Экологический образовательный проект «Вода пресная – бесценная и всем необходимая»
проект по окружающему миру по теме
Направление проектной работы – экологическое воспитание дошкольников, познавательно-экспериментальная деятельность. Образовательные задачи – формирование у детей основы экологической культуры, экологически безопасного и грамотного как для окружающей среды, так и для самого ребенка поведения, первых навыков ресурсосбережения, элементарных природоохранных навыков, воспитание бережного отношения к воде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektekolvodapresnaya.docx | 23.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический образовательный проект «Вода пресная – бесценная и всем необходимая»
Информационная карта проекта:
1. Участники проекта: воспитатели групп «Веселая семейка» детского сада компенсирующего вида №372 г. Москвы, дети, их родители.
2. Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
3. Направление деятельности проекта: познавательно-экспериментальная деятельность, экологическое образование.
4. Сроки проведения: март-апрель 2014
5. Возраст детей: 5-6 лет.
6. Формы реализации проекта: исследовательская, экспериментальная деятельность, наблюдения, творческие задания, дискуссии-обсуждения, чтение художественной литературы.
Цель: экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Образовательные задачи – формирование у детей основы экологической культуры, экологически грамотного как для окружающей среды, так и для самого ребенка поведения, первых навыков ресурсосбережения, элементарных природоохранных навыков, воспитание бережного отношения к воде.
Содержание проекта:
При организации и создании условий для экологического воспитания и образования необходимо, учитывая возраст детей, обеспечивать одновременно и доступность, и увлекательность познавательно-исследовательской деятельности, а значит и столь важную мотивацию к проводимой работе. Детям особенно интересно заниматься чем-либо, когда они сами непосредственно совершают активные действия, исследуют, проводят опыты, организуют эксперименты, то есть «действуют» самостоятельно, хотя и под внимательным наблюдением и руководством педагога. Такие действия являются и доступными, и увлекательными для дошкольника.
Данный проект основывается на проведении многочисленных занимательных экспериментов и опытов, организации интересных наблюдений, чтении художественной литературы, рассматривании книг. Вопрос, побуждающий к познавательно-исследовательской и экспериментальной работе, подается в форме проблемной ситуации. Главная задача, которая таким образом «возникает» перед исследователями – понять, прояснить, почему взрослые настаивают на том, что воду следует беречь, расходовать экономно, не тратить зря – ведь ее так много, и в кране она льется, столько хочешь, и особенно на море ее видимо-невидимо. Детям кажется, что количество воды не ограничено. То есть основой проекта является вопрос-проблема:
"Почему взрослые говорят, что нужно беречь (экономить) воду, если ее так много повсюду - в кране она бежит и не кончается, а в море ее столько, что даже берегов не видно?"
Перед началом проекта проводится предварительная работа:
- изучаем свойства воды,
- знакомимся с агрегатными состояниями воды,
Формы проведения: опыты с сахаром, кофе, ложкой, мелкими цветными предметами, со льдом и паром; зарисовки к ним
- получаем первые представления о круговороте воды в природе.
Формы проведения: наблюдения, игры "Превращение капелек", чтение сказок из цикла Т. Шорыгиной "Приключения Кап и Ли"
Выводы по свойствам воды: чистая вода прозрачная, бесцветная, не имеет запаха, растворяет вещества (но не все!).
1 этап проекта
- Обсуждение-беседа (актуализация знаний и представлений):
1) вопрос: Где мы можем наблюдать воду?
"В реке, в кране, в бутылках, в банке, в море, в чайнике, в аквариуме, в бассейне, в кастрюле, в луже, в небе..."
2) вопрос: А где и для чего используется вода?
- «Для приготовления супов, отваривания макарон и т.п.»
- «Для изготовления хлеба»
- «Для мытья посуды, полов»
- "Для того чтобы путешествовать по морю, перевозить груз"
А также: «Для питья, стирки, полива растений, умывания; вода нужна птицам, рыбам и пр.»
Вывод: «Вода окружает нас повсюду, но и нужна она всегда и везде!»
- Зарисовки (схемы): «Кому необходима вода», «Для чего нужна вода»
2 этап проекта
Вопрос: Всю ли воду можно использовать для этого? (названных, перечисленных ранее нужд)
- Какая вода бывает в природе?
Привлечение личного опыта (например, путешествие на море, отдых на речке), изучение специальной литературы (энциклопедий):
Вывод: «В морях и океанах вода соленая, в реках, озерах – пресная (несоленая)»
- Соотношение пресной и соленой воды в природе
Рассматривание иллюстраций (атласы, карты), создание и демонстрация наглядных моделей (пятилитровая банка на половину стакана воды – наглядное «изображение» соотношения соленой и пресной воды на планете Земля; апельсин или яблоко в качестве модели)
Вывод: "Пресной воды намного меньше! Соленой вода много, пресной – мало!"
- Изображаем наглядно (закрепление новых знаний о соотношении пресной и соленой воды)
А) Пластилинография «Круг как плоскостная модель» Земли: суша и водное пространство, голубым цветом – пресная вода (реки, озера), синим – соленая (моря, океаны)
Б) Рисунки «Планета Земля из космоса»
- «Пригодна ли соленая вода для…? – экспериментируем.
А) Пробуем пить:
Вывод: «Соленая вода непригодна для питья!»
Б) Эксперимент: поливаем лук соленой и пресной водой
Вывод: "Лук, поливаемый соленой водой, не растет!"
В) Опыт со стаканчиками и соленой водой: Можно ли стирать, мыться соленой водой?
Вывод: "Нет! Остается соляной налет, осадок, кристаллы соли"
Обобщающий вывод: «На Земле много соленой воды, а для питья, полива растений, стирки, мытья и множества других нужд нужна вода ПРЕСНАЯ! А ее запасы на Земле ограничены, пресной воды мало, поэтому ее нужно беречь!»
3 этап проекта
Вопрос: Каким же образом можно "беречь" пресную воду?
- Не загрязнять воду в водоемах
А) наглядная образная демонстрация «загрязнения» с помощью различного «мусора», имеющегося под рукой (фантики из-под конфет, игрушечные баночки, картонные коробочки из-под сока, остатки еды) и муляжей рыбок; Б) игры-перевоплощения,
В) рисунки «Наша речка», «На озере».
- Не выливать в реки, озера маслянистые жидкости
Опыт с растительным маслом
- Не открывать кран слишком сильно, включать воду тонкой струйкой
Практические действия с обсуждением
- Плотно закрывать кран – иначе за несколько часов набирается целое ведро воды
Опыт с неплотно прикрытым краном: «Капля за каплей бесцельно, зря тратится вода»!
- Стараться не пачкать одежду – иначе приходится чаще стирать, дополнительно расходовать воду!
Практические действия с замером воды
Кроме того (дополнительно): На очистке воды трудятся большое количество людей, их труд надо тоже беречь!
Эксперимент с фильтром, зарисовки
4 этап проекта
Подведение итогов, презентация:
Создание плаката с многочисленными фотографиями, фиксирующими все этапы (их последовательность) и отдельные эксперименты, опыты, наблюдения и прочее, комментариями к ним, выставка всех творческих работ и схематических зарисовок.
Вспомогательная литература:
Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода». – 2-е изд. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2003.
Шорыгина Т.А. Беседы о воде в природе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение для детей старшей группы «Бесценная и всем необходимая вода»
Показывается огромное значение воды для всех живых существ, уточняются представления детей о разных состояниях воды, развиваются умения отгадывать загадки....
Развлечение для детей старшей группы «Бесценная и всем необходимая вода»
показать огромное значение воды для всех живых существ, уточнить представления детей о разных состояниях воды, развивать умение отгадывать загадки....
Экологический праздник "Бесценная и всем необходимая вода"
сценарий экологического праздника...
ПРОЕКТ«МАТУШКА ВОДА-БЕСЦЕННАЯ И ВСЕМ НЕОБХОДИМАЯ»
Современное содержание воспитательно–образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе «Бесценная и всем необходимая вода» Формирование целостной картины мира.
2017 год обозначен годом экологии. Целью этого заняти является развитие экологического сознания....
"Вода. Бесценная и всем необходимая вода"
Проектная деятельность в ДОО....
Проект "Бесценная и всем необходимая вода"
Проект "Бесценная и всем необходимая вода"...