Экологический проект «Юный эколог»
проект по окружающему миру на тему
В настоящее время экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны экологически образованные и воспитанные люди. Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. От того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. Воспитание основ экологической культуры дошкольников будет проходить результативно, если педагог будет использовать деятельностный подход обучения, акцент на обучение через практику, продуктивную работу детей в группах, развитие самостоятельности и личной ответственности за принятие решений, использовать личностно – ориентированную модель общения между педагогом и ребенком, привлекать к решению поставленных задач родителей воспитанников, т.е. использовать проектный метод во всех возрастных группах «МАДОУ «Детский сад №20 «Золушка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt._yunyy_ekolog.docx | 62.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕГОРОДА НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД № 20 «ЗОЛУШКА»
Экологический проект
«Юный эколог»
Автор и руководитель проекта:
Перемитина Марина Вячеславовна,
старший воспитатель
Нефтеюганск, 2017
Информационная карта проекта:
1 | Полное название проекта | «Юный эколог» |
2 | Специализация проекта | Экологический проект |
3 | Образовательные области | Интеграция «Познание», «Художественно-эстетическая», «Социально-коммуникативная», «Речевая» |
4 | Тип проекта | Познавательно-исследовательский |
5 | По времени продолжения | 1 год |
6 | По характеру контактов | в контакте с семьей и воспитателей |
7 | Участники проекта: | 1.Воспитанники всех возрастных групп Учреждения. 2.Педагогические работники. 3.Родители (законные представители) |
8 | География проекта | МАДОУ «Детский сад №20 «Золушка», г. Нефтеюганск |
9 | Краткое описание проекта | В настоящее время экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны экологически образованные и воспитанные люди. Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. От того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. Воспитание основ экологической культуры дошкольников будет проходить результативно, если педагог будет использовать деятельностный подход обучения, акцент на обучение через практику, продуктивную работу детей в группах, развитие самостоятельности и личной ответственности за принятие решений, использовать личностно – ориентированную модель общения между педагогом и ребенком, привлекать к решению поставленных задач родителей воспитанников, т.е. использовать проектный метод во всех возрастных группах «МАДОУ «Детский сад №20 «Золушка» |
10 | Эффективность проекта | Систематическое использование проектной технологии в воспитании экологической культуры дошкольников во всех возвратных группах позволяет достичь поставленных целей, опираясь на интерес дошкольников и сотрудничество с родителями; через понимание и осознание причинно – следственных связей в природе, дети познают нормы экологически грамотного безопасного поведения в природе. |
Пояснительная записка
Экологическое образование и воспитание дошкольников является чрезвычайно актуальной проблемой настоящего времени. От экологического мировоззрения, экологической культуры людей зависит, можно ли будет вывести человечество и планету из того катастрофического положения, в котором они находятся сейчас.
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Большую роль в экологическом воспитании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети, особенно «северные дети», имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Дети неплохо знают растения и животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения неэффективен без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Нельзя изучать природу по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. В нашем детском саду создана система экологического воспитания дошкольников, которая основана на интеграции экологического воспитания во все виды детской деятельности и ориентирована на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях.
Работа по развитию познавательной активности детей, через экологическое воспитание строится с учетом интересов и потребностей воспитанников, пожеланий родителей (законных представителей), с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. С учетом принципа интеграции образовательных областей, на принципе комплексно-тематического построения образовательного процесса, проектном методе, позволяет решать задачи совместной деятельности взрослых и детей, а также самостоятельной деятельности детей, не только в образовательной работе, но и в режимных моментах.
Цель: Воспитание основ экологической культуры личности, воспитанию у дошкольников эстетических качеств, а именно формирование начал экологической культуры, практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Задачи:
•Формировать основы экологической культуры дошкольников: экологических представлений, знаний о ценностях природы и правилах поведения в ней;
•Популяризировать экологическое образование и воспитание дошкольников;
•Развивать познавательно – поисковую деятельность воспитанников, способность к наблюдениям и моделированию;
•Обогащать воспитанников знаниями о природе, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.
•Формировать познавательно – исследовательскую деятельность воспитанников в процессе проведения опытно – экспериментальной работы.
Пути реализации экологической работы в ДОУ:
- создание условий (экологизация развивающей среды, программно-методическое обеспечение);
- повышение экологической грамотности педагогов;
- обновление содержания, форм и методов работы с воспитанниками;
-активизация экологического просвещения родителей (законных представителей).
-экологические мероприятия повысят у дошкольников познавательный интерес к окружающему миру, осознание ребёнком собственного «Я» как части природы. Дети узнают что такое мусор и отходы, и в чем разница, как сохранить природу и сделать мир краше. Данная деятельность создаст условия развития, социализации, успешности ребенка в будущем, его личного развития.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
- выбор темы проекта;
- составление плана мероприятий с воспитанниками и родителями (законными представителями);
- подборка соответствующих методических пособий;
- работа с интернет – ресурсами;
-участие во Всероссийской экологической акции «Спаси и сохрани»
Основной этап:
1 блок – работа с воспитанниками всех возрастных групп Учреждения – повышение познавательной активности детей через экологическое воспитание.
2 блок – работа с родителями (законными представителями), задачи которого являются – повышение информационной культуры, повышение уровня экологических знаний родителей.
3 блок – работа с социальным окружением.
Этапы реализации проекта:
Схема 1
План реализации экологического проекта «Юный эколог»
в МАДОУ «Детский сад №20 «Золушка»
Срок проведения | Название акции | Основные мероприятия
|
1 блок Работа с воспитанниками | ||
Сентябрь-Октябрь | Под проекты:
|
Беседа «Экология -что это?»
|
Ноябрь -Декабрь | 1.Уголки природы; 2. Лаборатории природы, экологическая тропа. 3. Сохраним «Елочку зеленой» | 1.Изготовление буклетов об экологических опасностях, памяток: «Правила поведения в лесу», «Мусор земле не к лицу», «Чтобы не было опасно!» и др. 2. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм в рамках темы «Охрана окружающей среды» 3.Пополнение дидактического материала (иллюстрации, стихи, рассказы, аудио- и видеозаписи) по охране окружающей среды 4.Цикл занятий по охране окружающей среды «Мы природу бережем!» 5. Конкурс чтения стихотворений о природе родного края, птицах, растениях и животных |
Январь –Февраль | Акции: 1. «Красная книга ХМАО-Югры»; 2. «Покормите птиц зимой»; |
|
Март – Апрель | Акции: 1.«Огород на окне в каждой группе»; 2. «Веселые скворечники» 3. «День земли» |
• «Наши пернатые друзья» • «Птичка-невеличка (коллективная)
|
Май –Июнь | «Защитим окружающую среду» | 1.Проведение консультаций, семинаров по экологическому воспитанию дошкольников 2. Выставка детского творчества «Цветочный город» (рисунки, аппликация, лепка) 3.Развлечение «Зеленые сказки» 4. Праздник «Люблю берёзку русскую» 5. Всемирный день защиты и охраны окружающей среды. Беседы с детьми на тему – «Мусор и люди». 6. ЭКО-квест «Мы – дети Земли», посвящённый Дню защиты и охраны окружающей среды и Дню защиты детей. |
Июль –Август | 1.Организация экологических десантов «Чистоту любимому детскому саду» 2.Смотр-конкус «Огород на участке ДОУ» 3. Праздник «Славим мы берёзку русскую» 4. Экологическая сказка «Пожар в лесу» (Совместная постановка родителей и воспитанников) 5. Выставка поделок «Летняя полянка» | |
2 блок - работа с родителями (законными представителями) | ||
Сентябрь –Октябрь | 1.Анкетирование родителей «Экологическое воспитание ребенка в семье» 2.Индивидуальные консультации по результатам анкетирования | |
Ноябрь-Декабрь | 1.Экологический театр (подборка экологических пьес и сказок для постановок). 2.Показ экологического театра, постановка «Спаси и сохрани» | |
Январь-Февраль | 1.Консультации с родителями: • «Наш чистый город» • «Научите детей любить природу»
| |
Март-Апрель | в рамках «Книжной недели» (22.04. по 30.04.) | 1.Участие в субботнике «Каждую соринку – в корзинку». 2. «Подарим книжке вторую жизнь – спасем одно дерево» 3.Посадка деревьев, цветов, кустарников на территории ДОУ |
Май-Июнь | 1.Организация выставки художественной литературы по экологическому воспитанию для семейного чтения. 2. Тайны природы (родительское собрание-КВН) 3.Выставка совместного детско-родительского творчества поделок из вторичного сырья «Мусор смело пустим в дело!» | |
Июль-Август | 1.Экологическая сказка «Пожар в лесу» (Совместная постановка родителей и воспитанников) 2. Семейный фотоконкурс «Лето в Югре» | |
В течении года | 1.Участие в конкурсах, выставках, акциях. 2. Создание на сайте страницы «2017 год – Год Экологии» 3. Оформление фотостенда «Экспериментальная деятельность в детском саду». 4. Оформление информационно – справочных материалов (буклетов, папок – ширм, передвижек) по экологическому воспитанию дошкольников. 5. Участие в мастер-классах. | |
3 блок – работа с социальным окружением | ||
В течении года | Социальное партнерство с МБУ «СОШ №8» города Нефтеюганска. | |
В течении года | Совместные мероприятия с Местным Отделением Партии "ЕДИНАЯ РОССИИ города Нефтеюганска. |
Механизм оценки результатов.
Оценку эффективности проекта осуществляют педагоги, родители МАДОУ «Детский сад №20 «Золушка»
Методы оценки эффективности проекта:
- наблюдение;
- анкетирование;
- тестирование;
- диагностическое исследование.
Полезная литература:
-Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Программа экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» С.Н.Николаева.
-Программа по экологическому образованию дошкольников «Наш дом природа» Н.А. Рыжова.
-Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет»
-Бондаренко Т.М. Методическое пособие Прогулки в детском саду Теплюк С. Н.
-Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект «Юные защитники природы Башкортостана»
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства....
Экологический проект "Юный метеоролог"
Разработка экологического проекта "Юный метеоролог" в ДОО....
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "ЮНЫЕ ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ"
Экологический проект «Юные защитники природы».Актуальность темы.Планета Земля- наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относится к нему, сохраняя все его ценности и бо...
Экологический проект "Юные защитники природы нашего края"
Экологическое образование интегрировано входит в каждую из образовательных областей, т.к. имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание...
Экологический проект "Юный эколог"
Экологический проект "Юный эколог". Содержание проекта и формы его реализации...
Экологический проект "ЮНЫЙ ЭКОЛОГ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»Я сорвал цветок – и он увял.Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони.И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем....
Экологический проект «Юные экологи»
Изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления – это единс...