«Технология экспериментирования – метод развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста»
материал
Развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_eksperimentirovaniya_konspekt_soobshcheniya_dlya_pedagogov.docx | 46.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
Администрации Г. о. Подольск
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №57 «Ладушки»
«Технология экспериментирования – метод развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста»
Подготовила:
воспитатель первой категории
Ибрагимова Д.Г.
Г. О. Подольск, 2019г.
Актуальность:
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.
Наша задача, задача педагогов – не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.
Это требует пересмотра технологий образования дошкольников, ориентируя нас педагогов, на использование в своей деятельности более эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения с учетом значимых для развития дошкольников видах детской деятельности. Использование современных педагогических технологий, открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных, на мой взгляд, является - технология детского экспериментирования.
С утверждением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования данная деятельность дошкольников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования прописано:
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- склонен наблюдать, экспериментировать;
- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Дошкольный возраст – сенситивный период для развития познавательных потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных процессов и развитие их во всех сферах деятельности детей. Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и эффективности образовательной деятельности в целом. Познавательный интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции процесса обучения: обучающую, развивающую, воспитательную.
В Федеральном законе «Об образовании» указывается на то, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу. Учитывая тенденцию модернизации дошкольного образования, приоритетным направлением в деятельности ДОУ является активизация познавательных интересов и формирование навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Гипотеза: Для ребенка естественнее и поэтому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдения, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать добытые кем-то знания в готовом виде. Следовательно, необходимо увеличить долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе.
Существует противоречие между огромным исследовательским потенциалом и бессистемным его использованием в процессе развития и обучения дошкольников, поэтому становится актуальной разработка системы по осуществлению деятельного подхода к проблеме детского экспериментирования. Исходя из актуальности данного направления детской деятельности, понимая, какое значение имеет детское экспериментирование в развитии интеллектуальных способностей, стремясь создать условия для исследовательской активности ребенка, я пришла к идее разработки современного опыта, целью которого является создание комплексной системы, направленной на развитие познавательной активности ребенка через организацию познавательно - исследовательской деятельности.
Задачи:
- Изучить степень разработанности данной проблемы в теории и педагогической практике.
- Рассмотреть основные признаки и этапы организации экспериментирования в ДОУ.
- Комплексное использования элементов ранее известных и современных методик познавательно – исследовательской деятельности при организации работы с детьми.
С целью повышения педагогического мастерства в данном вопросе, я изучила и систематизировала материалы по теме «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников». В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н.Н. Поддьякова, А.Н. Поддьякова, О.В. Дыбиной, И.Э. Куликовской, Н.Н. Совгир, А.И. Савенкова, О.В. Афанасьевой.
За основу своей работы взяла методы и приемы исследовательского обучения А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения».
Цель данной методики заключается в развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей.
Для организации развития исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, я поставила перед собой цель и задачи:
Для организации исследовательской деятельности я создала определенные условия:
- Составила тематический план работы с детьми по экспериментальной деятельности.
- Организовала предметно - развивающую среду.
- Составила картотеку проведения опытов и экспериментов.
- Разработала методические пособия.
- Подобрала дидактический материал.
Планирование воспитательно – образовательного процесса определяет его последовательность. Составление тематического плана – это одно из условий эффективной работы с детьми.
Мой тематический план составлен для детей 4-5 лет с учетом интеграции образовательных областей. Прослеживается централизация тем с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми (игра, наблюдение, экскурсия, беседа и т.д.). Согласно утвержденного ФГОС планирование образовательного процесса должно основываться на комплексно - тематическом планировании. При разработке и составлении тематического плана мной учитывались возрастные особенности детей, программные требования и самое главное интересы детей.
Ребенок стремится к самостоятельности, но без помощи взрослого познать мир он не может. В любом возрасте роль педагога остается ведущей. Без взрослого эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершенное выводами и не имеющее познавательной ценности.
Очень важно, какую позицию в работе с детьми выбрал педагог.
Да, конечно, лучше всего позиция партнера, но партнера знающего, умеющего и авторитетного, которому хочется подражать.
Детское экспериментирование, как и любая деятельность, имеет свою структуру: цель, задачи, мотив, содержание, средства, формы, условия, результат.
Цель:
Развитие личности ребенка через формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности.
Задачи:
- формировать осознанное восприятие окружающего мира, основы безопасного поведения;
- Учить основам исследовательской деятельности;
- Развивать образное и логическое мышление, индивидуально выраженные творческие способности ребенка;- воспитывать социальные качества личности дошкольников;
- Содействовать поведенческому самоопределению воспитанников
Мотив – выделение и постановка проблемы:
Сюда входят познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?"
Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах.
Основное содержание экологических исследований, проводимых с детьми, предполагает формирование у них следующих представлений:
Живая природа:
- Знакомство с характерными особенностями сезонов разных природно-климатических зон, с многообразием живых организмов и их умением приспосабливаться к окружающей среде.
- Знакомство с миром растений: особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений.
Неживая природа: воздух, почва, вода, ветер, магниты, звук, свет.
- О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год).
- Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.).
Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
При планировании эксперимента использую следующую последовательность действий работы с детьми:
- Создание проблемной ситуации.
- Целеполагание.
- Выдвижение гипотез.
- Проверка предположения.
- Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
- Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).
В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:
- Как я это делаю?
- Почему я это делаю именно так, а не иначе?
- Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?
В своей работе с детьми я использую следующие формы организации:
- Специально организованная образовательная деятельность;
- Совместная деятельность педагога с детьми;
- Самостоятельная деятельность детей.
Провожу эксперименты индивидуальные и групповые, однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т.д.)
По способу применения использую эксперименты демонстрационные и фронтальные. Демонстрационные провожу сама, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи).
В остальных случаях провожу фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей.
При планировании алгоритма деятельности взрослого с детьми использую интеграцию образовательных областей.
Экспериментирование, тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как, наблюдение и труд.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном рассказе об увиденном, умении четко выразить свою мысль.
Так, дети, когда пытаются более точно ставить цель опыта, в ходе обсуждений действий начинают рассуждать. Пробуют высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего товарища.
Связь экспериментирования с рисованием двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности, тем точнее будет отображен результат эксперимента. При зарисовке результатов эксперимента, появляется возможность еще раз вспомнить и зарисовать этапы эксперимента, его последовательность.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением художественной литературы. Мной подобрана картотека экологических сказок, рассказов, подборка стихов и загадок. Чтение художественной литературы по теме, способствует закреплению, расширению и систематизации полученных знаний в ходе эксперимента.
Экспериментирование связано музыкальным и физическим воспитанием. Дети погружаются в звуки природы, играют в подвижные игры – это способствует развитию эмоциональной отзывчивости, развитию положительных эмоций. Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений.
Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, взвешивать, определять форму и размеры и т.д. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.
Результат экспериментальной деятельности: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований. Очень ответственным является конечный этап эксперимента - анализ результатов и формулирование выводов.
Использую следующие способы фиксации результатов исследования:
1. Зарисовка опытов в виде рисунков схем;
2. Составление рассказов (оформление книги «Воздух везде»);
3. Изготовление аппликаций в виде коллажа.
Чем разнообразнее поисковая деятельность, тем больше информации получит ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие, также обогащается память ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать сравнения и обобщения, находить связь между явлениями живой и неживой природы.
Трудности в работе:
Создание лаборатории: не хватает оборудования, не всегда хватает средств на его приобретение, трудности в размещении оборудования и материала из - за стесненных условий, у нас групповая комната маленькая..
Очень труден этап лабораторных записей. Дети не любят записывать, так как это у них не всегда получается, не хватает навыков рисования. Группа у нас коррекционная, дети с задержкой речевого развития. Работаем мы с ними первый год. Ребенок с хорошей речью не всегда может четко сформулировать свой ответ, нашим детям это дается еще труднее.
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, я не забываю о том, что главным является не приобретение ребенком зазубренных знаний, а формирование у него бережного, эмоционального отношения к окружающему миру и навыков экологически грамотного поведения. Я не стремлюсь к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.
Показатели сформированности исследовательской деятельности в соответствии с ФГОС.
- Умение видеть проблему;
- Умение формулировать и задавать вопросы;
- Умение выдвигать гипотезы;
- Умение делать выводы и умозаключения;
- Умение доказывать и защищать свои идеи;
- Умение самостоятельно действовать на этапах исследования.
Критерии сформированности исследовательской деятельности:
- Самостоятельность.
- Полнота и логичность ответа.
- Правильность выводов и формулировок.
Целевой ориентир на этапе завершения дошкольного образования: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым, сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать экспериментировать…»
- Одним из важных условий успешной работы по формированию познавательного интереса у детей к неживой, живой природе в процессе экспериментирования является совместная деятельность в работе с родителями. Использование такой формы работы формирует у родителей активную позицию в воспитании, развитии своего ребенка. Чтобы выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей провела анкетирование родителей. По результатам запросов родителей организовала консультационный день на тему: «Экспериментальная деятельность дома». Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!», в которой предлагаю родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Для родителей создала картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома.
Проведу практическую совместную экспериментальную деятельность работы родителей с детьми в форме «Встреча за круглым столом». Родители имели возможность провести эксперименты вместе с детьми в игровой форме, что позволило больше сплотить родителей и детей, объединить их общими целями и интересами.
Результатом этой работы служат интересные рассказы детей и родителей о том,как они вместе выращивали дома кристаллы соли, окрашивали ткань, изготавливали цветные льдинки. Совместно с родителями и детьми собраны коллекции открыток о природе, созданы мультимедийные обучающие презентации: «Подводный мир», «Круговорот воды в природе».
Своим опытом работы, я делилась с коллегами. Составила консультацию по всем возрастным группам «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности».
№ 3 этап: Итоговый- подведение итогов.
В процессе своей работы с детьми по экспериментальной деятельности, я отметила динамику развития:
- У детей появился интерес к экспериментированию, стали развиваться
навыки экспериментирования, дети более уверенно пользуются исследуемыми материалами.
- Ребята самостоятельно стали подбирать оборудование для экспериментов, усвоили элементарные правила проведения опытов.
- При проведении экспериментов дети стали более внимательными, у них расширился кругозор, появились свои предпочтения к обследуемым предметам, индивидуальные интересы к обследуемым объектам.
- Появилось желание проводить опыты самостоятельно, вне организованной образовательной деятельности. Дети стали объединяться в группы, пытаются самостоятельно, планировать работу, используя схемы и алгоритмы, но это у них еще не всегда получается. Наблюдая за их деятельностью, я в нужный момент, оказываю им посильную помощь.
- Усвоение материала стало более прочным, ведь ребенок слышит, видит и делает сам.
- Повысилась образовательная компетентность родителей в познавательно исследовательской работе с дошкольниками.
Я убеждена, что систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
Комплексно –тематическое планирование
Месяц | Тема занятия | Формы организации педагогического процесса | |||||||||||
Сентябрь | Наблюдение за птицами на участке | Прогулка | |||||||||||
Сентябрь | Осенняя экскурсия | Прогулка | |||||||||||
Октябрь | Свойства бумаги | Занятие | |||||||||||
Октябрь | Свойства ткани | Занятие | |||||||||||
Октябрь | Свойства песка | Игра | |||||||||||
Октябрь | Общий план строения человеческого тела | Занятие | |||||||||||
Октябрь | Зачем человеку нужны руки | Игра | |||||||||||
Ноябрь | Что лучше: руки или ноги? | Игра | |||||||||||
Ноябрь | Наблюдение за собакой | Прогулка | |||||||||||
Декабрь | Ознакомление с глазами | Игра | |||||||||||
Декабрь | Ознакомление с ухом | Ситуативная беседа | |||||||||||
Декабрь | Свойства льда | Прогулка, занятие | |||||||||||
Декабрь | Изготовление ледяных украшений для участка | Свободная деятельность | |||||||||||
Декабрь | Солнце на небе | Прогулка | |||||||||||
Январь | Свойства снега | Прогулка, занятие | |||||||||||
Январь | Зимняя экскурсия | Прогулка | |||||||||||
Февраль | Что такое микробы | Занятие | |||||||||||
Февраль | Как правильно ухаживать за зубами | Ситуативный разговор | |||||||||||
Март | Как сохранить кожу Здоровой | Ситуативный разговор | |||||||||||
Март | Весенняя экскурсия | Прогулка | |||||||||||
Апрель | Кто первый увидит муху (пчелу, бабочку)? | Игра-конкурс | |||||||||||
Апрель | Как солнце движется по небу | Прогулка | |||||||||||
Май | Что делать, если на тебя напала собака | Ситуативный разговор | |||||||||||
Май | Наблюдение за небом | Прогулка | |||||||||||
Июнь | Звук | Игра | |||||||||||
Июнь | Наблюдение за муравьями | Прогулка | |||||||||||
Июнь | Свет и тень | Прогулка | |||||||||||
Июнь | Игры с зеркалом | Игра | |||||||||||
Июль | Свойства воды | Игра | |||||||||||
Июль | Сравнение свойств железа и дерева | Игра | |||||||||||
Июль | Наблюдение за небом | Прогулка | |||||||||||
Август | Наблюдение за птицами на участке | Прогулка | |||||||||||
Август | Изменение температуры воздуха | Прогулка | |||||||||||
Август | Морской бой | Игра | |||||||||||
№п/п | Ф.И. воспитанника | Иметь представления о правилах здорового образа жизни | Соблюдать элементарные правила безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях | Уметь решать интеллектуальные и личностные задачи. | Проявлять инициативу в процессе совместного экспериментирования | Желание помогать и сотрудничать с другими. не бояться обращаться с вопросами к взрослому, уметь выслушивать других и работать в | У детей воспитано: чувство коллективизма, способность к взаимопомощи, чувство любви к родной природе, стране, людям. | ||||||
н.г. | к.г | н.г. | к.г | н.г. | к.г | н.г | к.г | н.г. | к.г | н.г | к.г | ||
1 | АскероваМ. | н | н | н | с | н | с | н | с | н | н | н | н |
2 | Бахтин И. | с | в | в | в | в | с | в | с | с | с | с | с |
3 | Бережнова К. | в | в | с | в | с | в | с | в | в | с | с | в |
4 | Варфоломеев | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в | в |
5 | Вельмакин Г. | с | в | с | в | н | с | с | в | н | с | с | в |
6 | Глазунов Д. | с | в | с | в | с | с | в | в | с | с | с | в |
7 | Гордеева С. | с | в | с | с | с | с | с | с | с | с | с | в |
8 | Докудовская | в | в | в | в | н | н | н | с | н | с | с | в |
9 | Исаеева А. | с | в | с | с | с | в | в | в | с | с | с | в |
10 | Карнаух Ю. | н | с | н | с | н | н | н | н | н | с | н | с |
11 | Крахмалева С | с | в | с | с | с | в | с | в | с | в | н | с |
12 | Лыжина С | н | с | с | в | в | с | с | в | с | с | с | с |
13 | Лоскутов А | н | с | н | н | с | в | н | с | н | с | с | с |
14 | Моисеева А. | с | в | н | с | н | с | в | в | с | в | с | в |
15 | Мамасидико | н | н | н | н | н | н | н | с | н | с | н | с |
16 | Миронова К. | в | в | в | в | в | в | с | в | с | в | с | в |
17 | Мисакян А. | н | с | с | с | с | с | в | в | с | с | с | в |
18 | Номан С | с | с | с | в | н | с | н | с | с | с | с | с |
19 | Пархоменка | н | с | н | с | н | с | н | с | с | с | н | с |
20 | Семина А | с | в | в | в | в | в | в | в | в | в | с | в |
21 | Селезнева Е | с | в | с | в | с | в | в | с | н | с | с | в |
22 | Скоморохова | в | в | в | с | в | в | в | в | в | в | в | в |
23 | Смыслова Е | с | с | с | в | с | в | с | в | с | в | с | в |
24 | Соловьев С | н | с | н | с | н | с | с | с | н | с | н | н |
25 | Старилова П | с | с | с | в | с | в | в | в | в | в | с | в |
26 | Цымбал М | с | в | с | с | с | с | с | с | с | с | с | в |
27 | Халилова С | с | в | с | в | н | с | н | с | с | в | н | с |
28 | Хикматилоев | с | с | н | н | с | сс с | н | с | в | с | н | с |
29 | Химчан А | н | н | н | с | н | н | н | с | с | н | н | с |
| н-9 | н- 3 | н- 8 | н- 3 | н- 11 | н- 3 | н-10 | н-2 | н- 8 | н- 3 | н-9 | н-2 | |
с-12 | с-12 | с-15 | с-12 | с-13 | с-13 | с-11 | с-12 | с-13 | с-14 | с-13 | с-12 | ||
в- 5 | в-11 | в-5 | в-12 | в-6 | в-10 | в-10 | в-11 | в-5 | в-9 | в-12 | в-10 |
Литература1. Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками./ Центр педагогического образования, 2012
2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
3. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Издательство «Речь» 2006
4. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, 4. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс 2013
5. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002
6. Материалы Интернет-сайтов.
7. Л.Н. Прохорова 12.06.2015 Организация экспериментальной деятельности дошкольников.
8. Савенков Александр Ильич 2007 «Детское исследование, как метод обучения старших дошкольников» Москва.
Выводы познавательно-исследовательского развития дошкольников
по программе «МИР, В КОТОРОМ Я ЖИВУ»
Использование данной технологии реализовалось на специально организуемых познавательных занятиях, комплексных занятиях, прогулках, экскурсиях, в играх, свободной самостоятельной деятельности в течении дня.
С использованием данной технологии наблюдается повышение уровня развития любознательности; повысились исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
Речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
Личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.);
Знания детей о неживой природе.
На начало учебного периода: детей с низким уровнем развития –34%; стало 0%;
с нормативным уровнем развития –56%;стало 59% .
с высоким уровнем -15% ;стало 40%
Сравнительный анализ: в результате целенаправленной работы на конец учебного года детей с «низким уровнем развития» составило 0 человек; многие дети из «нормативного уровня развития» перешли в «высокий уровень развития»; с «высоким уровнем развития» по всем показателям, доказывает планомерную и грамотно выстроенную работу педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщенный опыт работы: " Технология экспериментирования- как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста"
Для педагогов....
ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ КАК СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен сегодня на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарен...
Технология экспериментирования как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям, и взрослым. Ребенок рождается исследователем. Важно воспитать у детей познавательный ...
Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возрастаАктуальность:Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать...
Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
В статье раскравается значение экспериментально-исследовательской деятельности для развития ребенка (из опыта работы)....
Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...
Технология экспериментирования – как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста. Актуальность
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...