ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Митапова Алла Евгеньевна

 

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

ПО

ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

(СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

ПО

ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)

                                                                                               Воспитатель: А.Е. Митапова

вид деятельности,

тема

задачи, цели,

содержание

оборудование

Работа с родителями

СЕНТЯБРЬ

Экспериментирование с воздухом

1.«Соломенный буравчик»

Помочь выявить, что воздух  обладает упругостью, понять, как можно использоваться сила воздуха (движения)

Материал: Сырые картофелины.

Оборудование: По две соломинки для коктейля (для каждого ребенка)

Беседа: « Опытно – экспериментальная деятельность в жизни  старших дошкольников».

Цель: Дать представления о том, что опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы деятельности дошкольников.

2. «Парашют»

Помочь выявить, что воздух  обладает упругостью, понять, как можно использоваться сила воздуха (движения)

Материал: Емкость с песком.

Оборудование: Парашют, игрушечные человечки

Экспериментирование с водой.

3. « Фильтрование воды»

Познакомить с процессами очистки воды разными способами

Материал: Речной песок, крахмал

4.  «Бережем воду»

Вода

Материал: Три стакана: два с грязной водой, один с чистой водой, фильтр

один с чистой водой, фильтр из воронки и ваты

В уголок « ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ»: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Цель: предложить практические рекомендации, как поддержать интерес детей к опытно – экспериментальной деятельности.

ОКТЯБРЬ

Наблюдение за жизнью растений

1.«Куда тянутся корни»

Помочь установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды

 Материал: Два растения в горшках с поддоном

2. «В погоне за светом»

Установить, как растение ищет свет.

Материал:  

Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу - картофельный клубень, в противоположном - отверстие.

Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской  активности детей.

Экспериментирование с песком

3. «Удивительный песок»

Познакомить детей со свойствами песка и глины: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить

Материал: Сухой и влажный песок, прозрачная вода

4. «Сухая и влажная почва»

Учить определять  и сравнивать сухую и влажную почву, фиксировать результаты исследований

Материал: Две стеклянные баночки

(одна с сухой, другая с влажной почвой)

Консультация: «Игра или

экспериментирование».

Цель: Рассказать родителям о том, что экспериментирование, как и игра, является ведущим видом деятельности дошкольников.

НОЯБРЬ

Экспериментирование с предметами

1. «Земля-магнит»

Помочь выявить действия магнитных  сил Земли

Материал: Вода, растительное масло

Оборудование: Шар из пластилина с закрепленной на нем намагниченной английской булавкой, магнит, стакан, обычные иголки.

Домашнее задание: Закрепить знания об устройстве компаса, совершенствовать навыки и умения в практическом использовании компаса.

2. «Земля на глобусе»

Развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства с глобусом Земли. Расширять представления об атмосфере Земли, четырех сторонах света (север, юг, запад, восток) и их сокращенных обозначениях.

Оборудование: Глобус, энциклопедия       « Мир вокруг», фотографии с изображениями Земли из космоса.

Домашнее задание: выполнить схематичное изображение линии горизонта, сторон горизонта.

3. Полярное сияние

Оборудование: шарики, пластмассовые палочки, бумажные бабочки, шерстяная ткань.

Оборудование: магнит, металлические опилки, 2 листа, трубочка для коктейля, воздушный шар, мелкие кусочки бумаги

4. «Портрет Земли – карта»

Развитие способности понимать знаково – символические обозначения карты Земли. Формировать умение ориентироваться на карте и определять на ней стороны горизонта; познакомить с современными картами, условными обозначениями на них.

Оборудование: Карта полушарий, большой атлас Земли, схематичное изображение линии горизонта, сторон горизонта.

ДЕКАБРЬ

1.«Как работает термометр»

 

Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела. Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; сравнение разных видов термометров.

Оборудование: Термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека; два стакана с водой разной температуры (из холодильника и теплой) на каждого ребенка; репродукции картин профессиональных художников с изображением пейзажей в разное время года.

Беседа: «Значение детского экспериментирования для психического развития».

2.« Как не обжечься»

Помочь выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному (теплопроводность материалов)

Материал: емкость с горячей водой

Оборудование: одинаковые по размеру емкости из разных материалов: керамики, дерева, пластмассы, металла, алюминиевая ложка.

3.«Мы пишем книгу»

Совершенствовать графические умения, побуждать участвовать в коллективном создании книги, учить, что от отношения к работе зависит ее результат.

Оборудование:  бумага,  краски,  кисточки, карандаши,  фломастеры, картон, клей, ткань, нитка, игла.

4.« Разведчики»

Учить пониманию того, как  можно отразить изображение предмета и увидеть его там, где его не должно быть видно.

 Материал: зеркала

Консультация:

«Значение опытно-экспериментальной деятельности в психическом  развитии ребенка»

ЯНВАРЬ

Экспериментирование с солнечным светом

1. «Передача солнечного зайчика»

Помочь понять, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, то есть увидеть его там, где его не должно быть видно.  

Оборудование: зеркала, схема многократного изображения.

Консультация: «Соблюдение правил безопасности».

2. «Радуга на стене»

Познакомить с механизмом образования цветов.

Оборудование: граненое стеклышко

3.«Как образуется тень»

Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.

Оборудование: Фонарик, предметы с разной степенью прозрачности.

4 «Свет повсюду»

Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные – это  солнце, луна, костер, исскуственные – изготовленные людьми лампа, фонарик, свеча

Оборудование: Настольная лампа, непрозрачные предметы, фонарик, свеча, сундучок с прорезью.

ФЕВРАЛЬ

1.«Где же пятый океан».

Показать зависимость живых объектов природы от воздуха.

Материал: Перфокарты с живыми и неживыми объектами  природы, цветные карандаши.

Анкетирование родителей: цель - выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.

2.«Как обнаружить воздух»

Установить окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.

Материал: Две свечи, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить).

3.«Вертушка».

Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение).

Материал: Вертушка, материал для ее изготовления на каждого ребенка: бумага (квадрат из альбомного листа), ножницы, палочка, гвоздик.

МАРТ

Человек

1.  «Выяснение  причины храпа человека»

Помочь выяснить  причины храпа человека

Оборудование: вощеная бумага, ножницы, линейка.

Консультация:  «Соблюдение правил безопасности».

Цель: Познакомить с необходимыми правилами безопасности при  организации и проведении экспериментов и игр дома.

2.  «Зрачок глаза меняет размер в зависимости от освещенности»

Показать, как зрачок глаза меняет свой размер в зависимости от освещенности.

   

Оборудование: зеркало

3.  « Острота слуха и ее изменение при разных ситуациях»

Проверить хороший ли слух у детей, не повреждена ли перепонка.

Оборудование: магнитофон, запись музыки

4.  «Осязательный  центр человека»

Сравнить температуру воды в нескольких емкостях.

Материал: емкость с водой – холодной, тёплой, горячей.

АПРЕЛЬ

1.«Смена дня и ночи»

Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве; объяснить, почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли.

Оборудование: модель Земли – глобус, фонарик, картинки с изображением различных времен суток, детская энциклопедия.

Беседа:

«Как организовать эксперимент в виде игры».

Цель: Дать знания о том, как организовать предметно – развивающую среду для проведения игр-экспериментов.

2.«Покорение космоса».

Учить самостоятельно определять алгоритм деятельности. Работать с различными материалами

Оборудование: краски, кисточки, предметы круглой формы, план – схема Солнечной системы.

3.«Электричество»

Познакомить детей с понятиями «электричество», где живет и как оно помогает

человеку.

Оборудование: шарики, пластмассовые палочки, бумажные бабочки, шерстяная ткань.

4.«Как увидеть молнию»

Выяснить, что гроза – проявление электричества в природе.

Материал: кусочки шерстяной ткани.

Оборудование: воздушный шар, рупор

МАЙ Экспериментирование со звуком  

1.«Источник звука»

Познакомить детей с понятием «звук». Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

Оборудование: Детские музыкальные инструменты: бубен, барабан, металлофон, ложки, погремушка,  деревянная линейка, стакан, газета.

2. «Спичечный телефон».

Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстоянии.

Оборудование: два спичечных коробка, тонкая длинная нить, иголка, две спички.

3. «Поющая струна»

Помочь выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звуков)

Оборудование: проволока без покрытия, деревянная рамка

4.«Где живет эхо?»

Подвести к пониманию возникновения эхо

Оборудование: аквариум, банка, ведро, ткань, веточки, мяч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( 2012-2013 уч.год) (старшая разновозрастная группа)

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫПООПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ( 2012-2013 уч.год) (старшая разновозрастная группа)...

перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности. младшая группа

Планирование разработано для младшей группы на год поблочно. Указаны название опыта, цель, материал....

перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности. средняя группа

Планирование разработано на год поблочно. Указаны название опыта, цель, материал....

перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности. подготовительная группа.

Перспективный план разработан для детей подготовительной группы по блокам....

Перспективный план работы по опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе

Организация экспериментирования подразумевает использование  целого спектра методов и приемов, активизирующих познавательные интересы,  творческие способности дошкольников.  Очень важно...

Перспективный план работы по опытно - экспериментальной деятельности для детей младшей группы.

Перспективный план работы по опытно - экспериментальной деятельности для детей младшей группы....

Перспективный план работы по опытно - экспериментальной деятельности для детей средней группы.

Перспективный план работы по опытно - экспериментальной деятельности для детей средней группы....