Конспект ОД по познавательному развитию "
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект ОД в средней группе на тему «Волшебница вода»
Цель: продолжать формирование представлений о свойствах воды.
Задачи:
Образовательные: Формировать представления о свойствах воды.
Развивающие: Развивать внимание, память, наблюдательность, логическое мышление.
Воспитательные: Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде.
Демонстрационный материал: иллюстрации «Вода и животные», «Вода и растения», «Вода и человек», «Свойства воды», глобус.
Раздаточный материал: одноразовые стаканчики, колбы, одноразовые ложки, сахар, лёд, тарелочки, разноцветные пуговицы (бусинки), апельсиновый сок, молоко, разрезные картинки «Вода, водичка», салфетки.
Методические приёмы: игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, беседа – диалог, физкультминутка «Капельки», экспериментирование, анализ, подведение итога.
Ход ОД:
- Ребята, сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся с ними.
- Ребята, посмотрите, что я принесла.
- Кто знает, что это такое? (Глобус). Глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
- А какого цвета на глобусе больше всего? (Синего, голубого)
- Как вы думаете, что же обозначено этими цветами на глобусе?
Голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды. Посмотрите, как много воды на нашей Земле.
- А кому нужна вода? (Животным, растениям, человеку)
Правильно, без воды нет жизни на Земле.
- А что человек делает при помощи воды? (Готовит, стирает, поливает растения, пьёт, умывается)
Совершенно верно (Обобщение с помощью стихотворения)
***
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без воды!
Вода необходима всему живому на Земле.
В одной волшебной сказочной стране жила Золотая рыбка.Но вот однажды, в сказочной стране вода исчезла. И золотая рыбка из этой сказочной страны просит нас, ребята, помочь вернуть воду. Злая волшебница спрятала воду под четырьмя замками. Для этого нам необходимо узнать пять свойства воды.
Приглашаю вас, ребята, отправится в волшебную лабораторию, чтобы провести опыты и узнать о свойствах воды.
- Прежде чем мы пойдём в лабораторию, скажите, а что там делают? (Проводят опыты)
- А чтобы всё получилось даже в волшебной лаборатории нужно соблюдать правила поведения. Давайте вспомним какие.
1. внимательно слушать;
2. не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу;
3. не забывайте после каждого опыта сделать вывод.
А сейчас проходите в лабораторию, занимайте места за столом.
1.Ребята, когда ваша мама печёт пирожки и булочки, вы слышите аппетитный запах.
- А есть ли запах у воды?
Чтобы ответить на этот вопрос проведём опыт:
Перед вами 2 стакана. Возьмите стакан с соком. Понюхайте. Какой это сок? (Апельсиновый).
- Как вы догадались, что сок – апельсиновый?
А теперь возьмите стакан с водой. Понюхайте, чем пахнет?
- Так есть ли запах у воды?
Вывод, какой можно сделать: у воды нет запаха! Открываем первый замок. (Изображение с этим свойством воды).
2. Ребята, а какой на вкус лимон? (кислый)
- А конфета? (сладкая)
- Интересно, а есть ли вкус у воды?
Возьмите стакан с апельсиновым соком. Попробуйте сок.
- Какой вкус у апельсинового сока? (Вкус апельсина).
А сейчас возьмите стакан с водой и попробуйте.
- Какая она на вкус? Сладкая? Кислая? Солёная? (Без вкуса).
- Так есть ли вкус у воды? (Нет).
Вывод: У воды нет вкуса. Вот мы и открыли второй замок.
Вы правы, ребята. У воды нет вкуса. Когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и чтобы выразить своё чувство, говорит «Какая вкусная вода», хотя на самом деле вкуса не ощущает.
3. Посмотрите, у вас на столе в тарелочках: соль, сахар и лимонная кислота, а теперь то, что у вас на тарелочке высыпаем в свои стаканы и перемешиваем.
- Вода поменяла цвет? (Нет).
А теперь попробуйте на вкус.
- Какая на вкус вода?
- Почему?
- Как вы думаете, от чего зависит вкус воды?
Вывод: вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили (символ свойства вкуса).
Прежде чем приступить к следующему опыту, который поможет открыть третий замочек, давайте отдохнём.
- Ребята, а из чего состоит вода? (Из капелек)
Правильно, а капельки очень весёлые и любят играть.
Физкультминутка «Капельки»
Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик
Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали,
Руки кверху все подняли
Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)
Вот и кончилась игра.
4. Посмотрите внимательно: перед вами на столе на тарелочках – Что? (лёд). Возьмите его в руки.
- Какой лёд?
- Как вы узнали об этом? Что почувствовали ваши ручки, какими они стали? Попробуйте надавить, сжать, постучать по нему.
- А что еще можно сказать про лёд?
Посмотрите, ребята, лёд на наших ладошках от теплоты рук начал таять?
- А когда лёд тает, то он во что превращается?
Значит, лед – это тоже вода.
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: Вода может быть не только в жидком, но и в твердом состоянии, когда замерзает и превращается в лёд.
Таким образом, мы открыли ещё один замочек и разгадали ещё одно свойство воды.
5. Но остался ещё один не раскрытый замочек. Мы провели четыре опыта, и нам осталось узнать ещё одно свойство воды.
- Посмотрите, ребята, какого цвета молоко?
- А что вы можете сказать про воду? Она белого цвета? Давайте проверим, какого цвета вода.
Закрывайте глаза. Я опущу в молоко пуговицы – ваша задача отгадать, какого цвета пуговицы я опустила.
Открываем глаза.
- Какого цвета пуговица в вашем стакане с молоком, вы можете сказать? (Нет).
- Почему?
Теперь предлагаю взять ложечки и вытащить на салфетку пуговицы. Погрузите эти же пуговицы в стаканчик с водой. Теперь мы можем увидеть какого цвета пуговица?
- Почему? (Потому что вода – прозрачная)
- Какой можно сделать вывод?
Вывод: Вода не имеет цвета, она прозрачная.
Ребята, вы помогли вернуть воду в сказочную страну, отгадали пять свойств воды.
- Что нового узнали о свойствах воды? (Вода имеет пять свойства. Вода нужна человеку, растениям, животным. Человеку нужна вода чтобы …)
Вот мы с вами и открыли пять замков, узнали пять свойства воды.
- Какие свойства воды мы узнали?
- Как мы должны беречь и охранять воду, чтобы она не исчезла у нас? (Не бросать мусор в реку, озеро, родник, нельзя мыть машины на берегу рек, нужно экономно относиться к воде - закрывать кран, фабрики и заводы не должны сливать грязную воду в реку, нельзя рубить лес на берегу рек.)
Золотая рыбка передаёт вам большое спасибо и дарит игры про воду и интересные картинки о воде.
Конспект занятия по речевому развитию на тему «Путешествуем по морю»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.
Задачи:
-развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы;
-закрепить и обобщить знание детей об антонимах, понятии "один - много", умение называть обобщающие слова, находить лишний предмет;
-воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма Способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи;
-создавать положительный эмоциональный фон.
Материалы:
Записки пиратов, бутылка, сундук с сокровищами, карточки - задания, дерево с птицей, цветные карандаши для рисования, шаблон птиц, карандаш простой, ножницы, клей, бумага белая.
Словарная работа.
Морская почта, скумбрия, переплывает, длинноухий, голубоглазый, седовласый.
Предварительная работа.
Беседы о домашних и диких животных, рассматривание иллюстраций о птицах, рисование птиц и животных, чтение познавательной литературы, д/и "Скажи наоборот", "Что лишнее? ", "Лото".
Ход занятия.
Вступление:
Ребята, скажите пожалуйста, на чём же можно путешествовать? (на машине, на самолёте, поезде, корабле).А вы хотите путешествовать?(да) Тогда мы с вами отправимся в морское путешествие, так на чём же мы сможем путешествовать? (на корабле). Вы готовы? (Да) Для этого нам нужно превратиться в матросов. А кто такие матросы? ( Я буду вашим капитаном.
Основная часть
-Моряки, посмотрите, что там за бортом? (Это же бутылка)
-Это морская почта. Давайте выловим бутылку, и прочтем письмо, интересно, кто же его написал, может кому – то нужна помощь? (читает письмо)
"Мы нашли сокровища и спрятали их. Вы можете их найти, но только если выполните задания, которые мы для вас придумали. «Морские пираты».
-Друзья, вы готовы отправиться за сокровищами? (Да). Тогда поплыли за мной. Руки в стороны ш-ш-ш (изображаем звук волны). Смотрите впереди виднеется остров, поплыли к нему. Высаживаемся на него.
-Смотрите, записка, что же там в ней? О, это первое задание от морских пиратов.
Игровое упражнение "Скажи наоборот".
-Ребята, я вам говорю слово, а вы мне его противоположное значение.
Ночь-день, грязь-чистота, свет-темнота, холод-жара, мир-война, ложь-правда, добро-зло, друг-враг, радость-грусть, храбрый -трусливый, белый -черный, зима-лето, высокий -низкий, тихо-громко, грустный -весёлый, медленный -быстрый, крупный -мелкий, назад -вперед, верх-низ,.
-Юнги, какие вы молодцы, всё знаете.
Игра "Назови одним словом"
.- дуб, береза, осина, сосна, яблоня; (деревья)
- лошадь, корова, кошка, овца, коза, собака, кролик; (домашние животные)
-волк, лиса, заяц, тигр, шакал, медведь; (дикие животные)
- курица, петух, утка, гусь, индюк; (домашние птицы)
- стриж, ворона, голубь, ласточка сорока, воробей; (птицы)
- акула, треска, сельдь, окунь, скумбрия; (рыбы)
-шмель, бабочка, стрекоза, комар, пчела, паук, муха (насекомые)
-Молодцы, вы справились с заданием. Следующая игра "Четвёртый лишний".
Комар, муха, цапля, стрекоза (Цапля- это птица, а остальные насекомые)
Воробей, ласточка, заяц, кукушка (Заяц-это животное, а остальные птицы)
Лиса, волк, медведь, корова (Корова это домашнее животное, а остальные дикие)
Юнги встаньте в круг - поиграем в игру "Один-много".
Одна кукла -много кукол, один стакан -много стаканов, одна кружка -много кружек, один шар- много шаров, один круг- много кругов, один стул- много стульев, один стол -много столов, одна рука- много рук, одна девочка -много девочек, один мальчик -много мальчиков, один носок -много носков, одна машинка -много машинок и т. д.
-Нам пора отправляться дальше, задания, которые были на этом острове мы выполнили молодцы, так держать! Поплыли дальше на встречу к новым испытаниям. А чтобы мы не устали, проведем физкультминутку.
Физкультминутка
(На кораблике своём крутят руками штурвал)
Дружно по морю плывём.
Здесь волна и там волна, (смотрят вдаль в «бинокль»)
Не нужна нам тишина.( топают ногами)
Много умненьких ребят (повороты вправо и влево)
Всем помочь они хотят. (хлопают в ладоши)
Капитан: ещё одна записка, наверное опять от морских пиратов.
«На этом острове живёт птица, она живёт одна и ей скучно. Помогите ей, сделайте так чтобы она не грустила».
Капитан: юнги, смотрите, что я здесь нашла: листы, карандаши, ножницы и трафареты. Я придумала как мы можем развеселить птицу, мы вырежем из бумаги, а потом раскрасим карандашами птиц, и тогда ей точно не будет грустно, ведь у неё появится столько друзей. Давайте (Дети обводят трафареты, а потом вырезают птиц, раскрашивают их).
-Вот и печальная птица, я нашла её на дереве, несите сюда своих птиц, мы их посадим на древо рядом с этой птицей. Посмотрите сколько друзей появилось у птицы, дерево какое красивое получилось. Мы помогли птичке и она нас благодарит. Внимательно приглядитесь к дереву, в какое время года бывают такие деревья? (весной) А какие приметы весны вы знаете?
-снег тает весной;
-прилетают из тёплых краёв птицы весной;
-ночь становится короче, а день длиннее весной;
-солнышко греет сильнее и светит ярче весной;
-на деревьях появляются листики весной;
Капитан: юнги, вы молодцы знаете приметы весны. На этом острове мы выполнили все задания, нам пора дальше.
-Я опять вижу остров, поплыли туда. Снова записка от морских пиратов, они снова нам дают задание:
Игровое упражнение "Сложные слова".
Листья падают – листопад, глаза зелёные – зеленоглазый, звезды падают – звездопад, снег идет – снегопад, лес рубит – лесоруб, лед колет – ледокол и т. д.
Следующая игра "Чем отличаются слова? ".
Майка - байка - зайка - гайка – чайка (они отличаются друг от друга первым звуком). Поплыли дальше.
Капитан: посмотрите, что это плывёт на нас? (Это, кажется сундук) Давайте его выловим и посмотрим, что там внутри. Это же букварь, вот и ещё одна записка от морских пиратов: «Вы выполнили все задания и справились вы с ними великолепно, а мы как и обещали вам отдаём вам сокровища. Мы узнали, что вы скоро отправитесь в школу, значит вам нужен букварь, чтобы научится читать. Букварь, вот что для вас сокровище, поэтому мы его вам дарим, берегите его и обязательно им пользуйтесь.
Юнги, ну вот и всё нам пора отправляться домой, наше путешествие подходит к концу. Превращаемся обратно в ребят.
Заключение:
-Что вам запомнилось больше всего в нашем путешествии?
-Какое из заданий для вас показалось самым сложным?
-А какое самым лёгким?
-Вы такие молодцы, были очень умными, внимательными, поэтому мы легко справились со всеми заданиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект итогового занятия «Познавательное развитие» (развитие познавательно-исследовательской деятельности) Тема: «Свойства воды, льда и пара»
в конспекте хорошо приведены примеры опытов в старшей группе....
Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Африка".
Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по карт...
Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Свет и цвет".
Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой, с использованием книги О.В. Дыбиной, Н.П. Р...
Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Дети войны".
Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по &quo...
Конспект ООД ОО "Познавательное развитие" "Экспериментирование-как средство развития познавательной активности детей"
для детей подготовительной к школе группы...
Конспект НОД по познавательному развитию (развитие познавательно-исследовательской деятельности) «Поможем Топтыгину» (младшая группа)
Конспект НОД по познавательному развитию (развитие познавательно-исследовательской деятельности) «Поможем Топтыгину» (младшая группа)....
Конспект НОД (область познавательное развитие) . Познавательное развитие на тему" Мой город - моя малая Родина"
Прродолжать расширять и закреплять знания детей о городе в котором они живут....