Конспект занятия по познавательному развитию "Волшебная зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Варвара Петунская

Использование технологии проблемного обучения на занятии по познавательному развитию для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_zima.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности в старшей группе.

Тема: «Волшебная зима»

Цель: Систематизация знаний детей о зиме, зимних явлениях природы.

Задачи: Закрепить названия зимних месяцев; уточнить и расширить запас конкретных представлений о свойствах снега; учить устанавливать связи и закономерности в природе, побуждать детей сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать память, внимание, воображение; совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, доказательную речь; развивать логику рассуждения, решая проблемные ситуации продолжить работу над культурой речевого обращения; воспитывать заботливое отношение к природе и  интерес к познанию; приобщать к элементарным общепринятым нравственным правилам и нормам поведения.

Методы и приемы: Проблемный (Решение проблемы «Помочь снеговику вернуть радость к жизни» методом экспериментирования, вопросы проблемного характера); игровой (персонаж Снеговик, сюрпризные моменты); использование природного материала – снега; словесные методы (беседа, использование художественного слова –загадки, стихотворения о зиме).

Оборудование и материалы: ТСО, картинки-загадки, письмо, инвентарь для опыта со снегом - ведерки со снегом и водой, стаканчики с чистой водой. Раздаточный: снежинки из бумаги

Предварительная работа: Беседа о признаках зимы; наблюдения за явлениями неживой природы (снег, снежинки, сосульки, льдинки); опыты и эксперименты со снегом и льдом (измерение глубины снега, замораживание окрашенной воды и др.); серия познавательных рассказов воспитателя на тему «Зима», «Снег и лед»; чтение познавательной литературы по теме; разгадывание загадок о зиме, снеге, зимних явлениях, рисование зимних пейзажей, прослушивание классических произведения П.И.Чайковского «Декабрь-Вальс».

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята встаем все в круг и пожелаем друг другу доброго утра.

Все вместе:

Собрались все дети в круг

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Здравствуйте, милые дети

Вы прекрасней всех на свете!

Воспитатель: Ребята, сегодня я получила письмо, но не знаю от кого. Давайте, вместе         откроем и прочтем его.

Так начинается письмо:

«Я не был у вас очень давно

Друзья, нам встретиться пора

До скорой встречи, детвора!» Снеговик.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, почему именно сейчас решил прийти к нам в гости снеговик? (Потому что зима)

Воспитатель: Ребята, а вы любите зиму? (Да, любим)

Воспитатель: Послушайте стихотворение А.С. Пушкина «Волшебница зима!» в исполнении Насти.

Вот север тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

Воспитатель: Ребята, что бывает зимой? Какие природные явления? (иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа)

Воспитатель: Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? (декабрь, январь, февраль)

Воспитатель: Какая погода бывает зимой? (холодная, ветреная, морозная)

Воспитатель: Что происходит зимой на водоёмах? (все покрывается льдом)

Воспитатель: Какой бывает снег? (лёгкий, белый, холодный, пушистый, колючий, грязный)

(Стук в дверь. Входит снеговик)

Снеговик. Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте)

В: Проходи, Снеговик, мы очень рады тебя видеть. Ой, а почему ты такой невеселый?

Снеговик: Прилетела ворона, села мне на плечо, клюнула и сказала, что я не вкусный и плохой. Рассердилась и улетела. И мне стало так обидно и грустно. Почему я не яблоко или клубничка… А какой же я на вкус? И что во мне хорошего есть? Ничегооо, я совершенно бесполезный!!! (снеговик плачет)

Воспитатель: Не печалься так Снеговик! Ребята, что же делать, как утешить Снеговичка? (ответы детей)

 Ребята, а почему ворона так сказала? (ответы детей).

Сейчас, мы узнаем какой же ты на вкус!

Опыт (воспитатель ставит ведерко со снегом)

Воспитатель: А теперь вставайте в кружок со мной.

Игра «Выпал беленький снежок»

Выпал беленький снежок – собрались мы все в кружок,

Мы потопаем, мы потопаем,

Будем весело плясать, будем руки согревать.

Мы похлопаем, мы похлопаем.

Чтоб нам было веселей, будем прыгать мы скорее.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем.

Воспитатель: А теперь, давайте посмотрим, что стало с нашим снегом.

Снеговик: Ой, где же снег, здесь только вода.

Воспитатель: Снеговик, снег только на морозе такой рыхлый и пушистый. А в тепле он превращается в воду. А сейчас я перелью в стаканчик эту талую воду. И мы посмотрим чистый ли снег? Смотрите сколько грязи в снегу, поэтому есть снег нельзя ни в коем случае. Ребята, посмотрите, а в этом стакане у меня чистая вода и эту воду пить можно. Попробуйте эту воду? Какая она на вкус? (Вода не имеет вкуса).

Воспитатель: Дети, значит, какой вывод мы можем сделать? (Снег – это замерзшая вода, а вода не имеет вкуса)

Снеговик: Ну вот, ворона была права, я невкусный!!! (плачет)

Воспитатель: Не расстраивайся, Снеговик, мы тебе покажем и докажем, что снег – это хорошо и зимнее время – это время волшебства, чудес и прекрасных праздников. А для начала я вам загадаю загадки:

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь (снег)

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (снежинка)

Воспитатель: Ребята, что представляет из себя снег? (Снег состоит из снежинок)

Игра «Снежинки»

Дети объединяются в две компании: им раздают снежинки из бумаги они должны найти такую же снежинку.

Воспитатель: Подул сильный ветер и наши снежинки разлетелись, а теперь какая команда быстрее соберет свои снежинки!

Воспитатель: Снеговик, ты ведь тоже слеплен из снега, значит, такой же красивый, как эти снежинки!

Воспитатель: Но пока мы говорили с вами о природных явлениях, Зимушка решила пошутить и приготовила нам картинки-загадки. Посмотрите на картинку и скажите, что на ней лишнее, чего не бывает зимой?

Воспитатель: Молодцы, вы сумели найти ошибки и теперь картинки выглядят правильно.

Снеговик: Какие умные ребятки! Все знают и, наверное, все умеют!

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, снег и лёд – это хорошо или плохо? (ответы детей). Давайте посмотрим на экран:    

1. Маленькие ростки пшеницы, они не замерзли. Почему? (снег сохраняет тепло)

2. Где образуется лёд? (на поверхности водоёмов)

3. Что делают рыбаки на реке зимой? (ловят рыбу)

4. Почему все живое не замерзает подо льдом? (лёд тоже сохраняет тепло)

Снеговик: Ребята, значит, снег и лёд – это очень хорошо.

Воспитатель: Вот теперь и Снеговик знает, что зимой нам бывает, не только холодно, но ещё хорошо и весело. Какой праздник мы отмечаем зимой? (Новый год). Давайте подарим снеговику песню про «Новый год» (хоровод)

Снеговик: Спасибо вам, ребята! Я понял. Пусть я не вкусный, но зато красивый и полезный. Я приготовил для вас подарки (раздает раскраски с изображением снеговика). А теперь мне пора. Я буду ждать вас на улице. До свидания!

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, скажите, почему расстроился Снеговик?  Снег – это хорошо или плохо? Какие задания для вас были трудными? Мне понравилось, как сегодня Саша играл и отвечал. Саша, а тебе кто понравился? (Дети оценивают друг друга)

Воспитатель: Ребята, добрые слова не лень

                         Говорить нам целый день,

                         На прощание всем мы скажем:

                              До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию "Зимующие птицы"

Ознакомление с зимующими птицами, особенностями их поведения, любимым для них кормом...

Конспект занятия по познавательному развитию "Зимующие птицы".

Конспект предназначен для детей старшей группы с целью развития познавательного интереса к нашим пернатым друзьям....

конспект занятия по познавательному развитию "Зима в лесу"

Конспект ООД по познавательному развитию. на закрепление знания детей об обитателях леса (животные)....

Конспект занятия по познавательному развитию <<Зима белоснежная>> (вторая младшая группа)

Программное содержание: повторить времена года- осень, зима, дать представление о снеге, снежинках; развивать внимание, память, речь; воспитывать любознательность, интерес к стихам.Материал: посы...

Конспект занятия по познавательному развитию "Зима"

Закрепление знаний детей о зимнем сезоне.Польза витаминов зимой....