Интегрированная непрерывная образовательная деятельность "Осень"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Маслова Светлана Михайловна

В ходе НОД осуществляется интеграция образовательных областей "познавательное развитие" и "художественно-эстетическое развитие".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект интегрированной НОД59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  интегрированного занятия

 (познавательное развитие+художественно-эстетическое развитие) Подготовительная группа

Тема: «Осень»

Предварительная работа: наблюдения  за сезонными изменениями в живой и неживой природе, знакомство детей с особенностями жизни птиц, расширение знаний детей о жизни насекомых в осенние месяцы, сбор гербария из осенних листьев,  чтение  художественных произведений: А.Н Майкова «Осень», В.А. Сухомлинского «Кого ждала рябина», «Улетают лебеди», « Осенний наряд», « Как начинается осень», художественно – продуктивная деятельность «Осенние мотивы», прослушивание музыкальных произведений П.И.Чайковского «Времена года» (сентябрь, октябрь, ноябрь), разучивание стихов, песен, знакомство, народным календарем инсценирование небольших произведений, проведение праздника «Осень, осень в гости просим».

Задачи:

Образовательные:

-уточнить и систематизировать представления детей о сезонных изменениях, происходящих в живой и неживой природе в осенние месяцы.

- продолжать формировать представления о связях и зависимостях в природе.

- совершенствовать изобразительные навыки и умения в изображении осенних пейзажей.

Развивающие:

- развивать познавательные умения, речь, творческие способности, способность организации действий.

Воспитательные:

-воспитывать умение работать в коллективе, оказывать помощь товарищам по группе, проводить самооценку и оценку работ товарищей.

Оборудование:

-мультимедийное оборудование;

- Мультимедийная презентация «Осень в картинах известных художников»,

-разрезные картинки «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы»

- предметные картинки «Птицы»

-д/игра «Четвертый лишний» (на слайдах).

-музыкальное сопровождение (П.И.Чайковский «Времена года. Октябрь»),

-оборудование для продуктивной деятельности (листы в форме сектора круга предварительно затонированные) простые карандаши, ластики, восковые мелки, гуашь, кисти беличьи №3, №4, жесткие кисти, ватные палочки, бумага для применения нетрадиционных техник рисования, палитры).

Ход занятия:

1. Вводная часть

Педагог:  Ребята, посмотрите у нас в группе обнаружилась необычная коробка. Как вы думаете, что в ней может быть? (дети высказывают свои предположения, открывают ее,  вынимают большой круг из бумаги).

Педагог: Что вам напоминает этот круг по форме? (если дети не высказывают мнение, что этот круг похож на колесо, то педагог говорит сам: Не кажется ли вам, что этот круг похож на колесо. А знаете, давным-давно, в старинные времена, на Руси год представляли в виде колеса, медленно совершающего движение по солнцу?  Отсюда и пошло  название круглый год. А если речь идет о календарном годе, то, что могут обозначать эти четыре разноцветные полоски? ( Времена года).

Педагог: Но посмотрите, каждая из четырех частей нашего годового колеса поделена еще на три части - почему? ( Потому что в каждом времени года по 3 месяца.)

Педагог:  давайте посчитаем, сколько всего секторов на круге. (дети считают).  Почему двенадцать? Назовите их. Дети затрудняются назвать все двенадцать месяцев.

Педагог: Мы с вами идем скоро в школу и нам нужно знать все месяцы. Как вы думаете, это годовое колесо поможет нам с вами запомнить их.

Скажите если мы его повесим в таком виде как сейчас у уголок природы то, глядя на него, мы сможем понять, где у нас какой месяц или если кто – то придет к нам в гости и посмотрит на него он поймет что это календарный год, а сектора это месяцы. Как мы с вами можем его изменить или преобразить?

Педагог: что для этого надо сделать? Может мы его раскрасим, наклеим картинки?

(звучит предложение нарисовать картинки каждого месяца).

Педагог: Для того чтобы нам нарисовать картинки для каждого месяца что нам нужно?

(Дети перечисляют предметы необходимые для организации изобразительной деятельности).

Основная часть  - беседа с детьми

 Педагог: Как вы думаете, в каждом месяце краски будут одинаковыми или разными? Что можно нарисовать на картинке сентября и почему?

В ходе беседы педагог уточняет, каких птиц нарисует ребенок в сентябре и почему побуждая детей давать полные развернутые ответы.

В ходе беседы о характерных особенностях сентября педагог задает вопрос: А кто знает, как в народном календаре называли сентябрь? Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в сентябре с наступлением первых заморозков поспевали ягоды рябины. А почему сентябрь называли хмурень? ( потому что небо часто хмурится.) А почему сентябрь называли Листопадник? – ( Потому что мы можем наблюдать такое явление как листопад.)

Педагог просит детей  назвать  пословицы о сентябре и объяснить, почему так говорят.

Дети вспоминают  и называют знакомые пословицы о сентябре – («Сентябрь богат яблоками, а октябрь капустой», «Холоден сентябрь, да сыт», «Август варит, сентябрь к столу подает», «Холоденек батюшка-сентябрь, да кормить, горазд», «Сентябрь без плодов не бывает»)

Какие краски мы с вами выберем, чтобы нарисовать картинку сентября и почему?

Дети подходят к уголку художественного творчества и выбирают краски, приносят их и выставляют на сектор.

 Педагог задает вопросы: почему ты взял именно эту краску? что ты ей будешь рисовать?

Дети объясняют свой выбор (я взял красную краску, потому что нарисую листья, ягоды рябины, овощи, фрукты, ягоды, грибы), я взял желтую краску потому что нарисую (листья, солнце, фрукты, ягоды и т.д.), я взял черную краску потому что хочу нарисовать птиц.

Педагог: Сентябрь приготовил для нас игру «Собери картинку». Вы хотите поиграть? Но картинок 4, а вас - восемь, что будем делать? Как поделим картинки? (дети предлагают разделиться на пары). Дети в парах собирают картинки и называют овощи, фрукты, ягоды, грибы. Педагог побуждает детей, которые собрали картинку первыми, помочь другим детям).

Беседа

Педагог вновь обращает внимание детей на сектора круга и задает вопрос: «А как вы думаете, краски октября будут такими же, как в сентябре или другими? Тогда какими?

Педагог предлагает детям выбрать краски для того, чтобы нарисовать картинку октября, и выставить их на следующий сектор нашего  годового колеса и объясняя свой выбор. (Дети выставляют краски).

Педагог задает вопросы, почему ты взял именно эту краску и что ты ей будешь рисовать?

Дети объясняют свой выбор (я взял коричневую краску, так как нарисую (стволы деревьев и кустарников), желтую нарисую (листья, солнце, т.д.)

В ходе беседы педагог уточняет, что мы еще можем нарисовать на картинке октября. В ходе беседы о характерных особенностях октября педагог задает вопрос: А кто знает, как в народном календаре называли октябрь? Если дети затрудняются, то педагог уточняет: листобой - потому что на деревьях почти не остается листьев; мокрохвост - потому что очень часто идут дожди;   грязевик – потому что дожди размывают песок и образуется грязь.

Педагог интересуется у детей: а нарисуют ли они в октябре цветы, которых так много было в сентябре, (дети объясняют, что цветов в октябре уже нет потому что в октябре промерзает верхний слой земли и однолетние растения погибают.

Педагог предлагает назвать пословицы об октябре. Дети называют пословицы.  

 Педагог сообщает детям о том, что октябрь подарил  игру «Перелетные и зимующие птицы» и раздает детям конверты с птицами. Каждый ребенок получает свой конверт.

Дети индивидуально выполняют задание, педагог обращается к ним с просьбой проверить выполнение заданий по цепочке, не допустили ли дети ошибки, называя птиц перелетных и зимующих, указать товарищу на ошибку

Физминутка:

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке (подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим до лужайки добежим (бег на месте)

На лужайке, на лужайке мы попрыгаем как зайки (прыжки на месте на обеих ногах).

Стоп, немного отдохнем и в гости к месяцу придем.

Педагог: Ребята,  а сейчас я предлагаю вам подобрать краски для картинки ноября.

Дети подходят к уголку ИЗО и выбирают краски. Педагог задает вопросы, почему ты взял именно эту краску и что ты ей будешь рисовать?

Дети объясняют свой выбор (я взял черную краску, так как нарисую птиц, которые улетают от нас последними, белую - нарисую снег и т.д.).

В ходе беседы педагог уточняет, каких птиц нарисует ребенок и почему. В ходе беседы о характерных особенностях ноября педагог задает вопрос: А кто знает, как в народном календаре называли ноябрь? Если дети затрудняются, то педагог уточняет: ноябрь в народном календаре  называют  предзимник. Почему? (последний месяц перед зимой), ноябрь в народном календаре  называют грудень, потому что подтаявший снег лежит смерзшимися грудами.

Педагог предлагает  детям назвать пословицы о ноябре и объяснить, почему так говорят. Дети называют пословицы.

Педагог говорит детям о том, что ноябрь подарил игру «Четвертый лишний»  и предлагает обратить внимание на слайды. (детям демонстрируются слайды, на которых представлены четверками животные и птицы, грибы и ягоды)

 Педагог предлагает выделить лишний предмет и объяснить свой выбор.

(дети играют).

Последним представлен слайд , на котором изображены 4 пейзажа.

(указать автора и название картин)

Педагог  обращает внимание детей на слайды с картинами известных художников, изобразивших осенние пейзажи. И обращается к детям:

предлагает выбрать лишнюю картину объяснить, почему она лишняя и убирает ее.

Какую из картин по вашему мнению художник нарисовал в сентябре? в октябре? в ноябре?

Педагог: Сегодня мы с вами побывали в гостях у осенних месяцев  и  увидели, что каждый из них имеет  свои отличительные особенности и свои краски  и сейчас я  предлагаю вам  сделать подарок осенним месяцам и нарисовать  пейзажи.

 Выберите себе все необходимые материалы для работы. Дети, свободно перемещаясь по группе, организуют свое рабочее место. Педагог обращает внимание детей на то, что ни один месяц не должен остаться без  пейзажа. Как так сделать? (дети поднятием руки выбирают каждый свой месяц).

Дети распределяют месяцы для работы  между собой, уступая друг другу и соглашаясь с мнением товарища.

(во время работы детей над рисунком педагог включает  музыку П.И.Чайковского «Октябрь»).

Во время работы детей над пейзажами педагог осуществляет индивидуальную работу (совет, рекомендация)

Заключительная часть

После того как работа закончена воспитатель приглашает детей со своими рисунками   подойти к столу, на котором лежит годовое колесо и просит разместить свой рисунок в соответствующем секторе.

 Педагог предлагает из всех готовых работ  выбрать  лучшие, для того чтобы оставить их на секторах годового колеса, которое затем будет размещено в уголке природы. Остальные работы вывешиваются на выставку в группе.

Педагог: Кому понравилось сегодняшнее занятие и у кого все получилось на сегодняшнем занятии возьмите красную звездочку, у кого что – то вызвало затруднение возьмите синюю звездочку и объясните с каким именно заданием вы не справились или, что было для вас особенно трудным.

Педагог подводит итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности «Играем у озера» в старшей группе детского сада

В прилагаемом конспекте показана интеграция образовательных областей в процессе совместной деятельности педагога и детей....

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности во II младшей группе с применением игровых приёмов и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе «Путешествие по сказке колобок»

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности во II младшей группе с применением игровых приёмов и здоровьесберегающих   технологий  в образовате...

Методическая разработка интегрированной непрерывной образовательной деятельности «Прогулка в лес» с детьми младшей группы с интеграцией образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Цель: продолжать формировать интерес к творчеству, способствовать созданию предпосылок для развития детского творчества Задачи: 1. учить детей составлять образ птенца из готовых деталей. Развиват...