" Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности"
материал на тему
Докдад на августовской конференции педагогов с представлением опыта работы в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_konferencii.docx | 25.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ « Октябрьский детский сад»
Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности.
доклад на конференции
Воспитатель: Гармоза Ксения
Николаевна
с.Октябрьское
2011г.
Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности.
Детство - время самых ярких впечатлений, самых глубоких переживаний, самых удивительных первых встреч с этим миром.
Важность и значимость дошкольного образования обусловлены тем, что только в обществе сверстников, через грамотно организованные специфические виды детской деятельности у ребенка дошкольного возраста формируются базисные качества личности, которые в начальной школе и на последующих ступенях обучения позволят ему успешно обучаться по любой программе, усваивать любую информацию, быть успешным в школе.
В детский сад дети приходят по-разному; одни внимательно рассмотрев всё, что есть в группе, начинают играть; другие делают это с меньшей уверенностью, подолгу оставаясь зрителями, наблюдающими за происходящим; а третьи бояться расстаться с мамой. Поэтому детский сад должен стать – настоящим домом, с дружеской семейной атмосферой, уютом быта и общения. Огромное внимание необходимо уделять оформлению развивающей среды для воспитанников, которая направлена на развитие познавательно интереса и творческой деятельности, создать условия, которые обеспечили бы всю полноту развития деятельности ребенка и личности.
Этот год – объявлен годом ребёнка. Думаю для каждого педагога каждый наступающий год это год ребёнка. Кому, как ни детям, посвящаем мы всё своё время, отдаём свои силы? Вкладываем свою душу?
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: как сегодня воспитать ребёнка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему в дорогу?
Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко изменённого социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.
Вводимые Федеральные Государственные Требования направлены сегодня на достижение у дошкольников целей развития познавательных интересов, интеллектуального развития, детской одарённости.
Детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся им в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Поэтому и организовать обучение нужно по законам проведения научных исследований, построить, как самостоятельный творческий поиск. Приобретаемый поисковый опыт поможет в дальнейшем успешно развивать творческие способности. Знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, становятся достоянием самого
ребёнка, т.к. он воспринимает и применяет их, как свои собственные. Это приносит ему удовлетворение.
Экспериментируя, ребёнок способен разрешить ситуацию посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, т.е. самостоятельно овладевает представлением о том или ином явлении.
Исследовательской работой занимаемся мы давно. Создана лаборатория неживой природы.
К организации поисковой и творческой деятельности были подключены родители. Они помогли в оборудовании мини- лаборатории, пополнили книжный уголок детскими энциклопедиями.
Вторым шагом в работе стала необходимость в разработке системы игр, направленных на поддержание у воспитанников сообразительности, пытливости, самостоятельности, формирование умения устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими детьми, стимулирующие воображение детей.
Ведь только игра способствует расширению представлений детей о мире. Через игру можно научить детей проводить исследования, выделять проблему исследования, а затем планировать этапы своих действий. Поэтому и игры проходят в увлекательной форме: путешествия, встреча с волшебником.
Проекты, разработанные по экологическому исследованию, способствуют
поддержанию непосредственной связи с жизнью, интересными событиями и необычными свойствами обычных предметов. Дают возможность достичь объективно и субъективно значимого результата. Позволяют использовать широкий спектр видов деятельности.
Использование проектной деятельности благоприятно сказывается на общем групповом развитии детей. Ребята не просто с удовольствием занимаются, но и приобретают необходимые социальные навыки – внимательнее относятся друг к другу. Меняется и содержание игровой деятельности - она становится более разнообразной.
Участие в проекте помогло каждому ребёнку почувствовать значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствовало усилению позиций « Я сам», « Я сделаю», « Я умею». У каждого появилась возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность. А система полученных знаний складывалась в процессе постепенного приращения новых фактов, сведений, впечатлений, наблюдений, как результат своего собственного опыта.
Немаловажным и значимым становится активное участие родителей в эколого-образовательном пространстве. Родители просто становятся непосредственными творцами интересной жизни детей и в детском саду и дома. Это и выставки поделок, участие в конкурсах, праздниках. Дети просят родителей найти, интересные ответы в энциклопедии, прочитать им.
Наблюдая, обращаясь за помощью к родителям, готовят мини доклады, сообщения.
В результате такой деятельности формируется познавательная, творческая, деловая активность, самостоятельность.
Коллеги поддерживают позицию важности поискового характера в обучении и уделяют большое внимание экспериментальной деятельности.
Познание принесёт ребёнку радость только тогда, когда ребёнок чувствует себя комфортно и в детском саду и дома не только физически, но и душевно, когда он счастлив. Нужно стараться быть счастливым. Это нужно детям, это нужно и нам. Дети любят, когда педагог счастлив и улыбчив: у него всё получается, а значит и у них... Это в наших силах - сделать счастливыми детей.
Когда обучение- это творческая деятельность, тогда в нём есть всё, чтобы увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности.
Общение ребёнка с объектами природы придаёт яркую эмоциональную окраску его повседневной жизни, обогащает его опыт познания других и самопознания, формирует состра...
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности
В докладе даются советы родителям и воспитателям. как развивать способности детей в процессе исследовательской деятельности. На примерах раскрывается поисковая активность детей....
Консультация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности"
Моё педагогическое кредо-слова восточного мудреца: "Ребёнок-это не сосуд. который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь". И я стараюсь придерживаться этих слов.Влияние окружающего мира на разви...
"Выявление и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности "
Система работы по выявлению и развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности....
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности.
Консультация для воспитателей....
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности
Презентация....
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?" Осмысление этого вопроса должно происходит...