Экологический проект "ЮНЫЙ ЭКОЛОГ
проект на тему
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.
Актуальность проблемы.
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.
Проблема. У современных детей не развито экологическое мышление, сознание, экологическая культура.
Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.
Но, ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.
«Любовь к Родине начинается с любви к природе» - именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет большое значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация развивающей среды.
Развивающая предметно-проственная среда включает в себя помещения и участок дошкольного учреждения: групповые уголки природы, холлы с природными объектами, озелененная территория детского сада, экологическая тропа.
Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми, просветительская работа с родителями воспитанников, работниками дошкольного учреждения. Она выполняет познавательную, развивающую функции.
Экологическая тропа ДОУ – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на которой дошкольники получают информацию об этих объектах.
В качестве объектов выбраны различные виды дикорастущих и культурных растений, лекарственные растения, клумбы, различные виды деревьев.
Экологическая тропа – это демонстрационный, специально оборудованный маршрут в природу, проходящий через различные природные объекты и использующийся для целей экологического образования детей на территории детского сада.
Цель проекта: формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим миром природы на экологической тропе детского сада.
Задачи проекта:
- учить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы с использованием экологической тропы
- учить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы; учить проводить простейшие опыты с природными объектами, учитывая правила безопасности
- развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы
- формировать навыки безопасного труда на экологической тропе
- воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку
- разработать пакет методических рекомендаций для организации познавательной и природоохранительной деятельности на экологической тропе
- формировать основы экологической воспитанности у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей
- формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для дошкольников, так и для самой природы.
Длительность: 4 года.
Результаты первоначальной диагности
В ходе бесед с детьми подготовительных к школе групп было выяснено, что представления детей о названиях деревьев, кустарников, цветов, находятся на низком уровне, с затруднением дети отличают животных по месту обитания. Дети не имеют представления о различии насекомых друг от друга, не знают названия комнатных цветов, не интересуются особенностями жизненного цикла птиц. Особенную тревогу вызывает тот факт, что дети знают как надо бережно обращаться с животными и растениями, но на практике не применяют свои знания. Дети не обладают знаниями по ориентировке на местности, не понимают, что смена времен года зависит от движения Земли вокруг Солнца.
Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно - научного и экологического образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_prekt.docx | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.
Актуальность проблемы.
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.
Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.
Проблема. У современных детей не развито экологическое мышление, сознание, экологическая культура.
Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.
Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.
Но, ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.
«Любовь к Родине начинается с любви к природе» - именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру. Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет большое значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация развивающей среды.
Развивающая предметно-проственная среда включает в себя помещения и участок дошкольного учреждения: групповые уголки природы, холлы с природными объектами, озелененная территория детского сада, экологическая тропа.
Значение тропы разнообразно: проведение воспитательно-образовательной работы с детьми, просветительская работа с родителями воспитанников, работниками дошкольного учреждения. Она выполняет познавательную, развивающую функции.
Экологическая тропа ДОУ – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на которой дошкольники получают информацию об этих объектах.
В качестве объектов выбраны различные виды дикорастущих и культурных растений, лекарственные растения, клумбы, различные виды деревьев.
Экологическая тропа – это демонстрационный, специально оборудованный маршрут в природу, проходящий через различные природные объекты и использующийся для целей экологического образования детей на территории детского сада.
Цель проекта: формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим миром природы на экологической тропе детского сада.
Задачи проекта:
- учить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы с использованием экологической тропы
- учить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы; учить проводить простейшие опыты с природными объектами, учитывая правила безопасности
- развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы
- формировать навыки безопасного труда на экологической тропе
- воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку
- разработать пакет методических рекомендаций для организации познавательной и природоохранительной деятельности на экологической тропе
- формировать основы экологической воспитанности у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия с семьей
- формировать у детей экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для дошкольников, так и для самой природы.
Длительность: 4 года.
Результаты первоначальной диагности
В ходе бесед с детьми подготовительных к школе групп было выяснено, что представления детей о названиях деревьев, кустарников, цветов, находятся на низком уровне, с затруднением дети отличают животных по месту обитания. Дети не имеют представления о различии насекомых друг от друга, не знают названия комнатных цветов, не интересуются особенностями жизненного цикла птиц. Особенную тревогу вызывает тот факт, что дети знают как надо бережно обращаться с животными и растениями, но на практике не применяют свои знания. Дети не обладают знаниями по ориентировке на местности, не понимают, что смена времен года зависит от движения Земли вокруг Солнца.
Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно - научного и экологического образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект «Экология в лицах»
Тема проекта: «Экология в лицах». Тип проекта: творческий. Сроки реализации: с 03 по 17 декабря 2007 г. Проблема: Есть ли в нашем городе фотографы, писатели, поэты, воспевающие природу родного к...
Конспект занятия по экологическому воспитанию "Экология в картинках"
· дать детям представление об экологии как науке; продолжать учить различать живые и неживые объекты природы;·...
Экологический проект : " Экология души"
Влияние родной природы каждый из нас испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Данный проект помож...
Экологический проект «Экология и подрастающее поколение»
МБДОУ «Детский сад № 5 «Сказка» г.Медногорска» Экологический проект«Экология и подрастающее поколение» «Мир, окружающий ребенка- это прежде всего мир природы, с безграничным богатством,...
Конспект родительского собрания в старшей группе по экологическому воспитанию «Экология и мы»
Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом....
Детско-родительский экологический клуб «Экология и Я»
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план....
Выступление на межмуниципальных экологических чтениях «Экология природы – экология культуры» «Реализация индивидуальных запросов воспитанников детского сада через участие в экологическом проекте «Экология природы – экология души»
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек» - это образовательное учреждение, в котором экологическ...