"Экспериментирование как средство познавательной деятельности для дошкольников 3-4 г"
учебно-методический материал (младшая группа)
Одной из актуальных проблем дошкольного возраста является развитие интеллектуальной сферы. Чтобы избежать умственной пассивности дошкольников необходимо развитие продуктивных форм мышления. Одним из эффектиыных методов работы в данной сфере является поисковая деятельность или экспериментирование. Это позволяет воспитанникам самим добывать информацию о явлениях или объектах.
Сегодня в обществе идёт становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребёнка информацию в готовом виде. А подвести ребёнка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребёнка. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность.
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три года практически единственным способом познания мира. Именно исследовательская деятельность помогает дошкольнику соответствовать требованиям ФГОС. Исследовательская деятельность учит управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижения конкретной цели.
Таким образом детская экпериметальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentirovanie_vo_vtoroy_mladshey_gruppe.docx | 37.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Экспериментирование как средство познавательной деятельности для дошкольников 3-4 г.»
Группа: Вторая младшая (3-4 г)
Воспитатель: Ерохова Е.А.
Цель: формирование и расширение представлений у детей об объектах окружающего мира через практические действия.
Задачи:
1.Образовательные: расширение представлений о свойствах и качествах объектов живой и неживой природы; формирование способности самостоятельного исследования предметов; обучение умению использовать приборы в исследованиях (лупу, лампу, весы, магниты).
2.Развивающие: совершенствование мелкой моторики и координации движений; развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия; развитие внимания и памяти; развитие речевых способностей.
3.Воспитательные: создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию; создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований, воспитание взаимопомощи внутри коллектива; развитие самоконтроля и саморегуляции, воспитание усидчивости и аккуратности; развитие умения следовать поручениям взрослого.
1.Теоретические основы проведения опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе ДОУ.
В возрасте трёх лет ребёнок испытывает один из кризисов личностного становления. Ребёнок жаждет проявлять самостоятельность, а сталкивается с гиперопекой взрослых или испытывает недостаток накопленных умений и навыков, чтобы быть независимым во всех видах деятельности. На занятиях в детском саду педагог помогает в создании новых отношений между ребёнком и взрослыми, в основе которых лежит элемент сотрудничества. Детям не передаётся опыт в готовой форме, а показывается возможность его получения. Развитие познавательной деятельности детей является одним из основных направлений работы педагога согласно Федеральному государственному образовательному стандарту. Расширение кругозора, усвоение знаний о предметах окружающего мира, их качествах и свойствах должно осуществляться через формирования экспериментальных навыков.
1.1 Возрастные особенности детей 3–4 лет.
В младших дошкольниках кипит любознательность, в совместной с педагогом исследовательской деятельности у воспитанников формируются умения и навыки опытной деятельности, на самостоятельных занятиях ребята будут их совершенствовать. Открытие информации постигается методом проб и ошибок, важно не оставлять без похвалы успехи маленьких экспериментаторов и научить не останавливаться, если что-то не получилось с первой попытки. Для организации экспериментирования педагог учитывает возрастные особенности воспитанников второй младшей группы (3–4 года): Любознательность. Дети активно изучают новые предметы и с интересом расширяют представления о знакомых явлениях и объектах. Проявление самостоятельности. Педагог должен поощрять стремление детей к приобретению новых знаний. Образность и непроизвольность памяти. Дети лучше всего запоминают то, что вызвало наибольший интерес и положительные эмоции. Однако долго удерживать внимание пока сложно, поэтому педагог учитывает потребность дошкольников в частой смене исследуемых предметов или видов изучения. Формирование образного мышления. Способность воспроизведения образов вне прямого контакта с объектами исследования даёт возможность привлекать новые для детей виды обучения во время занятия: прослушивание тематических стихотворений и сказок, отгадывание загадок, проведение бесед. Высокая эмоциональность. Ребёнку важно получать одобрение и похвалу. Педагог прогнозирует ситуацию успеха при подготовке будущего занятия. Активное развитие речевой деятельности. Во время исследования предметов и наблюдений проводится работа по развитию речи и пополнению словарного запаса
1.2. Цель и задачи экспериментальной деятельности.
. Целью опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе является формирование и расширение представлений у детей об объектах окружающего мира через практические действия. Экспериментирование способствует активному развитию мыслительных способностей: наблюдая за объектами опыта, ребёнок анализирует, обобщает полученные сведения, сравнивает их, делает элементарные выводы. Исследовательские качества проявляются в различных режимных моментах (на занятиях, во время прогулок, в самостоятельной деятельности), дети 3–4 лет стремительно познают мир
Проводить наблюдения и эксперименты можно и во время прогулок Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе направлена на решение ряда задач: Образовательные: расширение представлений о свойствах и качествах объектов живой и неживой природы; формирование способности самостоятельного исследования предметов; обучение умению использовать приборы в исследованиях (лупу, лампу, весы, магниты). Развивающие: совершенствование мелкой моторики и координации движений; развитие визуального, слухового, сенсорного восприятия; развитие внимания и памяти; развитие речевых способностей. Воспитательные: создание положительной мотивации к самостоятельному экспериментированию; создание дружеской атмосферы в группе во время проведения исследований, воспитание взаимопомощи внутри коллектива; развитие самоконтроля и саморегуляции, воспитание усидчивости и аккуратности; развитие умения следовать поручениям взрослого.
1.3. Виды опытно-экспериментальной деятельности.
Виды детского экспериментирования во второй младшей группе можно выделить по характеру познавательной деятельности воспитанников:
-Иллюстративное экспериментирование: детям известен результат какого-либо процесса или действия над предметом, и опыт подтверждает знакомые факты. Например, дети знают, что снег тает на улице весной, когда воздух начинает прогреваться. Опыт «Что такое снег?» иллюстрирует переход воды из твёрдого состояния в жидкое при плюсовой температуре.
Ребята наблюдают процесс таяния снега в помещении, значит, снег тает не просто под воздействием солнечных лучей, но и при плюсовой температуре воздуха
-Поисковое экспериментирование: результат названных действий над объектами неизвестен, его предлагается получить опытным путём. Дети могут не знать, из каких материалов предметы точно утонут, а какие останутся на поверхности воды. Опыт «Поплывёт или утонет» покажет, что металлические и каменные изделия пойдут ко дну, а деревянные и пластиковые способны плавать.
Результат опыта заранее неизвестен детям или известен частично Решение познавательных задач: на занятии создаются такие учебные условия, при которых воспитанники подбирают способы исследования для поиска ответов. В начале занятия в группу приходит Ёжик и жалуется ребятам, что в сказочном лесу поселилась фея дождя. Ливни по прогнозу будут идти до конца месяца. Ёжик хочет смастерить новый большой зонт, чтобы гулять под ним с ежатами, но он не знает, какой материал можно использовать для зонта. Перед ребятами — образцы бумаги, тканей, полиэтилена, клеёнки, они должны придумать способ проверки водонепроницаемость материалов.
Основное достоинство экспериментальной деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам, позволяет получить реальные представления о различных сторонах исследуемого объекта.
Подборка практических занятий по видам экспериментирования.
. «Попробуй вылови»: выловить плавающие в миске с водой игрушки при помощи ложки, половника, сачка. «Как получается лёд?»: разлить воду по формам, заморозить на улице. «Строим горку из песка»: наносить кучку влажного песка в песочнице, слепить горку. «Лепим снеговика»: скатать из мокрого снега шарики, сделать снеговичков.
1.Поисковое экспериментирование: «Тонет или нет»: опускать в воду предметы и наблюдать, какие из них останутся на поверхности, а какие пойдут ко дну. «Как надуть пузырь»: экспериментирование с мылом, водой и воздухом. «Почему плывёт кораблик»: игра-экспериментирование с игрушечными парусниками (передвигать их, дуя в сторону паруса). «Как достать фигурки из воды»: процеживание воды решетом, сачком. «Зачем растениям свет?»: поставить веточки (с почками или бутонами) в стаканы с водой
2.Иллюстративное экспериментирование: «Попробуй собери»: собрать разлитую воду при помощи салфетки, тряпочки, губки, расположить на солнечной стороне группы и в тени, оценить результат через несколько дней. Решение познавательных задач «Как достать фигурки из кубиков льда»: растапливание льда различными способами. «Как получить нужный цвет»: смешивание красок или разноцветной воды в стаканчиках. «Раскопки»: в песочнице спрятаны фигурки, нужно раскопать их при помощи игрушечного экскаватора, грабелек, совка. «Чем украсить рисунок?»: разорвать лист бумаги на маленькие кусочки, приклеить их к картинке («Падает снег», «Листопад», «Дождик кап-кап»). Виды занятий в рамках опытно-экспериментальной деятельности В рамках опытно-экспериментальной деятельности с воспитанниками второй младшей группы можно проводить:
1.4. Виды занятий в рамках опытно-экспериментальной деятельности.
1.Игры-эксперименты.
Для возрастной группы 3–4 лет игра является основным видом деятельности. Изменяется психологический характер игры: она становится базой для поиска ответов об объектах окружающей действительности и благоприятным условием для общения и совместных действий. Первые занятия по экспериментированию проводятся в игровой форме
подгруппы сделают элементарный вывод: вода не имеет формы. Воспитанники второй способны дополнить представления о свойствах этой жидкости: вода не имеет формы, но принимает форму сосуда, в котором находится. Исходя из уровня самостоятельности каждого воспитанника в процессе экспериментирования, одним ребятам можно давать задания на выполнение опыта без помощи педагога. Другой группе дошкольников следует предоставить подробный инструктаж, проговорить последовательность выполнения действий. Для ребят, неуверенно выполняющих практические действия, рекомендуется провести показ действий педагогом или одним из воспитанников. В младшей группе допускается совместная практическая деятельность воспитателя и ребёнка, когда взрослый направляет движения ребёнка.
В группе присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в фантастических условиях («Путешествие на дно морское», «В гости к фее воздуха», «Поможем капельке вернуться на небо») Дошкольники удовольствием отправляются в сказочные путешествия, чтобы помочь любимым героям
2. Моделирование.
Дети воспроизводят модели реально существующих в природе явлений: айсберг, вулкан, северное сияние, вихрь. Воспитатель учитывает возрастные особенности младших дошкольников, модель должна быть понятной и доступной. Дети 3–4 лет способны смоделировать вихрь из кусочков бумаги и создания воздушного потока (дуют), буруны в стакане при помощи пластиковой трубочки. Во время зимней прогулки дети моделируют явления природы: снегопад — набрать в миску сухой снег и медленно его высыпать, буран — набрать в варежку пушистый снег, сдувать его сильным выдохом
Опыты и эксперименты.
Собственно, экспериментирование позволяет в наглядной форме объяснить физические и природные явления на занятиях по окружающему миру. Самостоятельное проведение опыта вызывает восторг у детей (эксперименты чем-то напоминают ребятам фокусы) и откладывается в памяти. Младшие дошкольники экспериментируют с водой (в твёрдой и жидкой формах), воздухом, различными видами почвы, магнитами, тканью, бумагой
Личностный подход в организации опытно-экспериментальной деятельности осуществляется через выполнение воспитанниками заданий разных уровней, распределение действий по подгруппам. Например, на занятии «Имеет ли форму вода?» первой подгруппе даётся задание вылить воду из стаканчика на поднос и провести наблюдение, какую форму примет жидкость. Вторая подгруппа переливает воду из стаканчика в колбу, из колбы — в фигурную вазочку, из вазочки — в бокал, из бокала — на поднос.
2.Опытно-экспериментальное занятие во второй младшей группе.
Во второй младшей группе занятие в рамках опытно-экспериментальной деятельности строится с учётом возрастных особенностей детей 3–4 лет и по нормам САНПИН длится не более 15 минут. Структура занятия сочетает в себе разнообразные формы для профилактики переутомления у воспитанников и поддержания позитивного настроя: развлекательные, подвижные и дидактические игры, физкультминутки и пальчиковую гимнастику, познавательные и дидактические беседы, разучивание стишков, разгадывание загадок, прослушивание музыкальных фрагментов и исполнение песенок, рассматривание иллюстративных материалов
2.1. Мотивирующее начало занятия.
Дети 3–4 лет концентрируют внимание на явлениях и предметах, которые их заинтересовали и вызывают положительные эмоции. Чтобы возник стимул к экспериментированию, поиску ответов на поставленные вопросы, воспитатель организует начало занятия мотивирующего характера. Младшие дошкольники любят наблюдать опыты, как любят смотреть представления и театрализованные сценки. Зачастую случается, что практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого опыта и эксперимента. Мотивирующее начало занятия должно не только содержать развлекательный элемент, но и побуждать к решению какой-либо проблемной ситуации, вызывать желание выяснить значение проведённого исследования. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедий, демонстрация слайдов, видеороликов), устраиваются подвижные и дидактические игры, тематическая гимнастика или зарядка, проводятся познавательные беседы, в которых воспитанникам предоставляется возможность привести примеры из личного опыта, привлекаются к участию сказочные персонажи, герои кукольного примеры мотивирующего начала занятий Тема занятия Мотивирующее начало «Мутная вода»
Примеры мотивирующего начала
Привлечение сказочного персонажа и создание проблемной ситуации. В гости к ребятам приходит Василиса Прекрасная. Она грустит. Ребята спрашивают, в чём причина её печали. Василиса рассказывает, что в Тридевятом царстве есть красивое озеро, вода в нём всегда была такая чистая и прозрачная, что можно было разглядеть дно. На демонстрационном столе находится контейнер из прозрачного пластика или стеклянный аквариум с водой, на дне которого находится песок, камушки и ракушки. Василиса говорит, что вчера в царстве расшалилась Мука, бегала и резвилась на берегу озера, споткнулась и просыпалась в водоём. Героиня предлагает детям высыпать в аквариум муку из стаканчиков. Вода становится белой и непрозрачной. Оттого Василиса и печалится, что теперь озёрная вода стала мутной, выловить муку из озера никак не получается (предлагает детям попробовать сделать это при помощи сачков). Сказочная героиня просит найти ответ, как же воде снова стать прозрачной. Далее следует подвижная игра «На златом крыльце сидели», после которой дети наблюдают, как изменилось состояние воды в аквариуме (она становится прозрачнее, потому что мука оседает на дно). «Чистые руки» Использование куклы и игрушки Мойдодыра, элементы игры, привлечение художественных текстов. С ребятами здоровается кукла Наташа. Воспитатель замечает, что у неё грязные руки, но кукла отрицает это и утверждает, что просто она загорела на солнышке. Появляется Мойдодыр. Воспитатель зачитывает отрывок из произведения К. Чуковского «Ах ты гадкий, ах ты грязный». Воспитатель спрашивает куклу, знает ли она этого персонажа (не знает), спрашивает ребят (называют Мойдодыра). В беседе дети вспоминают, что случилось с неряшливым мальчиком и как он в итоге подружился с умывальником. Воспитатель показывает кукле и детям, что на демонстрационном столе приготовлены прозрачные ёмкости с чистой водой и предлагает ребятам опытным путём доказать Наташе, что руки у неё не загорелые, а грязные. Следует обсуждение, как это сделать (в одной ёмкости сполоснуть чистые руки детей, а в другой — вымыть руки куклы, если руки грязные, то вода станет мутной). «Ледяные украшения» Изучение наглядного материала, постановка проблемной задачи. В начале занятия ребятам предлагается рассмотреть фотографии (или книжные иллюстрации) новогодних ёлок. Воспитатель задаёт вопросы: Когда украшают ёлки? (В декабре, перед празднованием Нового года). Что используют в качестве украшений? (Мишуру, гирлянды, игрушки). Какие бывают ёлочные игрушки? (Шары, колокольчики, шишки, фигурки животных и сказочных персонажей и т. д.). Воспитатель подводит детей к окну, показывает искусственную ёлку, установленную на площадке их группы, и сообщает, что заведующая попросила нарядить ёлочку к Новому году и выдала для этого коробку с материалами. Ребята открывают коробку, в ней находят различные фигурные формочки, краски, кисти и ленточки. Воспитатель спрашивает, как же при помощи этих вещей сделать ёлочные украшения (набрать в формочки воды, добавить красок, сделать петельки из ленточек и заморозить — на улице ледяные фигурки не растают)
2.2. Временной план занятия.
Занятие по экспериментированию имеет примерный план: организационный момент — 1 минута; мотивирующее начало занятия — 3–4 минуты; игровая или двигательная активность — 4–5 минут; практическая деятельность — 4–6 минут; подведение итогов, рефлексия — 1 минута. После проведения опытов ребятам даются простые трудовые поручения: привести в порядок рабочее место, очистить поверхность демонстрационного стола, помочь воспитателю вымыть инструменты или убрать на место приборы. В конце занятия воспитатель предлагает детям поделиться эмоциями, которые они испытали: Понравилось ли вам занятие? Что было самое интересное? Хотелось ли бы вам повторить эксперимент самостоятельно, рассказать о нём дома родителям? Будет ли вам интересно продолжить изучение свойств объекта, с которым мы сегодня экспериментировали?
2.3. Картотека опытов и экспериментов.
-«Жидкая форма воды» Опыты с изучением основных свойств воды: способности нагреваться, растворять вещества (соль, сахар, краски), принимать форму различных ёмкостей, выталкивать деревянные, резиновые, пластмассовые предметы. Игры-эксперименты: вылавливание игрушек из воды сачками, переливание воды на скорость из одного сосуда в другой при помощи черпаков, игры с водяной мельницей, брызгающими игрушками.
-«Твёрдая форма воды: лёд и снег» Экспериментирование со снегом: наблюдение за процессом таяния снега, изучение свойств мокрого снега. Экспериментирование со льдом: наблюдение за таянием сосулек, изучение процесса замерзания воды. Игры-эксперименты: лепка снеговиков, рисование на снегу, создание ёлочных украшений или бус из льдинок, заливание горки для кукол.
-«Песок» Экспериментирование с сухим песком: просеивание, рисование песчаной струйкой, игра с песочной мельницей, создание цветного песка (раскрашивание). Игры-эксперименты с влажным песком: лепка руками песочных пирожков, изготовление куличей при помощи формочек и ведёрок, выкапывание пещер и тоннелей. Действия с кинетическим песком: скатывание, лепка, разминание, выдавливание узоров.
-«Воздух» Моделирование явлений: создание вихря при помощи кусочков бумаги и воздушной струи, бурунов в стакане с водой. Опыты по определению силы и направления ветра: наблюдения на улице с вертушками, султанчиками, флюгером, воздушным змеем, флажками, ветряной мельничкой. Экспериментирование по созданию мыльной пены, мыльных пузырей.
-«Объекты растительного мира» Эксперименты с проращиванием семян, посадкой луковицы. Наблюдения за распусканием почек или бутонов на ветке дерева, окрашиванием белых цветов при погружении в цветную воду.
-«Ткани» Экспериментирование с различными видами тканей для выявления их свойств: способность впитывать воду, мнётся или нет, прочная или рвётся.
-«Свет и тень» Игры-эксперименты с солнечными зайчиками, разноцветными линзами, элементами театра теней. Экспериментирование с солнечным светом: изучение способности солнечных лучей нагревать поверхность предметов, способствовать активному росту растений.
-«Магнит» Экспериментирование с магнитами и металлическими предметами (для этих опытов обязательно знакомство с техникой безопасности).
-«Опыты-фокусы» Во второй младшей группы эти опыты демонстрируются педагогом, некоторые из них могут повторить после просмотра воспитанники при соблюдении техники безопасности и под контролем взрослого.
-«Воздушный шарик и апельсин»: над шариком из апельсиновой цедры выжимается капля сока, шарик лопается.
-«Невидимые чернила»: лимонный сок и вода смешиваются из соотношения 1:1, ватная палочка смачивается в разведённом соке и ею на белом листе бумаге создаётся надпись или рисунок, которые не видны; когда бумага высохнет, её нагревают около электрической лампы, написанное становится видимым.
-«Лава в стакане»: стакан на 3/4 заполняется свекольным соком и на 1/4 растительным маслом; когда масло поднимется к поверхности, в стакан опускают шипучую таблетку.
-«Торнадо в бутылке»: пластиковая бутылка заполняется жидкостью на 2/3 и плотно соединяется со второй пустой бутылкой; круговыми движениями бутылку вращают и наблюдают за образованием торнадо.
-«Яйцо в бутылке»: горлышко стеклянной бутылки смазывают подсолнечным маслом и бросают в неё горящие кусочки бумаги; пока бумага горит, на горлышко бутылки кладётся сваренное вкрутую яйцо; когда огонь погаснет, яйцо окажется внутри бутылки.
2.4. Пример организации экспериментирования во второй младшей группе.
Организация познавательно-исследовательской деятельности через общение и игру. Задачи: Воспитывать желание участвовать в совместной с воспитателем деятельности. Создать условия для ознакомления с «силой движения», побуждая детей к речевой активности. Развивать мелкую моторику рук. Материалы Проектор, экран, ноутбук, МР3-проигрыватель, музыка, чашечки, горох, фасоль, стаканчики Название «Волшебные горошины».
Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе с водой, трубочки.
Организационный этап:
В.: Сегодня мы с вами отправимся в сказку. (Показ сказки — презентация). На лесной опушке в маленькой избушке жили бабушка и Петушок. Бабушка поручила Петушку выполнить задание — перебрать горох от фасоли, а горох помыть. Петушок сразу решил выполнить задание. Но к нему пришёл друг, они стали играть, и наш Петушок забыл про задание. Друг ушёл. (Слышен крик петуха). В.: Ребята, как вы думаете, почему петушок кричит? Какое задание поручила Петушку бабушка? (Перебрать горох от фасоли, а горох помыть). Поможем Петушку? (Ответы детей).
Основная часть
В.: Подойдите к столу, ребята, послушайте задание внимательно. Нужно из большой чашечки перебрать крупу: горох положить в одну тарелочку, а фасоль — в другую. Начинаем. (Дети отделяют горох и фасоль самостоятельно). В.: Всё выбрали? Что в этой тарелочке, а что в этой? (Ответы детей). На что похож горох? А фасоль похожа на горох? Высыпайте ко мне в тарелочку фасоль! Молодцы, смогли перебрать горох от фасоли. Возьмите чашечки с горохом и пойдём со мной. Что просила бабушка сделать с горохом? (Помыть). Вот сейчас мы с вами помоем горох. Высыпайте горох в свой стаканчик с водой. Дети и воспитатель проводят опыт: опускают один конец трубочки в стакан и тихо дуют в неё, горошинки медленно танцуют. Затем дуют в трубочку сильнее, горошины танцуют быстрее. <…> Речевое упражнение (дети выполняют движения под музыку). В.: А теперь подойдём к столу. Петушок приготовил для вас сюрприз, только спрятал он его в горохе. Опустите руку в горох и поищите сюрприз. (Дети ищут сюрприз в горохе).
Заключительная часть
В.: Ребята, какое мы сегодня доброе дело сделали, кому мы сегодня помогли? (Ответы детей). Оказывается, добрые дела нужно делать постоянно. Мы с вами молодцы, давайте похлопаем себе.
2.5 Конспект НОД по экспериментальной деятельности с водой.
Задачи: Образовательная область: «Познавательное развитие»
Вид деятельности: Познавательно-исследовательская.
Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.
Обучающая
- познакомить детей со свойствами воды (цвет);
-активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия
Развивающая
-развивать навыки проведения первых опытов;
-развивать мышление, речь, кругозор и любознательность детей; рассказать о значении воды для всего живого;
-развивать у детей познавательный интерес, самостоятельность, наблюдательность, способность сравнивать.
Воспитательная
- умение работать в группе
- воспитывать бережное отношение к воде.
Обогащение словаря: бесцветная, прозрачная, без запаха.
Материалы и оборудование: магнитафон, компьютер, волшебный сундучок, костюм волшебника, стаканчики по количеству детей, краска, ложечки, камешки по количеству детей.
Методы и приемы: игровой (волшебная коробочка с приглашением, наглядный (баночки с водой, практический (опыты, словесный.
Ход НОД
1часть. Организационная
Воспитатель: Встанем мы в кружочек дружно, поздороваться нам нужно. Говорю тебе привет, улыбнись скорей в ответ. Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, сегодня утром у нашей двери в группу я обнаружила вот такую красивую коробочку и приглашение. Вы хотите узнать от кого оно?
«Дорогие ребята, я приглашаю вас в страну фокусов. Здесь вы узнаете много интересного и научитесь показывать фокусы с водой. А попасть в страну фокусов вам поможет волшебная шляпа. Желаю удачи. Волшебник из страны фокусов».
Воспитатель: Ну, что, ребята, отправимся в страну фокусов? (ответы детей). Ребята, скажите, пожалуйста, кто такой фокусник? (ответы детей). А вы умеете показывать фокусы? (ответы детей)
Но чтобы попасть в эту страну нужно мне надеть волшебную шапочку (одевает воспитатель, а вам закрыть глаза и сказать волшебные слова:
Поверчусь я, поверчусь,Покручусь я, покручусь,
С детками в стране фокусов я окажусь.
2. Введение в тему
Воспитатель: Я сегодня буду главным фокусником, а вы будете моими учениками помощниками. Ваша задача – посмотреть фокус и отгадать его секрет.
запись «Журчание ручейка»
Воспитатель: - Ой, ребята, послушайте, что это за шум?
Дети: - Это песенка ручейка. Журчание ручейка. Бежит водичка.
Воспитатель: - Правильно. Посмотрите, ребята, в волшебном сундучке что-то есть ещё. Вам интересно, что там? Сейчас я посмотрю (Достаю стакан с водой) Итак, это стакан. А что в стакане? Отгадайте загадку.
Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу! (Вода)
- Что же в стакане?
- Правильно, вода.
3. Просмотр презентации
Воспитатель: - Ребята, а кто знает, где бывает ещё вода? Посмотрите на экран, и мы точно узнаем, где же встречается вода.
(просмотр презентации на компьютере)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Вы в пруду ее найдете,
И в сыром лесном болоте.
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
2 часть. Опытно-экспериментальная.
Воспитатель: - Ребята, а вы хотели бы научиться фокусам с водой?
Дети: -Да.
Воспитатель: - Пройдемте в комнату фокусов, где я буду учить вас показывать фокусы с водой.
(Дети подходят к столу, на столе стоят тазик с водой, по два стаканчика на каждого ребёнка с водой и пустой, контейнеры с водой с разноцветными крышками, ложечки, камушки, гуашь на каждого ребенка)
Фокус 1.
Воспитатель: - Ребята, а если стакан с водой перевернуть верх ногами, что произойдет? Правильно, вода выльется. Но я же фокусник. Хотите, я сделаю так, что вода в стакане станет волшебная? И опрокинув стакан, вода не выльется?
Фокус «Стакан с водой и бумагой»
1. Эксперимент «Вода жидкая»
Воспитатель: - Перед вами два стаканчика. Один с водой, а другой пустой.
-Перелейте воду из одного стаканчика в другой. Что происходит с водой?
(она льется)
-Как вы думаете почему? Потому, что вода жидкая. Водичка – течёт, она текучая, может бежать, как ручеёк, как речка.
- А с водой можно играть, смотрите – что мы будем делать? (наливаем с детьми в различные ёмкости: стакан, резиновая перчатка, целлофановый пакет.) Мы наливаем воду, и она принимает форму данного предмета.
Вывод: Если воду можно наливать, то говорят, что вода жидкая, вода льется.
2. Эксперимент «Прозрачная или не прозрачная»
Воспитатель: -Ребята, возьмите один стаканчик с водой. Как вы думаете, вода прозрачная или нет? А давайте проверим: опустим один камешек в стакан. Камешек видно? Камешек видно потому, что вода прозрачная.
Ребята, камешек видно сквозь воду? Значит, вода у нас какая? (прозрачная)Молодцы.
Воспитатель: А сейчас берем ложечкой немного волшебной краски, добавляем в стаканчик и размешиваем, и смотрим, что же происходит. Какого цвета стала вода? Правильно, красного.
- А теперь вы попробуйте, что у вас получится. Какая вода получилась у вас? Молодцы, тоже красная. Ребятишки, скажите, а сейчас вода прозрачная или нет? А давайте проверим. Опустим другой камешек в стакан, камешка не видно? Значит, какая вода? Не прозрачная. Ребята, видно камешек? Правильно, не видно значит, вода не прозрачная стала. А в первом стаканчике, какая вода? Прозрачная.
Вывод: Чистая вода – прозрачная.
Воспитатель: Как же трудно быть фокусниками. Давайте немного отдохнем
Физкультминутка:
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся.)
Фокус 2.
«Разноцветная вода».
(Для проведения фокуса необходимо взять прозрачные баночки с закручивающимися крышками на каждого ребёнка. В баночки заранее наливается вода).
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, может ли вода, стать цветной только по одному «волшебному слову»? Нет! Давайте посмотрим. Я сейчас с помощью волшебной палочки и заклинания превращу бесцветную воду в красную! А вы мне в этом поможете.
Показываю всем, что вода обыкновенная, закрываю платком, затем говорю волшебные слова:
«Была водичка простой, стань водичка цветной» и взмахиваю волшебной палочкой.
- Подуйте на свои баночки, а теперь потрясите баночки.
Дети встряхивают воду в бутылках, вода окрашивается в нужный цвет.
(Секрет фокуса. Внутренняя сторона крышек покрыта акварельной краской (красной, зеленой, синей).
- В какой цвет окрасилась водичка?
Итог
Воспитатель: -Ребята, наша комната фокусов уже закрывается и нам нужно возвращаться в детский сад. Я предлагаю вам пройти на палас и встать в круг. Вам понравилось сегодня в комнате фокусов? А что вам больше всего понравилось? Какая же бывает вода?
А мне очень понравилось сегодня учить вас фокусам. Но пока мы не вернулись в детский сад, я хочу вам сделать подарок.
Фокус 3.
«Превращение воды»
Воспитатель: - Посмотрите, у меня есть бутылочка. Что в ней? Правильно, вода. Вода прозрачная или цветная? (ответы детей). А понюхайте водичку. Она пахнет или нет? Прозрачная вода ничем не пахнет. Она без запаха.
Вывод: Чистая вода – без запаха.
- Сейчас я кладу бутылочку в коробочку, поколдую, и моя водичка превратится…. (коробку переворачиваю и достаю бутылочку с соком, дети видят, что вода поменяла цвет) в сок.
- Ребята, вода из прозрачной превратилась в какую? В цветную. Понюхайте цветную воду – сок. Пахнет сок? Чем?
Воспитатель: - Ну, что, ребята, возвращаемся в детский сад, закрываем глазки и говорим волшебные слова:
Поверчусь я, поверчусь,
Покручусь я, покручусь,
Шапочку сейчас сниму,
И в детский садик с детками я вернусь.
3. Оформление центра экспериментирования во второй младшей группе ДОУ.
Грамотно организованная педагогом предметно-пространственная среда в группе позволяет детям развивать исследовательские навыки и предпринимать попытки самостоятельного экспериментирования. В помещении группы создаётся центр экспериментирования, для функционирования кружка опытно-экспериментальной деятельности выделяется отдельная комната под мини-лабораторию. Оборудование и материалы для практических исследований хранятся в шкафах или ящиках с символьным обозначением. В центре экспериментирования предусматривается место для тематических выставок (к Неделе экологии, Празднику воды, Зимнему фестивалю и др.) и стенд для демонстрации деятельности ребят: здесь размещаются стенгазеты, итоговые проектные работы, фотоколлажи и т. д.
Для воспитанников второй младшей группы рекомендуется создание центра песка и воды — зоны для экспериментирования и игр с этими веществами. Детскими психологами отмечается благотворное влияние занятий с водой и песком на эмоциональное состояние детей: восстанавливается баланс внутренних сил, снимаются симптомы переутомления, негативные эмоции сменяются позитивным настроем.
Материальная база опытно-экспериментального центра: природные материалы: песок, камни, образцы древесины, листья, зёрна, ракушки; другие материалы: образцы тканей, бумаги; игрушки для исследований: шарики, кубики, мелкие предметы из разных материалов; приборы: магниты, линзы цветные и увеличительные, зеркало, линейки, весы; сосуды: стаканы, миски, баночки, мензурки, колбы; медицинские материалы: пинцеты, ватные диски и палочки, марля; вещества: соль, сахар, пищевые красители, мука, мыльные пузыри; фартуки, косынки, нарукавники. Неструктурированные материалы находятся в недоступном для детей месте. Сыпучие вещества (сахар, песок, соль), красители, мелкие предметы (камешки, семена, фурнитура и др.) являются потенциально опасными для маленьких детей, так как при неправильном использовании и обращении могут попасть в дыхательные пути. Воспитатель знакомит малышей с ними, демонстрирует допустимые варианты исследования, озвучивает правила техники безопасности при экспериментировании с этими объектами. Практические действия воспитанники осуществляют под контролем педагога.
4.Самообразование воспитателя второй младшей группы по экспериментальной деятельности.
Самообразование воспитателя по теме «Опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе» осуществляется через расширение его теоретических знаний: изучение периодики, книг и исследований на эту тему; пополнение картотеки опытов и экспериментов; знакомство с опытом организации практических исследований с младшими дошкольниками среди коллег из других ДОУ (на педагогических интернет-порталах); участие в онлайн-лекциях и вебинарах.
5.Список методической литературы для воспитателя младшей группы.
1. Гринберг Д. «Первая книга опытов и экспериментов для детей». 2.Ермолаев С. Д. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ.
3.Конспекты занятий в разных возрастных группах».
4.Лазарев В. С. «Опытно-экспериментальная работа в образовательном учреждении.
5.Практическое пособие для руководителей».
6.Марудова Е. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование».
7.Москаленко В. В. «Опытно-экспериментальная деятельность.
8.Наварро П., Химинес А. «Тайны звука», «Тайны света», «Тайны электричества и магнетизма», «Тайны жидкости».
9.Рыжова Л. В. «Методика детского экспериментирования».
10. Выпуски учебно-методического пособия «Экспериментирование и творчество» под ред. И. А.
Лыковой.
Практическая сторона самообразования складывается из: консультаций для родителей о задачах проведения опытов и экспериментов в детском саду, привлечения их к созданию развивающей среды в группе с целью развития детского экспериментирования; привлечения к проектной деятельности педагогов дополнительного образования; организации тематических досугов; проведения открытых занятий; мониторинга уровня практических навыков и заинтересованности воспитанников. О результатах проделанной работы воспитатель докладывает на педагогических советах и круглых столах, публикует методические разработки в соответствующих изданиях, участвует в семинарах и мастер-классах. Организуются открытые занятия и досуги, приглашаются методисты для оценки работы воспитателя. Педагогу желательно заблаговременно договориться с кем-либо из сотрудников для фото- и видеосъемки, иллюстративные материалы будут нужны с целью подготовки публикаций в периодических изданиях и на интернет-порталах. Младший дошкольный возраст — время повышенной активности ребёнка. Он имеет пытливый ум и хочет знать всё. В современном мире информацию получить легко: на любой вопрос взрослый может найти ответ в интернет-энциклопедии за считаные секунды. Воспитателю важно привить ребёнку интерес к поиску информации через изучение предмета или проблемной ситуации. Проделанный им опыт запомнится ярче и надолго в отличие от озвученного кем-то другим готового ответа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация познавательной деятельности старших дошкольников средствами экологического экспериментирования»
Пояснительная записка....
Презентация "детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников"
Ознакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях...
Детское экспериментирование, как средство познавательного развития дошкольников
В работе даны основные направления по по кспериментированию с докольниками....
Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников
Статья "Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников"...
Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников
Современному обществу нужны развивающиеся, образованные и предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принять решения в ситуации выбора, прогнозируя их последствия. Исследовательская работ...
ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Развивать у детей познавательную активность, любознательность, изучать окружающий мир через проектно-исследовательскую деятельность. Это дает детям реальные представления о различных сторонах из...
Семинар-практикум для педагогов « Детское экспериментирование, как средство познавательно-исследовательской деятельности дошкольника»
Повысить уровень профессиональной компетенции участников через поисково-исследовательскую деятельность.Представить педагогам одну из форм проведения опытно экспериментальной деятельности с детьм...