ОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Родословная- старинная русская традиция".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Максеева Александра Владимировна

 Программное содержание:

Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий, о традициях и обычаях.

Закреплять представления о родственных отношениях.

Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, родным, родственникам, предкам.

Воспитывать уважительное отношение к страшим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_v_pod.gr_rodoslovnaya.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ"Детский сад с.Вязовка Татищевского муниципального района Саратовской области"

ОД  по познавательному развитию в подготовительной группе

"Родословная- старинная русская традиция".

                                                                          Подготовила и провела                                

                                                                         воспитатель: Максеева А.В.

2016 г.

 Программное содержание:

Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий, о традициях и обычаях.

Закреплять представления о родственных отношениях.

Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, родным, родственникам, предкам.

Воспитывать уважительное отношение к страшим.

ОД:

-Ребята, как вы думаете, что изображено на этой картинке?(семья)

-А как вы думаете, что такое семья? ( семья- это люди, которые состоят в родственных отношениях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, относятся друг другу уважительно, говорят друг другу ласково)

            Семья объединяет  родных: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев, сестёр. Это наши родные, родственники, родня.

            Девочки читают стихотворение «Что такое семья?» Воронковой.

Что такое семья?

Папа, мама и я

И сестрёнка моя-

Вот и вся у нас семья!

-Ну а как же бабушка?

-Ну а как же дедушки?

Что такое семья?

Папа, мама и я,

Баба Зоя, баба Зина

Дедушки: Егор, Василий

И сестрёнка моя-

Вот и вся моя семья…

-Ну а как же дяди?

-Ну а как же тёти?

Что такое семья?

Папа, мама и я,

Баба Зоя баба Зина,

Дедушки: Егор, Василий,

Тётя Аня, тётя Таня,

Дядя Вова, дядя Ваня

И сестрёнка моя-

Вот  и  вся моя семья..

А братишек и сестрёнок всех двоюродных позвать-

Так до вечера считать…

Ребята, как вы считаете, все ли персонажи этого стихотворения являются членами одной семьи? Все ли они родня? ( Да, они все родственники)

          В  нашей группе много ребят. У каждого из вас есть своя семья, как вы думаете, семьи все одинаковые? Или может они разные? Чем они отличаются?

Семьи все разные- бывают большие и маленькие. Люди из разных семей отличаются фамилиями, именами, внешностью, они живут в разных домах.

Семья- это самое главное и дорогое, что есть у человека!

Ребята, мы с вами говорили о семье, читали стихотворение. А теперь поговорим о семье которая жила в старину. Рассмотрите рисунок. Что изображено на рисунке? Этот рисунок отражает современную жизнь или рассказывает о прошлом? (одежда у людей необычная , старинная) Какую одежду носили в старину люди? (мужчины носили длинные рубахи с поясом, женщины сарафаны, повязывали на голову платки).

          Как вы думаете, люди, изображенные на картине живут в современной квартире? ( нет, они живут в избе)

Ребята, а здесь находится изба или квартира? (изба). А что нам подсказывает, что это изба? ( в избе есть деревянные стены, печь). В каждой крестьянской избе была печь, она согревала избу, в ней готовили еду. Какие старинные предметы мы видим? (деревянные ложки, глиняные горшки, ухват, прялка).Прялка- удивительный предмет. Она нужна для того, чтобы пясть пряжу- нитки.

           Итак, благодаря рисунку, нашей избе, мы можем представить , что попали в прошлое, оказались в старинной избе.

Как вы думаете, люди, изображенные на рисунке, чужие или родные друг другу? (родные).

           Как можно назвать их единым словом? (это семья).Есть такая пословица о семье "Вся семья вместе и душа на месте".

           Посмотрите внимательно и найдите на рисунке самых старших членов семьи. Кто всех старше в этой семье? ( дедушка и бабушка). Здесь находится отец. Как вы думаете , кем он приходится бабушке и дедушке?( он их сын).

           Кто стоит возле отца? (его сыновья, внуки, бабушки и дедушки).Как вы думаете, почему молодые люди стоят? ( они выражают своё уважение старшим членам семьи)

             В старину почитали и уважали старших, слушались их, не смели им перечить, не перебивали их. Родители , дедушки и бабушки учили детей и  внуков всему , что умели сами , передавали им свой жизненный опыт. Дети обращались к своем родителям на "вы", с почтением , уважительно. Отца величали - батюшкой, мать - матушкой. Дети во всём помогали родителям .

            Ребята, а что означает слово "племянница" племянник" ?Какие родственные отношения они объясняют? (племянники - это дети братьев или сестёр родителей).

Кем приходится эта маленькая девочка брату и сестре отца? (она их племянница)

Кем  приходится эта девочка бабушке и дедушке (она внучка дедушке и бабушке).Как вы думаете, у этой девочки есть родители? (да, у неё есть мама и папа) Кто-нибудь из её родителей изображён на рисунке? ( да мама и папа)

          Семьи в старину были  очень дружные, Родственники всегда помогали друг другу. Пока отец с матерью были заняты, ездили в город на ярмарку, за их дочерью присматривали родные: сестра, брат, то есть дядя и тётя девочки.

           Люди были отзывчивыми, как говорили хлебосольными.

Гостей встречали хлебом и солью. Любили веселье, игры, пляски, хороводы.

Такие были в старину обычаи и традиции.

         Вот и сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру "Плетень".

Игра "Плетень"

        Ребята у русского народа много обычай и традиций.

Обычай  - это то, что принято делать обычно, по привычке, каждый день.

Традиции - это издавна принятые обычаи.

становились традициями.

         Давайте поговорим, какие были обычаи, в старину?

(Дети уважали старших, люди были трудолюбивыми, дружными, гостеприимными, обращались друг к другу ласково, с уважением, помогали друг другу).Как  обращались друг к другу в семье? Как ласково уважительно называли маму, папу, других членов семьи?(матушка, батюшка, сестрица, братец, тётушка, дядюшка)

         Какие хорошие замечательные обычаи! Мы стараемся им следовать, поддерживаем традиции . В старину люди очень очень хорошо знали своих родных, родственников, предков.

         Предки - это наши родные. которые жили до нас, в перёд нас, перед нами.

        Мы - их потомки, мы живём потом. после них. Кто мы нашим предкам? (потомки).

       Дедушки и бабушки рассказывали внукам о своих родителях, дедушках и бабушках,  то есть о предках. Этой традиции тоже  нужно обязательно следовать, стараться как можно больше узнать о своих предках, сохранять память о них.

       Что нужно знать, чтобы рассказать другим людям о членах семьи, о своих родных, родственниках, предках? (их имена, отчества, фамилии)

       Действительно. прежде всего. нужно знать имена, отчества, фамилии своих родных. Но этого тоже недостаточно. Хорошо если со временем вы узнаете, где они родились, жили работали, каких успехов достигли.

       Как вы думаете, у людей, изображённых на рисунке есть имена?

(конечно, у них есть имена).Мы не знаем как их звали, но мы можем придумать каждому из членов этой семьи имена, старинные, красивые как в сказках.

Какие старинные имена вы знаете? (Василий, Пётр, Иван, Фёдор, Никита , Николай, Данила, Алексей, Федот, Демьян, Яков, Матвей)

Это старинные мужские имена.

        А какие старинные женские имена вы знаете?

(Матрена, Мария, Анна, Татьяна, Дарья, Груня, Алёнушка, Ольга, Арина, Ульяна, Варвара, Прасковья, Лукерья)

       Не имя красит человека, а человек имя. От того, каков человек, зависит отношение к нему окружающих. Если постоянно делать добрые дела, вас станут уважать, запомнят по добрым делам и поступкам.

      Давным - давно у людей не было фамилий, а били только имена. Но одинаковые имена встречаются очень часто, а чтобы было понятно, о ком идёт речь, люди использовали отчества, прозвища  ремесла, которыми эти люди занимались,

     Например: предком одной семьи был дедушка по имени Платон. Сына его на селе люди могли называть так: Иван, Платонов сын, а внучку - Дарья Платонова. Так от имени дедушки Платонова произошла фамилия Платоновы.

А вот другой пример: на селе жил искусный кузнец. Он передал своим потомкам не только секрет своего мастерства, но от его кузнечного мастерства, его профессии произошла фамилия Кузнецовы. На селе могли говорить: Лукерья, кузнецова дочь или Петр кузнецов сын, Так появился род Кузнецовых.

     Род объединяет родственников, имеющих одну и ту же фамилию.

С давних времён существовал обычай вести свою родословную.

Родословная - что это такое? (это слово о роде, рассказ о своей семье, родственниках, предках).

      Родословная рассказывает об истории семьи. Сегодня мы с вами попробуем  составить родословную семьи Беликовой Арины.

Как вы думаете, с кого следует начать составлять родословную? (с дедушек и бабушек) Почему нужно начать с дедушек и бабушек ? ( потому что они самые старшие в семье)

       Арина прикрепляет к родословному дереву фотографии членов своей семьи в следующем порядке: дедушки, бабушки, отец, мать , брат отца, сестра, племянница.

Дети на примере Арининой семьи мы с вами построили родословное дерево.

У нас получилась схема родственных отношений.

      Фотографии мы выложим рядами. Каждый их этих рядов указывает на поколение дедушек и бабушек, поколение родителей, поколение детей.

      Поколение объединяет людей примерно одного одного возраста, сколько поколений семьи Беликовых получилось? ( три поколения)

     Ребята, в родственных отношениях разобраться бывает непросто.

Послушайте стихотворение.

"Кто кому кто?" Я. Аким.

- Бабушка, бабушка, я, чья дочка?

-Ты, Федина дочь, моего сыночка.

-Мой папа большой, а совсем не сыночек.

-Сыночек. Брат четырёх моих дочек.

Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?

-Да разве у дочки мы были? У тети.

Тётю твою я в люльке качала.

-Бабушка. Стой, объясни все с начала.

Кто мне Наташа и два ее братца.

-Ладно, попробуем разобраться. Их мама,

Племянница мужа сестре. Маленькой ох была

И шустра! А ты им доводишься...хитрое дело..

-Бабушка, что-то у нас пригорело!

-Тьфу ты, пока соображала,

Все молоко из кастрюли сбежало.

       Ребята что нового мы узнали на занятии?

( узнали, как жили люди, наши предки, в старину, какие у них были обычаи)

Познакомились  с замечательной старинной  традицией  -  ведение  родословной . Что такое родословная? ( это рассказ о своей семье, о родственниках, о предках)

       О своих родных, о семье можно рассказать словами , а можно создать красивый образ - цветок, дом, корабль. Мы сегодня создали родословное дерево семьи Беликовых.

Старинная русская пословица гласит: " Русский человек без родни не живет"

Поинтересуйтесь у родителей, какие ещё родственники у вас есть .

        Семейные дружные отношения нужно ценить, поддерживать обычаи и следовать хорошим традициям наших предков: быть отзывчивыми, добрыми, гостеприимными (или как говорили раньше - хлебосольными) , надо уважать старших, относится к ним с почтением. И тогда каждый сможет сказать: семья Руссу, Беликовых, Михайловых....большая, веселая и дружная"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно - речевому развитию в подготовительной группе "Родословная - старинная русская традиция"

Закрепить имеющиеся у детей знания о родственных отношениях; формировать элементарные представления о том, что такое род, родословная; о происхождении фамилий, о традициях и обычаях; воспитывать...

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы "Родословная - старинная русская традиция"

Конспект занятия, посвящённого воспитанию любви и уважения к членам своей семьи....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию в подготовительной группе «Старинные русские игры в жизни детей»

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности  дошкольника. Слагаемыми физической культуры являютс...

«Родословная – старинная русская традиция» Конспект занятия в подготовительной группе

Занятие, закрепляющее имеющиеся знания о родственных отношениях; формирующее элементарные представления о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий, традициях и обычаях;Продолжение раз...

Познавательное развитие в средней группе "Отражение русских традиций в народном костюме Белгородской области"

Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников средней группы на тему "Отражение русских традиций в народном костюме Белгородской области"....

Конспект занятия по ознакомлению с социальным миром на тему "Родословная - старинная русская традиция" (Образовательная область «Познавательное развитие») для детей подготовительной группы

Цель: закрепление у детей представлений о родственных отношениях.Задачи:Образовательные:1. Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословия, о традициях и обычаях.Развивающие:1...