Приобщение дошкольников к природе через проектную деятельность
консультация по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Данная информация поможет педагогам ДОУ увлекательно, интересно и непринужденно организовывать деятельность дошкольников по ознакомлению и приобщению к миру природы. Воспитывать бережное к ней отношение, используя исследовательские, познавательные и творческие проекты. Стоит только попробовать и "натолкнуть" ребятишек в нужное "русло", а после идеи Вам будут подавать малыши и их родители. Удачи!!!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_k_prirode.docx | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение дошкольников к природе
через проектную деятельность
“Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума”.
В.Сухомлинский.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, прозрачная вода и зелёная трава, белый снег и пушистые облака.
Проектно–исследовательская деятельность вызывает у ребёнка неподдельный интерес к природе, даёт возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. Поэтому она занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.
В проектно–исследовательской деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно–следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире.
Задачами организации проектной деятельности в экологическом воспитании являются:
Формирование экологических представлений у дошкольников;
• Формирование предпосылок поисковой деятельности;
• Проявление инициативности;
• Развитие умения находить решение проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
На слайдах перечислены задачи, специфичные для младшего и старшего дошкольного возраста.
Использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников является наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников:
- Педагог имеет возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем.
- Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания.
- Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.
Проекты могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными; их длительность определяется коллективом участников проекта в зависимости от решаемых задач.
Экологические проекты в ДОУ.
Основные требования к использованию метода проектов в детском саду:
1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
2. Проект – это “игра всерьез”, результаты которой значимы для детей и взрослых.
3. Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.
В работе с дошкольниками выделяют следующие этапы проекта:
1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
- Сотрудничество с родителями
- Подготовка материалов и оборудования
- Работа с литературой
- Подготовительная работа с детьми
- Выбор объекта исследований
2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
- Исследовательская деятельность детей обязательно сочетается с рисованием, лепкой, сочинением рассказов, сказок, играми и другими видами детской деятельности. Большое внимание уделяется эмоциональному восприятию природы в целом, умению видеть ее красоту и сопереживать. Дети также участвуют в трудовой деятельности и в случае необходимости оказывают помощь, создавая благоприятную среду (уход за деревом, изготовление кормушек, скворечников и т.п.).
3-й — обобщающий (заключительный)
- Третий этап экологического проекта предполагает анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности, закрепление знаний, поведенческих навыков детей (презентация). На этой же стадии разрабатываются различные рекомендации.
Этапы разработки и проведения проекта:
1. Педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей.
2. Вовлекает дошкольников в решение проблемы (обозначение “детской цели”).
3. Намечает план достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей.
4. Обсуждает план с семьями воспитанников.
5. Вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта и вывешивает ее на видное место.
6. Совместно с родителями и детьми собирает информацию, материал по проекту.
7. Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки – все мероприятия основной части проекта.
8. Дает домашние задания и детям, и родителям – выполнение самостоятельных творческих работ (поделки, рисунки, альбомы, приложения, поиск материала, информации).
9. Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН).
10. Совместно с детьми составляет книгу или альбом по выполненному проекту.
Рекомендации педагогам: К любым наблюдениям детей следует относиться серьезно, и при этом хвалить их как можно чаще. Дети должны почувствовать всю значимость своей деятельности. Подобное отношение взрослого является прекрасным стимулом развития познавательного интереса ребенка.
- Необходимо проявлять доброжелательность и заинтересованность в отношении детских исследований. Недопустимо говорить, что ребенок что-то выполнил неправильно, а его действия являются ошибочными. Это может привести к исчезновению у ребенка интереса к его работе. В случае, если кто-то из детей допустил ошибку, сделал неверные выводы, не нужно акцентировать на этом внимание, а лучше незаметно, совместно с ребенком при помощи наводящих вопросов проанализировать его деятельность так, чтобы ему стало самому понятно, где и в чем он не прав. Дети не должны бояться ошибиться в процессе исследований, к тому же стоит иметь в виду, что одни и те же явления и процессы можно рассматривать с разных сторон.
- Работу следует организовать так, чтобы у каждого ребенка было желание участвовать в исследовательской деятельности, проявлять инициативу, чтобы дети осознавали, что экологический проект содержит такие задания, которые будут для него интересны и которые никто кроме него, не сможет выполнить.
- Необходимо предоставлять детям свободу выбора. Несмотря на то, что в проекте существует ряд заданий, которые выполняются всеми участниками проекта, кто-нибудь из детей может внести свое предложение: осуществить наблюдение, сделать рисунки. Свобода выбора должна реализовываться и в процессе определения объекта исследования. В действиях детей должна проявляется их индивидуальность. Разнообразные работы, в основе которых лежат самостоятельные разработки, гораздо интереснее сравнивать и обсуждать.
- Нужно стремиться постоянно поддерживать интерес детей к окружающей их природе, детскую любознательность, которые являются характерными для данного возраста. Сохранение этих качеств является залогом успешной реализации проекта.
- В процессе выполнения исследовательской деятельности должны быть максимально задействованы все органы чувств ребенка: зрение, слух, обоняние, осязание. При этом с помощью соответствующих заданий необходимо развивать и эмоциональную сферу детей.
- Необходимо помочь детям увидеть необыкновенное в повседневном и обыденном.
- Следует стремиться развивать творчество и фантазию. Не страшно, если дети будут дополнять реальные исследования придуманными рассказами, не следует уличать их при этом во лжи.
- Необходимо стараться привлечь к участию в проекте членов семьи ребенка. Многие родители могут заинтересоваться исследованиями, а работа в рамках проекта будет способствовать формированию и поддержанию семейных традиций, сотрудничеству детей и родителей.
Список литературы:
1. Белолуцкая Ф. К. Организация детской проектной деятельности в детском саду // Мозаика-синтез. – М., 2009.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2015. – 64 с.
3. Гулидова Т.В. Проектная деятельность в детском саду: организация проектирования, конспекты проектов. – Волгоград: Учитель. – 135 с.
4. Колпачникова О. В. Метод проектов в экологическом воспитании дошкольников//Воспитатель ДОУ, 2009. – № 3
5. Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду //Учитель. – Волгоград, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у детей дошкольного возраста представление о взаимосвязи человека и природы через проектную деятельность.
Методическая разработка по теме "Фомирование представления о взаимосвязи человека и природы через проектную деятельность"...
Педагогический совет "Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность"
Сегодняшний день выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Изучать и рассматривать эти задачи лучше вс...
"Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность"
Опыт работы воспитателя...
Консультация для воспитателей «Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность»
Актуальность, цель и задачи экологического воспитания.Примерная структура экологических проектов....
Приобщение дошкольников к природе через русское народное творчество.
Все мы, ныне живущие, в ответе за родную природу. И как мы к ней будем относиться, будет зависеть, что останется нашим потомкам....
«Ребенок познает мир природы через проектную деятельность»
Значение проектной деятельности в познавательном развитиии ребенка-дошкольника. Разнообразие проектов и их содержания...
ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В статье представлена актуальность формирования потребности в здоровом образе жизни, обеспечение охраны и укрепление здоровья детей уже в дошкольном возрасте. По мнению автора решать...