Конспект занятия в старшей группе «В царстве лекарственных растений»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Исаева Елена Анатольевна

·        Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни.

·        Развивать экологическое мышление на основе представлений о царстве лекарственных растений.

·        Развивать творческое воображение  коммуникативное общение в процессе игры, основываясь на свободном обмене мнениями и интересах детей.

·        Формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_v_tsarstve_lekarstvennyh_rasteniy.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент  образования города Москвы

Юго - западное окружное управление образования

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа №2115»

Структурное подразделение №5

Конспект занятия в старшей группе

«В царстве лекарственных растений»

                                                                            Воспитатель: Исаева Е. А.

Цель:

  • Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни.
  • Развивать экологическое мышление на основе представлений о царстве лекарственных растений.
  • Развивать творческое воображение  коммуникативное общение в процессе игры, основываясь на свободном обмене мнениями и интересах детей.
  • Формировать умение и желание активно беречь и защищать природу.

          Материалы: рассматривание альбома «Лекарственные растения», загадки, ситуационные задачи и решение проблемных ситуаций. Исследовательская деятельность: изучение строения трав (крапивы, тысячелистника, ромашки, корня валерианы), рассказ воспитателя о способах лечения травами; игра «Какого растения не стало?».

Ход занятия.

   Воспитатель: Ребята, сегодня мы свами побываем в царстве растений, а каких растений – вы узнаете, отгадав загадки.

Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня.

                                                     (Крапива)

Рос шар бел, дунул ветер –

Шар улетел.

                                                        (Одуванчик)

Стоят сестрички –

Желтый глазок,

Белые реснички.

                                                      (Ромашка)

  Это не простые растения – они могут лечить, поэтому их называют лекарственными растениями.

  Издавна люди заметили, что домашние животные, когда заболевают, уходят, чтобы найти какую – то травку, съев которую они выздоравливают. И человек стал искать помощи у разных растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными бальзамами и настоями, пили чай из трав. Постараемся  побольше узнать о лекарственных растениях, о том, для чего они нужны человеку.

  Исследовательская деятельность:

  Воспитатель: Знаете ли вы, чем хорошо лечить царапины и разбитые коленки? Зеленым бинтом, который называется подорожник.

   Да, ребята, мы иногда топчем его, а он все плотнее прижимается к земле. Листья его упругие, с прочными жилками. Надежно укрепился он в почве густым пучком корней. Вверх поднят только стебелек с соцветиями. Они тоже жесткие и упругие – вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают многие другие растения. Семена подорожника клейкие, легко прилипают к ногам людей и шерсти животных, поэтому животные и люди, проходящие по дорожке, помогают семенам распространяться вдоль дорожек и тропинок.

   Вы знаете, как пользоваться подорожником при ушибе и порезе? (Лист подорожника надо обязательно очистить от пыли, затем немного поцарапать, чтобы выделился сок, и затем приложить к ране.)

   О каком растении говорят, что он жжет? Правильно, о крапиве. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву как капусту. Листья крапивы богаты разными полезными витаминами. В крапиве содержаться вещества, убивающие микробов, также она хорошо останавливает кровь. Для этого надо взять крапиву, растолочь ее и приложить к ранке. А еще отвар из крапивы укрепляет волосы. Также из нее делают бумагу, веревки и мешковину. Вспомните сказку Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди»: именно из крапивы пришлось сестрице взять рубашки для братьев, чтобы спасти их от чар колдуньи.

   Но почему все – таки крапива обжигает? На листья и стеблях крапивы имеются особые волоски. Каждый волосок – как игла крошечного шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронуться – получай уколы. Но пройдет немного времени, и вы перестанете чувствовать жжение.

   А это что за растения? (Выставляется картинка с изображением ромашки.)

   Если заболело горло, то лучший доктор – отвар из луговой лекарственной ромашки. Еще ее называют аптечной ромашкой. Давайте научимся отличать ее от другой, которая никого не лечит и называется поповником.

    Дети приходят к выводу: у лекарственной ромашки листья рассеченные и много мелких цветков; у поповника – листья цельные, на каждом стебле один цветок. Аптечная ромашка не имеет запаха. Она растет только на солнечных местах, а поповник может расти и в темных, влажных местах.

   Воспитатель: Кто отгадает по запаху, о каком растении пойдет сейчас речь? (Воспитатель дает ватку с запахом валерианы.) Это растение называется валериана. В переводе с латинского языка «valere» означает «быть здоровым». В медицине используют корень валерианы. Рассмотрите, корневище, что можно о нем сказать? (Корневище толстое, короткое, внутри пустое со множеством корешков.)

   На Руси валериану издавна рекомендовали в качестве успокаивающего средства, при бессоннице. Еще царь Петр 1 повелел выращивать лекарственные растения, в том числе валериану, в специально созданных «аптекарских огородах». Растет валериана по заболоченным и влажным местам, по берегам рек и канав, на лесных опушках.

    Кто знает это растение? (Выставляется картинка с изображением мать – и – мачехи.)

    Лишь только сходит снег, появляются цветы мать – и – мачехи, а по окончании цветения отрастают листья. Давайте сравним верхнюю и нижнюю части листа. (Сравнивают, приходят к выводу, почему растение называется именно так.)

    Воспитатель: Листья этого растения используют как отвар для лечения кашля.

    Физкультминутка: «Цветы».

Ранним утром на лугу                       /Бег на месте с высоким поднимание ног/

По сырой траве бегу,

Соберу цветы друзьям                    /Присесть, изобразить сбор цветов/

И по одному раздам:

Роме – ромашку, Алле – фиалку,   /Изобразить раздачу цветов/

Васе – василек, синенький цветок,

Колокольчик – Коленьке,

Одуванчик  - Поленьке,

Он растет в широком поле,

Подарю подарок Поле.

    Дидактическая игра «Какого растения не стало?» (на внимание). Правила рассказывает воспитатель вместе с детьми, обобщая имеющийся у них опыт.

   Правила сбора лекарственных растений:

  1. Цветки собирают, когда растение цветет. Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались.
  2. Запрещается сбор лекарственных растений, занесенных в Красную книгу.
  3. Нельзя собирать лекарственные растения вблизи автомобильных дорог, в городе, рядом с железной дорогой. Как вы думаете, почему?
  4. Сушить траву надо под навесом, чтобы не попадали прямые солнечные лучи.
  5. При сборе цветов часть из них оставляют на растении. Зачем?
  6. Нельзя собирать больные и поврежденные вредителями растения.

   Итог занятия:

  • Какие лекарственные растения вы знаете?
  • Какое растение называют «зеленым бинтом»?
  • Отвар листьев, какого растения лечит кашель?
  • Из какого растения готовят витаминные щи и салаты?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе"Уход за комнатными растениями"

                                                      ...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Лекарственные растения»

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Лекарственные растения» Цель: закреплять знания детей о лекарственных травах. Учить отвечать на вопросы сложными предложениями. Познакомить с нов...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: " Лекарственные растения"

Занятие в увлекательной форме познакомит детей с лекарственными растениями, их лечебными свойствами....

Занятие в старшей группе: «Наши друзья лекарственные растения»

Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают те, которые помогут им излечиться.Человек начал изучать  эти растения и их свойства. Но человек не всегда шел по следу ...

Конспект занятия в средней группе Знакомство с лекарственными растениями « носит одуванчик желтый сарафанчик »

На данном занятии дети познакомятся  с представителями растительного мира родного края; расширятс знания детей об одуванчике; дети  продолжат знакомиться  с представителями растительног...

Конспект занятия в старшей группе « Подводное царство».

Учить детей осмысливать и реализовывать собственный художественный замысел....