конспект НОД по экологии "Люблю берёзку русскую"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Шаркова Наталья Сергеевна

Непрерывно-образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста.Занятие расширяет знание о русской берёзе,её пользе,красоте во все времена года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      «Люблю берёзку русскую»

               конспект НОД по  экологии

                                    в старшей группе

                                                                         

                                                                             Выполнила:Мельчукова Ю.И.

                                                                  Воспитатель : МБДОУ д/с «Малыш»

                                с.Большие Уки 2016 год

Тема: «Белокурая берёза – символ  Родины моей».

Цель:  Обогащение знаний о пользе берёзы и бережного отношения к ней

Задачи:

Образовательные:

-способствовать формированию  познавательного интереса к природе родного края;

- расширить знания детей о русской берёзе, о её удивительных особенностях, целебных свойствах.

 

Развивающие:

 - развивать творческие способности, речь, мышление, память;

Воспитательные:

-вызвать эмоционально-положительное отношение к берёзе, желание любоваться ею, заботиться о ней и беречь.

 

Интеграция образовательных областей : Познавательное развитие,   Художественно-эстетическое развитие.

 

Форма работы: решение проблемных ситуаций

Материал и оборудование: компьютер, спилы, чага, фломастеры, кувшин с водой, береста, письмо, лист ватмана, веточки , ,краски, бумага, картины

Ход непосредственно-образовательной деятельности

 Дети входят в группу в центре которой на ватмане нарисован ствол дерева.

Мотивация:

Ребята что это? Что- то он мне напоминает, а вам?

Дети: это может быть ствол дерева.

Я тоже так подумала, но чего же не хватает?

Дети: веток

Посмотрите здесь какая-то записка

   В лесу с берёзой произошло несчастье. Злая колдунья разозлилась на берёзу ,нагнала сильный ветер и поломала все ветки. И теперь берёза стоит совсем голая.   А помочь ребята вы можете ей, выполнив задания злой колдуньи.   Лесовичок

 

Что же делать ребята?

Дети: помочь берёзе

Воспитатель: А как мы ей поможем?

Дети: выполнить задания  злой колдуньи

Целеполагание: Будем выполнять задания, чтобы расколдовать берёзу.

Вы готовы, ребята?

  Воспитатель:Посмотрите ребята  вместо веток на березе висят конверты с заданиями, которые мы должны выполнить. И вернуть веточки берёзе мы сможем, если правильно выполним задание.

 Воспитатель снимает конверт с первым заданием: Расскажите о красоте

русской берёзы.(ответы детей)

    Да ребята береза - символ красоты русской природы. О ней сложено много стихов, песен, сказок.  

Ребята ,а где можно встретить, увидеть березку? (в лесу, на поляне, около дома и т.д) Слайд№2

Как называется лес где растут одни березы (березовая роща) Слайд№2

Это дерево полюбилось нашему народу за её красоту. А ещё люди водили хороводы вокруг березы.Слайд№3

- Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас.   Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины . (Воспитатель демонстрирует дерево в разные сезоны).

В какое время года изображена берёза? Показ слайдов

 За свою красоту береза стала символом России.

 Воспитатель: ребята как вы думаете, справились мы с вами с первым заданием, рассказали о красоте  русской березы? Как люди называют березку? Мы тогда можем прикрепить веточку для березы?

Дети: Да

Воспитатель и дети прикрепляют ветку к березе.

 Воспитатель снимает конверт со вторым  заданием. (В конверте лежит береста)

Воспитатель: Ребята, что это? Правильно  береста. Это кора берёзы, которую называют берестой.(Слайд №8)     Почему берёзу называют   белоствольной?  Для чего нужна береста дереву?  Правильно береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека.  Посмотрите ребята  в белой коре –   есть отдушины: черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит. Ребята посмотрите на следующий слайд. Для чего ещё служила береста? Да в  древности люди писали на коре она заменяла бумагу.(Слайд№9) В годы войны пекли из коры хлеб. Назовите вещи ,которые сделаны из бересты? Слайд№10 (ответы детей)

Из березовой коры делают сумки, сосуды для питья, плели лапти, лукошки, шкатулки.(показ изделий) (Слайд№10)

- Посмотрите, у вас на тарелочках есть кусочки бересты. (Дети рассматривают бересту)

Проводится  опыт «У кого прочнее?»

Ребята,  сейчас мы с вами проведем опыт с кусочками разных деревьев, мы опустим их в воду  и через некоторое время  посмотрим,  что произошло.    

 Игра «Найди кору березы» (с завязанными глазами на ощупь найти кору березы)

Ребята давайте вернемся,   к нашему опыту рассмотрим баночки с водой, в которые на определенное время были погружены кусочки коры  разных деревьев. Что случилось с корой деревьев?  (ответы детей). Березовая кора не пропускает воду, поэтому не гниет, а кора других деревьев стала хрупкой.

Воспитатель: ребята как вы думаете, справились мы с вами со вторым заданием, рассказали о бересте, что еще мы с вами выполнили?

 Воспитатель: Мы тогда можем прикрепить веточку для березки?

 Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березе.

 

Воспитатель снимает конверт с третьим   заданием. (Рассказать о пользе   березы (Ответы детей)

 Береза – не только красивое дерево еще в древности люди отметили многие полезные свойства. Весной собирают почки, из них делают лекарства. (Слайд №11) Сережки березы служат кормом для птиц. (Слайд№11)Летом готовят  березовые веники, ими парятся  в банях, так как в березовых листочках  много полезных веществ.(слайд№11)

Проводится игра «Найди лист березы»

На стволах березы растет березовый гриб – чага, его используют в медицине. Из него заваривают чай,   (провести опыт с заваривание чаги). (Слайд№12) Береза лечила и лечит  людей от многих заболеваний. Если надрезать ствол , из него заструится прозрачная сладковатая жидкость – березовый сок (Слайд№12). Он также используется в медицине. Очень любят сок березы птицы и звери, да и мы с вами  любим, лакомится этим вкусным полезным напитком. А кто из вас, дети, знает: как правильно нужно брать сок  у березы, чтобы не повредить дерево?(ответы детей)

Воспитатель: какими целебными свойствами обладает берёза? (ответы детей)    

 Воспитатель:   Тогда мы прикрепляем ещё одну веточку для березы?

 Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березе.

Воспитатель снимает конверт с четвертым   заданием. (Вырастить дерево и определить сколько лет ему)

Игра  «Вырасти  дерево»  (Сложить картинки последовательности прорастания  дерева (дерево растет, и у него растут все его части. Дети, называют и выкладывают картинки в последовательности семя березы, отросток, ствол, веточки с почками, листочки, сережки )

Игра  «Определи  возраст березе»  (дерево растет, и у него растут все его части.  

Ствол становится толще. Недавно спилили берёзу в лесу. Хотите узнать, сколько ей лет? Вот это спилы с берёзы. Здесь видны кольца. (показывает через увеличительное стекло

 Дети рассматривают спилы деревьев и называют свойства, признаки дерева (твердоё, теплоё, шероховатое, коричневого цвета, не тонет в воде, имеет запах). Как  вы,  думаете,  что  может нам   помочь  сосчитать,  сколько лет дереву?  ( количество  колец,  если кольцо  широкое,  то значит  благоприятный год,  а если нет - то кольцо узкое) Ребята, вы запомнили, как нужно  определять, сколько лет дереву?

 Дети: нужно посчитать кольца. Сколько колец, столько и лет.

Воспитатель : попробуйте самостоятельно определить сколько лет дереву.

(дети самостоятельно определяют возраст березе)

Воспитатель: ребята как вы думаете, справились мы с вами с четвертым заданием?  

Дети: Да. Мы вырастили березку, посчитали сколько ей лет

Воспитатель: Мы тогда можем прикрепить веточку для березки?

 Воспитатель и дети прикрепляют веточку к березке.

Я думаю, мы сегодня убедились. Что береза не только  красивое дерево, а ещё и целебное, поэтому мы должны беречь и заботится о ней. На территории детского сада  посажено много берез, я  знаю, вы очень бережно относитесь к ним. Они. действительно, радуют нас своей красотой в разное время года.  Посмотрите ребята картины большеуковских  художников, с какой любовью они изображали уголки нашей природы. Видите, на всех картинах изображена красавица –березка. Эту картину нарисовал Ю.Киккас, а вот эту С.С. Панасов –это наши  большеуковские  художники .

 Самостоятельная деятельность

А теперь я приглашаю вас в нашу мастерскую  в которой мы с вами тоже превратимся в местных художников и вы отобразите в своих рисунках то, что больше всего сегодня вам запомнилось.

 Рефлексия: Пожалуйста  Саша что ты изобразил в своём рисунке?

Дети рассказывают (3-4 ребёнка), остальные могут рассказать на прогулке.

Что нового вы сегодня узнали о березе? Какое задание было самым трудным? Какое задание было самым интересным? Какие лечебные свойства березы вы запомнили?  Мне сегодня очень понравилось заниматься с вами. Вы замечательно справились со всеми заданиями. Ребята за то, что мы помогли  расколдовать березку она вас награждает вот такими оберегами: «Друг природы» из берёзовой коры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулки в подготовительной группе(6-7лет) на тему "Люблю берёзку русскую..."

Конспект прогулки в подготовительной группе(6-7лет) на тему: «Люблю березку русскую…»Цель: Продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года.В...

Конспект прогулки в подготовительной группе на тему "Люблю берёзку русскую..."

Конспект прогулки в подготовительной группе(6-7лет) на тему: «Люблю березку русскую…»Цель: Продолжать знакомство с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года.В...

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Люблю берёзку русскую!».

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Люблю берёзку русскую!»....

Конспект НОД "Люблю берёзку русскую"

Знакомство с символикой РФ в игровой форме....

Конспект открытого мероприятия в старшей подготовительной группе(художественно-эстетическое развитие – рисование) « Люблю берёзку русскую…»

Конспект открытого мероприятия в старшей подготовительной  группе  (художественно-эстетическое развитие – рисование)« Люблю берёзку русскую…»...

Конспект развлечения в подготовительной группе «Люблю берёзку русскую» с использованием ИКТ

Цели: формирование у детей способностей к саморазвитию через исследовательскую и проектную деятельность как перспективного средства воспитания творческой личности.Образовательные области: социально-ко...

Конспект нод по рисованию "Люблю берёзку русскую..."

Конспект нод  по рисованию: "Люблю берёзку русскую..."...