Технологическая карта познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе детского сада «Чудо-апельсин»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Технологическая карта познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе детского сада «Чудо-апельсин»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.docx | 39.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный этап
Всероссийского профессионального конкурса
«Воспитатель года России» в 2019 году
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ С ДЕТЬМИ»
Технологическая карта познавательно-исследовательской деятельности
в старшей группе детского сада
«Чудо-апельсин»
Холмова Юлия Владимировна,
Воспитатель МДОУ «Детский сад «Родничок»
г. Переславль-Залесский 2018г.
Тема НОД | «Чудо – апельсин» |
Форма совместной деятельности | Познавательно-исследовательская деятельность: Объект исследования: апельсин Предмет исследования: сведения об апельсине. |
Форма организации | Подгрупповая, индивидуальная |
Первичные представления детей | Имеют представление о том, что апельсин это фрукт, о внешних признаках: имеет форму шара, оранжевого цвета, кисло-сладкого вкуса, в нем содержится много сока и витамина С, умеют договариваться между собой при выполнении совместной деятельности |
Цель воспитателя | Познакомить детей с методикой и техникой проведения исследования на примере изучения строения апельсина посредством квест-технологии |
Цель детей | Получить как можно больше сведений об апельсине и подготовить о нём рассказ |
Образовательные области | Задачи воспитателя |
Познавательное развитие | Создать условия для: - расширения кругозора детей о фруктах, в частности, об апельсине и его строении, используя опыты и эксперименты; - развития наблюдательности, любознательности, мышления, памяти, речи, познавательной активности; - поддержки интереса к решению проблемных задач. |
Речевое развитие | Создать условия для: - поддержки инициативы детей высказываться, делиться впечатлениями, участвовать в дискуссии; - активизирования и обогащения словаря детей. |
Социально-коммуникативное | Создать условия для: - развития свободного общения со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов; - закрепления навыков взаимодействия в коллективе -развития духовно-нравственной личности: воспитания желания помочь. |
Физическое развитие | Создать условия для: - формирования первоначальных знаний о здоровом образе жизни, о пользе фруктов. |
Оборудование и материалы | Интерактивная доска (экран, проектор, ноутбук), мультимедийная презентация, коробка с апельсинами на каждого ребёнка, письмо от старухи Шапокляк, исследовательский маршрут (схема с символическими изображениями “методов исследования”), маркеры (ориентиры) для детей с изображением методов исследования; емкость с водой, апельсины неочищенный и очищенный для эксперимента; косточки апельсина, кожура, дольки на каждого ребенка, лупы, влажные салфетки, изображение апельсинового дерева, смайлы; |
Предварительная работа | цикл занятий по теме «Фрукты». |
Этап деятельности, продолжительность, задачи этапа | Содержание совместной деятельности | Деятельность воспитанников | Технологии, методы, приемы | Планируемый результат |
I этап Вводный (1 мин.) Создание атмосферы психологической безопасности, эмоциональная поддержка ребенка | - Здравствуйте, ребята! - Ребята! А вам нравятся мультфильмы? -тогда вы легко отгадаете этого героя: Он ушастый и смешной, Озорной и заводной, Он с ребятами играет, С Днем рожденья поздравляет! Как зовут его? Не Сашка, Не Сережка, не Наташка, Он зовется… | Да!
Чебурашка | Загадка | Эмоциональный настрой на совместную деятельность |
Мотивационно-побудительный (3 мин.) Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах, мотивационной готовности к предстоящей деятельности Слайд 3 (схема) | СШ: ага, собрались, чего, Чебурашку ищите? Не надейтесь, не найдёте! -Ой, кто это, ребята? Она что спрятала от нас Чебурашку? Посмотрите, какой то ящик стоит, может он там? Давайте заглянем в него и поищем - Посмотрите, что это за фрукты? - Чебурашки здесь нет, зато записка какая то… «Найдете Чебурашку только тогда, когда принесёте мне то, из чего я смогу получить много-много апельсинов!» -Ребята, а что же мы должны принести, как вы думаете? - Интересно…(заглядывает в ящик) ой , а тут ещё что-то лежит…наверное подсказки какие то - Посмотрите на доску, похоже на карту, наверное, здесь обозначен маршрут. А с чего же нам начать? | Старуха Шапокляк (роются в апельсинах) Апельсины не знаем Рассматривают квест-маршрут Дети выражают готовность взять на себя роль исследователей | Мотивационная беседа Приём создания проблемной ситуации Работа со схемой «Методы исследования» Приём моделирования | Внутренняя мотивация на предстоящую деятельность Формирование первичных представлений о методах исследовательской деятельности Овладение умениями работать по схеме |
II этап Основной (10- 12 мин.) Актуализация имеющихся знаний Слайд 4 подсказка 1 (подумать самостоятельно) (Внутри целый апельсин звуковой сигнал (Ш смеется, мигает карточка «Подумаем самостоятельно) | -Что это за смех, посмотрите, Шапокляк нам открыла первую подсказку, что мы должны сделать? - А где мы видим такое же изображение - Посмотрите, в коробке много апельсинов, давайте каждый возьмёт по одному посмотрит на него внимательно, потрогает его и скажет, что же он знает о нём. - какого цвета? - на что похож? Значит, можно сказать, что он имеет шаровидную форму. -А чем покрыт апельсин? - а какая она у него. Погладьте ладошкой (кожура у апельсина неровная и шероховатая на ощупь.) Итак, мы выяснили. Что апельсин – это фрукт оранжевого цвета. Имеет шаровидную форму. Покрыт кожурой. | - на коробке Дети отмечают свои наблюдения -оранжевого цвета -на шарик кожура, мякоть -кожурой | Беседа из личного опыта детей Наблюдение, практические действия | Закрепление знаний о внешних признаках апельсина Систематизация знаний Обогащение словаря |
Слайд 5 подсказка 2 (наблюдение) Слайд 6 СШ подглядывает | - И нам открывается следующая подсказка – Девочка с лупой. Что мы должны сделать? -Где вы видите такую же картинку? - Давайте подойдем к столу и рассмотрите внимательно кожуру апельсина, что же мы видим интересного? -А какая кожура? - верхний слой, оранжевого цвета, называется цедра. А нижний слой белого цвета, потрогайте, он мягкий, бархатный -теперь возьмите лупы и внимательно рассмотрите кожуру - кожура у апельсина неровная, а ещё мы видим поры, можно сказать, что кожура у апельсина пористая. - в порах апельсина находится эфирное масло и пузырьки воздуха. -Отложите лупы в сторону. -А теперь, согните кожуру, надавите на нее и проведите кожурой мазки по бумаге. Что вы видите? -А теперь понюхайте, есть запах? - Как вы думаете, что это за пятно? -Это и есть эфирное масло. Которое очень полезное, его добавляют в кремы для лица, лекарства, в духи. А цедру используют в кондитерских изделиях. -И с этим заданием, я думаю , мы справились… Ребята давайте, подойдём к экрану и посмотрим. -Что же тут изменилось? - А как же убедиться, что в порах кожуры апельсина есть воздух? СШ: Ага, я за вами наблюдаю! Вот скажите, мне уважаемые детишки, апельсин тонет в воде? Хихихи…. -Ребята, а вы как думаете? -Ваши мнения разошлись и чтобы ответить на этот вопрос…. | внимательно рассмотреть апельсин -неровная, дырочки есть Почистить апельсин Жёлтое пятно Да, ароматное Эфирное масло Апельсин теперь без кожуры Дети выдвигают различные мнения. В итоге, мнения детей разошлись. | Наблюдение, практические действия Практические действия с использованием лупы. Проблемный метод обучения | Способность самостоятельн о действовать по заданию воспитателя Обогащение словаря Активизация познавательного интереса |
Слайд 7 пиктограмма-эксперимент | Нам нужно провести эксперимент -Найдите место, где мы будем проводить эксперимент А теперь подойдём к другому столу. - что вы видите? тут стоит ёмкость с водой, давайте опустим очищенный апельсин в воду. (1 ребёнок опускает) - Что произошло? - а теперь ты (другой ребёнок) опусти неочищенный апельсин в воду? Что произошло? -Кто сможет объяснить, почему так происходит? -Я предполагаю, что кожура у апельсина как спасательный жилет. Что внутри его находится? Поэтому спасательный жилет не даёт нам утонуть. -Так вот и в порах кожуры апельсина содержится много пузырьков воздуха, которые и выталкивают апельсин на поверхность воды. -И с этим заданием мы с вами отлично справились | Емкость с водой. -Он утонул -Он плавает, не утонул -воздух | Демонстрация опыта Выдвижение гипотезы Приём умственных действий-аналогия | Развитие внимания Развитие логического мышления Систематизация знаний |
Слайд 8 Апельсин разделён на дольки. Пиктограмма- наблюдение | -Давайте подойдем к доске.. - Ребята, посмотрите, апельсин разделился на дольки, опять нам нужно провести наблюдение, но уже над долькой апельсина. -У вас на тарелочках уже лежат очищенные дольки апельсина. -Что находится внутри дольки? С помощью лупы (увеличительного стекла) рассмотрите внимательно, из чего же состоит мякоть? - Правильно, внутри апельсина мякоть, которая состоит из множества мешочков, в которых находится сок. А как назвать мешочки, которых находится сок? - А давайте посмотрим и выдавим сок на тарелочку. - Какого он цвета? - А какие дольки на вкус? Кисло-сладкий вкус. - Много сока в дольке, правда? А сок апельсина очень полезен для человека -Молодцы, мы справились и с этим заданием. | -Рассматривают их под лупой. мякоть -Из соковых мешочков -Соковые мешочки -Оранжевого -Кисло-садкий | Наблюдение. Практические действия с использованием лупы. | Способность самостоятельн о действовать по заданию воспитателя Обогащение словаря |
Слайд 9 пиктограмма-опрос 1 долька | Давайте подойдём к доске.. - И следующая подсказка нам показывает. Что бы мы спросили у взрослых, чем полезен апельсиновый сок? -Вы сможете найти такую картинку в зале? (подходим к жюри, спрашиваем, используя вежливые слова) -Кто хочет задать вопрос взрослому? (В апельсиновом соке очень много витаминов, поэтому он полезен для здоровья. Витамин С защищает наш организм от простудных заболеваний) -Так чем же полезен апельсиновый сок? Кто сможет повторить? Ребята, вы большие умницы, выполнили и это задание | Опрашивают взрослых - Скажите пожалуйста, чем полезен апельсиновый сок, -Можете пожалуйста ответить, чем полезен апельсин? | Метод интервью | Активизация познавательного интереса Развитие связной речи |
Слайд 10 пиктограмма-наблюдение пиктограмма посмотреть видео косточка | -Подойдём к доске. Ребята, посмотрите, что это? От апельсина осталась только косточка? И у вас, когда вы рассматривали дольки, тоже попадались косточки. -Давайте их рассмотрим: возьмите каждый по одной косточке, внимательно рассмотрите её, потрогайте. Нажмите не неё. -Какая косточка? (белая, твёрдая) -Кто знает, для чего нужна апельсиновая косточка? -Давайте подойдем к доске. -у нас ещё одна подсказка, посмотреть познавательный видеоролик и узнать что-то очень важное - Смотрите, в итоге из косточки выросло целое апельсиновое дерево! Смотрите сколько на нём апельсинов! Вы не догадались, что же просила у нас Шапокляк? -Давайте вспомним, что она написала в записке. | -Косточка -Чтобы выросло апельсиновое дерево -Косточки от апельсинов | Наблюдение. Практические действия Просмотр познавательного видеоролика о цикле роста апельсинового дерева. Работа со схемой «Алгоритм роста апельсинового дерева» | Способность самостоятельн о действовать по заданию воспитателя \ Развитие внимания памяти, логического мышления |
III Итоговый Рефлексия (2 мин.) Подведение итогов НОД Формирование элементарных навыков самооценки | СШ: Слышу слышу, догадались! Надо же какие умные. Несите мне косточки скорей, теперь и у меня будет целая плантация красивых оранжевых апельсинов, вот вам ваш Чебурашечка! Чебурашка: - Где же вы так долго были, мои друзья? В: Так мы тебя искали и узнали много нового об апельсинах. Чебурашка: и я хочу узнать об апельсинах В: Давайте расскажем Чебурашке, что же нового мы узнали об апельсинах. А чтобы рассказ был полный, можно опираться на схему-подсказку. -Кто начнёт? -Апельсин это фрукт, он оранжевый, похож на мячик, у него есть кожура, благодаря которой он не тонет в воде, потому что в ней есть много воздушных пузырьков. Внутри апельсина есть мякоть, которая состоит из соковых мешочков, а внутри долек есть косточки. Из них вырастает апельсиновое дерево. Чебурашка: Спасибо, ребята, вы настоящие друзья, что смогли выполнить все задания и освободить меня. Сейчас я тоже пойду и расскажу крокодилу Гене об апельсинах. До свидания, ребята. В: До свидания, Чебурашка. -Посмотрите, у нас тут растёт апельсиновое дерево, но на нем нет плодов. Давайте каждый из вас выразит своё настроение, выбрав свой смайлик. -Какое весёлое дерево получилось! Я вижу, что вам было очень интересно. -Спасибо за сотрудничество, вы сегодня были настоящими исследователями. -А Чебурашка просил передать вам угощения. | Дети обобщают знания об апельсине | Обобщение материала с опорой на мнемотаблицу Приём организации рефлексии «Дерево успеха» | Развитие связной речи Проявление эмоционального отношения к результатам своей работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательский проект для старшей группы детского сада «Этот загадочный Космос»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №14 города Крымска муниципального образования Крымский район...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ , старшая группа
Конспект НОД: ФЭМП (приоритетная образовательная область)Возрастная группа: старшая группаТема: «Кондинские удальцы»Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-...
Технологическая карта познавательно – исследовательской деятельности с детьми старшей группы. Тема: «В гостях у хозяйки научной осенней лаборатории»
МБДОУ НМР РТ № 11Группа№5Старшая группа«Познавательное», «Художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие».«В гостях у хозяйки научной осенней л...
«ПТИЧЬЯ СТОЛОВАЯ» ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
Познавательно-исследовательский проект «Птичья столовая» направлен на обогащение представления детей СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА о зимующих птицах, их образе жизни при сезонных изменения...
Технологическая карта познавательно-исследовательской деятельности, с использованием ИКТ в подготовительной группе
Технологическая карта познавательно-исследовательской деятельности, с использованием ИКТ в подготовительной группе...
проект по познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности старшей группы детского сада "Хочу все знать"
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира....
Технологическая карта познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы по теме «Секреты жителей Королевства неживой природы»
Занятие способствует развитию у детей умения проводить лабораторные опыты и эксперименты согласно определённому алгоритму; умение выражать свои мысли. отстаивать свою точку зрения; осуществлять самоко...