Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе на тему "Путешествие по карте Крыма"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе на тему "Путешествие по карте Крыма"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_po_karte_kryma.docx | 27.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с природой
в подготовительной группе
Тема: «Путешествие по карте Крыма».
Задачи: познакомить с понятием «карта»; расширить знания детей о географическом положении Крыма, о природных зонах родного края, о горных массивах и водной среде полуострова; познакомить дошкольников с художественным произведением, отражающим красоту Крыма; развивать воображение, речь, внимание, память; прививать любовь к природе родного края, воспитывать чувство гордости к родному краю.
Материал: географическая карта Крыма; карточки с изображением крымских пейзажей (степь, предгорье, горы, море), суховея, пожара и степи весной, стрекозы, Сакского соленого озера, животных и растений горного Крыма, предгорья и степей, морских обитателей; карточки желтого, зеленого, коричневого, синего цветов; мешочек; карточки с животными для игры «Найди и обведи»; карточки с заданиями «Охота стрекозы», «Проведи горного благородного оленя до гор», простые и цветные карандаши.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (Ответы детей.)
А вот куда мы с вами отправимся, вы узнаете, отгадав загадку.
Дороги имеются – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя,
Луга есть – косить нельзя,
В реках воды нет. (Географическая карта.)
Воспитатель: Правильно, это карта. (Воспитатель показывает детям географическую карту республики Крым.) Географические карты могут много рассказать о той местности, которая на них изображена. Крым находится на юге России. Это полуостров, он соединен с материком узким перешейком. Посмотрите, какие цвета видны на карте? (Ответы детей.)
Воспитатель: Разными цветами представлены природные зоны полуострова. Зеленая часть обозначает степную зону, желтая – предгорье, а коричневая – горную зону. Синим цветом обозначается водная среда.
– Сегодня мы с вами отправимся путешествовать по карте полуострова Крым. А поможет нам вот этот мешочек. Внутри него карточки определенных цветов (желтого, зеленого, коричневого, синего), которые соответствуют природным зонам. Какая карточка нам выпадет туда и отправимся. А с чего начнем наше путешествие выберет … (вызывается ребенок, который выбирает карточку из мешочка).
ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ
– Пройдемся по ровной степи. Как видите, в большей, центральной части Крым степной. Степь – это равнина, поросшая травой, без деревьев.
В степной зоне теплое, засушливое лето. Часто дуют суховеи. Подумайте, что такое суховеи? (Ответы детей). Суховеи – это жаркие, сухие ветра. Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди здесь редки. Самым страшным бедствием в степях есть пожар.
Весна – чудесное время. Весной степь оживает, зацветает и покрывается нежной зеленью. Как вы думаете почему? (Ответы детей). Земля еще пропитана талой водой. Но летом стоит такая жара, что вода очень быстро испаряется и растения не успевают вдоволь напиться.
Здесь живут степной заяц и лисица, степной хорек, малый суслик, курганчиковая мышь, мышь-полевка. Из пресмыкающихся: степная гадюка и желтопузик. Немалую часть животных живущих в степи составляют птицы, в больших количествах встречаются обитающие здесь несколько видов жаворонка, степной лунь, степная пустельга.
В составе степи преобладают такие степные растения как акация, клен полевой, лох серебристый, тамариск, шиповник и ковыль, типчак, горицвет, пырей, луговой мятлик, клевер, полынь, синеголовник, солеросы.
Воспитатель: Ребята отгадайте загадки о животных, птицах и растениях степи Крыма. Найдите и обведите изображение-отгадки на карточках.
Игра «Найди и обведи».
В норке под кустом
Шевелит хвостом,
Сквозь траву глядится,
Вылезти боится.
(Мышь-полевка).
На полянке у реки
Гордо держат стебельки,
Как фарфоровые чашки,
Белоснежные …
(Ромашки).
Гнездо свое он в поле вьет,
Где плещутся растения,
Его и песни, и полет
Вошли в стихотворение.
(Жаворонок).
Вот шершавый стебелек,
В середине – уголек.
Когда он расцветает,
Степь оживает.
(Тюльпан).
СИНИЙ ЦВЕТ
Воспитатель: Дети, что на карте выделяют синим цветом? (Ответы детей.) Правильно, это вода: моря, озера, реки и водохранилища.
Отправляемся на море. Море – это часть Мирового океана, ограниченная сушей. Полуостров Крым омывается двумя морями: Черным и Азовским. Они соединены Керченским проливом. Черное море очень глубокое, вода в нем соленая, богатая полезными веществами. Азовское море гораздо меньше и мельче Черного, вода в нем теплее и менее соленая.
– Назовите знакомых вам морских обитателей Черного моря. (Ответы детей). Дельфин-белобочка, дельфин афалина, тюлень-монах, каменный краб, морская звезда, медуза, мидии, рапаны, морские коньки, катран, барабуля, ставрида, кефаль, камбала, килька, хамса, бычок-головач, осетр.
Морская вода имеет соленовато-горький вкус, в ней растворено много морских солей, полезных веществ, которые помогают лечить многие болезни. Поэтому многие люди едут отдыхать и лечится к морю. Вот и мы сейчас с вами сделаем разминку, которая так и называется «К морю».
Разминка:
К морю быстро мы спустились,
В волны – прыг и освежились.
Раз, два, три, четыре, пять-
Вот так славно порезвились.
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Все плывем мы как один,
Все плывем мы как дельфин.
Вышли на берег морской
И отправились домой.
Воспитатель: подумайте, о чём ещё может рассказать нам карта Крыма? Что обозначают тонкие синие линии на карте? (Ответы детей.) Правильно, тоненькими линиями на карте обозначаются реки. Все реки начинаются в горах. Одна из самых полноводных рек Крыма Салгир впадает в залив Сиваш, остальные реки – в Черное море. Но, несмотря на большое количество рек, Крым беден пресной водой. Из-за того, что большая часть талой и дождевой воды стекает в море. Для ее сбора и сохранения создаются специальные водохранилища.
– Какой самый известный водоем нашего города? (Ответы детей). Это Сакское лечебное озеро. В Крыму находится много озер-лиманов и соленых озер, из которых с древних времен люди добывали соль. Их вода – «рапа» – содержит много полезных веществ, поэтому является лечебной. Кроме воды чем знаменито наше Сакское лечебное озеро? (Ответы детей) Правильно, кроме воды оно знаменито своими лечебными грязями. Сакское соленое озеро – гигантская природная лаборатория, где готовится чудодейственный бальзам – лечебная грязь. В городе есть историко-краеведческий музей, который рассказывает об истории развития грязелечения.
– Ребята, а есть ли в Саках скважина? Расскажите о ней. (Да, есть. Глубина около 900 метров. У скважины расположен Сакский завод по розливу минеральной воды. В настоящее время эту воду используют для отпуска минеральных ванн, обмывания больных после грязевых процедур. В Саках построены бюветы для отпуска этой воды: бювет минеральной воды и небольшой лечебный бассейн в санатории имени Бурденко).
ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ
А ближе к югу появляются невысокие горы. Это предгорье. Что это за место такое – предгорье? Вслушайтесь в само слово «предгорье». (Ответы детей). Предгорье – это место перед горами, примыкающее к горам. Невысокие горы постепенно переходят в высокие горы.
Предгорье Крыма не имеет своих коренных обитателей. Его животный мир очень походит на фауну лесов, но при этом включает в свой состав представителей степей и гор: заяц-русак, лисица, еж, летучие мыши, белка-телеутка, барсук, каменная куница, мышевидные грызуны, в водоемах многочисленны озерные и речные рыбы. Из пернатых, среди животных горных областей, встречаются такие лесные птицы как иволга, садовая овсянка, малиновка, сорока, западный и восточный соловей, черноголовая славка, стриж. Также разнообразны насекомые степной зоны: кузнечик, кобылка, шмель, бабочка, муравьи и стрекоза, тарантул.
– Взгляните. (Показ). Узнаете это насекомое? (Ответы детей). Это стрекоза. Стрекозы летают, потрескивая крыльями, и держат наготове сложенные сачком сильные волосатые лапы. В них-то и попадает добыча.
За час стрекоза может съесть множество комнатных мух и тут же начнет гоняться за комарами, бабочками и прочей летающей живностью. Погубить хотя бы одну стрекозу это все равно, что выпустить на волю целую тучу кусачих насекомых.
Воспитатель: дети, возьмите простые карандаши и по пунктирной линии проведите путь стрекозы во время охоты за комарами.
Упражнение «Охота стрекозы»
КОРИЧНЕВЫЙ ЦВЕТ
Воспитатель: горы Крыма, обозначающийся на карте коричневым цветом, расположены вдоль южного берега. Кое-где они вплотную подступают к морю. Они, так же как и наш полуостров, называются Крымскими.
– Здесь встречаются пушистые дуб пушистый, клён, липа, граб, осина, ясень, сосны, бук, можжевельник, боярышник, шиповник, барбарис, терн, лещина, сирень, калина, густые заросли кизила и колючего держидерева.
Воспитатель: Давайте охарактеризуем каждое растение.
Дидактическая игра «Подбирай, называй, запоминай»
Дети берут картинку с растениями, называя характерные черты, отвечая на вопрос.
Дуб (какой), можжевельник (какой), сосны (какие), кизил (какой), держидерево (какое).
– Из зверей в Крымских горах можно встретить ласк, лис, барсуков, куниц, благородных оленей и диких кабанов.
Воспитатель: давайте, глазками проводим благородного оленя до гор.
Задание «Проведи горного благородного оленя до гор».
Воспитатель: Взгляните на карту. Наше путешествие по Крыму подошло к концу, карта заполнилась, вы узнали много нового. Ребята, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей.) Теперь на листе бумаги, находящимся перед вами, заштрихуйте карту Крыма зеленым, желтым, коричневым и синим цветом в соответствии с расположением природных зон на карте.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы были внимательны и правильно заштриховали карту нашего полуострова. Наш край богат полями, озёрами, реками, и лесами; природа родного края богата, красива и ее нужно беречь.
Крым-это здравница и это чудо сад,
Крым-это фрукты, это сладкий виноград.
Крым-это море, это райские места
Крым-это южных гор крутая высота.
Крым-это степь и заповедные леса,
Крым-это сказка заглянувшая в глаза!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по теме: «Свойства воды. Круговорот воды в природе»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по теме: «Свойства воды. Круговорот воды в природе» Цель: Сформировать у детей первые представления о круго...
Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе "Наедине с природой"
Конспект занятия по ознакомлению с природой "Наедине с природой"...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе "Крым-Россия едины"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе "Крым-Россия едины"Автор работы: Абдурагимова З.И., воспитатель МБДОУ ДСКВ "Югорка" Крым –Россия...
Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе на тему "Шиповник"
Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе на тему "Шиповник"...
Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе на тему "Вода вокруг нас"
Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе на тему "Вода вокруг нас"...
Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе "Путешествие в природу"
Систематизировать и расширить представления о временах года, некоторых их признаках.Формировать целостный взгляд на природу, ответственное отношение к окружающей среде....
Конспект занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе «Знатоки природы»
Цель: создание условий для обобщения знаний детей о растительном и животном мире.Задачи:1) Образовательные: систематизировать знания детей об объектах живой и неживой природы.2) Развивающие: разв...