Конспект Непосредственной образовательной деятельности детей старшей группы. Тема: «Свойства воздуха».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_svoystva_voduha.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 15 комбинированного вида
Красносельского района Санкт-Петербурга
Конспект
Непосредственной образовательной деятельности детей
старшей группы. Тема: «Свойства воздуха».
Технология исследования в обучении.
Составила воспитатель
Кислова Анна Евгеньевна
Санкт-Петербург
2017
Цель:
- способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха.
Задачи:
- Образовательные
развивать познавательные интересы детей в процессе совместной познавательно-исследовательской деятельности
познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха, объяснить, почему воздух, которым дышит человек, должен быть чистым познакомить с разными видами ветра: смерч, тайфун, ураган закрепить с детьми воздушный транспорт, количественный счет до десяти, величину: высокий, низкий
- Речевые
способствовать развитию диалогической речи, развивать умение формулировать выводы, активизировать в речи новые слова.
- Воспитательные
воспитывать желание беречь окружающую среду.
Интегрированные образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Материалы и оборудование:
- ноутбук, пластиковые стаканы, трубочки, вода
- различные мелкие предметы: камень, растение, деревянный кубик, гвоздь
- духовые музыкальные инструменты
- апельсины, ширма, ватман, картинки с изображением различных живых и не живых предметов, клей, кисточки.
Словарная работа:
смерч, ураган, тайфун, духовые инструменты, понятие фразеологизма «ветер гуляет в голове».
Ход совместной деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я шла на работу и случайно услышала спор, идущих впереди меня мальчиков-школьников. Первый мальчик утверждал, что воздух есть только внутри человека. Второй говорил, что воздух есть внутри всех предметов. На что первый ответил, что предметы неживые и воздуха там нет. А как вы думаете, кто из них прав? Может у вас есть свое мнение?
(Дети высказывают своё мнение, предположения.)
Я вам предлагаю провести опыт и проверить есть ли внутри человека воздух.
Опыт № 1: Нам понадобятся соломинки, стаканы и вода. (Воспитатель обращается к детям.)
- Посчитай сколько здесь ребят и меня не забудь, принеси столько соломинок из научного центра.
- Возьми в уголке экспериментирования 6 высоких стаканов.
- Принеси 5 стаканов пониже.
- Возьмите в кухне бутыль с водой и принесите.
(На столе стоят 6 высоких стаканов, 5 стаканов пониже, 11 соломинок, бутыль с водой.)
Воспитатель: Ребята, возьмите каждый себе по стакану и по соломинке. Я вам сейчас налью воду в стаканчики, а вы подумайте, как с помощью всего этого можно определить есть ли в человеке воздух? (Поставить соломинку в стакан и подуть, пойдут пузырьки, это выходит воздух.)
Только будьте аккуратны, не ставьте стаканы на край стола, чтобы случайно не уронить.
- Что мы видим?
- Какой можно сделать вывод? (Дети обсуждают, делают вывод.)
Воспитатель: Ребята, помните, второй мальчик утверждал, что воздух есть во всех предметах. Как вы думаете это так? (Варианты ответов детей.)
Опыт № 2: Нам понадобятся некоторые предметы из нашего уголка экспериментирования. (Воспитатель обращается к ребенку.)
- Принеси емкость для воды.
- Принеси мел.
- Принеси камень.
- Принеси гвоздь.
- Принеси ракушку.
- принеси растение, оно стоит на подоконнике.
(На столе стоит емкость с водой, мел, камень, ракушка, гвоздь, растение.)
Воспитатель: Как мы можем узнать есть ли в этих предметах воздух? (Варианты ответов детей.) Дети поочередно кладут данные предметы в воду, если пошли пузырьки, значит, воздух есть внутри, если не пойдут пузырьки, значит, воздуха нет.
- Что мы видим?
- Какой можно сделать вывод? (Дети обсуждают, делают вывод.)
Воспитатель помогает детям подвести итог: Воздух есть не во всех предметах. Он занимает все свободное место в пустотах предметов. Мел и камень пористые, т.е. в них есть небольшие дырочки, поэтому в них попал воздух. На растении мы тоже увидели пузырьки, это значит, что воздух проник и в него. А знаете ли вы, что растение помогает нам в очистке воздуха. Может быть, кто-то знает, каким образом? Растение выделяет кислород, которым мы дышим, а поглощает углекислый газ. Для чего сажают деревья вдоль дорог? (Очищает воздух от вредных примесей, п.ч. на дорогах больше загрязнений, по ним ездят машины.) Где полезнее гулять в лесу или возле дороги. В каком предмете мы не обнаружили воздух? (варианты ответов детей). Потому что гвоздь – металлический, он очень плотной структуры, там нет пористости. А где в мире нет воздуха? (Варианты ответов детей.) Воспитатель помогает детям подвести итог: в космосе нет воздуха, поэтому космонавты при выходе в открытый космос используют скафандры. А что такое скафандр? (Варианты ответов детей)
Воспитатель: А кто знает, может ли воздух передать какую-нибудь информацию человеку? (Варианты ответов детей.)
Воспитатель помогает детям подвести итог: По воздуху перемещается запах…дыма (если пожар), пищи (если жарят, варят), речь человека (звуки речи), звуки предметов. А сейчас мы проверим, правда ли воздух может нам передать информацию. Какую информацию до вас донесёт сейчас воздух, проверим. (За ширмой порезать апельсин, варианты ответов детей, показ разрезанного апельсина.)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что есть инструменты, которые звучат только с помощью силы потока воздуха. Сейчас мы это проверим. Возьмите каждый себе в уголке музыкальный инструмент и подуйте в него. Что мы слышим. Как, получается звук, который мы слышим? (Воздух проходит через преграду в музыкальном инструменте и получается звук.) Как, одним словом можно назвать эти музыкальные инструменты? Почему они духовые? (Варианты ответов детей.)
Воспитатель: Покажите свои ладошки. Помашите ладонью перед своим лицом, что чувствуете? (прохладу, легкий ветерок).
Воспитатель: А может, вы знаете, что такое ветер? (Варианты ответов детей.)
Ветер – движение частиц воздуха). Мы сейчас рукой разгоняли частицы воздуха и получили ветер.
- Может ли быть такой ветер опасен для человека?
- А какой ветер может быть опасен?
- А вы знаете, какой бывает ветер? (Варианты ответов детей.)
Воспитатель: Посмотрите на экран ноутбука, я вам покажу слайды с изображением видов ветров. (Изображение тайфуна, смерча и урагана с комментариями воспитателя)
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Узнай»: я показываю вам картинку, а вы говорите название ветра. (Варианты ответов детей.)
Воспитатель: Ребята, хочу вас порадовать: мы с вами живет в таком благоприятном месте, что нам эти ветра не страшны.
Воспитатель: А вы знаете что, раньше в старину люди наделяли ветер необыкновенной, волшебной силой. В какой сказке герой – царевич обращается к ветру, чтобы найти свою невесту? (Варианты ответов детей: Королевич Елисей в сказке А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
О ветре еще, писали стихи, песни. Я вам прочту стихотворение современного автора В.Орловского «Ветер»:
Знают взрослые и дети
Для чего в природе ветер.
Он по небу гонит тучи
И вздымает волны круче.
Вертит мельниц шестеренки,
Сушит детские пеленки.
Знают все на белом свете,
Что бывает разным ветер:
Слабым, сильным, штормовым,
Летним – нежным,
Зимнем – злым.
Но зачем неясно мне
Нужен «ветер» в голове?
Воспитатель: А что, значит, «ветер гуляет в голове»? (Варианты ответов детей) Воспитатель помогает детям в пояснении: так говорят про человека не внимательного, рассеянного, т.е. в голове должен быть мозг, который для внимания и памяти, а у него «ветер в голове».
Воспитатель: С ветром мы разобрались, но вернемся к воздуху. Воздух еще является средой обитания некоторых животных. Как вы думаете, для каких из них? (Варианты ответов детей.)
Воспитатель: Еще люди изобрели транспорт, который летает по воздуху. Как он называется, одним словом? Какой вы знаете воздушный транспорт? (Варианты ответов детей.)
Воспитатель: У меня есть разные картинки: растение, человек, самолет, парусник, дерево, птица и т.д. Вам нужно выбрать те, которые каким-нибудь образом связаны с воздухом и, наклеить их на этот плакат.
Подумайте и обсудите, какие картинки будете наклеивать, и наклейте их. (Дети обсуждаю, наклеивают картинки на плакат).
Почему наклеили дерево, птицу, человека? (Варианты ответов детей.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе Тема: «Свойства и признаки воды»
Непосредственная образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста в форме экспериментирования....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Свойства магнита»
План-конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группеТема: «Свойства магнита»...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности детей старшей группы. Тема: «Во поле береза стояла» Технология обучения в сотрудничестве
middot; Уточнить знания детей о березе, о строении дерева и названии его частей. Продолжать учить детей вырезать симметричные изображения из бумаги сложенной вдвое...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности детей старшей группы. Тема: «Где прячется здоровье?»
Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни...
Конспект Непосредственной образовательной деятельности детей старшей группы. Тема: «Бабочки - красавицы»
Научить рисовать бабочку, используя нетрадиционную технику рисования монотипия...
Непосредственная образовательная деятельность в средней группе Тема: «Свойства воздуха»
Цель: формирование представлений о воздухе и его свойствах.Обучающие задачи:• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах....
Конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема «Свойства воздуха»
Конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема «Свойства воздуха»...