Проект на тему «В царстве лекарственных растений»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Ларионова Надежда Михайловна

Цель проекта: Систематизировать представления детей о мире целебных растений посредством проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx40.61 КБ

Предварительный просмотр:

Проект:

Тема: «В царстве лекарственных растений»

(Исследовательский проект с детьми)

 Выполнила:

Ларионова Надежда Михайловна-воспитатель

средней группы

                        

Содержание:

Введение:

I.   Анализ ситуации

I.1. Внешняя среда

I.2. Внутренняя среда

I.3. Проблема курсового проекта

II. Целеполагание

        II.1. Цель проекта

        II.2. Задачи проекта

        II.3. Ожидаемые результаты

 III.Реализация проекта

         Этапы работы:

  1. Подготовительный этап
  2. Основной этап
  3. Оценочный этап

IV. Мониторинг проекта

        IV.1. Заключение

        IV.2. Литература

        IV.3. Приложение

Анализ ситуации

I.1. Внешняя среда

Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой. Должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы с безграничными богатствами явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

В.А.Сухомлинский

Основным содержанием экологического воспитания в детском саду является формирование у ребенка осознанного правильного отношения к природе. Ее явлениям и объектам, основанным на чувственном восприятии, эмоциональном отношении и полученных в результате поисково-экспериментальной деятельности, знаниях.

«Указ президента РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией), законы РФ «Об охране окружающей среды» и «Об образовании» возводят экологическое воспитание в разряд первостепенных государственных проблем. Сегодня экологическая культура, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на планете, но и сейчас, вначале XXI века, далеко не для всех стало аксиомой естественная мысль: человек – не хозяин природы, он – её неотъемлемая часть, дитя в её чреве и существование целиком зависит от состояния мира природы. Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительной работы по формированию у населения экологического сознания,культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду -  первом звене системы непрерывного образования.

I.2. Внутренняя среда

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.

Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.

    Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, оказалось, что дети не узнают обычные растения ближайшего окружения, которые  могут помочь здоровью человека. Проанализировав результаты диагностики знаний моих воспитанников, я сделала вывод о том, что недостаточны знания о лекарственных растениях - об их оздоровительном и эстетическом значении в жизни человека, не всегда соблюдаются правила экологически грамотного поведения. Отсутствуют условия для ознакомления детей с миром целебных растений.

У меня возник вопрос, как создать условия для ознакомления детей с миром целебных растений, как сформировать представления о роли растений в оздоровлении и сохранении здоровья человека.

I.3. Проблема проекта

Узнать, какие лекарственные растения находятся на территории детского сада, какую пользу они приносят людям и можно ли вырастить их самим?

Целеполагание

Для успешного проведения работы мною был выбран метод проекта, позволяющий разработать цель, задачи, пути реализации и этапы работы, наметить ожидаемый результат.

Паспорт проекта

  1. Название проекта:«В царстве лекарственных растений»
  2. Объект исследования: лекарственные растения, произрастающие на территории детского сада.
  3. Тип проекта: исследовательский, краткосрочный.
  4. Время реализации проекта: май-июнь-июль.
  5. Место проведения исследования: территория муниципального бюджетного образовательного учреждения - детского сада  «Василёк» ст. Тюрлема, Козловского района, Чувашской Республики.
  6. Руководитель: Ларионова Надежда Михайловна.
  7. Состав проектной группы: воспитатель – Ларионова Н.М., воспитанники старшей группы, родители.
  8. Материалы и оборудование:
  • Детские наборы для труда (лопата, грабли, совочки, ведерки, фартуки, перчатки);
  • Семена и рассады лекарственных трав (мелисса, мята, душица, ромашка, календула, настурция, бархатцы);
  • Папки и файлы каждому ребенку; карандаши, фломастеры, наборы для аппликации;
  • Таблички-указатели с названиями лекарственных трав.
  1. Образовательные стандарты:
  • Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655)
  • Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы.» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, 2010.

II.1. Цель проекта

Систематизировать представления детей о мире целебных растений посредством проектной деятельности.

II.2. Задачи проекта

♦ Для детей:

создать  условия для ознакомления детей с миром целебных растений, их свойствах.

Образовательные:

1.Формировать знания о лекарственных растениях, их ценности для здоровья, правилах использования;

2.Познакомить дошкольников с лекарственными растениями, произрастающими на клумбе детского сада, с их значимостью.

Развивающие:

1.Развивать познавательный опыт с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей моделей).

2.Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно.

3.Развивать умения передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе, в частности к лекарственным травам.

Для родителей: отобрать полезные рецепты с использованием лекарственных растений, изготовление газеты "Бабушкины рецепты", помощь в подборе информации.

Вопросы, направляющие  проект

Основополагающий вопрос:     – Какие  растения  можно назвать  лекарственными?

Проблемные вопросы учебной темы – Крапива – сорняк или  лекарственное   растение?

Учебные вопросы – Как собрать гербарий?

Какие  лекарственные   растения  растут в нашей местности?

Какие  лекарственные  свойства этих  растений  вы знаете?

Какие правила нужно знать при сборе растений?

Какие заболевания можно лечить, используя  лекарственные  растения  (показать на примерах)?

II.3. Ожидаемые результаты

В ходе реализации данного проекта я предполагаю, что дети в течение 3-х месяцев не только узнают названия лекарственных растений и их внешний вид,но также их лечебные качества. Путем исследования мы познакомимся со свойствами лекарственных растений, особенностями их жизнедеятельности.

Сформируется бережное отношение к природе, природному наследию нашей республики.

На территории детского сада разобьём огород лекарственных трав «Лечебная поляна», изготовим таблички-указатели с названиями растений.

У детей будут сформированы навыки исследовательской деятельности.

III.Реализация проекта

Этапы реализации проекта:

  1. Подготовительный этап

 На подготовительном этапе проекта была проведена следующая работа:

  1. Подобрана и изучена методическая, научная и художественная литература по теме проекта:
  1. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей. Ребенок в детском саду. 2002. N 5.
  2. Воронкевич. О.А. Добро пожаловать в экологию! СПб., Детство-пресс. 2002.
  3. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2005. (серия «Вместе с детьми).
  4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Изд. дом «Карапуз», 2001.
  5. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003.
  6. Зеленые сказки. Т.А.Шорыгина Москва Прометей  Книголюб 2003
  7. Цветы. Какие они? Т.А.Шорыгина. Серия «путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва 2002

  1. Изготовление пособий, карточек;
  2. Разработка занятий, выбор тематики бесед;
  3. Выбор объектов растений фитоогорода;
  4. Подбор музыкального репертуара;
  5. Разработка сценариев, экологических викторин, развлечений;
  6. Подбор художественной литературы по теме.
  7. Разработка анкеты для родителей;
  8. Предварительная работа с родителями: проведение родительского собрания с целью информирования родителей о проекте, его целях и задачах, формах и методах работы с детьми. Также родителям вместе с детьми дома необходимо выполнить домашнее задание:
  • Провести беседу с детьми о цветах, показать и рассказать об имеющихся в огороде лекарственных растениях;
  • Вырастить цветок календулы из семян.

2. Основной этап

2.1. Письмо лекарственному растению (по выбору детей) на тему: «Давай дружить».    (Приложение №1)

Цель – определить готовность ребенка помогать и заботиться о природе.

Форма проведения данного задания помогает развивать чувство сострадания, сопереживания представителям растительного мира.

2.2. Разведка в царстве лекарственных растений.

Это игра в разведчиков. Маршрут детей проходит через экологическую тропу.

Цель – сформировать представления о новых лекарственных растениях.

Цель практического этапа – нанесение растений на карту.

2.3. «Команда юных экологов». 

Цикл практических дел в «Царстве лекарственных растений» высадка и уход за растениями на экологической тропе, экскурсия родителей в царство лекарственных растений, выполнение экологических правил.

Цель – познакомить детей с уходом за лекарственными растениями

2.4. Именная книга  (Приложение№2)

Цель - составить своеобразную копилку названий лекарственных растений, с его назначением.

- включение родителей в процесс экологического воспитания дошкольников, формирование единой экологически воспитывающей среды.

Дети собирают с родителями информацию о лекарственных растениях во время выезда на природу.

Вся информация заносится в именную книгу. «Именная книга» иллюстрируется детскими рисунками, гербарием.

2.5. Открытие лесной аптеки в детском саду.

Цель - знакомство с правилами сбора лекарственных трав.

В основном растения будут предложены в качестве ароматного и полезного дополнения к чаю.

 2.6. Ознакомление с художественной литературой:

Цель: ознакомление с произведениями художественной литературы экологической направленности.

  1. Чтение легенд, сказок, стихов, загадок о лекарственных растениях.
  2. В. Бианки “О травах”
  3. Р.А.Кудашева “Песенка долгой жизни”
  4. Б. Заходер. Этюд “Дождик и зернышко”

5.   В.Чаплина «Юля в лесу»

2.7. Игры и беседы, загадки по экологии.

Дидактическое упражнение “Определи по запаху” (мелиса, тмин, мята, душица и др.).

Дидактическая игра “Узнай растение” – упражнять в умении распознавать растение по его частям

Дидактическая игра «Узнай по описанию».

Дидактическая игра "Вершки - корешки" - в игре познакомить детей с тем, какие части дикорастущих съедобных трав используются в пищу.

Игра «Съедобное - Несъедобное»

Цель: научить отличать съедобные растения от несъедобных, отличать одно лекарственное растение от другого (по внешнему виду, по строению,). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений.

Игра «Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, сирень, одуванчик, черёмуха).

Цель: упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.

Материал: иллюстрации с изображением лекарственных растений, саше с засушенными растениями.

2.8. «Жалобная книга» природы.

Первый - этап.

Цель- записать в книгу жалобы, поступающих растений, растущих на клумбе детского сада.

Второй этап - обсуждение поступивших жалоб и ответ на них. «Что мы можем сделать, чтобы исправить положение.

• Наблюдение за лекарственными растениями

«Книга жалоб» иллюстрируется детскими рисунками.

  1. Рисование:

Цель: развитие графических навыков, образного мышления.

“Наши друзья – лекарственные растения”

Выставка рисунков “Волшебные растения”

Декоративное рисование “Цветочная дорожка”

Портрет “ Растение улыбается”

  1. Аппликация:

Цель:развитие мелкой моторики. Закрепление сенсорных эталонов.

Коллективная работа “ Мир такой прекрасный”

Коллективная работа “Домики для семян”

“Мой любимый цветок”

  1. Лепка:

Цель: развитие мелкой моторики, воображения.

Лепка барельефа “Цветок-это чудо”

Коллективная работа “Лекарственных трав хоровод”

“Цветочная корзинка”

  1. Речевая деятельность:

Цель: Обогащение словаря, развитие связной речи.

Дидактическая игра “Четвертый лишний”, “Я знаю пять цветов”, “Цветочные названия”, “Путешествие на луг”

Составление рассказов и сказок о лекарственных растениях.

Чтение художественной литературы, стихов, загадок, пословиц, поговорок, примет.

  1. НОД  и   беседы по экологии:

Конспект НОД по экологии, на тему:

1.«Лекарственные растения — средства оздоровления организма» (Приложение №4)

Задачи:

1. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах сбора, хранения и применения.

2. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.

3. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.

 2. В гости к лекарственным растениям (Приложение №5)

Задачи: способствовать формированию представления детей о лекарственных растениях и их целебных свойствах; развитию умения работать с планом экологической тропинки; формированию умения ухаживать за растениями, выбирать способы ухода за ними; воспитанию заботливого и бережного отношения ко всему живому.

  • Беседа “Кто любит цветы, тот не может быть злым”, “Что где растет, когда цветет”
  • Беседа "Зеленая аптека"

Цель: обогащение детей знаниями, побуждение в детях желания беречь природу.

Рассказать детям о том, какую большую пользу приносят человеку лекарственные растения, расширить представления детей о мире растений, познакомить детей о взаимосвязи растительного мира и человека. Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Материал: Иллюстрации с изображением лекарственных растений, засушенные лекарственные растения.

2.13.Опыты и исследовательно-поисковая деятельность:

Цель: развитие критичности мышления, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем (установление связи :растение – земля, растения – вода, растения – человек)

  1. “На участке ищем полезные растения”
  2. “Где лучше посадить растения?”
  3. “Наблюдаем, как растет подорожник” (Зарисовать)
  4. “Высадка мяты ”

2.14. Слушание музыки:

Цель: Формирование основ музыкальной культуры для детей.

  1. Ю.Антонов “ Не рвите цветы”
  2. В.Моцарт “Цветы”
  3. П.И. Чайковский “Цикл времена года”, “Вальс цветов”
  4. Ю.Чичков “Волшебный цветок” “Это называется природа”
  5. М. Протасов “Одуванчики”

2.15.Экологический праздник "Юные натуралисты" (Приложение №3)

2.16. Работа с родителями

  1. Организация фитоогорода и изготовление табличек-указателей.
  2. Отбор полезных рецептов с использованием лекарственных растений.
  3. Изготовление газеты "Бабушкины рецепты", помощь в подборе информации
  4. Выпуск «сборника» лекарственных растений, включающий в себя народные рецепты, рисунки детей, сказки о лекарственных травах, выращенных на огороде, фотоматериалы.

Оценочный этап

  1. Экологические викторины: (Подведение итогов)  

Цель: систематизировать и закрепить знания детей о растениях нашего края.

  1. Викторина “Знатоки целебных трав”
  2. “Лекарственное растение нашего региона”
  3. “Планета целебных растений”
  4. “Растения- помощники человека”
  1. Защита детских исследовательских работ на тему: Растения-фитотерапевты. Какие они?
  2. Презентация альбома «Зеленая аптека».
  3. Изобразить свой лекарственный цветок. Сочинить рассказ или сказку о лекарственном растении.

IV. Мониторинг

Определение уровня знаний характерных особенностей растительного мира

Проводится индивидуально с каждым ребенком.

Цель: Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.

Оборудование: Лекарственные травы (мелисса, мята, душица, календула, ромашка, настурция)

Педагог называет пять лекарственных растений, предлагает показать их.

Вопросы:

1. Какие условия необходимы для жизни, роста и развития лекарственных растений ?

2. Как правильно ухаживать за лекарственными растениями ?

3. Покажи, как правильно это нужно делать? (на примере одного растения).

4. Для чего нужны людям лекарственные растения ?

5. Нравится ли тебе лекарственные растения и почему ?

Оценка результатов деятельности:

< Высокий уровень (3 балла). Ребенок самостоятельно называет лекарственные травы (6-10 названий) Без труда выделяет предложенные растения. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития лекарственных растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к лекарственным растениям.

= Средний уровень (2 балла). Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии целебных трав, иногда затрудняется аргументировать свой выбор. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития лекарственных растений. Рассматривает, как правильно ухаживать за ними. Практические умения и навыки ухода за лекарственными растениями сформированы недостаточно. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к лекарственным растениям.

= Уровень ниже среднего (1 балл). Ребенок затрудняется называть лекарственные растения. Не всегда может выделить предлагаемые растения, не может аргументировать свой выбор. Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за лекарственными растениями. Практические умения и навыки ухода за ними не сформированы. В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.

Заключение:

Таким образом, ознакомление старших дошкольников с лекарственными растениями посредством метода проекта, как системы обучения, при которой дети приобретают знания и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий, является эффективным.

Результатом этого проекта станут следующее:

  • Развитие воображения, мышления, формирование навыков элементарной исследовательской деятельности.
  • Вовлечение родителей воспитанников в активное эколого-образовательное пространство детского сада.
  • Значительное повышение самостоятельной активности детей.
  • Улучшение микроклимата в группе, сближение детей в результате коллективногосотрудничества.
  • Обогащение развивающей среды участка.
  • Сбор материала о лекарственных растения Чувашской республике, оформление «Именной книги» детскими рисунками.
  • Обогащение словарного запаса воспитанников.
  • Воспитание доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает!

Список использованной литературы

  1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655)
  2. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. От рождения до школы.. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, 2010.
  3. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003.
  4. Зеленые сказки. Т.А.Шорыгина Москва Прометей  Книголюб 2003
  5. Цветы. Какие они? Т.А.Шорыгина. Серия «путешествие в мир природы. Развитие речи». Москва 2002
  6. Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.
  7. Зеленая тропинка. А.А. Плешаков Москва «Просвещение» 2002
  8. Учим детей наблюдать и рассказывать. Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997.
  9. Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова  Минск «Асар» 2001
  1. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Цветущая весна. Травы.» О.А. Скорлупова  Москва 2006
  2. Прогулки в детском саду. И.В.Кравченко, Т.Л. Долгова. ТЦ «Сфера» Москва 2009
  3. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах. Санкт – Петербург. Детство - Пресс 2009.Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей. Ребенок в детском саду. 2002. N 5.
  4. Воронкевич. О.А. Добро пожаловать в экологию! СПб., Детство-пресс. 2002.
  5. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2005. (серия «Вместе с детьми).
  6. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Изд. дом «Карапуз», 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский экологический проект: «В царстве лекарственных растений»

Цель исследования:Формирование знаний о растительном мире, о мире лекарственных растений.Задачи: 1. Познакомить детей с лечебными свойствами растений, произрастающих на территории детского...

Экологический проект "В царстве лекарственных растений"

Данный проект ориентирован на практическую деятельность детей на участке детского сада, который предусматривает разведение на экологической тропе зоны лекарственных трав....

Экологический проект «В царстве лекарственных растений»

Основная идея проекта «В царстве лекарственных растений» представляется как часть программы сотрудничества семьи и детского сада в экологическом воспитании детей старшего  дошкольного возраста....

Конспект непосредственно образовательной деятельность с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «В царстве лекарственных растений».

Цель: обогащать знания детей о лекарственных растениях.2.Задачи:Образовательные:1. Расширить знания о пользе и применении лекарственных трав.2. Активизировать и расширить словарный запас слов.Развиваю...