"История предметов"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Проект по познавательному развитию детей 6 - 7 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_istoriya_predmetov.docx | 28.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Морозова Лиля Асхатовна
воспитатель высшей квалификационной категории
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад № 5 «Рябинка»
Проект по познавательному развитию детей подготовительной к школе группы
«История предметов»
Участники проекта – воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители.
Тип проекта – образовательный.
Масштаб – долгосрочный
Актуальность
Для разностороннего развития детей подготовительной к школе группы важно расширять границы познания окружающего мира, развивать эрудированность и логическое мышление, формировать планетарное сознание. Способствовать развитию познавательной активности, интереса к достижениям науки и техники можно через разные формы организации, разные формы образовательной деятельности детей.
Проект «История предметов» подходит для углубленного исследования детьми вместе с родителями истории создания, развития и использования предметов окружающего мира, созданными руками человека. Педагог выступает в роли координатора – помогает систематизировать и закреплять полученные знания, находить закономерности и зависимости.
Цель
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через совместный детско-родительский проект по углубленному изучению предметов окружающего мира, созданными руками человека.
Задачи
1. Приобщение родителей к реализации проекта по поиску и сбору материала, как активных участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС ДО.
2. Развитие умения детей презентовать подготовленную информацию перед сверстниками и самим воспринимать новую информацию от сверстников.
3. Обогащение предметно-развивающей среды группы.
Продукт проекта – картотека детской художественной литературы; иллюстрации, слайды, презентации о предметах окружающего мира; различные модели детского творчества из бросового и природного материала, бумаги и картона;
Возраст детей, на который рассчитан проект: дети подготовительной к школе группы (6-7 лет).
Сроки реализации проекта: сентябрь – май, два занятия в месяц - 18 занятий в год.
Реализация поставленных задач проходит в 3 этапа:
I этап – Организационный.
Составление перспективного плана работы по проведению проекта.
Распределение заданий для участников проекта, подбор детской энциклопедической литературы и различного дидактического материала.
Организация условий для реализации целей и задач проекта.
Мониторинг
2 этап – Содержательный.
Вовлечение родителей в процесс познавательного развития детей: оказание помощи детям в подготовке материала (презентации, слайды, иллюстрации, доклады).
Развитие познавательного интереса детей за счет углубления в понравившуюся тему.
Развитие у детей умения презентовать подготовленный материал перед сверстниками.
Воспитание у детей умения слушать выступающих, задавать вопросы по теме.
3 этап – Итоговый.
Выявление уровня познавательной компетентности детей старшего дошкольного возраста о предметах окружающего мира, созданных руками человека (мониторинг).
Анализ востребованности детьми созданных моделей в повседневной самостоятельной деятельности.
Выявление уровня социализации детей в процессе создания совместных поделок и игр, умения выступать перед сверстниками, умения слушать выступающего.
Анализ вовлеченности родителей и детей в процесс совместной работы.
Ожидаемые результаты: При условии реализации проекта можно предположить следующие результаты:
Повышение познавательной активности детей в ходе углубленного знакомства с предметами окружающего мира, созданными руками человека.
Сформированность знаний детей о многообразии и видоизменении предметов окружающего мира. Обогащение представлений детей о причинах изобретений тех или иных предметов.
Обогащение предметно-развивающей среды группы иллюстрациями, игрушками, играми, презентациями, альбомами и т.п.
План работы по реализации проекта
№ п/п | Мероприятие | Срок | Ответственный | Продукт / Результат |
1. | Родительское собрание. Диалог с родителями «Исследования в познавательном развитии дошкольников. Плюсы и минусы» | сентябрь | Воспитатели, родители | Знакомство родителей с перспективами работы по познавательному развитию детей группы. Интерес к новой форме работы |
2. | ООД по ознакомлению с окружающим миром | Сентябрь - май | Воспитатели, дети | Систематизация накопленных знаний |
3. | Создание поделок | Сентябрь - май | Воспитатели, дети, родители | Поделки из бросового и природного материала, бумаги, картона и т.д. |
4. | Подбор видеороликов, презентаций, слайдов, иллюстраций | Сентябрь - май | Воспитатели, родители | Видеоролики, презентации, слайды, иллюстрации |
5. | Родительское собрание. Итоги совместных детско-родительских исследований. | Апрель | Воспитатели, родители | Рефлексия о совместно проведенной работе. |
6. | Итоговый анализ проведенной работы | Май | Воспитатели, дети, родители | Отчет о реализации проекта. Общие итоги в виде детско – родительского мероприятия «Хочу все знать» |
Мониторинг на начало и конец учебного года:
Классифицирует предметы быта, транспорта и технические устройства, знает об их назначении и значимости для жизни людей. | Знаком с историей изобретения предметов быта, транспорта и технических устройств, их видоизменениями в различные времена. | Имеет представление о правилах безопасности при использовании предметов быта, транспорта и технических устройств. |
Высокий уровень – овладевший материалом в полном объеме.
Средний уровень – овладевший половиной изученного материала.
Низкий уровень - овладевший менее чем половиной изученного материала.
Список используемых сокращений:
ЧХЛ - чтение художественной литературы
С.р.и. - сюжетно – ролевая игра
Дид. игра – дидактическая игра
Планирование образовательной деятельности
Дата | Тема и программное содержание | Закрепление пройденного материала |
сентябрь | «Одежда». Познакомить детей с одеждой разных времен; дать представления об удобстве и красоте одежды в разные времена, о моде; закрепить знания о сезонной одежде; расширять кругозор, развивать речь, память и мышление; активизировать словарь. | Рассматривание иллюстраций и энциклопедий. Придумывание загадок. С.р.и. - «Ателье». ЧХЛ- К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла», Н.Носов «Заплатка». Познавательно – исследовательская деятельность - «Почему мех теплый», «Мир ткани». Валеологическая игра: «Подбери одежду по временам года». |
«Обувь, головные уборы». Познакомить детей с головными уборами и обувью разных времен; дать представления об удобстве и красоте обуви и головных уборов в разные времена; закрепить знания о сезонной одежде; расширять кругозор, развивать речь, память и мышление; активизировать словарь. | Рассматривание иллюстраций и энциклопедий. ЧХЛ - Н.Носов «Живая шляпа», Туве Янсон – «Шляпа волшебника», Развитие речи - «Сравнение и описание предметов национальной одежды жителей тундры», С.р.и. «Ателье». Вечер загадок. Беседа на тему: «В разных странах разная обувь», «Необычные головные уборы». Творческая мастерская: изготовление конической азиатской шляпы. | |
октябрь | «Мебель». Систематизировать и углубить знания детей о мебели, ее назначении; познакомить детей с историей изобретения мебели и ее видоизменениями в разные времена; расширять кругозор, развивать речь, память и мышление; активизировать словарь. | Рассматривание иллюстраций и энциклопедий. Конструирование - «Стол и стул», из деталей конструкторов. ЧХЛ. Ю. Тувим «Стол»; С.Я. Маршак «Откуда стол пришел?». Вечер загадок. |
«Посуда». Систематизировать и углубить знания детей о посуде, ее назначении; познакомить детей с историей изобретения посуды и ее видоизменениями в разные времена; расширять кругозор, развивать речь, память и мышление; активизировать словарь. | Рассматривание иллюстраций и энциклопедий. Аппликация - «Декоративная композиция «Ваза с фруктами, ветками и цветами». ЧХЛ. А. Гайдар «Голубая чашка»; К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха»;Бр. Гримм «Горшок каши»; Р.н.с. «Лиса и журавль». Придумывание загадок. | |
ноябрь | «Столовые приборы». Систематизировать и углубить знания детей о столовых приборах, их назначении; познакомить детей с историей появления столовых приборов и их видоизменениями в разные времена; расширять кругозор, развивать речь, память и мышление; активизировать словарь. | Рассматривание иллюстраций и энциклопедий. Придумывание загадок. ЧХЛ - Н.Комарова «Королевство столовых приборов»; Сказка «Спор вилки и ложки»; |
«Хлеб». Дать понятие, что хлеб является ежедневным продуктом; рассказать о процессе выращивания и выпечки хлеба; закрепить знания о тружениках сельского хозяйства; воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу; активизировать словарь; развивать связную речь. | Рассматривание иллюстраций и энциклопедий. Лепка «Продукты для игры в магазин». С.р.и. «Супермаркет». Беседа на тему: «Хлеб – всему голова», ЧХЛ - М. Глинская «Хлеб»; Я.Дягутите «Руки человека» (из книги «Рожь поет»); М.Пришвин «Лисичкин хлеб»; Укр.н.с. «Колосок»; Л.Кон из «Книги о растениях» («Пшеница», «Рожь»); Валеологиечская игра: «Где спрятались витамины». | |
декабрь | «Стиральная машина». Систематизировать и углубить знания детей о предметах быта и их назначении; познакомить с историей изобретения и развития стиральной машины; расширять кругозор, развивать речь, память и мышление; активизировать словарь. | Рассматривание иллюстраций и энциклопедий. С.р.и. «Семья». Экскурсия в прачечную детского сада. Дид. игра «Что с начала, что потом» ЧХЛ - Л.Громова «Стиральная машина»; А. Валевский «Бытовые приборы». |
«Пылесос». Систематизировать и углубить знания детей о предметах быта и их назначении; познакомить с историей изобретения и развития пылесоса; расширять кругозор, развивать речь, память и мышление; активизировать словарь. | Рассматривание иллюстраций и энциклопедий. С.р.и. «Семья». Конструирование пылесоса из бросового материала в свободной деятельности. Дид. игра «Что с начала, что потом» ЧХЛ - Н.Антипова – Татур «Маленький пылесос; Н.Милетич «Сказка о голодном пылесосе»; | |
январь | «Холодильник». Систематизировать и углубить знания детей о предметах быта и их назначении; познакомить с историей изобретения и развития холодильника; расширять кругозор, развивать речь, память и мышление; активизировать словарь. | Рассматривание иллюстраций и энциклопедий. С.р.и. «Семья». Экскурсия на кухню детского сада. Дид. игра «Что с начала, что потом» |
«Плита». Систематизировать и углубить знания детей о предметах быта и их назначении; познакомить с историей изобретения и развития варочной плиты; закрепить знания о правилах безопасности при пользовании варочной плитой; расширять кругозор, развивать речь, память и мышление; активизировать словарь. | Рассматривание иллюстраций и энциклопедий. С.р.и. «Семья». Беседа на тему: «Правила безопасности при обращении с плитой». Дид. игра «Что с начала, что потом» | |
февраль | «Электричество». Познакомить детей с историей изобретения электричества; подвести детей к пониманию значимости этого изобретения для жизни людей и развития целого ряда наук; закрепить знания о правилах безопасности при пользовании электрическими приборами; расширять кругозор, развивать речь, память и мышление; активизировать словарь; | Рассматривание иллюстраций и энциклопедий. Беседа на тему: «Если не станет электричества». Настольная игра «Elektrokit». Дид. игра «Что с начала, что потом» ЧХЛ - А. Косовский «Несчастен древний человек»; |
«Стекло». Познакомить детей с историей изобретения стекла; подвести детей к пониманию значимости этого изобретения для жизни людей и развития целого ряда наук; закрепить знания о правилах безопасности при обращении со стеклянными поверхностями; расширять кругозор, развивать речь, память и мышление; активизировать словарь; | Рассматривание иллюстраций и энциклопедий. Беседа на тему: «Что можно сделать из стекла». Познавательно – исследовательская деятельность - «Путешествие в мир стеклянных вещей»; «Знакомьтесь – фарфор». ЧХЛ - С Прилуцкий «Узоры на стекле»; И. Димитрова «Стекло»;
| |
март | «Автомобиль». Обобщить и уточнить знания детей о видах современного наземного транспорта; познакомить детей с развитием транспорта в разные времена; познакомить с учеными – конструкторами и изобретателями автомобиля; закрепить знания о правилах дорожного движения и правилах поведения в транспорте; развивать речь, память, логическое мышление, активизировать словарь. | Рассматривание иллюстраций и энциклопедий. Беседа на тему: «Правила дорожного движения». Конструирование - «Городской транспорт», из строительного материала. С.р.и. «Водители». ЧХЛ - Лейла Берг «Рассказы о маленьком автомобильчике»; Крюкова Т. «Автомобильчик Бип»; М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице»; Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»; А Лукьянова «Сказка про грузовик»; М.Гранович «Пожарная машина», «Скорая помощь»; «Почтовая машина», «Поливальная машина», «Электротехническая машина»; Дид. игра «Эволюция транспорта». |
«Железнодорожный транспорт». Обобщить и уточнить знания детей о видах современного железнодорожного транспорта; познакомить детей с его развитием в разные времена; познакомить с учеными – конструкторами и изобретателями поезда; развивать речь, память, логическое мышление, активизировать словарь. | Рассматривание иллюстраций и энциклопедий. Беседа на тему: «Правила поведения в поезде». Аппликация - «Поезд, в котором мы ездили». Конструирование - «Транспорт», из использованных материалов. Дид. игра «Эволюция транспорта». | |
апрель | «Воздушный транспорт». Обобщить и уточнить знания детей о видах современного воздушного и космического транспорта; познакомить детей с развитием воздушного транспорта в разные времена; познакомить с учеными – конструкторами и изобретателями самолета, вертолета и космического корабля; развивать речь, память, логическое мышление, активизировать словарь. | Рассматривание иллюстраций и энциклопедий. Беседа на тему: «Правила поведения в самолете». Рисование - «На чем люди ездят». Конструирование - «Самолет», из деталей конструкторов. С.р.и. «Летчики». Дид. игра «Эволюция транспорта». |
«Водный транспорт». Обобщить и уточнить знания детей о видах современного водного транспорта; познакомить детей с его развитием в разные времена; познакомить с учеными – конструкторами и изобретателями первых кораблей; закрепить знание правил поведения на водном транспорте; развивать речь, память, логическое мышление, активизировать словарь. | Рассматривание иллюстраций и энциклопедий. Аппликация - «Корабли на рейде». Конструирование - «Корабль», из деталей конструкторов; «Пароход с двумя трубами», из бумаги и картона; «Суда по чертежам», из строительного материала. ЧХЛ - С. Сахарнов «Самый лучший пароход». С.р.и. «Моряки». Дид. игра «Эволюция транспорта». | |
май | «Средства связи – радио и телефон». Систематизировать и углубить знания детей о средствах связи и их назначении; познакомить с историей изобретения радио Александром Поповым и телефона и их значении в жизни людей; расширять кругозор, развивать речь, память и мышление; активизировать словарь. | Рассматривание иллюстраций и энциклопедий. Беседа на тему: «Какие передачи можно слушать по радио». Конструирование в свободной деятельности из бумаги и картона «Телефон». Дид. игра «Что с начала, что потом» |
«Телевизор, компьютер». Систематизировать и углубить знания детей о технических устройствах и их назначении; познакомить с историей изобретения телевизора и компьютера и их значении в жизни людей; закрепить знания о безопасном для здоровья пользовании этими устройствами; расширять кругозор, развивать речь, память и мышление; активизировать словарь. | Рассматривание иллюстраций и энциклопедий. Беседа на тему: «Телевизор и компьютер – польза и вред». Конструирование в свободной деятельности из лего «Компьютер». Дид. игра «Что с начала, что потом» |
Список использованной литературы:
Венгер Л.A. В мире вещей // Дошкольное воспитание. 1994. - №1.
Венгер JI.A. В мире вещей // Дошкольное воспитание. 1994. - №4.
Выготский JI.C. Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. М., 1983. - 179 с.
Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. М.: ТЦ Сфера, 2004. -128 с.
Дыбина О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей. Монография. М.: Педагогическое общество России, 2000. -160 с.
Дыбина-Артамонова О.В. Предметный мир как средство познания социальной действительности. Тольятти, 1996. - 96 с.
Дыбина О.В. Поисково-познавательная деятельность детей дошкольного возраста. Тольятти: Изд-во Фонда «Развитие через образование», 2002.- 131 с.
Дыбина О.В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром: Автореф. дис. . докт. пед. наук. М., 2002. — 45 с.
Дыбина О. В. Что было до… : Игры-путешествия в прошлое предметов для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2010.-160с.
Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений
. -- М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.
Программные задачи занятия: - Продолжить закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...
Конспект занятия и презентация "История одного предмета илил откуда ложка к нам пришла"
старший возраст...
Непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей подготовительной группы с предметами прошлого и настоящего «История фотографии»
Познакомить детей с историей создания фотографии и ее развития. Активизировать познавательную деятельность детей, подвести к пониманию того, что человек стремился с помощью фотографии ориентироваться ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы по ознакомлению с прошлым предметов «История куклы»
На занятии дети знакомятся с историей возникновения и изменения куклы, в конце занятия изготавливают куклу из ниток....
Проект "История предметов рукотворного мира человека-творца"
Перспективное планирование для средней групп по ознакомлению с историей чайника...
история одного предмета
история одного предмета...
Мастер-класс для воспитателей «Использование технологии Надежды Коротковой «Путешествие по «реке времени» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста при ознакомлении с историей предметов»
В ходе мастер-класса педагоги знакомятся с формами работы, которые можно проводить с детьми при знакомстве с историей предметов....