ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ - ВЕДУЩИЙ МЕТОД В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
консультация по окружающему миру по теме
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому необходимо развивать познавательный интерес детей к природе, сформировать взаимосвязь живой природы с неживой, научить их любить природу и бережно относиться к ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biktimirova_i.e.znakomstvo_s_magnitom_i_ego_svoystvami.docx | 27.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по экологии.
Знакомство с магнитом и его свойствами.
Автор-составитель: Биктимирова Ирина Эдуардовна, воспитатель, первая квалификационная категория, МАДОУ «Детский сад №346 комбинированного вида» Ново-Савиновского района г.Казани
Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Сформировать у детей представление о магните.
Познакомить со свойствами магнита (притягивание железных предметов, действие магнита через среду, потеря свойств магнита с увеличением толщины среды, передача свойств магнита другим предметам на небольшое время).
Продолжать учить моделировать с помощью «маленьких человечков» (М.Ч.), знаков взаимодействия.
Развивающие задачи:
Развивать познавательно-творческую активность детей через экспериментально-исследовательскую деятельность.
Развивать любознательность, логическое мышление, умение обосновать свой ответ.
Развивать познавательный опыт детей в обобщённом виде с помощью наглядных средств - символов, моделей.
Развивать коммуникативные навыки.
Развивать социальные навыки: умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнёра, а так же отстаивать своё мнение.
Воспитательные задачи:
Способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности.
Воспитывать доброжелательное отношение, желание приходить на помощь другим.
Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
Словарная работа: вводить в словарь детей слова магнит, примагнитить, металлические предметы.
Материал:
Иллюстративный: магниты разной формы, металлические предметы (ложки, булавки, кнопки, скрепки, гвозди); не металлические предметы (кукла, деревянные кубики, медвежонок, лист бумаги, книга, керамический петушок). Карточки М. Ч. и знаки взаимодействия.
Раздаточный материал: Меленькие магниты, гвозди, скрепки, стаканы с водой, карточки М. Ч., знаки взаимодействия.
Предварительная работа: Просмотр мультфильма «Лунтик и «магнит». Методы и приемы работы с детьми
Наглядные методы:
- наблюдение;
-демонстрация (рассматривание).
Практические методы:
- упражнение;
- опыты и экспериментирование;
Словесные методы:
- рассказ воспитателя;
- беседа;
Ход занятия:
1 часть: Ребята, посмотрите, что я вам сегодня приготовила! Кто знает, что это? (Воспитатель показывает детям магнит),(ответы детей). Давайте рассмотрим его: на что он похож? (ответы детей). Да, на кусочек железа, но не простой - волшебный. Сегодня вы много узнаете и увидите интересного. Сейчас я вам расскажу сказку. Сидел Магнитик один дома и скучал. Решил он пойти погулять и найти себе друга, чтобы поиграть с ним. Какой наш магнитик? Потрогайте его, постучите им. (Ответы детей: твердый, крепкий).
Какими человечками его изобразим?
Найдите эту карточку у себя (дети показывают). Правильно. …Шел, шел магнитик дальше и забрел на веселую полянку. « О, да кого тут только нет!»- сказал Магнитик, «Какая красивая ромашка, а на ней капелька. Какая ты чистая, прозрачная, давай с тобой дружить!» Но она осталась равнодушной к предложению магнитика.
Ребята, как вы думаете: почему? (ответы детей). А какими человечками мы изобразим капельку?
Положите ее рядом с карточкой, изображающей магнит. Какой знак мы поставим между Капелькой и Магнитом? (0) Правильно. ( дети выкладывают схему) Но Магнитик не расстроился, потому что увидел на поляне красивую куклу, просто принцессу, рядом с ней домик из деревянных кубиков - да какой красивый. А рядом ежик резиновый - такой смешной. А это что? Да это просто лист бумаги. Ко всем Магнитик подходил, разговаривал, но никто даже руки не протянул. Ребята, как вы думаете: почему? (ответы детей).
Да, ребята, на поляне все были не металлические предметы и взаимодействовать с магнитом не могли. И вдруг кто-то коснулся Магнитика. «Кто ты? Как тебя зовут?» - «Я ветерок». Как вы думаете, ребят, будут они дружить? Почему? (ответы детей) Какими человечками мы
изобразим ветерок?
Поставьте знак между схемой магнита и ветерка. «Но я очень спешу»- сказал ветерок и улетел. Загрустил Магнитик, отошел в сторону и вдруг кто-то как прыгнет, и крепко прижался к Магнитику. «Ты кто?» - «Я гвоздик, я маленький, но очень веселый. Давай с тобой играть в прятки. Ты закрой глаза и считай до 3-х, а я спрячусь». Гвоздик прячется за лист бумаги, и Магнитик его сразу находит. «А теперь считай до 5, я спрячусь подальше». Гвоздик прячется за толстую книгу, и Магнитик его никак не может найти. Ребята, как вы думаете: почему? (ответы детей). Правильно, ребята, магнит проявляет свои свойства с железными предметами на небольшом расстоянии, реагирует через тонкие предметы (лист бумаги) а через плотные (книга) предметы уже не может. А теперь обозначим человечками наш гвоздик и магнитик и поставим между ними знак взаимодействия (+)
Ребята! Ваши магнитики тоже хотят поиграть с гвоздиком в прятки. Как вы будете обращаться с гвоздиками? (ответы детей) Поиграйте. (Дети прячут гвоздик сначала за лист бумаги, потом под стол; объясняют, где и как реагирует магнит.) Разыгрались ваши гвоздики и не заметили, как попали в воду (ребята бросают гвоздик в стакан с водой). Расстроились магнитики, что с их друзьями приключилась такая беда. Нужно вынуть гвоздик из стакана, не намочив пальцев и магнита. Как это сделать? (ответы детей и выполняют, если необходима помощь соседа - помогают друг другу). Правильно, ребята, магнит проявляет свои свойства не только через воздух, но и через воду и стекло, если небольшое расстояние. (Дети с помощью магнита через стенки стакана достают свои гвоздики)
Физкультминутка. Ребята! Давайте разделимся на две группы: одна будет магнитом, а другая различными предметами, какими я потом скажу и мы будем магнититься друг к другу, или нет (гвоздик, книга, стол, ножницы, кукла, кастрюля, стул).
2 часть. «А теперь» - говорит магнитик - «Я хочу познакомить вас со своим старшим братом – магнитом». (Воспитатель показывает магнит в форме подковы с окрашенными концами в красный и синий цвет). А Магнит в это время, как раз, собрался на рыбалку. Он взял удочку пошёл ловить рыбу. И что только нет в нашей речке. Магнит ловил только металлические предметы и складывал их в ведёрко.(дети ловят удочкой предметы из речки) Предметы из других материалов поймать он не смог. Значит у этого Магнита тоже свойство, что и у других магнитов. А теперь, ребята, я проведу вот такой опыт: к Магниту прикреплю скрепку, а к скрепке ещё и ещё. Посмотрите, ребята, какая цепочка получилась. Сейчас я цепочку от магнита откреплю и … Вы знаете, почему цепочка не рвётся? (предположение детей). Да, магнит может передавать свои свойства другим металлическим предметам, но не долгое время. Скоро наша цепочка распадётся. Возьмите свои Магниты и сделайте такую же цепочку (дети выполняют). И ещё, ребята, я вам открою один секрет: у каждого магнита есть серединка, где магнитных сил нет (демонстрирую со своим магнитом и гвоздиком). Поэтому то и окрашены некоторые магниты в два цвета, так как в красном живут положительные человечки, а в синем – отрицательные. И там, где эти человечки встречаются, магнитные силы теряются. Эти человечки, ребята, такие хулиганы, они так много творят чудес. Но об этом я вам расскажу на следующем занятии.
А сейчас давайте вспомним, что мы узнали на занятии. Подводим итог занятия (с помощью детей): магнит - не простой кусочек железа. Он может иметь разную форму, но одинаковые свойства: магнитить только железные предметы, реагировать в воздухе, через стекло, воду, передавать свойства другим металлическим предметам, имеет серединку и разные стороны. А я вам, ребята, предлагаю показать эти опыты дома родителям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум с педагогами на тему: «Детское экспериментирование –ведущий метод познавательно-исследовательской деятельности дошкольников».
Задачи семинара:-Теоретическая часть: поделиться опытом работы с педагогами ДОУ по экспериментально-исследовательской деятельности, проводимой с дошкольниками;-Практическая часть: продемонстриро...
ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК ВИД ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методика проведения опытов и экспериментов...
"Экспериментирование как средство познавательной деятельности для дошкольников 3-4 г"
Одной из актуальных проблем дошкольного возраста является развитие интеллектуальной сферы. Чтобы избежать умственной пассивности дошкольников необходимо развитие продуктивных форм мышления....
"Экспериментирование - ведущий вид деятельности в детском возрасте"
В своей статье я хочу рассказать про свой опыт работы по использования метода эксеприментирования....
«Технология экспериментирования – метод развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста»
Развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира....
Экспериментирование как форма познавательной деятельности.
Дети по своей природе любознательны, любопытны, им интересно все самим попробовать, пощупать, поэтому ребенок ломает, разбирает игрушки и другие предметы, изучая их устройство. Поэтому мет...