Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ "Перелетные птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Мошкова Наталья Александровна

Закрепление знаний о перелетных птицах родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ в подготовительной группе «Перелетные птицы».

Цель: закрепить и упорядочить накопленные детьми представления о признаках осени. Продолжать развивать и закреплять знания о перелетных птицах родного края, формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного бережного отношения к ним.

Задачи:

Воспитательные - воспитывать внимательное, бережное отношение  к природе, проявлять заботу о природе, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей; расширять представления детей о зимующих и перелетных птицах. Воспитывать любовь к природе родного края.

Обучающие – обобщить  знания о перелетных и зимующих птицах: внешний вид, питание,  место обитания; закрепить и расширить словарь детей по теме «осень»; совершенствовать грамматический строй речи; формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.

Развивающие - закрепить знание о видах  птиц (зимующие, перелётные). Развивать связную речь; продолжать формировать у детей устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развивать творческое воображение, мелкую моторику рук.

Интеграция: «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Планируемый результат  - может поддерживать беседу о птицах; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач, продукт изодеятельности.

 Предварительная работа. Наблюдение за птицами на участке детского сада. Рассматривание иллюстраций, чтение рассказов о птицах, проведение занятия по теме: «Зимующие птицы». Загадки о птицах, настольная игра «Собери птицу»;

 Заучивание стихов о осени, чтение художественных произведений природоведческого характера, наблюдение на прогулке (проталины, лужи и ручейки, белоснежные кучевые облака, возвращение из теплых краев перелетных птиц), загадывание загадок о осени.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Материал и оборудование -
 мультимедийные технологии: экран, проектор, компьютер; видеозаписи и слайды с показом осени, перелетных птиц, конверт. Бумага для техники «Граттаж», салфетки, зубочистка для процарапывания, сухая тряпочка - для удаления стружки.

Ход  занятия:

Воспитатель:   Послушайте стихотворение:

Поспевает брусника
Стали дни холоднее
И от птичьего крика
В сердце только грустнее
Стаи птиц улетают - прочь
За синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе!

Воспитатель: О каком времени года говорится в стихотворении?

Дети: Осень

Воспитатель:  По каким приметам вы догадались, что это осень?

Дети:  Птицы улетают, деревья "разноцветные", стали дни холоднее  и т.д.

Воспитатель: Ребята, а давайте с вами вспомним, что же такое осень? (время года). А, после какого времени она наступает? (после лета). Назовите  осенние месяцы.

Ребята! Вся ли осень одинаковая?

Дети: Нет

Воспитатель: Какая бывает осень?

Дети: Ранняя, золотая  и поздняя?

Воспитатель: Наступила пора прощания с осенью, и сейчас давайте вспомним, что изменилось в жизни природы и человека с приходом осени.(слайд №2) Что бывает ранней осенью?

         Ранняя осень.   Ранней осенью солнышко еще греет, но не так сильно, как летом. Небо голубое и высокое, но часто появляются облака и тучки, моросит мелкий дождь. Трава постепенно желтеет, но  еще много осенних цветов(астры, георгины, хризантемы). Первыми желтеют листья на березе и липе. Люди одеваются в легкие куртки и плащи, берут с собой зонт от дождя. Постепенно исчезают насекомые, меняется жизнь лесных зверей: зайчик меняет серую летнюю шубку на белую, зимнюю, чтобы прятаться от лисы на снегу;  белочка тоже меняет шубку и становится бурой под цвет деревьев. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Осенью школьники идут в школу после летних каникул,  дети помогают взрослым в уборке урожая в садах и огородах, делают осенние посадки и посевы.(слайд №3)

Воспитатель:  (слайд №4) Наступила золотая осень. Давайте с вами вспомним, какие изменения происходили в природе в этот период.

 Дни становятся  короче, а ночи длиннее, солнце светит, но уже не греет. Погода за день меняется несколько раз: то солнышко выйдет, то частый дождик моросит. Листья на березе совсем пожелтели, на рябине они стали оранжевыми, на клене – красными, на дубе – коричневыми. И начинается листопад. Это самое красивое время осенью, вся земля покрывается ковром из разноцветных листьев. Люди одеваются еще теплее: в теплые куртки, пальто, сапоги. Жизнь животных изменилась: медведь и еж залегают в зимнюю спячку до весны, насекомые совсем исчезли, и перелетные птицы улетели в теплые края. Дети в это время осени очень любят собирать осенние листья для букетов, делать бусы из рябиновых ягод, собирают семена цветов для будущей весны(слайд №5).

Воспитатель: 

«Поздняя осень». (слайд №6)    Дни стали короче, рано темнеет. Солнышко уже редко появляется. Все небо затянуто низкими, серыми тучами, часто идут проливные холодные дожди, по ночам небольшие морозцы, а по утрам – туманы. Почти все листья облетели  и деревья стоят голые, только елочки да сосны зеленые. Люди одеты по зимнему тепло: в теплые куртки, шапки, шарфы, перчатки, сапоги. Жизнь животных в лесу замирает, многие звери запаслись на зиму грибами, орехами, шишками.  Птиц почти не слышно. Чтобы птицам помочь пережить зиму, люди делают кормушки, насыпают туда корм и развешивают на деревьях для зимующих птиц (слайд №7).

                                           (слайд №8). Физминутка «Тучка»

Воспитатель: Ребята послушайте стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели…» которое  нам расскажет  

 

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,
Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой чёрной

В огороде на гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Воспитатель: Ребята, о ком говорится в этом стихотворении?

Дети: О птицах, которые улетают в тёплые края.

Воспитатель: Верно. И сегодня мы  поговорим о перелётных птицах.

Воспитатель: Перелётных птиц очень много. Назовите, каких птиц вы знаете.

В природе существует большое разнообразии птиц.

Где бы ты ни гулял – в городском парке, по берегу моря, в деревне, в лесу,- повсюду мы встречаем птиц. Почти все они умеют летать.( слайд №9)  Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые.

Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы.

Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?

Дети: Потому что становится холодно, нечего кушать.

Воспитатель: Правильно. И самое главное то, что нет корма для жизни.

Вы знаете, что осенью многие насекомые исчезают: или прячутся, или погибают. Значит, если птицы питаются насекомыми, им зимой нечем будет прокормиться. Такие птицы называются насекомоядными. (слайд №10,11,12)

Посмотрите вот насекомоядные птицы: скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка.

Трясогузка – одна из самых полезных птиц. Она уничтожает мух, комаров, за которыми ловко гоняется в воздухе. Особенно велика польза этой птички в огороде, где она быстро бегает по грядкам и склёвывает с земли и растений насекомых. Трясогузка - очень подвижная птичка. Даже отдыхая, она ежеминутно помахивает своим длинным хвостиком.

Воспитатель: Трясогузка улетает одна из первых, как и все насекомоядные птицы. (слайд №13,14) Затем улетают зерноядные, то есть те, которые питаются плодами и семенами растений. Вы их тоже знаете. Рассмотрите на картинке овсянку, чижа, зяблика, жаворонка. (слайд №15) Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы.

Воспитатель: Вы когда-нибудь видели высоко в небе, как птицы, собравшись в стаи, улетают? Нам редко удаётся увидеть, как они улетают. Потому что они летят в основном ночью: так безопаснее. А вы знаете, что во время перелёта многие птицы придерживаются строго порядка? Причём у разных птиц этот порядок свой:          (слайд №16)   журавли, гуси, лебеди летят клином, (слайд №17)  цапли, аисты, ибисы – шеренгой, крылом к крылу, (слайд №18)  утки, гаги, турпаны, морянки, чайки, кулики выстраиваются в прямую линию или образуют дугу. (слайд №19)  Скворцы, дрозды и другие маленькие птицы порядка не любят: летят как попало. (слайд №20)  А крупные хищные птицы (орлы, ястребы, грифы, соколы) компаний не признают: летят в одиночку. Знаете ли вы, куда птицы улетают?

Дети: В тёплые страны, на юг. 

Воспитатель: Хотите узнать как ученые узнали, где зимуют перелетные птицы?

(слайд №21)

Ученые надевают на лапки птиц специальные кольца. Этот способ научного исследования называется «кольцевание птиц». Если птицу с кольцом обнаруживают в другом стране, об этом сообщают ученым, которые окольцевали птицу.

Так удалось установить, что перелетные  птицы улетают  на зиму в теплые края. Например, ласточки зимуют в Африке. Журавли улетают в Индию. В последние годы для изучения  перелетных птиц используют  и маленькие радиопередатчики. Такой передатчик укрепляют  на теле птицы, а затем по радиосигналу определяют, где она находится.

(слайд №22) -Посмотрите, ребята, к нам прилетел птенец. Мне кажется, он чем-то расстроен  и пытается нам что-то сказать. Он говорит, что нес нам какое-то важное послание, но где-то его выронил. Давайте его поищем (воспитатель и дети ищут письмо в зале).  

Он  принес нам письмо. Давайте его прочитаем. 


«Дорогие ребята, пишут вам перелетные птицы. Мы не можем  улететь в теплые страны, потому что  нас заколдовал злой волшебник. Помогите нам, пожалуйста, расколдуйте нас. Вам надо выполнить задание волшебника – нарисовать птичьи перышки и тогда злые чары исчезнут.  И мы сможем улететь.

                                                                                                                    Перелетные птицы».


Воспитатель:  Ребята, поможем перелетным птицам? 

Посмотрите, перед вами лежат необычные предметы –  тонированные  листы и зубочистка - палочка.

Сегодня мы будем выполнять рисунок путем процарапывания, кто помнит  как называется такой способ   рисования – техника граттаж. А кто нам расскажет, как готовится бумага для работы таким способом рисования? (ответы детей). Перышко будем рисовать на весь лист бумаги. Сначала рисуем  ствол пера, а затем добавляем линии-пушинки.

Во время работы будьте аккуратны - линию можно проводить только один раз.

Техника безопасности - работать осторожно, не уколоть себя и других. Для удаления стружки туши при работе нужно использовать сухую тряпочку.

Воспитатель: Ой, ребята! Какие красивые у нас перышки получились. Спасибо вам за помощь! Посмотрите, птицы уже полетели в теплые края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия на тему "Зимующая птица сорока-белобока"

Конспект занятия для подготовительной группы. Занятие проводится в виде викторины. Цель занятия: обобщить и систематизировать знания детей о России, воспитывать любовь к Родине....

Конспект интегрированного занятия с музыкой "День птиц"

Конспект развлечения «День птиц» с детьми старших групп ОН 5-6л Цель: приобщить к празднику «День Птиц», закрепить представления о перелетных птицах. Задачи: воспитывать стремление заботиться о пер...

Конспект интегрированного занятия на тему «Зимующие птицы» для детей с тяжёлыми нарушениями речи (подготовительная группа)

Цель: закрепление представлений о зимующих птицах.Задачи: ·        Развитие речевого слуха, образного мышления.·        Развитие у...

Конспект интегрированного занятия с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе "Зимующие птицы"

Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Зимующие птицы"...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ STEM ТЕХНОЛОГИЙ «Перелетные птицы не знаю, как их друзья зимой поживают.»

Интегрированное занятие по математике и эксперементированию с использованием всех  блоков программы STEM....

Конспект интегрированного занятия с использованием технологии создания лэпбука в старшей группе «Зимующие птицы»

Конспект занятия в старшей группе по теме "Зимующие птицы", целью которого является систематизация и закрепление знаний по теме «Зимующие птицы», а основной задачей: стимулирован...