Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе для детей с ОВЗ «Путешествие по городу мастеров» 2022г.
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект разработан для детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_puteshestvie_po_gorodu_masterov.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи
в подготовительной группе для детей с ОВЗ
«Путешествие по городу мастеров»
Воспитатель: Е.Е.Шмидт
Цель: закрепление представления детей о профессиях людей.
Образовательные задачи:
- уточнять и закреплять представления детей о профессиях людей;
- уточнять и актуализировать словарный запас по теме;
- совершенствовать грамматический строй речи через согласование разных частей речи в предложении.
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать речевую активность посредством диалога и ответов на вопросы;
- развивать устную связную речь через построение распространенного грамматически верного предложения, умение использовать предложения разной конструкции;
- развивать слуховое внимание, зрительное восприятие, память, мыслительную деятельность посредством коррекционных приёмов.
Воспитательные задачи:
- воспитывать мотивацию к обучению, нравственные качества (вежливость в общении на занятии, уважение к людям труда)
Оборудование:
- предметные картинки (врач, повар, учитель);
- предметы: молоток, гвозди, ножницы, расческа, нитки с иголкой, поварёшка, кастрюля, бинт и зелёнка, ручка и тетрадь;
- модель автобуса из стульчиков, сумка кондуктора с билетами, игрушка- водитель;
- белый фартук и колпак, д/и «Готовим обед»;
- мольберт, магниты, «зашумленная картинка», аптечка, предметы в аптечке: термометр, шпатель, аэрозоль, таблетки, пипетка,
- модуль – магазин, игрушки – медвежонок, львёнок, поросёнок, машинка военная, машинка спортивная, мышонок, фартук продавца, чепчик;
- готовые цветы с двусторонним скотчем, картонный лист белой бумаги, на нем готовые стебли из бумаги;
- мяч.
Предварительная работа:
- экскурсии по детскому саду (на кухню, в медкабинет, прачечную, к плотнику);
- чтение художественной литературы по теме «Профессии»;
- занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме «Профессии людей»;
- сюжетно-ролевые игры по теме «Профессии»;
- составление рассказов по плану воспитателя на тему «Когда я вырасту большим»;
- оформление выставок рисунков и поделок из пластилина «Люди всякие нужны, люди всякие важны»;
- работа по тематическому циклу «Профессии» не ограничивалась периодом, указанным в годовом плане. Начала эту работу раньше, обобщала и закрепляла знания детей о профессиях, полученные при изучении предыдущих лексических тем. Закрепление изученного материала, его усложнение, дифференциацию буду осуществлять в течение оставшегося периода обучения. Дети приобретут большую самостоятельность в использовании знаний на практике.
Ход занятия
I. Организационный момент. Активизация внимания. Создание эмоционально положительного фона. Уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи через составление предложений с заданными словами. Развитие ассоциативного мышления путем подбора пары предметов.
Чемоданчик стоит на столе. В нем лежат разные предметы: молоток, гвозди, ножницы, расческа, нитки с иголкой, поварёшка, кастрюля, бинт и зелёнка, ручка и тетрадь.
- Кто же оставил чемодан? Какой он тяжелый? Дети открывают и рассматривают предметы. Называют их, помогают друг другу вспомнить.
- Подумайте, какие предметы можно соединить в пары? Я думаю, что молоток и гвозди оставил плотник.
- Кто нашел пару и знает, кто оставил эти предметы? Начните свой ответ со слов: «Я думаю, что …»
- Все эти предметы нужны людям разных профессий.
II. Сообщение темы. Формирование осознанного представления о теме занятия и его основных задачах.
- В старину человека, который умел хорошо делать свое дело, называли мастером. Сегодня на занятии мы с вами отправимся в путешествие по «городу мастеров», мы побываем в гостях у людей разных профессий, которые любят свое дело и делают его очень хорошо. В конце занятия вы скажете с кем вы встречались и расскажете друг другу, кем хотите стать, когда вырастите. На занятии мы будем учиться правильно и красиво говорить как школьники полным предложением, учиться вежливо общаться, слушать друг друга.
III. Введение в тему. Активизация знаний, развитие образного мышления.
-На чем можно путешествовать? Вы назвали разные виды транспорта. (Можно путешествовать пешком, но тогда быстро устанешь и далеко не уйдешь). Отгадайте, на чем мы с вами отправимся в путешествие по «городу мастеров».
Что за чудо – едет дом!
И людей как много в нем!
Носит обувь из резины
И питается бензином! Автобус
- Правильно! А как ты догадался?
- Мы поедем на автобусе.
IV.Основная часть.
- Закрепление представления детей о профессиях водителя и кондуктора.
Активизация знаний по теме. Развитие диалогической речи через ответы на вопросы. Формирование учебных навыков.
Встает он очень рано,
Ведь его забота –
Всех отвозить по утрам на работу. Кто это? Водитель
- Кто еще работает в автобусе? Кондуктор.
- Что делает кондуктор? Кондуктор продает билеты для проезда в автобусе.
Стулья уже стоят.
-Сегодня шофером будет хорошо знакомый вам пес Барбос, а я буду кондуктором. Для того чтобы пройти в автобус вспомните и назовите любую профессию.
Дети по очереди называют, затем кондуктор выдает билеты.
- Внимательно посмотрите на номер вашего билета? Назовите его. Найдите место с таким же номером в автобусе.
- Билеты куплены, можно отправляться в путешествие по «городу мастеров».
- Посмотрите в окно, направо. Солнышко светит так ярко прямо нам в глаза. Зажмурьте крепко глазки.
- А теперь посмотрите налево. Прохожие нам улыбаются. Давайте им тоже улыбнемся и помашем рукой (гостям).
- Закрепление представления детей о профессии повара.
Активизация знаний по теме. Коррекция слухового внимания и памяти, мыслительной деятельности. Развитие речедвигательной координации. Продолжать учить работать совместно.
- Мы едем в гости к одному мастеру, а послушайте внимательно загадку. Воспитатель читает загадку.
Ходит в белом колпаке С поварешкою в руке | Он готовит вам обед: Щи, котлеты, винегрет. Повар |
- Молодцы, быстро дали ответ!
- Мы приехали. Автобус остановился. Свои билетики положите в карман. Выходим из автобуса.
- Встаньте так, чтобы всем было видно. К кому мы приехали? – К повару. Воспитатель показывает картинку повара.
- Это мой знакомый повар. Что он делает? Он готовит еду.
- Однажды с моим знакомым поваром случилась необычная история, когда на кухне отключили свет. Послушайте внимательно и скажите, что неправильно сделал повар?
Игровое упражнение «Что не так?».
Повар Повар готовил обед, Вдруг отключили свет. Повар рыбу берёт И опускает в компот. | В печку кладет варенье, Сахар сыплет в бульон, И очень доволен он. То-то был обед, Когда починили свет! |
- Что повар сделал неправильно? Рыбу опустил в компот, в печку положил варенье, сахар насыпал в бульон.
- Давайте представим, что вы повара и поможем нашему повару приготовить вкусный обед. Сначала наточим ножи. Приготовьте руки.
Физкультурная минутка - пальчиковая гимнастика.
Слова к игре проговаривают дети. Воспитатель помогает при необходимости.
Точим, точим, точим нож, Будет очень он хорош. Будет резать он припасы: | Масло, сало, хлеб, колбасы, Помидоры, огурцы, Угощайтесь, молодцы. |
Игра «Мы повара».
Детям раздаются наборы продуктов: овощей и фруктов (картинный материал, вырезанные по контуру).
- Ножи наточили, а теперь будем готовить обед, разделимся на две команды. Первая команда – 3 ребенка - будет готовить борща. Вторая команда – 3 ребенка – будет варить компот. Возьмите тарелку и на тарелку выложите только те продукты, которые вам необходимы для борща, а вам для компота. Будьте внимательны.
Затем команды проверяют друг у друга результат.
- Работу закончили. Проверим, как справились обе команды.
- Назовите, что вы положили на тарелку? Назовите это одним словом. А почему не положили яблоко и грушу?
- Молодцы поварята! Кладите овощи в кастрюльку.
- Проверим поварят, которые готовили компот. Что вы положили на тарелку? Назовите одним словом. Что осталось? Огурец и помидор? А что из них можно приготовить?
- Чтобы повар сварил борщ и компот, положите овощи и фрукты в кастрюльки.
- Мы прощаемся с поваром, пусть он приготовит нам на обед ароматный вкусный борщ и полезный витаминный компот, а мы отправляемся в путешествие по городу к следующему мастеру.
- Закрепление представления детей о профессии врача.
Активизация знаний по теме. Развитие навыка восприятия целостного образа предмета, используя «зашумленную картинку». Совершенствование грамматического строя речи через составление предложений с заданными словами. Развитие умения использовать предложения разной конструкции.
- Мы пришли к следующему мастеру. Послушайте внимательно кто он?
Воспитатель читает загадку про врача.
Этот человек в дни болезни всех людей полезней. | Он излечит, исцелит И ангину и бронхит. Вы уже догадались – это … врач. |
- Правильно ли мы отгадали? Воспитатель показывает картинку врача.
Игровое упражнение «Что лежит в аптечке?».
Детям предлагается зашумленная картинка с рабочими инструментами врача. Картинка на мольберте.
- А что же находится в аптечке у врача? Внимательно рассмотрите непростую картинку . Будем называть по - одному предмету.
- Что увидела Ксения? Покажи всем ребятам, обведи пальчиком этот предмет.
- Ксения, а в аптечке есть этот предмет, достань его, покажи детям .
- Ксения, для чего врачу нужен этот предмет? В вашем предложении должны быть слова: «Врачу нужен …, чтобы …»
- Ребята, представьте, что случится, если врачей не будет? - (ответы детей)
- Значит профессия врача очень важная. Попрощаемся с врачом, пожелаем ему здоровья и поедем дальше.
Дети садятся в автобус на свои места по номеру билета, а воспитатель читает загадку про продавца.
- Закрепление представления детей о профессии продавца.
Активизация знаний по теме. Развитие диалогической речи. Распространение предложения описательными прилагательными.
- Мы отправляемся к гости следующему мастеру! Догадайтесь, кто это?
У него так много дел, Что ни разу не присел. Показал, рассказал, Деньги взял, товар отдал. Кто это? Продавец | А кто смотрит, выбирает, Платит деньги, покупает? Покупатель |
Воспитатель надевает фартук и чепчик продавца.
Проводится игра «Покупаем за рассказ».
- Я приглашаю вас в магазин. Продавцом буду я. Вы, мои покупатели. Магазин, в котором я работаю, необычный, здесь можно купить товар не за деньги, а за рассказ.
- Выходим из автобуса. Рассмотрите товар. Что продается в моем магазине? Назовите одним словом (игрушки).
- Вставайте в очередь по номеру билета! Выбирайте покупку.
- Итак, чтобы купить игрушку, нужно рассказать, например, я хочу купить серого, маленького, пушистого мышонка.
Воспитатель-продавец: - Здравствуйте, Что хотите купить?
Покупатель: - Я хочу купить маленького, белого, мягкого, пушистого медвежонка.
- Кто купил, тот садиться в автобус на свое место. Вспомните, правила поведения, как надо себя вести в автобусе.
5. Закрепление представления детей о профессии учителя.
Активизация знаний по теме. Развитие диалогической речи. Развитие навыка восприятия целостного образа картины. Совершенствование грамматического строя речи через составление предложений с заданными словами.
- Мы с вами побывали у продавца, купили игрушки, а теперь отправляемся вот к кому!
Воспитатель в автобусе рассматривает картинку «Учитель ведет урок».
- Кто на картинке? Учитель. – А это кто? Ученики.
- Где работает учитель? Учитель работает в школе.
- Что он делает? Он учит детей. – Чему учит учитель? Он учит читать, писать, решать примеры и задачи, рассказывает о природе и многое другое.
- А вот и наша остановка. Мы приехали в школу. В школе игрушки нужны? Покупки оставьте в автобусе. Выходим. Садитесь на свободное место.
На столе разрезная картинка из 6 частей. Каждому ребёнку предлагается
игровое упражнение «Собери картинку».
- Первое задание. Соберите картинку «Учитель в классе» - 10 частей.
- Молодцы, вы быстро справились. А теперь наведите порядок на столе, сложите картинку в коробочку.
Проводится игра «Соберем букет».
Каждый ребёнок приклеит готовый цветок на картинку.
- Совсем скоро вы станете школьниками. 1 сентября вы нарядные с букетом цветов пойдете в школу в первый класс. Вас будет встречать ваш учитель.
- Давайте и мы для наших гостей учителей соберём красивый букет из цветов, которые приготовили своими руками?
- Каким будет ваш учитель?
- Я думаю, что ваш учитель будет заботливым … (добрым, внимательным, справедливым, веселым, красивым, хорошим, умным).
Дети по очереди называют характеристику учителя и приклеивают готовый цветок.
- Мы собрали букет и отвезём его учителю. Урок закончен. Встаньте, задвиньте стульчик и подойдите ко мне, встаньте в круг.
- Наше путешествие в «город мастеров» подходит к концу. Вспомните, с кем мы встречались на пути? (С поваром, с врачом, с продавцом, с учителем, с кондуктором, с водителем)
V. Закрепление.
Развитие памяти, мыслительной деятельности через исправление ошибки.
Игра с мячом «Скажи правильно».
- Повар водит самолет? – повар готовит еду.
- Врач тушит пожар? – врач лечит людей.
- Продавец красит дом? – продавец продает товары.
- Учитель разносит почту? – учитель учит детей.
- Кондуктор красит дом? – кондуктор продает билеты.
- Водитель шьет одежду? – водитель водит машину.
VI. Итог занятия. Помочь детям понять главный смысл необходимости профессий. Поддержание эмоционально положительного фона. Развитие умения использовать предложения разной конструкции.
Вывод воспитателя:
- Как много профессий и все они нужны людям, потому что ничего на свете не может сделаться само! Обед сам не сварится. Одежда сама не сошьётся.
Дети по очереди по одной строчке читают стихотворение.
Ничто никогда не выходит САМО: - Ксения
Само не приходит к нам на дом письмо.- Кристина
Само не умеет свариться варенье,- Даниил
Само не напишется стихотворенье, - Диана
Мы делать все это обязаны САМИ,- Даша
Своей головой и своими руками. - Семен В. Лунин
В «автобусе» спросить детей.
- А вы уже думали, кем хотели бы стать?
Дети по очереди отвечают (н-р, когда я вырасту большой, стану продавцом).
- Садитесь в автобус, отвезем подарок нашим гостям. (Воспитатель забирает в автобус букет).
- Вам понравилось путешествие? - Мы приехали, подарите свой букет учителям, скажите им приятные слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе для детей с задержкой психического развития «Обувь и головные уборы»
закрепить знание названий предметов обуви, головных уборов, обобщающее слово «одежда»....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе «Дорога в школу»
Программное содержание:1. Закрепить знания детей: о разметке дороги, видах пешеходных переходов, действия предупреждающих (дорожные работы, дети): запрещающих (движение пешеходов запрещено, движение н...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе по теме: «Знакомство с бумагой и ее свойствами».
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитиюречи в подготовительной группе по теме: «Знакомство с бумагой и еесвойствами»...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе на тему: «Зимушка-зима».
Конспект по занятия по ООМ и развитию речи для детей с задержкой психического развития....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР "Россия - Родина моя".
Закрепление о обобщение знаний детей о своей Родине, о стране, в которой они проживают, о государственной символике....
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе «Знакомство с животными севера и жарких стран»
Презентация к занятию по окружающему миру и развитию речи...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в подготовительной группе для детей с особыми образовательными потребностями по теме: «Здравствуй, Весна!» 2021г.
Конспект разработан для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития...