, опрыскивание. | Воспитатель, дети. |
Экспериментально-исследовательская деятельность: "Надо ли поливать растения?". Рассматривание образцов почвы | Формирование у детей избирательного подхода к поливу растений: по осязанию (сырая земля-липкая, сухая-сыпучая). Развитие сенсорного опыта. | Воспитатель, дети. |
Чтение художественной литературы. Г. Охапкина «История одного растения» | Воспитатель, дети. | |
Д.игра "Угадай по описанию" Д.игра "четвертый лишний" | Учить различать комнатные растения по внешним признакам, запоминать названия. | Воспитатель, дети. |
Вторник 31.01 | ||
Словесные игры: «Опиши цветок», «Загадай, мы отгадаем» Просмотр мультфильма «Свинка Пеппа сажает цветок»» | Воспитатель, дети. | |
Экспериментально-исследовательская деятельность - опыт "С водой или без воды" | Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло) | Воспитатель, дети. |
Нод аппликация "Фикус" | Закреплять представления детей о комнатных растениях,о способах ухода за ними, о пользе комнатных растений; -Упражнять в вырезании овальных форм -из прямоугольника путем скругления углов | Воспитатель, дети. |
Чтение сказки « Азалия и белый кот» | Учить делать самостоятельные умозаключения, отвечать на вопросы. | Воспитатель, дети. |
Д. игра "Собери целое из частей". | Учить узнавать по внешнему виду и называть комнатные растения. | Дети. |
Раскраски "Комнатные растения" (Фиалка, фикус). | Сравнение растений по внешнему виду, найти сходства и различия. | Воспитатель, дети. |
Среда 01.02 | ||
Просмотр презентации : « Доктор на подоконнике» ( лекарственные комнатные растения) | Расширять представления о комнатных растениях, их значении в жизни человека» | Воспитатель, дети. |
Д. игра "Узнай растение" | Учить находить комнатное растение по названию. | Воспитатель, дети. |
Экспериментально-исследовательская деятельность: опыт "На свету и в темноте» | Помочь установить, что растениям для роста необходим солнечный свет. | Воспитатель, дети. |
Чтение и заучивание стихотворения Е. Благининой "Цветок-огонек". | Познакомить с комнатным растением - бальзамином, помочь запомнить стихотворение. | Воспитатель, дети. |
Четверг 02.02 | ||
Нод по рисованию "Кактус" (рисование ладошкой). | Познакомить ребят с комнатным растением - кактусом, учить изображать цветок нетрадиционным способом (рисованием ладошкой). Учить дополнять изображение с помощью кисточки (колючки, цветочный горшок). | Воспитатель, дети. |
Экспериментально-исследовательская деятельность: опыт "кому лучше?» | Выявить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы. | Воспитатель, дети. |
Сюжетно-ролевая игра "Магазин цветов" | Вспомнить с детьми названия растений, их частей, отличительные признаки. | Воспитатель, дети. |
Чтение сказки « Кактусенок» | Воспитатель, дети. | |
П. игра "Цветочная полянка" | Учить выкладывать цветок из крупных элементов мозаики. | Воспитатель, дети. |
Пятница 03.02 | ||
НОД по рисованию « Фиалка» | учить передавать в рисунке характерные особенности строения фиалки, соблюдать пропорции деталей. Закрепить навыки работы с гуашью Совершенствовать умение правильно держать кисть Развивать чувство цвета и композиции в листе.). | Воспитатель, дети. |
Д. игры "Где спряталась матрешка"
| Закрепить названия комнатных растений. Подвести итоги по ранее проведеннным опытам. | Воспитатель, дети. |
Создание памятки по уходу за комнатными растениями | Воспитатель, дети. | |
Итоговое мероприятие: игра-викторина "Знатоки комнатных растений". | Закрепить знания о комнатных растениях, подвести итоги о проделанной работе за неделю. Вызвать у детей желание ухаживать за комнатными растениями, заботится о них дома и в детском саду. | Воспитатель, дети. |
Сообщения детей о комнатном растении (живущем у них дома). Выставка детских работ на тему "Кто живет у меня на подоконнике". | Воспитатель, дети, родители. |
Загадки о комнатных растениях
На окне, на полке выросли иголки. Да цветки атласные, алые и красные.
кактус |
|
Щучий хвост пошел в рост: Не в пруду, не в речке - На окне у печки. сансевьера | |
С молоком, а не коза, С корой, а не лоза. фикус | |
Лист с горбочком-желобочком, Шипы имеет, а ранить не умеет, Зато лечит нас в любой час.
алое | |
Стоит мокрый Ванек В кудрях красный огонек.
бальзамин | |
Куст – оконный и балконный, Лист – пушистый и душистый, Он сборчатый и каёмчатый, А цветы на окне – словно шапка в огне. герань
| |
Комнатное растение, называемое в народе "крапивкой". колеус |
Дидактические игры с комнатными растениями
«УЗНАЙ РАСТЕНИЕ»
Дидактическая задача. Найти растение по названию
Игровые действия. Соревнование, кто быстрее найдет растение.
Правила. Найдя растение, нужно объяснить, как узнал его.
Ход игры. Растения (несколько видов одного семейства) стоят на своих постоянных местах. Воспитатель говорит всем детям: «Я назову комнатное растение, а вы должны найти его, показать и рассказать, по какому признаку определили. Кто быстрее это сделает, получит фишку.
«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»
Дидактическая задача. Запомнить расположение, найти изменения в их расположении.
Игровые действия. Поиски изменений в расположении растений.
Правило. Смотреть, что убирает воспитатель, нельзя.
Оборудование. 4-5 растений.
Ход игры. Комнатные растения ставят на столе в один ряд. Воспитатель просит рассмотреть и запомнить расположение растений, закрыть глаза. В это время педагог меняет растения местами. «А теперь откройте глаза и скажите, что изменилось, какие растения переставлены? Покажите, где они стояли раньше?
«НАЙДИ ПО ОПИСАНИЮ РАСТЕНИЕ»
Дидактическая задача. Найти растение по описанию.
Игровые действия. Поиск растения по описанию отличительных признаков.
Правило. Назвать растение можно только после его описания.
Ход игры. 1. Воспитатель расставляет растения так, чтобы дети хорошо видели особенности каждого растения. Затем описывает общие признаки растений одного и того же названия (скажем, традесканции), после чего называет отличительные признаки каждого растения. Дети внимательно слушают рассказ, затем показывают загаданное растение.
2. Воспитатель предлагает кому-либо из детей выбрать и описать комнатное растение. Педагог напоминает последовательность описания: прежде надо сказать, есть ли ствол и ветки. Затем вспомнить какие они (прямо стоят, вьются, свисают, тонкие, толстые), описать листья, их форму, поверхность (гладкий, негладкий, мохнатый), окраску (темно-зеленый, светло-, пестрый, с полосками и т.п.)
«ГДЕ СПРЯТАЛАСЬ МАТРЕШКА»
Дидактическая задача. Найти предмет по перечисленным признакам.
Игровое действие. Поиск спрятанной игрушки.
Правило. Нельзя подсматривать.
Оборудование. На столе расставляют 4 – 5 растений.
Ход игры. Детям показывают матрешку, которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. Затем дети открывают глаза. «Как же найти матрешку? – сейчас, я расскажу вам, куда спряталась матрешка. Педагог рассказывает на что похоже растение (на дерево, травку), описывает его стебель, листья, цветы. Дети отгадывают, где спряталась матрешка.
«ЧЕГО НЕ СТАЛО?»
Дидактическая задача. Назвать растение по памяти (без зрительного контроля)
Игровое действие. Отгадать, какого растения не стало.
Правило. Не подглядывать.
Оборудование. На столе 2 – 3 хорошо знакомых растения.
Ход игры. Воспитатель предлагает детям посмотреть, какие растения стоят на столе, а потом закрыть глаза. В это время педагог одно растение убирает : «Какого растения не стало?»
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ
С ВОДОЙ И БЕЗ ВОДЫ
ЦЕЛЬ: Выявить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)
МАТЕРИАЛ: Два одинаковых растения (бальзамин), вода
ХОД: Взрослый предлагает выяснить, почему растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода); что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость) Результаты наблюдения за состоянием растений в зависимости от полива зарисовывают в течение одной недели. Составляют модель зависимости растения от воды. Дети делают вывод, что растение без воды жить не может.
НА СВЕТУ И В ТЕМНОТЕ
ЦЕЛЬ: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.
МАТЕРИАЛ: черенок комнатного растения в горшочке, коробка из прочного картона, две емкости с землей.
ХОД: Взрослый предлагает выяснить, нужен ли свет для жизни растений. Закрывают горшочек с черенком растения колпаком из картона. Зарисовывают результаты опыта через семь-десять дней (цветок под колпаком стал светлым, бледным). Убирают колпак. Через семь-десять дней вновь зарисовывают результат (цветок на свету позеленел – значит, в нем образовалось питание)
КОМУ ЛУЧШЕ?
ЦЕЛЬ: Выявить благоприятные условия для роста и развития растений, обосновать зависимость растений от почвы.
МАТЕРИАЛ: Два одинаковых черенка, емкость с водой, горшок с почвой, предметы ухода за растениями.
ХОД: Взрослый предлагает определить, могут ли растения долго жить без почвы (не могут); где они лучше растут – в воде или в почве. Дети помещают черенки герани в разные емкости – с водой, с почвой. Наблюдают за ними до появления первого нового листочка. Оформляют результаты опыта в дневнике наблюдений и в виде модели зависимости растения от почвы (у растения в почве новый лист появляется быстрее, растение лучше набирает силу, в воде растение слабое)
.ЧТО НУЖНО ДЛЯ ПИТАНИЯ РАСТЕНИЯМ?
ЦЕЛЬ: Установить необходимость света для питания растения
МАТЕРИАЛ: Комнатные растения с твердыми листьями (фикус, толстянка), лейкопластырь
ХОД: Взрослый предлагает детям письмо-загадку: что будет, если на часть листа не будет попадать свет (часть листа будет светлее). Предположения детей проверяются опытом: часть листа заклеивают пластырем, растение ставят к источнику света на неделю. Через неделю пластырь снимают, дети делают вывод: без света питание в растениях не образуется.
Сказки о комнатных растениях
КАКТУСЕНОК
Жил-был Кактусёнок. Он был круглый, зелёный и колючий. Поэтому его прозвали Зелёным Ёжиком. Но колючим он был только снаружи, а на самом деле, Кактусёнок был очень добрым и отзывчивым.Недавно хозяйка отделила его от мамы Кактусихи и посадила в красивый маленький горшочек. Кактусёнку нравился его новый домик, одно огорчало: вокруг, в больших цветочных горшках, росли неизвестные ему растения. Но Кактусёнок был общительным и любознательным. Он решил познакомиться с «соседями» поближе, ведь Зелёному Ёжику так хотелось иметь друзей!
Первым, с кем Кактусёнок отважился заговорить, оказалось растение с толстым одревесневшим стволом, круглые листья которого были похожи на монетки.
- Извините, пожалуйста, - немного смущаясь, сказал Зелёный Ёжик, - а как Вас зовут?
- В народе меня называют денежным деревом, люди считают, что я приношу в дом богатство и достаток, а по-научному я зовусь толстянкой древовидной, - ответило деревце. Моя родина – африканские саванны, поэтому я люблю солнце. А ещё я люблю, когда мой горшок время от времени поворачивают, тогда я вырастаю стройным и красивым деревцем.
- Скажите, а Вам не скучно всё время стоять на подоконнике? - спросил Кактусёнок.
- Нет, конечно, зимой я могу наблюдать за тем, что происходит за окном, а в тёплое время года меня отправляют «на дачу», то есть выносят на свежий воздух – на балкон.
Тут в разговор вмешалось другое растение с необычайно красивыми листьями, на которых выделялись ярко-красные жилки и пятна:
- А меня зовут маранта, я очень люблю влажность и боюсь прямых солнечных лучей, поэтому мне нравится, когда хозяйка опрыскивает мои листья тёпловатой водой. И ещё я умею поднимать листочки и сворачивать их с наступлением сумерек и даже за несколько часов до дождя, точно настоящий барометр.
Кактусёнок слушал очень внимательно рассказы растений, ведь он был ещё маленький и многого не знал.
В одном из горшков росло необычное растение, его тёмно-зелёные мечевидные листья с заострённой вершиной и светлыми поперечными полосками напоминали рыбью чешую. Оказалось, что это саньсевьера, которое называют просто «щучий хвост». Кактусёнку даже стало немного смешно, когда он услышал это название.
Неожиданно открылась дверь и в комнату вошла хозяйка. В руках у неё был горшок с очень красивым растением.
- Познакомьтесь, это ваш новый сосед - сказала она (хозяйка часто разговаривала со своими питомцами, так как считала, что цветы, как и живые существа всё понимают и любят, когда с ними общаются) - это папоротник. Он не только будет украшать комнату, но и поможет очистить воздух от пыли и вредных веществ. Жаль только, что папоротники не цветут, но зато радуют своими разнообразными листьями: огромными, крошечными и даже вьющимися.
Хозяйка поставила горшок и ушла. Так на подоконнике появился «новичок». Он быстро привык к новому окружению и с гордостью рассказывал о том, что папоротники - древнейшие обитатели Земли, существовали вместе с динозаврами и дожили до наших дней.
Так Зелёный Ёжик не только познакомился со своими «соседями», но и узнал много интересного и полезного.
АЗАЛИЯ И БЕЛЫЙ КОТ
В одном большом городе жила добрая женщина. Звали ее Марией. Дети ее выросли и разъехались. Но был у нее кот удивительной красоты — белый, пушистый, с огромными голубыми глазами и розовыми ушками. “Какой красавец!” — восхищались все. Кот позволял гладить свою шелковистую шубку, он кивал головой и мурлыкал, довольно: “Мур, мур, мур, правильно говорите.” Да, кот в доме Марии был в центре внимания. Но внезапно все изменилось.
Был канун рождества, и Мария, решив украсить свой дом, пошла в цветочную лавку. Каких только цветов здесь не было: разноцветные хризантемы, пышные бегонии, нежные недотроги цикламены и белоснежные гардении были прекрасны, но глаза Марии остановились на азалиях. "Какую же выбрать? Белую или пурпурную, а может быть, розовую, с белой каймой
по краю лепестков?" Наконец, Мария выбрала пушистую розовую Азалию с множеством нежных бутонов.
Азалию запаковали и объяснили Марии, что цветок этот любит влагу, яркий свет и прохладу, и может цвести очень долго. Мария, поблагодарив хозяйку цветочного магазина, радостно поспешила домой.
Розовая красавица Азалия осветила все вокруг нежным радостным светом и, глядя на нее, хотелось улыбаться. Приходившие в гости друзья глаз от нее не могли отвести. А про белого кота, казалось, совсем позабыли...
"Какая несправедливость" — ворчал про себя обиженный красавец. А когда один из друзей Марии, старый художник, решил нарисовать чудо-цветок, кот от злости содрал со стены кусок обоев, и был наказан. Мария пригрозила, что в следующий раз за такую проделку сострижет ему когти. Кот обиженно спрятался за диваном и долго не показывался на глаза Марии.
Но Мария не забывала про своего любимца-кота. Просто никогда раньше в ее доме не было такого чуда, и она изо всех сил старалась продлить его цветение. Забота Марии приносила свои плоды, и каждую неделю Азалия радовала хозяйку новыми распустившимися цветами.
Кот же становился все мрачнее. “Кто она такая? Всего-навсего-то растение. Когда все цветы ее завянут, что останется от ее красоты? Ничего”, — злобно рассуждал он.
Однажды кот чуть было не отгрыз цветы Азалии. В этот день Мария о чем-то нежно шепталась с цветком, а затем распахнула окно, чтобы цветок подышал свежим воздухом. Кот не переносил зимней стужи, и порыв холодного ветра вывел его из себя. “Простудиться из-за этой принцессы, ну уж нет”, — подумал кот и одним прыжком оказался возле Азалии. В этот момент в комнату вошла Мария. Кот мгновенно юркнул под диван. Мария и заметить-то его не успела. Однако вид съежившейся Азалии встревожил ее. “Наверно, я ее переохладила”, — подумала Мария и закрыла окно. Она внимательно осмотрела цветок, но Азалия быстро пришла в себя, и Мария успокоилась.
Кот, наблюдавший за этой сценой из-под дивана, удивился: “А она - не ябеда! Не выдала меня, не пожаловалась!”
На следующий день, когда солнышко приветливо улыбнулось Азалии, большой солнечный зайчик скользнул по стене и остановился прямо над полкой с керамическими горшочками. Белый кот считал себя самым умным котом на свете, но никак не мог понять, что солнечный зайчик — это всего лишь отражение солнечного луча. Одержимый желанием во что бы то ни стало расправиться с солнечным зайчиком, он совершенно забывал про свой почтенный возраст и прыгал по всей комнате, словно маленький котенок. Вот и сейчас, он мгновенно вскочил на стол, затем на полку и задел пушистым хвостом один из самых красивых горшочков. Горшочек упал и вдребезги разбился. Испуганный кот растерялся, но вдруг услышал нежный голос:
— Скорее, прячься за моей зеленой спинкой!
Азалия наблюдала за всей этой сценой, и ей от души стало жалко непутевого красавца. Кот ринулся со всех своих кошачьих лап к цветку и спрятался за его пушистыми ветками, усыпанными цветами. Азалия так сильно разрослась, что кота за ней совершенно не было видно.
На шум прибежала Мария. Никого не увидев, кроме Азалии, она подумала, что виноват ветер, резко подувший в распахнутое окно.
Когда Мария ушла, белый кот сказал Азалии:
— Ты самая добрая Азалия на свете. Наверное, из-за твоей доброты и цветы твои долго не вянут. Прости меня, пожалуйста.
С этого дня белый кот подружился с красавицей Азалией и оберегал ее, как мог. Азалия была счастлива — она приобрела верного друга, а что может быть прекраснее этого?
ФИАЛКА
Лиловый букет удивленных фиалок
Похож на лиловый закат
Подобно закату он светит устало
И нежный стоит аромат.
Хлорофитум
Под землей корешки - крепыши
Над землей стебельки - сабельки
В зеленой рубашке родился
Немного подрос и от мамы отделился.
Рисование « Фиалка в горшке»
Цель: закреплять представления детей о комнатных растениях. Учить передать в рисунке характерные особенности строения фиалки, соблюдая пропорции деталей.
Закреплять навыки работы с гуашью, совершенствовать умение правильно держать кисть.
Развивать чувство цвета и композиции.
Аппликация «Фикус»
Цель: Закреплять представления о комнатных растениях, упражнять в вырезании овальных форм – из прямоугольника путем округления угла.
Учить делать косые срезы.
Воспитывать у детей желание заботиться о комнатных растениях.
Сообщения детей о комнатном растении, живущим у них дома:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Где живет красота"
проект для детей подготовительной группы в детском саду...
Социальный проект "Сказка живет рядом"
Реабилитация и социальная адаптация детей – инвалидов в условиях стационарных учреждений в основном направлена на приобретение детьми навыков самообслуживания и трудовых умений, а творческая деятельно...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «КТО ЖИВЕТ В ЯЙЦЕ?» - совместная работа с ребенком и родителями.
Необходимо активировать формы работы с родителями, учитывая их возможности и интересы. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а имен...
Проект Комнаты терапевтического досуга и психологической помощи для детей и родителей, находящихся на стационарном лечении, на отделении детской онкологии, гематологии и генетических болезней. Название проекта: «Здесь живет радость»
Представленный материал является авторской разработкой проекта "Комнаты терапевтического досуга" для детей и родителей, находящихся на стационарном лечении. В нем отражены цели и задачи проекта, напра...
Проект "Кто живет в тайге сибирской"
Краеведческий, познавательный проект...
Познавательно-творческий проект «Где живет доброта?»
Проект для детей средней группы ДОУ....
Проект "Весело живется, если песенка поется!"
Проект направлен на развитие вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста. В ходе проекта дети под руководством музыкального руководителя разучивают вокальные упражнения, песенки; дети выст...