Программа по самообразованию «Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности»
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) на тему
Настоящая программа разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_samoobrazovaniyu_.doc | 178 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по самообразованию
«Познавательное развитие
детей дошкольного возраста
в процессе исследовательской деятельности»
Разработала:
Леонтьева Елена Викторовна
воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ детский сад
«Рябинушка»
Содержание
1. | Паспорт Программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 5 |
3. | Актуальность выбранной темы | 6 |
4. | Цель и задачи Программы | 7 |
5. | Предполагаемые результаты | 8 |
6. | Этапы реализации Программы | 9 |
7. | План деятельности по теме самообразования | 10 |
7.1. | Модуль «Научно-методическое обеспечение» | 10 |
7.2. | Модуль «Психолого-педагогическое обеспечение» | 14 |
7.3. | Модуль «Условия реализации темы по самообразованию» | 16 |
7.4. | Модуль «Обобщение результатов» | 17 |
8. | Литература | 18 |
- Паспорт Программы
Название программы | Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности |
Автор-разработчик | Воспитатель Леонтьева Елена воспитатель1 квалификационной категории |
Нормативный срок освоения программы | 2 года |
Основания для разработки программы |
|
Цель | Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам познавательного развития детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности. |
Задачи |
|
Предполагаемые результаты | Для педагога:
Для воспитанников:
|
2. Пояснительная записка
Настоящая программа по самообразованию (далее – Программа) разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми дошкольного возраста.
Программа ориентирована на овладение основными профессиональными компетенциями в зависимости от личных потребностей и возможностей.
Данные компетенции реализуется с помощью:
- развития представлений о своих возможностях;
- освоения теоретической и практической базы решения проблемы на основе изучения форм и методов работы, применяемых в профессиональной деятельности;
- расширения собственного образовательного пространства.
Профессиональное самообразование планирую осуществлять в индивидуальных и групповых организационных формах с привлечением разнообразных средств образования: учебных и методических текстов, наглядных пособий, технических видеосредств, а также развивающих, проектных и информационно-коммуникационных технологий.
- Актуальность выбранной темы
Анализ результатов самоанализа собственной профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО, позволили выявить затруднения (профессиональные дефициты) и проблемы развития профессиональных компетентностей в соответствии с выполняемыми должностными обязанностями.
Мною были выявлены следующие профессиональные дефициты:
- Недостаточность теоретических знаний об особенностях становления и развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
- Недостаточность знаний и умений для организации исследовательской деятельности воспитанников в процессе их взаимодействия с окружающим природным и социальным миром.
В связи с этим, основными направлениями профессионального самообразования были выбраны:
- формирование необходимых профессиональных знаний об особенностях становления и развития познавательной деятельности у дошкольников;
- формирование необходимых профессиональных умений по организации исследовательской деятельности детей.
В процессе взаимодействия с воспитанниками в центре внимания педагога должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольников и на их реализацию. Необходимо так организовать познавательно-исследовательскую деятельность с ребенком, чтобы она была направлена на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
Именно поэтому для познавательного развития дошкольников я использую следующие формы взаимодействия:
- вовлекаю детей в различные виды исследовательской деятельности;
- предлагаю дидактические игры, проблемные ситуации, развивающие упражнения;
- применяю такие методы обучения, которые направлены на обогащение творческого воображения, мышления, памяти и развитие речи.
Главными критериями для исследовательской деятельности я считаю новизну, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям в подаче информации.
Таким образом, в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе самоанализа и работы с детьми своей группы, а также в соответствии с современной стратегией познавательного развития детей дошкольного возраста, я определила цель и задачи своей темы по самообразованию.
- Цель и задачи Программы
Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам познавательного развития детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности.
Задачи:
- Изучить психолого-педагогические особенности и специфику познавательного развития у детей дошкольного возраста.
- Изучить технологию проведения исследовательской деятельности с воспитанниками.
- Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе их познавательного развития.
- Разработать учебно-методический комплект по данной теме: дидактический, иллюстративный и информационный материал.
- Организовать и провести мониторинг по познавательному развитию детей дошкольного возраста.
- Создать условия для проведения исследовательской деятельности с детьми, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
- Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
- Организовать взаимодействие с родителями по вопросам проведения исследований и экспериментов с детьми.
- Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.
- Предполагаемые результаты
Для педагога:
- Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач познавательного развития детей дошкольного возраста в процессе проведения исследовательской деятельности.
- Разработаны образовательные проекты по различным направлениям исследовательской деятельности дошкольников.
- Разработан учебно-методический комплект: дидактические игры, сенсорные игры, проблемные и игровые ситуации, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
- Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
- Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.
Для воспитанников:
- У ребенка сформированы элементарные познавательно-исследовательские действия.
- Ребенок имеет элементарные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале).
- Ребенок умеет самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые способы в процессе исследовательской деятельности.
- Ребенок умеет сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.
- Ребенок с желанием и интересом принимает участие в исследовательской деятельности, он самостоятелен, активен и инициативен.
- Этапы реализации Программы
Программа по самообразованию состоит из нескольких этапов, каждый из которых посвящен решению определенных задач развития профессиональной компетентности:
I этап – проектный
Задачи этапа:
- Анализ собственных профессиональных проблем.
- Определение приоритетного направления в организации самообразования.
- Определение условий организации профессионального развития, средств контроля, материально-технического и научно-методического обеспечения.
На первом этапе анализируется собственная профессиональная деятельность, выявляются профессиональные затруднения (дефициты) изучается научно-методическая литература, современное состояние проблемы, определяются теоретико-методологические подходы к ее рассмотрению, психолого-педагогические условия реализации темы и средства эффективного формирования профессиональной компетентности в процессе повышения собственной квалификации.
II этап – практикоориентированный
Задачи этапа:
- Разработка тематического планирования.
- Обеспечение условий для реализации программы.
- Ознакомление, апробация и внедрение в профессиональную деятельность необходимых умений, знаний и трудовых действий.
На втором этапе разрабатывается план деятельности по теме самообразования. План включает комплекс различных форм самообразования: обучение на семинарских занятиях, изучение методической литературы, показ открытых образовательных мероприятий для педагогов и родителей, презентации педагогического опыта и др. Предусматривается организация самостоятельной работы по разработке проектов, конспектов образовательной деятельности, дидактических и сюжетно-ролевых игр и др.
Формирование практических умений осуществляется на различных мероприятиях, включенных в программу. Главная цель этих мероприятий - обеспечить возможность использовать теоретические знания применительно к особенностям изучаемой проблемы, а также овладеть необходимыми практическими навыками и умениями.
III этап – обобщающий
Задачи этапа:
- Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.
- Обобщение опыта работы по теме самообразования.
- Определение перспективы и дальнейшего развития своей профессиональной деятельности.
На третьем этапе проводится качественная и количественная обработка полученных результатов, их теоретическая интерпретация. Анализируются и обобщаются результаты деятельности, внедряется в практику полученный опыт работы.
- План деятельности по теме самообразования
Планирование педагогической деятельности разработано на основании модулей и включает основные направления профессионального саморазвития.
7.1. Модуль «Научно-методическое обеспечение»
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Обучение по теме самообразования | - прохождение курсов повышения квалификации; - обучение на вебинарах, семинарах по данной теме; - изучение опыта других педагогов по вопросам познавательного развития детей посредством исследовательской деятельности. | В течение года |
2. | Ознакомление с научной и методической литературой по теме | - изучить методические пособия: 1) З.А.Михайлова, Т.И.Бабаева Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. – Санкт-Петергбург Детство-Пресс, 2013 2) Рыжова Н.А. Исследования природы в детском саду. В 2-х частях. Картотека воспитателя. – М.: Русское слово, 2017; 3) Иванова А.И. Организация детской исследовательской деятельности. – М.: Сфера 2017; 4) Бутылкина Л.Ю., Баракова И.М., Дучко А.Н. Познавательное развитие детей дошкольного возраста (3-7 лет). ФГОС. – СПб.: Детство-Пресс, 2017. - изучить и проанализировать теоретические подходы к познавательному развитию дошкольников: 1) Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. СПб.: Питер, 2002; 2) Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии № 4, 2007. - изучить и осуществить выбор педагогических программ, методик и технологий по исследовательской деятельности: 1) Иванова А.И., Умарская Н.В. Мир, в котором я живу. Программа по познавательно-исследовательскому развитию дошкольников. – М.: Сфера, 2017; 2) Москаленко В.В., Крылова Н.И. Опытно-экспериментальная деятельность. Программа развития, проектная технология (из опыта работы). – Волгоград: Учитель, 2009; 3) Батова И.С. Познавательно-исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты с веществами. – Волгоград, Учитель, 2016; 4) Одинцова Л.И., Пахотников С.В., Ординарцева Е.В. Экспериментальная деятельность в ДОУ. – М.: Сфера, 2013; - разработать дидактические игры на основании методических пособий: 1) Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (4-7 лет) Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2011; 2) Бабаева Т., Кларина Л. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2012; 3) Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. Методическое пособие. ФГОС ДО. - М.: Сфера, 2015; 4) Четвертаков К.В. Играем вместе. Развивающие игры для малышей и их родителей. – М.: Сфера, 2015. | Постоянно |
3. | Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса | Разработать учебно-методический комплект, включающий: - картотеку опытов «Экспериментирование с водой»; - картотеку опытов ««Экспериментирование с магнитом»; - картотеку опытов «Экспериментирование с песком, глиной, камнями»; - картотеку опытов «Экспериментирование с материалами»; - сенсорные игры «Волшебная коробочка», «Разноцветные шумелки», «Пересыпалки», «Определи по запаху», «Определи на ощупь» и др.; - дидактические игры и игровые упражнения «Превращения бумаги», «Подарки от Карлсона», «Волшебная рукавичка», «Составь растение», «Цветные шарики», «Найди домик»; - игровые обучающие ситуации «Как вытащить скрепку, не замочив рук», «Что едят растения?», «Где живут зернышки?»; - конспекты НОД «Мыльные пузыри», «Путешествие холодной и горячей капельки», «Чудесный мешочек», «Губка Боб», «Знакомство со снегом» и др.; - развлечения, праздники «Волшебная сила воды», «Путешествие с Незнайкой», «Хочу всё знать!»; - рекомендации и консультации для родителей и педагогов «Что такое исследовательская деятельность?», «Коллекционирование с дошкольниками», «Опыты с детьми дошкольного возраста», «Соблюдение правил безопасности при организации экспериментов» и др.; - буклеты, папки-передвижки «Как развить познавательный интерес у ребенка?», «Экологические игры для детей», «Секреты мыльных пузырей». |
Сентябрь -Октябрь |
4. | Проектирование деятельности | - разработка исследовательских проектов: «Воздух-невидимка», «Водичка, водичка», «Овощи и фрукты - полезные продукты»; - разработка перспективного и тематического планов по теме самообразования. | В течение года |
5. | Мониторинг деятельности | - проведение диагностических наблюдений, контрольных срезов, тестов; - обработка полученных данных; - отслеживание промежуточных результатов; - соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами | Апрель-Май |
7.2. Модуль «Психолого-педагогическое обеспечение»
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды | - организация взаимодействия с детьми на уровне партнерских отношений; - проведение ситуаций позитивного общения в процессе взаимодействия; - оказание недирективной помощи в ходе опытов и экспериментов; - применение развивающих и поисковых вопросов: «Почему ты так думаешь?», «А что было бы, если бы …?», «Что нужно сделать, чтобы …?» - поддерживание доброжелательных отношений воспитанников друг к другу; - ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка; - позитивное взаимодействие с родителями воспитанников. | В течение года |
2. | Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования | проведение совместно с родителями и для родителей: - образовательных мероприятий «Вместе весело творить!», «В мире животных», «Волшебная грядка»; - развлечений и досугов «Праздник мыльных пузырей», «Путешествие в страну Насекомию» и др.; - мастер-классов «Развивающие сенсорные игры», «Формирование познавательного интереса у дошкольников посредством экологических игр», «Опыты дома»; - организация совместных экспериментально-игровых мини-центров; - совместное создание тематических альбомов экологической направленности «Птицы», «Животные», «Рыбы», «Цветы» и т.д. Проектов «Удивительный снег» | В течение года |
3. | Взаимодействие с социальными партнерами по теме самообразования | подготовка и проведение совместных проектов, тематических мероприятий и праздников: - с библиотекой: «Мир удивительных историй», «Юные волшебники», «Учимся экспериментировать», интерактивная игра «Что? Зачем? И почему?». - со школой: «Экспериментальная мастерская», «В гости к Самоделкину», «Что нам стоит дом построить!» | В течение года |
7.3. Модуль «Условия реализации темы по самообразованию»
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Создание развивающей предметно-пространственной среды | - оформление развивающих зон в группе и зон познавательно-исследовательской направленности: «Центр волшебных дел», «Центр экологии», «Экспериментальная грядка»; - оснащение пространства группы оборудованием, пособиями и атрибутами к опытам и различным играм исследовательского характера (коллекциями камушек, календарей, природными материалами, - создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по теме: подбор специальных книг, энциклопедий, альбомов; подбор демонстрационного материала по теме. | Постоянно |
7.4. Модуль «Обобщение результатов»
№/№ | Направления деятельности по теме | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Описание и обобщение деятельности по теме самообразования | представление опыта в форме: - проектов «Воздух-невидимка», «Водичка, водичка», «Овощи и фрукты - полезные продукты»; - презентаций «Исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста», «Развитие познавательного интереса у дошкольников посредством экологических опытов», «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в процессе обследовательских действий»; - выступлений на метод совете «Познавательное развитие детей дошкольного возраста посредством экологических игр», «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе для экспериментальной деятельности»; - публикаций «Формы и методы опытнической деятельности с дошкольниками», «Взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста на основе исследовательской деятельности экологического характера». |
- Литература:
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).
Научная и методическая литература:
- Бабаева Т., Кларина Л. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. – СПб: Детство-Пресс, 2012.
- Батова И.С. Познавательно-исследовательская деятельность детей. Опыты и эксперименты с веществами. – Волгоград, Учитель, 2016.
- Бутылкина Л.Ю., Баракова И.М., Дучко А.Н. Познавательное развитие детей дошкольного возраста (3-7 лет). ФГОС. – СПб.: Детство-Пресс, 2017.
- Веракса Н.Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии № 4, 2007.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность Санкт – Петербург Детство-Пресс 2016.
- Н.А.Гуриненко. Планирование познавательно – исследовательской деятельности со старшими дошкольниками. Санкт – Петербург Детство – Пресс 2017.
- Дмитриева Е.А., Зайцева О.Ю., Калиниченко С.А. Десткое экспериментирование. Карты – схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками. ТЦ Сфера 2014.
- Губанова Н. Развитие игровой деятельности. – М: Мозаика-Синтез, 2012.
- Давидчук А.Н. Познавательное развитие дошкольников в игре. Методическое пособие. ФГОС ДО. - М.: Сфера, 2015.
- Ельцова О.М., Терехова А.Н. «Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма работы с дошкольниками» // Начальная школа №1, 2011.
- Иванова А.И. Организация детской исследовательской деятельности. – М.: Сфера 2017.
- Иванова А.И., Умарская Н.В. Мир, в котором я живу. Программа по познавательно-исследовательскому развитию дошкольников. – М.: Сфера, 2017.
- Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. СПб.: Питер, 2002.
- Москаленко В.В., Крылова Н.И. Опытно-экспериментальная деятельность. Программа развития, проектная технология (из опыта работы). – Волгоград: Учитель, 2009.
- Одинцова Л.И., Пахотников С.В., Ординарцева Е.В. Экспериментальная деятельность в ДОУ. – М.: Сфера, 2013.
- Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (4-7 лет) Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Петрова И.В., Лиханова Т.И., Присяжнюк С.А. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие: Сфера, 2012.
- Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.
- Рыжова Н.А. Исследования природы в детском саду. В 2-х частях. Картотека воспитателя. – М.: Русское слово, 2017.
- Силантьева С.В. Игры и упражнения для свободной двигательной деятельности детей дошкольного возраста. Детство-Пресс. 2013.
- Четвертаков К.В. Играем вместе. Развивающие игры для малышей и их родителей. – М.: Сфера, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков исследовательской деятельности в процессе работы кружка "Мы исследователи"
Работа кружка "Мы исследователи"...
Мастер-класс "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность"
Формировать у родителей мотивацию участия в работе по данной проблеме, ознакомить с методами организации и проведения исследовательской деятельности....
Совместная организованная деятельность воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста по исследовательской деятельности « Где можно найти воздух».
Конспект по исследовательской деятельности "Где можно найти воздух (средняя группа)....
Непосредственно образовательная деятельность Тема: «Чудо магнит» для детей среднего дошкольного возраста (познавательно- исследовательская деятельность
Районный конкурс профессионального мастерства «Педагог года - 2017»....
Совместная организованная деятельность воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста по исследовательской деятельности « Где можно найти воздух».
Задачи: 1. Развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность. 2. Расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах, используя опыты и эксперименты. 3...
Непосредственно образовательная деятельность «Свойства магнита» для детей старшего дошкольного возраста (познавательно- исследовательская деятельность).
Тема НОД: «Свойства магнита».Образовательная область: познаниеВид: познавательно- исследовательская деятельностьинтегрированная Форма:экспериментированиеподгрупповаяИнтегри...
«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возрастав процессе продуктивной деятельности»
Выступление на городском методическом объединении воспитателей групп старшего дошкольного возраста дошкольных образовательных организаций города Реутов. Тема: Итоговое онлайн-заседание "Подведени...