Конспект занятия "Путешествие на воздушном шаре"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Дети дошкольного возраста любознательны и пытливы, поэтому я  часто применяю метод экспериментирования. На этом занятии, ребята с удовольствием принимали участие в проведении оытов, наблюдая за свойствами воды.Недаром  ещё В.А.Сухомлинский сказал: "Ребёнок по своей природе - пытливый исследователь,открывающий мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_vozdushno_share.docx400.04 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ  Теремок №5

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

               

          Старшая группа.

Воспитатель :

Щетинина Т.

Шира

Тема:

 

 (опыты)

Образовательная область: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».

Цель:  создать условия для формирования  основ естественно-научных и экологических знаний.

Задачи:

1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Стимулировать умение самостоятельно анализировать, делать выводы, гипотезы.

 2.Закрепить и расширить представление детей о свойствах воды, льда.

 3.Воспитывать любознательность, наблюдательность.

Предварительная работа: экологические  наблюдения  на прогулках, проведение опыта со снегом, чтение детской литературы .

Оборудование: Воздушные шары, пластмассовые бутылки, тазики с горячей и холодной водой; изображение воздушного шара, соль, песок, ложки, стаканчики для каждого, емкость для воды (колбы, пробирки, бутылки, банки), лед, карточки-схемы.

Виды деятельности: экспериментально-опытная, игровая, коммуникативная, трудовая.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Маме к конкурсу\документы на конкурс\Изображение 986.jpg

Ход непосредственно- образовательной деятельности.

1.    Вводная часть.  

 Ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на воздушном шаре. Вы согласны? Но нам в пути нужен важный помощник: о нем говорится в загадке:

      Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь

Невидимка он и все же

         Без него мы жить не можем   (воздух)

Воспитатель открывает изображение воздушного шара.

Как вы думаете, зачем под шаром расположена горелка? (предположения детей).

Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, если его нагреть.

       (проводит воспитатель)

Пустой воздушный шарик надеть на горлышко пластмассовой бутылки. Подержать её в течение 1 минуты в горячей воде

-Что вы видите? (шарик надувается)

Это происходит потому, что воздух в бутылке нагревается, расширяется и заполняет шарик, и он надувается.

Воспитатель ставит бутылку с шариком в холодную воду.

-Что вы видите? (шарик сдувается)

-Как вы думаете, почему так происходит? (предположения детей).

Итак, воздух при охлаждении сжимается и выходит их шарика - он сдувается.

-Зачем же нужна горелка воздушному шару? (ответы детей).

Вывод: При нагревании воздух расширяется и заполняет шар. Когда горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается - шар сдувается и медленно опускается вниз.

Ну, что же, а сейчас отправляемся в полет!

-5,4,3,2,1 Пуск!- полетели (звучит музыкальная  фонограмма).

2.   Основная часть.

-Посмотрите на глобус. Так выглядит наша Земля из космоса. Что на глобусе обозначено синим цветом? (океаны, моря, реки – т.е. вода)

(вспомнить о том, что бывает пресная и соленая вода)

Ребенок читает стихотворение о воде

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, море, океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае

Мы её не замечаем.

Мы привыкли, что вода,

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться,

Смею, я вам доложить-

Без воды нам не прожить!

-И, правда, без воды жизнь представить сложно. Человек без пищи может прожить 3-4 недели, а без воды – всего 3 дня!

Внимание! Вот мы и прилетели. Приземляемся. Посмотрите, кто же это нас встречает? (это Водяной)

Водяной: Здравствуйте! Очень рад вас видеть!

Я так люблю шлепать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться. После этого на руках и на ногах в солнечных лучах переливаются прозрачные капельки. Только мне не понятно, куда потом исчезает эта вода? (Смотрит на свои руки)

Воспитатель: Попробуем ответить на вопросы Водяного. Для этого нужно вооружиться вниманием и терпением. Водяной, ребята расскажут тебе, каким чудесными свойствами обладает вода.

 (запах)

Взять стакан с чистой водой и понюхать её (дать нескольким детям понюхать)

-Имеет ли вода запах? (нет, вода не пахнет, не имеет вкуса)

Вывод: Вода не имеет запаха, не имеет вкуса (карточка схема)

 (прозрачность)

Поставить на стол стакан с водой и стакан с молоком. В оба стаканчиках положить ложечки.

- В каком из стаканчиков они видны? А в каком – нет? Почему?

Вывод: Вода прозрачная, а молоко нет (карточка- схема)

- Ребята, как вы думаете, что было бы если бы речная вода была не прозрачной, а молочной? ( Вспомнить сказку о молочной реке с кисельными берегами).

-Могли ли рыбы и другие морские животные жить в таких молочных реках? (Морские обитатели бы в такой реке ничего бы не увидели, ведь молоко не прозрачное.  Рыбы и другие жители  могли врезаться в мосты, друг в друга, в корабли).

- Смогла бы рыбка спрятаться в молочной реке от такого врага, как щука? (но ведь в  такой реке и щука ничего не увидит и умрет с голоду).

 (растворимость)

Положить в стакан ложку сахара или соли, размешать.

Что произошло?(сахар растворился)

В другой стакан положить обычный песок, - растворился песок? (нет)

- А что было бы, если бы на дне реки был сахарный песок?(он растворился в воде и на дно реки нельзя было бы встать)

Практическая работа: Воспитатель предлагает растворить акварельные краски или гуашь в стаканчике с водой (каждый ребенок подходит к столу и растворяет гуашь в стакане с водой)

- Почему вода стала цветная? (Краска в ней растворилась)

Вывод: Вода является растворителем для некоторых веществ.

 (форма)

-Дети, скажите, а имеет ли вода определенную форму?

Воспитатель разливает воду по разным сосудам (колбы, бутылки, банки)

- Какую форму приняла вода? (форму той посуды, в которую её налили.)

Вывод: Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в которую её налили. (Схема- карта)

 (пар-это тоже вода)

Воспитатель: - Возьмем чайник, включим в розетку. Из носика идет пар. Поместим над паром зеркало. На нем выступят капельки воды, показать детям.

- Водяной, ребята! Посмотрите на лед. Лед – это тоже вода, но замерзшая.

-Что произошло со льдом? (он растаял)

Водяной: Он похож на сосульку. Я видел на крышках. Я люблю её есть. Она похожа на конфету!

Воспитатель: Что ты, Водяной! Сосульки нельзя есть. Они же грязные и холодные. Ребята, а вы знаете, что сосульки не едят? (ответ детей)

Водяной, пообещай нам, что больше не будешь никогда сосать сосульки как конфеты.

Водяной: Что вы! Я больше никогда не буду их есть. Оказывается они очень грязные -  можно заболеть, а ещё можно заболеть из-за того, что они холодные.

Воспитатель: Ребята! Давайте повторим для нашего гостя все свойства воды, о которых мы сегодня узнали. (дети передают клубок знаний  друг другу и перечисляют свойства воды).

Водяной: Спасибо вам ещё раз. Я запомню все свойства воды и никогда их не забуду (уходит).

Воспитатель: А нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в воздушном шаре. Итак,  считаем до трех и в путь. (звучит музыкальное сопровождение).

3.   Рефлексия

Человек! Запомни навсегда:

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь её и береги!

Мы ведь на планете не одни!

Дети, с какими свойствами воды мы  сегодня познакомились?

Что вам больше всего понравилось в этом путешествии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект праздника «Праздник воздушных шаров» в первой младшей группе

Конспект праздника «Праздник воздушных шаров» в первой младшей группе...

Конспект "Путешествие на воздушном шаре"

Конспект организованной образовательной деятельности  во второй младшей группе "Путешествие на воздушном шаре"Цель: Обогащение чувственного опыта детей.Задачи:-...

Конспект развлечения "Праздник воздушных шаров"

Цель развлечения: создание радостного, праздничного настроения у детей; развитие двигательной активности; воспитание чувства взаимовыручки, дружбы, веселого настроения....

Конспект занятия "Красивые воздушные шары"

Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе " Красвые воздушные шары" (программа Л. Н. Коротовски")...

Конспект праздника «Праздник воздушных шаров» во второй младшей группе

онспект праздника «Праздник воздушных шаров» во второй младшей группесоставила и провела воспитатель :Сальникова.Д.В...

Методическая разработка конспекта "Путешествие на воздушном шаре"

Конспект  занятия по ЗОЖ  с элементами рисования "ЭБРУ"...