Перспективно-тематическое планирование опытно-экспериментальной деятельности в средней группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему
В данной работе представлены пояснительная записка и перспективный план работы по экспериментированию в "Лаборатории юного исследователя"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка | 138.86 КБ |
Перспективное планирование | 25.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Кружковая работа
«Лаборатория
юного исследователя»
Руководитель кружковой работы:
Босова Е. Н.
Перспективно-тематическое планирование опытно-экспериментальной деятельности в средней группе
Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая деятельность.
Л. С. Выготский.
Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, а также является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.
Понимая значение экспериментирования для психического развития ребенка и работая по программе «Детство», мы создали в детском саду мини-лабораторию, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами для реализации предлагаемой нами работы.
В «Лаборатории юного исследователя» дети могут в совместной деятельности с воспитателем и самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты.
Лаборатория» постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.
Приборы и оборудование для мини-лаборатории:
1. Микроскопы, лупы, зеркала, термометры, бинокли, весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, лампы, фонарики, венчики, взбивалки, мыло, щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, колесики, дерево, металл, мел, пластмасса и т.п.
2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сита, лопатки, формочки.
3. Материалы: природные (желуди, шишки, семена, спилы дерева и т.д.), бросовые (пробки, палочки, резиновые шланги, трубочки и т.д.)
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, листья, пенопласт и т.д.
Материалы для организации экспериментирования:
1. Бусинки, пуговицы.
2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Разноцветные прищепки и резинки.
5. Камешки разных размеров.
6. Винтики, гайки, шурупы.
7. Пробки.
8. Пух и перья.
10. Фотопленки.
11. Полиэтиленовые пакетики.
12. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
13. Спилы дерева.
14. Вата, синтепон.
15. Деревянные катушки.
16. Киндер-сюрпризы
17. Глина, песок.
18. Вода и пищевые красители.
19. Бумага разных сортов.
Цель экспериментальной деятельности - формирование у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
2. Развивать у детей умение пользоваться приборами- помощниками при проведении игр-экспериментов.
3. Развивать умственные способности детей.
4. Развивать социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
3. Способствовать желанию участвовать в исследовательской деятельности.
Cовместная экспериментальная деятельность с детьми организуется один раз в неделю, по 15-20 минут. Работа проводится с небольшими подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
-внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
-тайна, сюрприз;
-мотив помощи;
-познавательный мотив (почему так?);
-ситуация выбора.
При организации работы по экспериментированию использую различные формы:
- непосредственно образовательная деятельность,
- экскурсии,
- чтение художественной литературы,
- развлечение,
- опыты,
- беседы.
В процессе экспериментирования также большое значение имеет художественное слово (загадки, стихи, потешки, авторские рассказы), которое помогает организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас.
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня развития любознательности; развитие исследовательских умений и навыков детей (анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы);
- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);
-развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения);
- систематизация и расширение представлений детей о неживой природе.
Список детей, посещающих
«лабораторию юного исследователя»
- Баклакян Ия
- Белоконев Денис
- Величко Виталик
- Горлов Илья
- Долженко Катя
- Заклевский Денис
- Кальченко Данил
- Погорелова Лиза
- Пилипенко Денис
- Рыбникова Арина
- Семенова Полина
- Фоменко Иван
- Цемина Вика
- Шипилова Даша
- Ярославцев Леонтий
Использованная литература:
- Ермолаев С. Д. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование в разных возрастных группах возраста. Санкт-Петербург. Детство-Пресс 2013.
- Тугушева Г. П. , Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Санкт-Петербург. Детство-Пресс 2010.
- Интернет ресурсы
Предварительный просмотр:
ПЛАН РАБОТЫ
В «ЛАБОРАТОРИИ ЮНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЯ»
С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ,
Месяц | Темы занятий-экспериментов | |
сентябрь | «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем» Цель: закрепить представление детей об органах чувств, их назначении Литература: Г. П. Тугушева с. 9 | «Почему все звучит?» Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. Литература: Г. П. Тугушева с. 10 |
октябрь | «Прозрачная вода. Вода принимает форму» Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес), а также, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. Литература: Г. П. Тугушева с. 11-12 | «Какие предметы могут плавать?» Цель: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. Литература: Г. П. Тугушева с. 9 |
ноябрь | «Делаем мыльные пузыри. Подушка из пены» Цель: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку. Развивать у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене Литература: Г. П. Тугушева с. 13-14 | «Воздух повсюду. Воздух работает. Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство-невидимость. Дать детям представление, что воздух может двигать предметы. Литература: Г. П. Тугушева с. 15-16 |
декабрь | «Свет повсюду. Свет и тень» Цель: показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природными (солнце, луна, костер), искусственные- изготовленные людьми (лампа, свеча). Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. Литература: Г. П. Тугушева с. 18-22 | «Замерзшая вода. Тающий лед» Цель: выявить, что лед- твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. Определить, что лед тает от тепла, а также принимает форму емкости, в которой находится. Литература: Г. П. Тугушева с. 22-23 |
январь | «Разноцветные шарики» Цель: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой. Литература: Г. П. Тугушева с. 23-24 | «Все увидим, все узнаем. Таинственные картинки» Цель: познакомить с прибором-помощником – лупой и ее назначением. Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла. Литература: Г. П. Тугушева с. 24-26 |
февраль | «Песочная страна» Цель: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. Литература: Г. П. Тугушева с. 27 | «Ловись, рыбка, и мала, и велика! Фокусы с магнитами» Цель: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. Литература: Г. П. Тугушева с. 31-34 |
март | «Солнечные зайчики» Цель: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом) Литература: Г. П. Тугушева с. 34 | «Что растворяется в воде?» Цель: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. Литература: Г. П. Тугушева с. 34-35 |
апрель | «Что отражается в зеркале?» Цель: познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать. Литература: Г. П. Тугушева с. 35-36 | «Цветной песок» Цель: познакомить детей со способом изготовления цветного песка. Литература: Г. П. Тугушева с. 38-39 |
май | «Игры с песком» Цель: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развивать конструктивные умения. Литература: Г. П. Тугушева с. 39-40 | «Фонтанчики» Цель: развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение. Литература: Г. П. Тугушева с. 9 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование коррекционно-образовательной деятельности в средней группе для детей с ОНР.
Планирование содержит этапы и разделы коррекционно-образовательной работы с детьми с ОНР в средней логопедической группе....
Календарное планирование непрерывной образовательной деятельности в средней группе на октябрь месяц 2015-2016 года по ФГОС в средней группе. Выполнила воспитатель ГБДОУ д/сад №34 Красногвардейского района С-Пб Фисан Елена Григорьевна.
Календарно-тематическое планирование непрерывной образовательной деятельности выполнено с учётом требований ФГОС ....
опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
формировать представления детей о воздухе и его свойствах...
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».
Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...
Пример составления техкарты к НОД по формированию познавательно-исследовательской деятельности с использованием элементов опытно-экспериментальной технологии. Для детей средней группы. "Живые краски."
Данный материал поможет педагогам правильно, в виде технологической карты, оформить конспект НОД и предоставит возможность познакомится с использованием нестандартного подхода к организации иссл...
Перспективно-тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности в средней группе
По образовательным областям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие....
Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Удивительная вода».
Цель: Формирование представлений о свойствах воды через опытно-исследовательскую деятельность, развитие у детей интереса к познанию и личностное стремление к практическому исследованию важнейшего сост...
- Мне нравится (5)