Самообразование «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности»
материал (младшая группа)
«Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_19-208.docx | 35.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 76 г. Челябинска»
ПЛАН
Самообразования
на 2019-2020 уч. год
«Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности»
Выполнила: воспитатель: Бабина Е.В.
2019
Участники проекта: дети возраста 3-4 лет группы, родители детей.
Начало работы: сентябрь 2019 г.
Окончание работы: май 2020г.
Форма самообразования: индивидуальная
Тема: «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности»
Актуальность: Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Младшие дошкольники, знакомясь с окружающим миром, стремятся не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Цель:
- создавать условия для исследовательской активности детей;
- поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность
Задачи:
- Развивать познавательную активность, мышление, любознательность в процессе экспериментирования;
- Способствовать формированию и расширению знаний детей об окружающем мире;
- Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность.
Ожидаемые результаты:
- Сформированы элементарные позновательно-исследовательские действия.
- Ребенок имеет элементарные представления об объектах окружающего мира.
- Ребенок умеет самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые способы в процессе исследовательской деятельности.
- Ребенок умеет сравнивать, группировать и классифицировать предметы по форме, цвету и величине.
- Ребенок с желанием принимает участие в исследовательской деятельности, активен и инициативен.
Основное содержание исследований предполагает формирование следующих представлений:
1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д)
3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).
4. О способах исследования объекта.
5. О предметном мире.
План на год:
Раздел плана | Сроки | Форма работы | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, и т.д.) |
Подготовительный | Сентябрь-Октябрь | 1.Изучение новой литературы. 2.Изучить педагогический опыт других педагогов 3.Разработка плана перспективного плана по самообразованию. 4.Сбор природного и бросового материала | 1.Перспективный план по самообразованию. |
Практический | Ноябрь-апрель | 1.Консультации для родителей 2. Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами 3. Разработка конспектов с элементами экспериментирования 4. Пополнение уголка экспериментирования 5. Разработать учебно-методический комплект, включающий:- картотеку опытов с водой, с магнитом с песком, глиной, камнями, с материалами, сенсорные игры | Тематические фотовыставки |
Аналитика- прогностический | Май | 1.Анализ результативности проведенной работы. 2. Обобщение и распространение опыта. | 1.Выступление на итоговом педагогическом совете. 2.Составить план работы на следующий год. |
Литература
- Поиск материалов в Интернете.
- Бабаева Т., Кларина Л. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2012.
- Батова И.С. Познавательно-исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты с веществами. – Волгоград, Учитель, 2016.
- Бутылкина Л.Ю., Баракова И.М., Дучко А.Н. Познавательное развитие детей дошкольного возраста (3-7 лет). ФГОС. – СПб.: Детство-Пресс, 2017.
- Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии № 4, 2007.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность Санкт – Петербург Детство-Пресс 2016
- Н.А.Гуриненко. Планирование познавательно – исследовательской деятельности со старшими дошкольниками. Санкт – Петербург Детство – Пресс 2017.
- Дмитриева Е.А., Зайцева О.Ю., Калиниченко С.А. Детское экспериментирование. Карты – схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками. ТЦ Сфера 2014.
- Губанова Н. Развитие игровой деятельности. – М: Мозаика-Синтез, 2012
- Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. Методическое пособие. ФГОС ДО. - М.: Сфера, 2015
- Иванова А.И. Организация детской исследовательской деятельности. – М.: Сфера 2017
- Иванова А.И., Умарская Н.В. Мир, в котором я живу. Программа по познавательно-исследовательскому развитию дошкольников. – М.: Сфера, 2017.
- Рыжова Н.А. Исследования природы в детском саду. В 2-х частях. Картотека воспитателя. – М.: Русское слово, 2017.
- Четвертаков К.В. Играем вместе. Развивающие игры для малышей и их родителей. – М.: Сфера, 2015.
Перспективный план
на 2019-2020 уч. г.
Октябрь | Тема | Цель | Игровое задание |
1 неделя | «Солнечный зайчик» | познакомить с естественным источником света солнцем, познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик, свеча), показать, что свет не проходит через прозрачные предметы | «Теневой театр», «Солнечный зайчик» |
2 неделя | «Солнечное тепло | обследовать предметы нагретые солнцем и предметы, находящиеся в тени; обсудить результат; формировать элементарные представления о значении солнца; | «Что-то в коробке» |
3 неделя | «Как вода гулять отправилась» | дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой. | «Вода может литься, а может разбрызгиваться» |
4 неделя | «Кто живёт в воде» | развивать познавательный интерес и воображение, познакомить детей со словом превращение. | «Кто живёт в воде» |
Ноябрь | Тема | Цель | Игровые задания |
1 неделя | «Пейте куклы вкусный сок» | выявить свойства воды и красок, способность красок растворяться в воде и изменять её цвет, познакомить с получением промежуточных цветов при смешивании красной и жёлтой, синей и зелёной. | «Разноцветная вода». |
2 неделя | «Времена года» «Тает льдинка» | выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять | «Твердая вода». |
3 неделя | Фильтрование воды. | Познакомиться с процессом очистки воды разными способами. | |
4 неделя | «Этот удивительный воздух» | дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботится о чистоте воздуха | |
Декабрь | Тема | Цель | Игровые задания |
1 неделя | « Кто разбудил китёнка» | Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух и обнаружить его | Что в пакете, Загадочные пузыри, Надувание мыльных пузырей |
2 -3 неделя | «Вдох-выдох» | расширять представления о воздухе, способах его обнаружения, об объёме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха; формировать представления о значении воздуха для практических целей человека | Игры с соломинкой, Лодочка, Упрямый воздух |
4 неделя | «Ветер и кораблики | обнаружить воздух, образовать ветер | «Почему кораблики не плывут», «Вертушка», «Реактивный шарик». |
Январь | Тема | Цель | Игровые задания |
3 неделя | «Знакомства со свойствами дерева» | познакомить детей со свойствами дерева (твёрдый, неупругий материал) | |
4 -5 неделя | «Знакомство со свойствами и качествами ткани и бумаги» | познакомиться со свойствами бумаги (непрочная, рвётся, легко мнётся) и ткани (прочная, трудно порвать, мнётся меньше, чем бумага, можно сшить), путём обследовательских и экспериментальных действий, учить узнавать различные виды тканей, сравнить их качества и свойства; понять, что свойства материала обусловливают его употребление. | «Бумага мнется», «Бумага намокает», «Бумага для рисования» |
Февраль | Тема | Цель | Игровые задания |
1-2 неделя | Снег | показать детям, как делать горку для куклы, научить детей делать из снега колобки и большой дом, научить детей раскрашивать снежные фигуры | «Ледяная горка», «Снежный городок, «Разноцветные фигуры |
3-4 неделя | Рыбалка | закрепить знания о свойствах воды – льётся, можно процедить через сачок, свойства льда зимой | Рыбалка |
Март | Тема | Цель | Игровые задания |
1 неделя | «В тепле и холоде» | помочь детям выделить благоприятные условия для роста и развития растений. | |
2 неделя | «Ветка в вазе» | показать значение воды в жизни растений | «Веточка березы», Как пьют растения. |
3 неделя | «Где лучше растёт» | установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качеств почвы на рост и развитие растений, научить детей выделять почвы, разные по составу | «Огород на окне», «Проращивание фасоли» |
4 неделя | «Что есть в почве» | познакомить детей с факторами неживой и живой природы | |
Апрель | Тема | Цель | Игровые задания |
1 неделя | На мокром песке остаются следы, отпечатки». | познакомить со свойствами сухого и мокрого песка, сравнить их, развивать смекалку, наблюдательность | Опыты с песком и глиной. «Знакомимся с песком», «Чей след» |
2 неделя | «Песок в воде не растворяется | познакомить со свойством песка – не растворяется в воде, сравнение с сахарным песком | «Мокрый – сухой». «Движение песка». |
3 неделя | «Вылепим куличики» | уточнить представления о свойствах сухого и мокрого песка | «Легко ли сыпется песок», «Рисуем песком» |
4 неделя | Человек | Познакомить со строением тела человека: туловище, ноги, руки, стопы, пальцы, шея, голова, уши; лицом — нос, глаза, брови, рот; волосами. | Веселые человечки играют |
Май | Тема | Цель | Игровое занятие |
1 неделя | Вес. Притяжение. | Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие — тяжелые). | «Легкий — тяжелый», «Что тяжелее?» |
2-3 неделя | Магнит | Выявить материалы, взаимодействующие с магнитом, определить материалы, не притягивающиеся к магниту. Определить способность металлических предметов намагничиваться. | Притягиваются – не притягиваются, Необычная скрепка. |
4 неделя | Звук, тепло | Научить определять по издаваемому звуку предмет. Научить определять температурные качества веществ и предметов. | Что звучит? Горячо — холодно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе педагогической деятельности по формированию элементарных математических представлений"
опыт работы по данной теме с возможными рекомендациями...
План по самообразованию «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе игровых исследовательских занятий»
План по самообразованию...
«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности»
Индивидуальный план профессионального развитиявоспитателя...
Программа по самообразованию «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности»
Настоящая программа разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста....
«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности (проектной деятельности, экологического образования.)»
Целью экологического образования в моей работе с дошкольниками является развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской, проектной деятельности, а также...
Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе физической деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Выступление на педагогическом совете«Познавательное развитие детей дошкольного возраста в разных видах деятельности в соответствии ФГОС ДО»по теме: Познавательное развитие детей дошко...
Отчет по теме самообразования «Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности»
Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…»...