Проектная деятельность "Лес-наше богатство". Презентация занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе. Тема: "Хвойные деревья"
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Проектная деятельность "Лес-наше богатство". Презентация занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе. Тема: "Хвойные деревья"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx2.87 МБ
Файл hvoynye_derevya_zanyatie.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ


Предварительный просмотр:

                     ЗАНЯТИЕ  ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ (открытый показ)

                                       в подготовительной группе № 4

Тема: «Хвойные деревья»

Подготовила и провела  воспитатель   Кузнецова В.Н          

Время проведения:  декабрь 2016г

Цель: воспитание  экологической  культуры  у  детей  6-7 лет.

Задачи:

1. Создать оптимальные условия для организации экологического    воспитания детей.

2. Закрепить у детей  уточнить знания  об охране лесов и правилах  поведения  в  природе; создать экологические плакаты.

3. Закреплять умение детей сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
4. Обобщить знания детей о хвойных деревьях и лесах; уточнить с детьми, какие животные, растения, грибы связаны с елью и   еловыми   лесами.

5. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к лесу и природе в целом.

Дидактическая игра «Есть у елочки друзья» (Наталья Рыжова, д.п.н. центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца)

  Цель игры: помочь ребенку увидеть «за деревьями лес» и помочь понять, как в природе все тесно связано, что произойдет с животными или растениями, если ель исчезнет, почему ели нужно беречь: еловый лес – для одних это дом, для других столовая, для третьих – и то и другое.

 Дидактическая игра «Хвойные деревья» на знание детей хвои деревьев.

Предварительная работа:

- занятия и беседы с детьми; наблюдения на прогулках;

- рассматривание с детьми репродукций с картин И.И.Шишкина и беседы по картинам: «Утро в сосновом лесу», «На Севере диком», «Корабельная роща», «Сосновый бор», «Зима»;

- чтение художественной и познавательной литературы для детей: Т.А.Шорыгина «Беседы о русском лесе» методические рекомендации», Н.Сладков, В.Бианки; М.Пришвин;

- выполнение детьми заданий на листах по данной теме;

- изобразительная деятельность детей – рисунки  « Ветки и шишки хвойных  деревьев»;

- конструктивная деятельность – поделки из природного материала;

- создание фотоальбома силами воспитателей и родителей по темам: «Леса России» и «Поделки из природного материала»;

- создание информационной папки  «Хвойные леса. Это интересно»;

- консультации для родителей.

Ход занятия.

Воспитатель  читает загадку и просит ее отгадать.

               Есть у ребят зеленый друг. Веселый друг, хороший.

               Он им протянет сотни рук и тысячи ладошек          (лес).

  Сегодня наше  занятие посвящено деревьям, которые растут в лесу. А  вот, каким,     вам    придется отгадать. (Воспитатель  читает загадки о хвойных деревьях)

Деревья стройные, прямые,

Как будто стрелы золотые уходят прямо в небеса      (сосна)  (слайд 2).

        Он могуч, прекрасен, щедр: дарит нам орехи

        Прячутся орехи в шишках. Любят грызть их ребятишки       (кедр)   (слайд 3).

Готовясь к зимнему покою, роняет дерево то хвою.

Желтеют иглы, а потом ложатся золотым ковром.

Но с возвращеньем вешних дней иголки вырастут на ней  (лиственница) (слайд4).

         Ее всегда в лесу найдешь, пойдешь гулять и встретишь.

         Стоит колючая, как еж, зимою в платье летнем                (ель)   (слайд 5).

Ветви у нее густые, шишки темно-золотые.

И по форме, и по виду она будто пирамида.

Она пышная, большая наши парки украшает            (пихта)  (слайд  6).

Воспитатель. Вы правильно отгадали все загадки. Дети, о каких деревьях сегодня мы будет беседовать? (хвойных). Назовите известные вам  хвойные деревья (ель, сосна, пихта, кедр, лиственница). А почему эти деревья называются хвойными? (у деревьев вместо листьев хвоя - иголки). Что происходит с хвоей деревьев зимой? (Она остается на деревьях) А разве все хвойные деревья остаются с хвоей? (Нет, у лиственницы хвоя опадает осенью, как у лиственных деревьев.)  А какие вы знаете еще вечнозеленые хвойные растения? (можжевельник и туя) (слайд 7, 9,10)

(Раздается стук в дверь. Входит другой воспитатель и отдает корзину.)

Воспитатель. Ребята, смотрите, какая-то корзина. Интересно, кто нам ее прислал и что в ней лежит? (в корзине лежат: письмо, дидактические игры - панно: «Есть у елочки друзья» и «С какого дерева хвоя»,  шишки еловая, кедровая, лиственничная и сосновая и картинка с шишкой пихты).  А вот и письмо.  Давайте  его прочитаем.

                                         «Здравствуйте, дорогие ребята!

Пишет вам Лесовичек. Я очень хотел придти к вам на занятие, но у меня в лесу много дел. В моем лесу много хвойных деревьев. Я посылаю вам корзинку, в которой вы найдете шишки, картинки и игру. Вместе со своей воспитательницей вы найдете им применение. Приглашаю  всех вас с родителями в мой лес. До встречи!»

(Воспитатель  крепит на магнитной доске д\и  «Хвойные деревья» (панно).  Смотрите, ребята, вам знакомы эти шишки? ( Воспитатель берет по одной шишке (или картинку), показывает  детям;  дети  рассказывают, с какого дерева шишка, находят картинку с изображением дерева на  столе и  крепят ее на магнитной доске), а на  панно  крепят картинку с хвоей  под деревьями и рассказывают, как располагается хвоя  на ветке)

Воспитатель. Молодцы!  Я хочу, чтобы вы ответили на мои вопросы.

  1. На каком хвойном растении растут шишкоягоды ? ( на можжевельнике) (слайд 8)        Какая птица ими питается? (дрозд)
  2. У какого хвойного дерева шишки имеют цилиндрическую форму,  а само дерево имеет форму конуса? (пихта) Как на нем растут шишки? (растут вверх, как свечки)  
  3. Какое хвойное дерево любит солнечный свет? (лиственница)
  4. Как называется лес, в котором растут одни ели? (ельник или еловый бор) (слайд 11)

Одни сосны? (сосняк или сосновый бор)    (слайд 12)

  1. Как называется лес, в котором растут только хвойные деревья? (тайга)  Что означает слово «тайга»? («дремучий»)  (слайд 13)
  2. Чем похожи хвоинки у ели и у пихты (располагаются на ветке по одной). Чем эти хвоинки отличаются? (у ели они колючие, у пихты мягкие и широкие.)
  3. Орехи с какого хвойного дерева любят не только звери и птицы, но и люди? (кедр)  (слайд 14)

Воспитатель.   Молодцы.

                 А сейчас физкультминутка «Ели за окном стоят»

Ели за окном стоят, в небо синее глядят (потягивание и поднимание рук высоко вверх)

Ветки в стороны торчат, белки на ветвях сидят   (руки вперед и в стороны)

Белки прыгают по елкам   (руки на пояс, прыжки на месте),

Собирают белки шишки   (сесть в глубокий присед,  имитация сбора шишек)

Не пугают их иголки – белки – ловкие малышки  (встать, прыжки на месте)

     Ребята, в посылке от Лесовичка есть игра (воспитатель вытаскивает д\и – панно «Есть у елочки друзья»). На Новый год у нас в России принято наряжать елку. У многих дома есть искусственные елки, а кому-то нравится наряжать живую красавицу, от которой идет запас хвои. Но где живую елку можно взять? (можно ее купить на елочном базаре) Правильно. Зеленые красавицы выращиваются в специальных лесничествах, а потом их рубят и привозят на елочные базары. Скажите, а можно ли самому пойти в лес и срубить эту зеленую красавицу? (нет) А вы знаете, почему этого делать нельзя? Вот сейчас вместе и разберемся. Давайте поиграем в игру, которая называется «Есть у елочки друзья» (воспитатель крепит на магнитную доску  д\и - панно). Смотрите внимательно и давайте назовем некоторых  друзей ели и объясним, почему мы так считаем. (Дети вместе с воспитателем играют в игру)

Краткие сведения к игре.

Рысь любит еловые леса, логово рыси спрятано в корнях упавших старых елей.

Заяц-беляк живет и в еловых лесах,  зимой он ест кору и ветки разных деревьев, днем зверек лежит в укромном месте, где много поваленных деревьев.

Бурый медведь  хорошо себя чувствует в глухих таежных лесах, где много поваленных деревьев. Осенью  медведь готовится к спячке, устраивает себе лежбище в густом молодом еловой лесу или около дерева.

Белка  часто скачет по веткам ели. В дуплах, под корнями деревьев, среди мхов зверек запасает на зиму грибы, орехи. На ели белка устраивает особое гнездо из веток, стебельков черники, брусники. Оно похоже на шар с отверстием - входом сбоку. Зимой белка есть не только осенние запасы, но и семена ели, которые достает из шишек, отшелушивая чешуйки; ест и молодые еловые веточки. Иногда ловит мышей, улиток и ящериц.

Клест-еловик  питается семечками еловой шишки, вставляя клюв между чешуйками и отгибая их, ест и почки ели. Клест выводит своих птенцов зимой, строя свое гнездо из мелких веточек, утепляя гнездо мхом, шерстью, перьями. Гнездо прячет у самого ствола, среди толстых веток старых густых елей, укрытых снегом.

Снегирь в марте-апреле улетает из города в хвойные таежные леса. Здесь на горизонтально расположенных ветвях ели вдалеке от главного ствола птица строит гнездо. Птицы питаются семенами различных деревьев, в т.ч. и ели, почками, побегами.

Сорока  Ель очень необходима этой птице: она строит гнездо на ели в глухом ельнике. Свой домик сорока складывает из веток, которые внутри плотно скрепляет глиной. Вход в домик располагается сбоку, а сверху сооружение накрывается колючими еловыми ветками.

Можжевельник – вечнозеленый хвойный кустарник часто растет в еловом лесу, у него есть хвоинки, только они плоские. Шишки можжевельника напоминают ягоды (их называют шишкоягоды). Его ягоды любят многие птицы, особенно дрозды.

Черника  часто встречается в еловом лесу. Ель оберегает чернику от палящего солнца, которое оно не любит, а черника сохраняет для ели влагу. Ягоды едят медведи, глухари и многие птицы.

Кислица (заячья капуста) прекрасно растет в тени елей.

Одноцветка крупноцветковая любит расти среди елей на пушистом ковре из мха. Она неплохо растет и под еловыми лапами, в тени. Цветки очень ароматные: на их запах слетаются шмели, мухи, которые переносят пыльцу.

Зеленый мох  Земля во многих ельниках укрыта мягким ковром из разных мхов. Здесь ползают насекомые, падают семена и листья растений.

Грибы, связанные с елью: 

1.Рыжик еловый растет в молодых ельниках, у него желтовато или синевато - зеленая шляпка. Грибами питаются разные животные, например белочки.

2.Белый гриб еловый  вырастает среди елей.

     Воспитатель. Правильно. Но мы с вами назвали не всех друзей ели. В природе, дети, все тесно связано, если ель исчезнет, что произойдет с животными или растениями? (погибнут), значит, ели  нужно беречь и напрасно их не рубить, ведь еловый лес – для одних это дом, для других столовая, для третьих – и то и другое.

         Берегите елочку, елочку – красавицу!

         И тогда на всей земле красоты прибавится!

Ну и в заключении, уж, если мы сегодня говорим о лесе, то самое время рассказать о правилах поведения в лесу (дети берут картинки «запрещающие знаки» и по ним рассказывают правила поведения).

  1. Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

        Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

        Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь;

        Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.

  1. Ветки дуба не ломай.
  2. Никогда не забывай мусор с травки убирать.
  3. Зря цветы не надо рвать.
  4. Из рогатки не стрелять! Ты пришел не убивать.
  5. Бабочки пускай летают. Ну, кому они мешают!?
  6. Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
  7. Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин дуб и лось.

          Их покой побереги, ведь они нам не враги.

Воспитатель. Молодцы! Я предлагаю вам из шишек от Лесовичка в свободное время сделать поделки. Занятие закончено. Всем спасибо.

Используемая литература

  1. Т.Шорыгина «Беседы о русском лесе» методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с. (Вместе с детьми)
  2. Т.Шорыгина «Деревья,  какие они?» Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003 – 96 с. – (Путешествие в мир природы. Развитие речи.)

                     

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность "Вода-источник жизни". Презентация занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе. Тема: "Три состояния воды"

Проектная деятельность "Вода-источник жизни". Презентация занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе. Тема: "Три состояния воды"...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе на тему "Шиповник"

Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе на тему "Шиповник"...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе на тему "Путешествие по карте Крыма"

Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе на тему "Путешествие по карте Крыма"...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе на тему "Вода вокруг нас"

Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе на тему "Вода вокруг нас"...

Занятие по ознакомлению с природой в подготовительной группе «О чём говорят камни»

Программное содержание: Познакомить с происхождением камней - каменный уголь, мел; Продолжать учить детей проводить исследовательскую работу, опыты;Расширять и закреплять знания свойств песка,...

Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе "Путешествие в природу"

Систематизировать и расширить представления о временах года, некоторых их признаках.Формировать целостный взгляд на природу, ответственное отношение к окружающей среде....

Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе «Знатоки природы»

Цель: создание условий для обобщения знаний детей о растительном и животном мире.Задачи:1) Образовательные: систематизировать знания детей об объектах живой и неживой природы.2) Развивающие: разв...