Проектная деятельность "Лес-наше богатство". Презентация занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе. Тема: "Хвойные деревья"
презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Проектная деятельность "Лес-наше богатство". Презентация занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе. Тема: "Хвойные деревья"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 2.87 МБ |
hvoynye_derevya_zanyatie.docx | 25.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ (открытый показ)
в подготовительной группе № 4
Тема: «Хвойные деревья»
Подготовила и провела воспитатель Кузнецова В.Н
Время проведения: декабрь 2016г
Цель: воспитание экологической культуры у детей 6-7 лет.
Задачи:
1. Создать оптимальные условия для организации экологического воспитания детей.
2. Закрепить у детей уточнить знания об охране лесов и правилах поведения в природе; создать экологические плакаты.
3. Закреплять умение детей сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
4. Обобщить знания детей о хвойных деревьях и лесах; уточнить с детьми, какие животные, растения, грибы связаны с елью и еловыми лесами.
5. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к лесу и природе в целом.
Дидактическая игра «Есть у елочки друзья» (Наталья Рыжова, д.п.н. центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца)
Цель игры: помочь ребенку увидеть «за деревьями лес» и помочь понять, как в природе все тесно связано, что произойдет с животными или растениями, если ель исчезнет, почему ели нужно беречь: еловый лес – для одних это дом, для других столовая, для третьих – и то и другое.
Дидактическая игра «Хвойные деревья» на знание детей хвои деревьев.
Предварительная работа:
- занятия и беседы с детьми; наблюдения на прогулках;
- рассматривание с детьми репродукций с картин И.И.Шишкина и беседы по картинам: «Утро в сосновом лесу», «На Севере диком», «Корабельная роща», «Сосновый бор», «Зима»;
- чтение художественной и познавательной литературы для детей: Т.А.Шорыгина «Беседы о русском лесе» методические рекомендации», Н.Сладков, В.Бианки; М.Пришвин;
- выполнение детьми заданий на листах по данной теме;
- изобразительная деятельность детей – рисунки « Ветки и шишки хвойных деревьев»;
- конструктивная деятельность – поделки из природного материала;
- создание фотоальбома силами воспитателей и родителей по темам: «Леса России» и «Поделки из природного материала»;
- создание информационной папки «Хвойные леса. Это интересно»;
- консультации для родителей.
Ход занятия.
Воспитатель читает загадку и просит ее отгадать.
Есть у ребят зеленый друг. Веселый друг, хороший.
Он им протянет сотни рук и тысячи ладошек (лес).
Сегодня наше занятие посвящено деревьям, которые растут в лесу. А вот, каким, вам придется отгадать. (Воспитатель читает загадки о хвойных деревьях)
Деревья стройные, прямые,
Как будто стрелы золотые уходят прямо в небеса (сосна) (слайд 2).
Он могуч, прекрасен, щедр: дарит нам орехи
Прячутся орехи в шишках. Любят грызть их ребятишки (кедр) (слайд 3).
Готовясь к зимнему покою, роняет дерево то хвою.
Желтеют иглы, а потом ложатся золотым ковром.
Но с возвращеньем вешних дней иголки вырастут на ней (лиственница) (слайд4).
Ее всегда в лесу найдешь, пойдешь гулять и встретишь.
Стоит колючая, как еж, зимою в платье летнем (ель) (слайд 5).
Ветви у нее густые, шишки темно-золотые.
И по форме, и по виду она будто пирамида.
Она пышная, большая наши парки украшает (пихта) (слайд 6).
Воспитатель. Вы правильно отгадали все загадки. Дети, о каких деревьях сегодня мы будет беседовать? (хвойных). Назовите известные вам хвойные деревья (ель, сосна, пихта, кедр, лиственница). А почему эти деревья называются хвойными? (у деревьев вместо листьев хвоя - иголки). Что происходит с хвоей деревьев зимой? (Она остается на деревьях) А разве все хвойные деревья остаются с хвоей? (Нет, у лиственницы хвоя опадает осенью, как у лиственных деревьев.) А какие вы знаете еще вечнозеленые хвойные растения? (можжевельник и туя) (слайд 7, 9,10)
(Раздается стук в дверь. Входит другой воспитатель и отдает корзину.)
Воспитатель. Ребята, смотрите, какая-то корзина. Интересно, кто нам ее прислал и что в ней лежит? (в корзине лежат: письмо, дидактические игры - панно: «Есть у елочки друзья» и «С какого дерева хвоя», шишки еловая, кедровая, лиственничная и сосновая и картинка с шишкой пихты). А вот и письмо. Давайте его прочитаем.
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Пишет вам Лесовичек. Я очень хотел придти к вам на занятие, но у меня в лесу много дел. В моем лесу много хвойных деревьев. Я посылаю вам корзинку, в которой вы найдете шишки, картинки и игру. Вместе со своей воспитательницей вы найдете им применение. Приглашаю всех вас с родителями в мой лес. До встречи!»
(Воспитатель крепит на магнитной доске д\и «Хвойные деревья» (панно). Смотрите, ребята, вам знакомы эти шишки? ( Воспитатель берет по одной шишке (или картинку), показывает детям; дети рассказывают, с какого дерева шишка, находят картинку с изображением дерева на столе и крепят ее на магнитной доске), а на панно крепят картинку с хвоей под деревьями и рассказывают, как располагается хвоя на ветке)
Воспитатель. Молодцы! Я хочу, чтобы вы ответили на мои вопросы.
- На каком хвойном растении растут шишкоягоды ? ( на можжевельнике) (слайд 8) Какая птица ими питается? (дрозд)
- У какого хвойного дерева шишки имеют цилиндрическую форму, а само дерево имеет форму конуса? (пихта) Как на нем растут шишки? (растут вверх, как свечки)
- Какое хвойное дерево любит солнечный свет? (лиственница)
- Как называется лес, в котором растут одни ели? (ельник или еловый бор) (слайд 11)
Одни сосны? (сосняк или сосновый бор) (слайд 12)
- Как называется лес, в котором растут только хвойные деревья? (тайга) Что означает слово «тайга»? («дремучий») (слайд 13)
- Чем похожи хвоинки у ели и у пихты (располагаются на ветке по одной). Чем эти хвоинки отличаются? (у ели они колючие, у пихты мягкие и широкие.)
- Орехи с какого хвойного дерева любят не только звери и птицы, но и люди? (кедр) (слайд 14)
Воспитатель. Молодцы.
А сейчас физкультминутка «Ели за окном стоят»
Ели за окном стоят, в небо синее глядят (потягивание и поднимание рук высоко вверх)
Ветки в стороны торчат, белки на ветвях сидят (руки вперед и в стороны)
Белки прыгают по елкам (руки на пояс, прыжки на месте),
Собирают белки шишки (сесть в глубокий присед, имитация сбора шишек)
Не пугают их иголки – белки – ловкие малышки (встать, прыжки на месте)
Ребята, в посылке от Лесовичка есть игра (воспитатель вытаскивает д\и – панно «Есть у елочки друзья»). На Новый год у нас в России принято наряжать елку. У многих дома есть искусственные елки, а кому-то нравится наряжать живую красавицу, от которой идет запас хвои. Но где живую елку можно взять? (можно ее купить на елочном базаре) Правильно. Зеленые красавицы выращиваются в специальных лесничествах, а потом их рубят и привозят на елочные базары. Скажите, а можно ли самому пойти в лес и срубить эту зеленую красавицу? (нет) А вы знаете, почему этого делать нельзя? Вот сейчас вместе и разберемся. Давайте поиграем в игру, которая называется «Есть у елочки друзья» (воспитатель крепит на магнитную доску д\и - панно). Смотрите внимательно и давайте назовем некоторых друзей ели и объясним, почему мы так считаем. (Дети вместе с воспитателем играют в игру)
Краткие сведения к игре.
Рысь любит еловые леса, логово рыси спрятано в корнях упавших старых елей.
Заяц-беляк живет и в еловых лесах, зимой он ест кору и ветки разных деревьев, днем зверек лежит в укромном месте, где много поваленных деревьев.
Бурый медведь хорошо себя чувствует в глухих таежных лесах, где много поваленных деревьев. Осенью медведь готовится к спячке, устраивает себе лежбище в густом молодом еловой лесу или около дерева.
Белка часто скачет по веткам ели. В дуплах, под корнями деревьев, среди мхов зверек запасает на зиму грибы, орехи. На ели белка устраивает особое гнездо из веток, стебельков черники, брусники. Оно похоже на шар с отверстием - входом сбоку. Зимой белка есть не только осенние запасы, но и семена ели, которые достает из шишек, отшелушивая чешуйки; ест и молодые еловые веточки. Иногда ловит мышей, улиток и ящериц.
Клест-еловик питается семечками еловой шишки, вставляя клюв между чешуйками и отгибая их, ест и почки ели. Клест выводит своих птенцов зимой, строя свое гнездо из мелких веточек, утепляя гнездо мхом, шерстью, перьями. Гнездо прячет у самого ствола, среди толстых веток старых густых елей, укрытых снегом.
Снегирь в марте-апреле улетает из города в хвойные таежные леса. Здесь на горизонтально расположенных ветвях ели вдалеке от главного ствола птица строит гнездо. Птицы питаются семенами различных деревьев, в т.ч. и ели, почками, побегами.
Сорока Ель очень необходима этой птице: она строит гнездо на ели в глухом ельнике. Свой домик сорока складывает из веток, которые внутри плотно скрепляет глиной. Вход в домик располагается сбоку, а сверху сооружение накрывается колючими еловыми ветками.
Можжевельник – вечнозеленый хвойный кустарник часто растет в еловом лесу, у него есть хвоинки, только они плоские. Шишки можжевельника напоминают ягоды (их называют шишкоягоды). Его ягоды любят многие птицы, особенно дрозды.
Черника часто встречается в еловом лесу. Ель оберегает чернику от палящего солнца, которое оно не любит, а черника сохраняет для ели влагу. Ягоды едят медведи, глухари и многие птицы.
Кислица (заячья капуста) прекрасно растет в тени елей.
Одноцветка крупноцветковая любит расти среди елей на пушистом ковре из мха. Она неплохо растет и под еловыми лапами, в тени. Цветки очень ароматные: на их запах слетаются шмели, мухи, которые переносят пыльцу.
Зеленый мох Земля во многих ельниках укрыта мягким ковром из разных мхов. Здесь ползают насекомые, падают семена и листья растений.
Грибы, связанные с елью:
1.Рыжик еловый растет в молодых ельниках, у него желтовато или синевато - зеленая шляпка. Грибами питаются разные животные, например белочки.
2.Белый гриб еловый вырастает среди елей.
Воспитатель. Правильно. Но мы с вами назвали не всех друзей ели. В природе, дети, все тесно связано, если ель исчезнет, что произойдет с животными или растениями? (погибнут), значит, ели нужно беречь и напрасно их не рубить, ведь еловый лес – для одних это дом, для других столовая, для третьих – и то и другое.
Берегите елочку, елочку – красавицу!
И тогда на всей земле красоты прибавится!
Ну и в заключении, уж, если мы сегодня говорим о лесе, то самое время рассказать о правилах поведения в лесу (дети берут картинки «запрещающие знаки» и по ним рассказывают правила поведения).
- Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь;
Испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
- Ветки дуба не ломай.
- Никогда не забывай мусор с травки убирать.
- Зря цветы не надо рвать.
- Из рогатки не стрелять! Ты пришел не убивать.
- Бабочки пускай летают. Ну, кому они мешают!?
- Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
- Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам не враги.
Воспитатель. Молодцы! Я предлагаю вам из шишек от Лесовичка в свободное время сделать поделки. Занятие закончено. Всем спасибо.
Используемая литература
- Т.Шорыгина «Беседы о русском лесе» методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с. (Вместе с детьми)
- Т.Шорыгина «Деревья, какие они?» Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003 – 96 с. – (Путешествие в мир природы. Развитие речи.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность "Вода-источник жизни". Презентация занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе. Тема: "Три состояния воды"
Проектная деятельность "Вода-источник жизни". Презентация занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе. Тема: "Три состояния воды"...
Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе на тему "Шиповник"
Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе на тему "Шиповник"...
Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе на тему "Путешествие по карте Крыма"
Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе на тему "Путешествие по карте Крыма"...
Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе на тему "Вода вокруг нас"
Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе на тему "Вода вокруг нас"...
Занятие по ознакомлению с природой в подготовительной группе «О чём говорят камни»
Программное содержание: Познакомить с происхождением камней - каменный уголь, мел; Продолжать учить детей проводить исследовательскую работу, опыты;Расширять и закреплять знания свойств песка,...
Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе "Путешествие в природу"
Систематизировать и расширить представления о временах года, некоторых их признаках.Формировать целостный взгляд на природу, ответственное отношение к окружающей среде....
Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе «Знатоки природы»
Цель: создание условий для обобщения знаний детей о растительном и животном мире.Задачи:1) Образовательные: систематизировать знания детей об объектах живой и неживой природы.2) Развивающие: разв...