ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
ПО
ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4.1_perspektivnyy_plan_po_opytno-eksperimentalnoy_deyatelnosti.doc | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
ПО
ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)
Воспитатель: А.Е. Митапова
вид деятельности, тема | задачи, цели, содержание | оборудование | Работа с родителями | |
СЕНТЯБРЬ Экспериментирование с воздухом 1.«Соломенный буравчик» | Помочь выявить, что воздух обладает упругостью, понять, как можно использоваться сила воздуха (движения) | Материал: Сырые картофелины. Оборудование: По две соломинки для коктейля (для каждого ребенка) | Беседа: « Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников». Цель: Дать представления о том, что опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы деятельности дошкольников. | |
2. «Парашют» | Помочь выявить, что воздух обладает упругостью, понять, как можно использоваться сила воздуха (движения) | Материал: Емкость с песком. Оборудование: Парашют, игрушечные человечки | ||
Экспериментирование с водой. 3. « Фильтрование воды» | Познакомить с процессами очистки воды разными способами | Материал: Речной песок, крахмал | ||
4. «Бережем воду» | Вода | Материал: Три стакана: два с грязной водой, один с чистой водой, фильтр один с чистой водой, фильтр из воронки и ваты | В уголок « ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ»: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». Цель: предложить практические рекомендации, как поддержать интерес детей к опытно – экспериментальной деятельности. | |
ОКТЯБРЬ Наблюдение за жизнью растений 1.«Куда тянутся корни» | Помочь установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды | Материал: Два растения в горшках с поддоном | ||
2. «В погоне за светом» | Установить, как растение ищет свет. | Материал: Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу - картофельный клубень, в противоположном - отверстие. | Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей. | |
Экспериментирование с песком 3. «Удивительный песок» | Познакомить детей со свойствами песка и глины: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить | Материал: Сухой и влажный песок, прозрачная вода | ||
4. «Сухая и влажная почва» | Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву, фиксировать результаты исследований | Материал: Две стеклянные баночки (одна с сухой, другая с влажной почвой) | Консультация: «Игра или экспериментирование». Цель: Рассказать родителям о том, что экспериментирование, как и игра, является ведущим видом деятельности дошкольников. | |
НОЯБРЬ Экспериментирование с предметами 1. «Земля-магнит» | Помочь выявить действия магнитных сил Земли | Материал: Вода, растительное масло Оборудование: Шар из пластилина с закрепленной на нем намагниченной английской булавкой, магнит, стакан, обычные иголки. | Домашнее задание: Закрепить знания об устройстве компаса, совершенствовать навыки и умения в практическом использовании компаса. | |
2. «Земля на глобусе» | Развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства с глобусом Земли. Расширять представления об атмосфере Земли, четырех сторонах света (север, юг, запад, восток) и их сокращенных обозначениях. | Оборудование: Глобус, энциклопедия « Мир вокруг», фотографии с изображениями Земли из космоса. | Домашнее задание: выполнить схематичное изображение линии горизонта, сторон горизонта. | |
3. Полярное сияние | Оборудование: шарики, пластмассовые палочки, бумажные бабочки, шерстяная ткань. | Оборудование: магнит, металлические опилки, 2 листа, трубочка для коктейля, воздушный шар, мелкие кусочки бумаги | ||
4. «Портрет Земли – карта» | Развитие способности понимать знаково – символические обозначения карты Земли. Формировать умение ориентироваться на карте и определять на ней стороны горизонта; познакомить с современными картами, условными обозначениями на них. | Оборудование: Карта полушарий, большой атлас Земли, схематичное изображение линии горизонта, сторон горизонта. | ||
ДЕКАБРЬ 1.«Как работает термометр»
| Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела. Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; сравнение разных видов термометров. | Оборудование: Термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека; два стакана с водой разной температуры (из холодильника и теплой) на каждого ребенка; репродукции картин профессиональных художников с изображением пейзажей в разное время года. | Беседа: «Значение детского экспериментирования для психического развития». | |
2.« Как не обжечься» | Помочь выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному (теплопроводность материалов) | Материал: емкость с горячей водой Оборудование: одинаковые по размеру емкости из разных материалов: керамики, дерева, пластмассы, металла, алюминиевая ложка. | ||
3.«Мы пишем книгу» | Совершенствовать графические умения, побуждать участвовать в коллективном создании книги, учить, что от отношения к работе зависит ее результат. | Оборудование: бумага, краски, кисточки, карандаши, фломастеры, картон, клей, ткань, нитка, игла. | ||
4.« Разведчики» | Учить пониманию того, как можно отразить изображение предмета и увидеть его там, где его не должно быть видно. | Материал: зеркала | Консультация: «Значение опытно-экспериментальной деятельности в психическом развитии ребенка» | |
ЯНВАРЬ Экспериментирование с солнечным светом 1. «Передача солнечного зайчика» | Помочь понять, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, то есть увидеть его там, где его не должно быть видно. | Оборудование: зеркала, схема многократного изображения. | Консультация: «Соблюдение правил безопасности». | |
2. «Радуга на стене» | Познакомить с механизмом образования цветов. | Оборудование: граненое стеклышко | ||
3.«Как образуется тень» | Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. | Оборудование: Фонарик, предметы с разной степенью прозрачности. | ||
4 «Свет повсюду» | Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные – это солнце, луна, костер, исскуственные – изготовленные людьми лампа, фонарик, свеча | Оборудование: Настольная лампа, непрозрачные предметы, фонарик, свеча, сундучок с прорезью. | ||
ФЕВРАЛЬ 1.«Где же пятый океан». | Показать зависимость живых объектов природы от воздуха. | Материал: Перфокарты с живыми и неживыми объектами природы, цветные карандаши. | Анкетирование родителей: цель - выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей. | |
2.«Как обнаружить воздух» | Установить окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении. | Материал: Две свечи, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить). | ||
3.«Вертушка». | Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение). | Материал: Вертушка, материал для ее изготовления на каждого ребенка: бумага (квадрат из альбомного листа), ножницы, палочка, гвоздик. | ||
МАРТ Человек 1. «Выяснение причины храпа человека» | Помочь выяснить причины храпа человека | Оборудование: вощеная бумага, ножницы, линейка. | Консультация: «Соблюдение правил безопасности». Цель: Познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома. | |
2. «Зрачок глаза меняет размер в зависимости от освещенности» | Показать, как зрачок глаза меняет свой размер в зависимости от освещенности.
| Оборудование: зеркало | ||
3. « Острота слуха и ее изменение при разных ситуациях» | Проверить хороший ли слух у детей, не повреждена ли перепонка. | Оборудование: магнитофон, запись музыки | ||
4. «Осязательный центр человека» | Сравнить температуру воды в нескольких емкостях. | Материал: емкость с водой – холодной, тёплой, горячей. | ||
АПРЕЛЬ 1.«Смена дня и ночи» | Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве; объяснить, почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли. | Оборудование: модель Земли – глобус, фонарик, картинки с изображением различных времен суток, детская энциклопедия. | Беседа: «Как организовать эксперимент в виде игры». Цель: Дать знания о том, как организовать предметно – развивающую среду для проведения игр-экспериментов. | |
2.«Покорение космоса». | Учить самостоятельно определять алгоритм деятельности. Работать с различными материалами | Оборудование: краски, кисточки, предметы круглой формы, план – схема Солнечной системы. | ||
3.«Электричество» | Познакомить детей с понятиями «электричество», где живет и как оно помогает человеку. | Оборудование: шарики, пластмассовые палочки, бумажные бабочки, шерстяная ткань. | ||
4.«Как увидеть молнию» | Выяснить, что гроза – проявление электричества в природе. | Материал: кусочки шерстяной ткани. Оборудование: воздушный шар, рупор | ||
МАЙ Экспериментирование со звуком 1.«Источник звука» | Познакомить детей с понятием «звук». Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. | Оборудование: Детские музыкальные инструменты: бубен, барабан, металлофон, ложки, погремушка, деревянная линейка, стакан, газета. | ||
2. «Спичечный телефон». | Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстоянии. | Оборудование: два спичечных коробка, тонкая длинная нить, иголка, две спички. | ||
3. «Поющая струна» | Помочь выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звуков) | Оборудование: проволока без покрытия, деревянная рамка | ||
4.«Где живет эхо?» | Подвести к пониманию возникновения эхо | Оборудование: аквариум, банка, ведро, ткань, веточки, мяч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( 2012-2013 уч.год) (старшая разновозрастная группа)
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫПООПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ( 2012-2013 уч.год) (старшая разновозрастная группа)...
перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности. младшая группа
Планирование разработано для младшей группы на год поблочно. Указаны название опыта, цель, материал....
перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности. средняя группа
Планирование разработано на год поблочно. Указаны название опыта, цель, материал....
перспективный план работы по опытно-экспериментальной деятельности. подготовительная группа.
Перспективный план разработан для детей подготовительной группы по блокам....
Перспективный план работы по опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе
Организация экспериментирования подразумевает использование целого спектра методов и приемов, активизирующих познавательные интересы, творческие способности дошкольников. Очень важно...
Перспективный план работы по опытно - экспериментальной деятельности для детей младшей группы.
Перспективный план работы по опытно - экспериментальной деятельности для детей младшей группы....
Перспективный план работы по опытно - экспериментальной деятельности для детей средней группы.
Перспективный план работы по опытно - экспериментальной деятельности для детей средней группы....