Статья на тему: «Формирование познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности с объектами и явлениями окружающей действительности»
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему
Статья о формировании познавательной деятельности дошкольников в процессе исследовательской деятельности, об эксперементировании в "волшебной лаборатории".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
деятельности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности | 19.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад №1 «Солнышко» ЗАТО Видяево
Статья на тему:
«Формирование познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности с объектами и явлениями
окружающей действительности»
Подготовила: Дарковская Ю.И.
воспитатель МБДОУ №1
ЗАТО Видяево
ЗАТО Видяево
2017г.
Правильная организация предметно-развивающей среды - это одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в условиях ФГОС.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Она должна работать на самостоятельность и самодеятельность ребёнка. Развивающая среда должна быть: содержательной, насыщенной, доступной, трансформируемой, безопасной.
В нашем детском саду уделяется большое внимание созданию предметно-развивающей среды. В каждой группе детского сада созданы все условия для развития и обучения воспитанников.
В моей группе имеются средства обучения и воспитания, материалы, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование и инвентарь, которые обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников. Особое внимание хотелось бы уделить развитию познавательно-исследовательской деятельности детей. В нашей группе есть «Волшебная лаборатория».
Важнейшим условием формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Установление взаимосвязей существующих в природе, помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, а значит, понять его.
Учитывая практическую значимость опытно - экспериментальной деятельности для всестороннего развития ребенка, были выделены следующие цели и задачи:
Основная цель работы - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
1. Развивать познавательную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
2. Расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей.
3. Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.
4. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
После того, как у детей сформировались навыки самостоятельной деятельности по решению познавательных задач, я перехожу на реализацию полученных знаний в совместной деятельности.
В своей работе я использую традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:
- Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.). В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности использовали наблюдения разного вида:
- распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
-изменение и преобразование объектов;
- Словесные (беседы, чтение художественной литературы).
- Практические методы.
Большое значение придавалось ведущей форме деятельности детей - игре (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры.
Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями используются элементарные опыты.
Работа по организации опытно - экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста построена исходя из следующих принципов:
1. Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
2. Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
3. Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно - экспериментальной деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
5. Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
В настоящее время активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству и т.п.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
В целях систематизации развивающей работы с детьми по направлению экспериментирования я разработала программу кружка «Любознайка».
Вся работа с детьми построена с учётом их возрастных особенностей.
Экспериментальная деятельность с детьми построена по трём взаимосвязанным направлениям:
- живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);
- неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);
- человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.)
Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно - мыслительный, преобразовательный). В условиях детского сада используются только элементарные опыты и эксперименты.
Их элементарность заключается:
Во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
Во - вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
В - третьих, они практически безопасны.
В - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:
- Постановка проблемы;
- Поиск путей решения проблемы;
- Проверка гипотез, предположений;
- Обсуждение увиденных полученных результатов;
- Формулировка выводов;
Результатом проведенной работы стало участие и победа нашего воспитанника Ершова Артема в шестой научно-практической конференции ЗАТО Видяево, защита проходила в секции: «Первые шаги в науку».
Тема работы: «Микроорганизмы - друзья или враги?»
Использование технологии - детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным методом для развития базовых способностей у детей дошкольного возраста.
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности.
Общение ребёнка с объектами природы придаёт яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания других и самопознания, формирует состра...
" Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности"
Докдад на августовской конференции педагогов с представлением опыта работы в детском саду....
«Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста через поисково-исследовательскую деятельность»
Данный материал предназначен для воспитателей детского сада, а также для всех тех, кто интересуется вопросами современного дошкольного образования....
«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности»
Индивидуальный план профессионального развитиявоспитателя...
Программа по самообразованию «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности»
Настоящая программа разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста....
«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности (проектной деятельности, экологического образования.)»
Целью экологического образования в моей работе с дошкольниками является развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской, проектной деятельности, а также...
Самообразование «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности»
laquo;Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности»...