"Экспериментирование - ведущий вид деятельности в детском возрасте"
статья

Кельдимуратова Сакинат Назаровна

В своей статье я хочу рассказать про свой опыт работы по использования метода эксеприментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_opyta_2018.docx18.67 КБ
Файл predstavlenie_opyta_2018.pptx2.66 МБ

Предварительный просмотр:

(1 слайд) Здравствуйте, уважаемые коллеги

С детства, как только ребенок научится говорить, доминирующим  вопросом становится «Почему?» (2 слайд)

Дети – маленькие и любопытные исследователи окружающего мира. Как же помочь ребенку познать окружающий мир? (3 слайд)

Еще в 1990-е гг. профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.(4 слайд)

Актуальность

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания (5 слайд). В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Учитывая практическую значимость, экспериментальной деятельности для всестороннего развития ребенка были выделены следующие цели и задачи:

Цели: (6 слайд)

Основной целью опытно-экспериментальной деятельности дошкольников является развитие свободной творческой личности ребенка: развитие творческого воображения и мышления, обеспечение психологического благополучия и здоровья детей, развитие познавательных способностей, развитие коммуникативных навыков.

 Задачи: (7 слайд)

1. Создавать условия для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования.

2. Формировать у детей представления об окружающем мире.

3. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать.

4. Воспитывать интерес к самостоятельной поисковой деятельности.

5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

6. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

7. Приобщать родителей к совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми. 

Форма работы по экспериментальной деятельности реализуется на основе трех блоков педагогического процесса:

(8 слайд)- специально организованные занятия по познавательной деятельности с включенными опытами по заданной теме;

(9 слайд) - совместная деятельность педагога с детьми;

(10 слайд) - свободная самостоятельная деятельность детей.

Вся работа с детьми построена с учётом их возрастных особенностей.

Организация экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка (11 слайд) активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно.

В условиях детского сада мы используем только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается в том, что они неизвестны только детям, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения, они практически безопасны, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

При проведении опытов придерживаемся следующей структуры:

- Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

- Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления.

- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

- Уточнение плана исследования.

- Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

- Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

- Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям. Для положительной мотивации деятельности детей используем различные стимулы: (12слайд) новизна, необычность объекта, тайна, сюрприз, мотив помощи, познавательный момент

(13 слайд) Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. В связи с этим нами оформлен уголок экспериментирования, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей.

В уголке имеется разнообразное оборудование

 Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую мы активно используем, являются опыты(14 слайд) В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие.

Дети работают самостоятельно, мы, по необходимости оказываем помощь, советуем, интересуемся результатами. По окончанию дети рассказывают, чем занимались, какого результата достигли, что узнали нового, необычного.

Дети с огромным удовольствием выполняют опыты.

Нами проводится работа с родителями по данной теме. Было проведены консультации с родителями по различным темам. Дети проводили опыты дома вместе с родителями (15 слайд)

Важно, чтобы в дошкольной системе образования одним из ведущих инструментов развития интеллектуальной культуры малышей стал такой вид деятельности, как детское экспериментирование. 

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. Работу по экспериментированию мы проводим по принципу:

 То, что я услышал, я забыл.(16 слайд)

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

(17 слайд) Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опытно- Экспериментальная деятельность

Слайд 2

Почему???

Слайд 3

Как же помочь ребенку Познать окружающий Мир?

Слайд 4

В детском возрасте Ведущим видом Деятельности Является экспериментирование

Слайд 5

АКТУАЛЬНОСТЬ Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, ч то он дает детям реальные представления о различных сторонах и зучаемого объекта. О его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Слайд 6

Цели: р азвитие творческого воображения и мышления; - обеспечение психологического; благополучия и здоровья детей; развитие познавательных способностей; р азвитие коммуникативных навыков.

Слайд 7

Задачи 1.Создавать условия для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования. 2.Формировать преставления детей об окружающем мире. 3.Развивать наблюдательность, умение сравнивать, а нализировать, обобщать. 4.Воспитывать интерес к самостоятельной п оисковой деятельности. 5.Формировать опыт выполнения техники б езопасности при выполнении экспериментов. 6.Развивать эмоционально- ценностное отношение к окружающему миру. 7.Приобщать родителей к совместной п ознавательно - исследовательской д еятельности с детьми.

Слайд 8

1. Специально Организованные занятия С опытами по заданной теме

Слайд 9

2.Совместная Деятельность педагога С детьми

Слайд 10

3.Свободная Самостоятельная Деятельность детей

Слайд 11

Активности Самостоятельности Умения принять решение Пробовать делать что -то

Слайд 12

Новизна Необычность объекта Тайна Сюрприз Мотив помощи Познавательный момент

Слайд 13

Уголок экспериментирования

Слайд 14

Дети с огромным Удовольствием Проводят опыты

Слайд 15

Опыты с родителями

Слайд 16

То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, Я помню То, что я сделал, Я знаю!

Слайд 17

Спасибо За внимание Кельдимуратова Сакинат Назаровна МАДОУ «Детский сад №12» г.Усинска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»

Игра – это многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, соревнование, упражнение, тренинг в процессе которых воспитывается требование взрослых к детям, требова...

Игра - ведущий вид деятельности в детском саду.

Игра - один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения....

Эксперементирование-ведущий вид деятельности в детском саду.

Все об эксперементировании.Виды эксперементирования.Содержание уголков эксперементирования....

Игровая деятельность как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

 В дошкольном возрасте, игра становится ведущим видом деятельности, не потому что ребенок большую часть времени проводит в развлекающих его играх, а потому что игра вызывает качественные и...

Игровая деятельность как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

Игровая деятельность как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте....

Статья "Игровая деятельность, как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте" Морзавицкая Е.А.

Статья "Игровая деятельность, как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте"...