Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и миром природы в старшей группе с использованием ИК технологий «Путешествие на Северный полюс»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Данное занятие предназначено для старшей группы детского сада. Целью его является знакомство с Арктической климатической зоной, живой и неживой природой крайнего севера, особенностями климата, природных явлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
severnyy_polyus_konspekt.docx | 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №210»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и миром природы в старшей группе с использованием ИК технологий
«Путешествие на Северный полюс»
Воспитатель: Салушкина Наталья Викторовна
г. Нижний Новгород
2016г.
Вид непосредственной образовательной деятельности: ознакомление с окружающим миром и миром природы
Цель: познакомить детей с климатическими особенностями, живой и неживой природой, особенностями жизни в условиях крайнего Севера.
Образовательные задачи:
- Познакомить детей с особенностями природных условий крайнего Севера
- формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов его средой обитания
Развивающие задачи:
- развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения.
- развивать интерес к опытной деятельности.
- способствовать развитию пространственных представлений, образного и логического мышления, творческого воображения.
Воспитательные задачи:
- воспитывать положительную установку на участие в занятии, навыки взаимодействия
- воспитывать целеустремленность, интерес к познавательной деятельности.
- Воспитывать бережное отношение к животным
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, мультимедийная доска, презентация по теме занятия, игрушка белый медведь, емкости с водой – (по 2шт на каждого), кубики льда (по 2шт на каждого), соль, палочки для размешивания соли, масло.
Ход занятия:
Организационный момент
Дети стоят в кругу.
Воспитатель: ребята, посмотрите в окно – сегодня замечательный, солнечный день. А чтобы он стал еще ярче и солнечнее – давайте подарим друг другу свои улыбки
Дети «передают» по кругу улыбку.
Воспитатель: ребята, посмотрите, кажется к нам кто-то в гости пришел… (Обращает внимание детей на новую игрушку – белого медведя).
- Кто это, ребята?
- Ответы детей
- Конечно, это белый медведь. А где он живет? (Ответы детей) А вы бы не хотели отправится к нему в гости на Северный полюс? (Ответы детей). Ну, что же, давайте посмотрим на карту, чтобы решить, как туда добраться. (на столе лежит карта мира). Подойдите поближе и покажите, пожалуйста, где находится наша страна (Ответы детей). Да это Россия. А здесь находится Арктика - Северный полюс. Как же нам туда попасть? (Ответы детей). Да, мы с вами полетим на самолете. А что же нам нужно сделать перед полетом? (Ответы детей) Конечно, одеться потеплей. Помните, как в сказке «Цветик-семицветик» девочка Женя попала на Северный полюс? (Ответы детей). Конечно, там было очень холодно. Поэтому – одеваемся. (Дети имитируют движения «одевания» теплой зимней одежды.) Мы готовы – полетели!
Дети заводят мотор, расправляют крылья, «летают» по ковру.
(Слайд 1) Ребята, давайте приземлимся на эту льдину. Посмотрите, как здесь красиво! Что вы видите вокруг? (Ответы детей)
(Слайд 2) Северный полюс – ледяная пустыня. Это Северный ледовитый океан, который покрыт толстым слоем льда. Здесь круглый год холодно, морозно. Не зря мы с вами на карте видели, что Северный полюс – это пятно белого цвета.
(Слайд 3) А может, кто-то знает, что это за явление? Небо сверкает и переливается разными красками. Это - северное сияние. Такое удивительное явление можно наблюдать только на Севере.
(Слайд 4, 5) А еще здесь день не чередуется с ночью как в нашей местности, а на полгода солнце скрывается за горизонтом, а затем также долго не сходит с неба.
А кто из вас знает на чем нам можно дальше отправиться в наше путешествие? Ответы детей.
Ледокол – это огромный мощный корабль, который раскалывает льдины, прокладывает путь себе и другим кораблям по океану. (Слайд 6). Можно продолжить наше путешествие на ледоколе.
(Слайд 7) Мы видим с вами большие глыбы льда – это Ответы детей – айсберги. А как вы думаете, почему плавают айсберги и не тонут? Чтобы нам с вами это понять, давайте проведем небольшой опыт. Возьмите кусочек льда и опустите его в емкость с холодной водой. Что происходит со льдом? (Плавает)
А теперь – вынимаем лед и добавим в воду соль. Тщательно перемешаем соль и опустим в воду другой кусочек льда – кубик льда плавает еще лучше первого, выступает из воды почти наполовину.
Кубик льда плавает, потому что плотность обычной, жидкой воды несколько больше, чем плотность замерзшей воды, то есть, льда. А плотность соленой воды – еще больше. Айсберги – это отколовшиеся части ледников и состоят они из пресной воды. А в океане вода – соленая, поэтому она более плотная и благодаря этому айсберги могут плавать.
А теперь, давайте познакомимся с обитателями северного полюса. Люди здесь не живут, а иногда отправляются туда в исследовательские экспедиции. А кого из обитателей Арктики в ы знаете Ответы детей.
Правильно, ребята.
(Слайд 8)
Моржи.
У моржа есть туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы.
Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, ласты помогают плавать и нырять. В ледяной воде не замерзает, так как спасает толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности. Как вы думаете, чем моржи питаются?
Ответы детей
Моржи питаются рыбками, червяками, рачками. Отдыхать и спать моржи могут прямо в воде. Наполнив воздухом внутренние воздушные мешки, животное принимает, как бы положение стоя, и покачиваясь на волнах, как поплавок, и спит.
(Слайд 9) Тюлень.
Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде. У них веретенообразное тело, короткая шея. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Посмотрите на тюленя. Что у него вместо ног?
Плавники.
Воспитатель: Верно, плавники, а не ласты.
Передние плавники – вместо вёсел, а задние – как руль. Тело покрыто шерстью, состоящей из коротких жестких волосков. Если тюлень – водное животное, то, как вы думаете, чем он питается?
- Рыбой
А почему детёныши тюленя белого цвета, для чего им нужен белый окрас?
Для того, чтобы быть незаметным для хищников.
Воспитатель: Правильно, ведь мать приплывает к детенышу один раз в день, чтобы покормить его молоком.
Воспитатель: Что спасает от холода тюленей?
Дети: От холода спасает толстая кожа и толстый слой жира.
Воспитатель: Верно, молодцы!
Ну и давайте познакомимся с главными обитателями Арктики –
(Слайд 10). Правильно – белыми медведями
И вместе с нашим знакомым белым медвежонком, давайте немножко поиграем
Физминутка «Кто на Севере живет».
По ледяной пустыне
Медведица идет (идут по кругу вперевалочку, медленно)
За нею медвежата
Торопятся вперед (убыстряют шаг)
Трещит мороз жестокий (обнимают себя руками)
Повсюду снег и лед (повороты с вытянутой рукой вправо-влево)
По полыни холодной
За нерпой морж плывет (идут, делают гребки руками)
Бегут, спешат олени,
Им виден путь едва (руки скрестили над головой – «рога», бегут, высоко поднимая колени)
Над ними тихо кружит (бегут маленькими шажками, руки в стороны)
Полярная сова.
Садитесь на свои места и давайте посмотрим на доску.
Главный житель северных просторов это белый медведь. Это самый крупный хищный зверь на Земле. Почему медведю не холодно?
Густая белая шерсть медведя и толстый слой жира предохраняют его от сильных морозов. У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах океана. Чтобы легче было держаться на льду, подошвы его лап покрыты длинным водонепроницаемым мехом. Чем же питается белый медведь во льдах? Ведь нигде нет ни кустика, ни травинки. Медведь - прекрасный пловец, вода для него родная стихия. Белый медведь может плавать даже под водой. Он охотится за рыбой и тюленями.
Когда медведь вылезает из воды он хорошенько встряхнулся, и брызги полетели во все стороны. Как вы думаете почему медвежьи лапы не примерзают ко льду? Потому что они меховые и мех длинный пропитан жиром, поэтому вода не остается на лапах. Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, мы проведем опыт.
Опыт.
В емкость с водой опустите руку и сразу же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно, она – мокрая, т. е. покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их маслом (т. е жиром). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? (вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками) и если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит в мороз нечему будет превращаться в лед. Теперь объясните случай с белым медведем. (ответы детей) А кто еще из животных использует эту хитрость? (водоплавающие птицы)
Ну что же ребята, нам пора возвращаться в детский сад, а белый медвежонок останется со своими друзьями на северном полюсе.
Рефлексия
Где мы побывали? (В Арктике, на Северном полюсе)
Какое необычное явление в небе мы увидели на Северном полюсе? (северное сияние)
Чем покрыт Северный Ледовитый океан?
Что происходит со сменой дня и ночи на Северном полюсе?(полгода длится полярный день, полгода полярная ночь)
Каких животных мы встретили? (Белого медведя, тюленя, моржа)
Почему эти животные не мёрзнут? Чем покрыто тело медведя, тюленя, моржа?
Чем питаются эти животные?
Вам понравилось наше путешествие?
Мне тоже очень понравилось, мы узнали с вами много нового и интересного и будем продолжать наши путешествия в разные уголки нашей планеты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе для детей с задержкой психического развития «Обувь и головные уборы»
закрепить знание названий предметов обуви, головных уборов, обобщающее слово «одежда»....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР "Россия - Родина моя".
Закрепление о обобщение знаний детей о своей Родине, о стране, в которой они проживают, о государственной символике....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и социальным окружением в старшей группе "Вот остался дома я один..."
Занятие может использоваться, как итоговое по теме "Безопасность", для закрепления правил пожарной безопасности. Для воспитания уважения к смелым людям - пожарным, которые приходят на помощь...
Конспект занятия по ознакомлению с предметным окружением, с миром природы в старшей группе «Лето красное пришло!»
Данный учебный материал должен помочь детям старшего дошкольного возраста:- развивать представления детей о сезонных изменениях в живой и неживой природе в летний период; - развивать память, мышл...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами изобразительной деятельности. Старшая группа.
Тема: "Земля-планета детей"...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Дикие животные Севера»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе «Дикие животные Севера»...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе для детей с ОВЗ «Путешествие по городу мастеров» 2022г.
Конспект разработан для детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями....