Конспект итогового занятия в рамках тематической недели «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №4 «Радуга»
г. Нолинска Кировской области
Конспект
итогового занятия в рамках тематической недели «Зимующие птицы»
старшая группа
Воспитатель: Дьяконова Наталия Васильевна
Цель:
Всестороннее гармоничное развитие личности, развитие речевых и психических качеств в соответствии с возрастом детей, подготовка к обучению в школе.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять представления детей о зимующих птицах.
2. Развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общие признаки и различия.
3. Закреплять представления детей о профессии орнитолог.
4. Активизация словаря по теме «Птицы».
Воспитательные:
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности.
- Воспитывать бережное отношение к природе, вызвать желание у детей заботиться о
птицах зимой.
Развивающие:
- Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу в дидактической игре.
- Развивать логическое мышление, зрительное, слуховое восприятие, творческое воображение.
- Развитие интереса к подвижным играм и потребностей в двигательной активности.
Оборудование и материалы:
Предметные картинки с изображением зимующих птиц. Схемы с изображениями и названиями птиц. «Паспорт» зимующих птиц. Запись «Птичьи голоса». Изображение зимующих птиц в формате «Презентации». Ноутбук. Кормушки. Корм для птиц.
Предварительная работа:
1.Разработка проекта «Зимующие птицы».
2.Рассматривание с детьми иллюстраций, выделение характерных внешних признаков птиц (хвост, клюв, расцветка перьев, величина), беседы о бережном отношении к птицам зимой.
3. Беседы с детьми в процессе наблюдения и кормление птиц на прогулке.
4. Чтение энциклопедической и художественной литературы.
5. Заучивание стихов о птицах.
6. Знакомство с профессией – орнитолог.
7. Детская мастерская: рисование и лепка зимующих птиц.
8. Акция «Кормушка для птиц» (сделаем кормушку вместе с папой).
9. Домашнее задание: составление рассказа об одной из зимующих птиц с родителями.
Формы организации совместной деятельности
1. Наблюдение.
2. Беседа.
3. Чтение художественной и энциклопедической литературы.
4. Игровой метод.
5. Рисование.
Проведение НОД:
1. Организационный момент.
-В течение недели в нашей группе работала научная лаборатория, вы стали учёными-орнитологами и изучали жизнь и повадки зимующих птиц. Большую помощь нам оказали ваши родители. Каждый из учёных искал ответ на свой вопрос, который его заинтересовал. Сегодня на научной конференции мы поделимся друг с другом и с нашими гостями своими знаниями, открытиями о зимующих птицах.
Проблемный вопрос: Все ли птицы улетают в тёплые края?
Гипотеза: Мы думаем, что не все птицы улетают на юг. Остаются зимующие птицы.
- Почему их так назвали? Каких зимующих птиц вы знаете? (Ворона, сорока, воробей, галка, синица, дятел, сова, клёст).
- Почему зимующие птицы не страшатся морозов? (Эти птицы выносливые, неприхотливые, питаются семенами, ягодами рябины и тем, что дадут люди)
-Давайте напомним, кто такие учёные-орнитологи? (Это люди, которые изучают птиц)
-Ученые- орнитологи могут по описанию внешнего вида, повадкам узнать, какая это птица. А вы можете?
Уважаемые учёные, занимайте свои рабочие места.
2. Игра «Отгадайте загадки».
- Я вам загадаю загадку про зимующую птицу, если вы угадаете птицу правильно, на экране появится отгадка.
!) –Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
(Воробей)
Наши учёные вместе с родителями приготовили рассказы о зимующих птицах.
(Дети выступают каждый со своим сообщением, которое они подготовили дома. Все работы оформлены на альбомных листах.)
С сообщением об этой маленькой птичке выступит учёный-орнитолог Женя.
- Воробей-маленькая птичка. У него серо-коричневое оперенье, маленький острый клюв, небольшое туловище, короткий хвост, тонкие лапки. Питается хлебными крошками, ягодами, зёрнами, семечками. Воробей-шустрый, быстрый, ловкий. Драчливый, боевой, смелый. Если воробей нахохлится, то завтра жди сильного мороза.
2) - Всё время стучит,
Деревья долбит
Но их не калечит
А только лечит.
(Дятел)
С сообщением про дятла выступит орнитолог Варя.
-В лесу часто можно услышать негромкий стук-это дятел долбит дерево. Клюв у него крепкий, им птица может выдолбить себе дом-дупло. Дятлы в основном едят насекомых, которые живут под корой деревьев. Ещё птицы едят муравьёв, ягоды и семена. Дятел санитар леса. Оперение дятла чёрно-белое, а на голове красная шапочка.
3) – А теперь послушайте другую загадку.
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
А зовут её…
(Сорока)
Об этой болтливой птице нам расскажет учёный Илья.
- Сорока селится возле полей и лесных опушек, в парках. Живут сороки стаями. Голова у птицы небольшая, покрыта короткими чёрными пёрышками. Клюв-крепкий, длинный. Живот, бока, плечи покрыты белыми пёрышками, остальное оперение чёрное. Лапки длинные, тонкие. Хвост длинный, в полёте раскрывается веером. Питается сорока: насекомыми, птенцами, яйцами.
4) - Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появиться опять.
(Снегирь)
Об этой интересной птичке нам расскажет Матвей.
-Снегирь-маленькая, яркая, красногрудая птичка. Цвет пёрышек чёрный, серый, белый. Живёт в густых хвойных лесах. Питается семенами, почками и ягодами.
5) - Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Каркунья хрипловатая.
(Ворона)
С сообщением о вороне выступит орнитолог Соня.
-Перья вороны бывают чёрного и серого цвета. Питаются вороны пауками, червяками, мышами, хлебными крошками и другими отходами. Гнёзда строят на деревьях и на крышах домов. Любят блестящее.
6) - Я толстый, серый под ногами
Хожу по городу кругами,
И напрягая толстый зоб,
Очаровать подругу чтоб.
(Голубь)
О голубе нам расскажет учёный-орнитолог Полина.
-Голубь птица с небольшой головой, тонким клювом, короткими ногами. У птицы красивые, длинные и острые крылья. Голуби могут жить не только на воле, но и у человека. Человек строит голубям дом-голубятню. Бывают почтовые голуби, раньше они разносили почту. Голуби едят зёрна, семена, растения, а в городе всё, что найдут съестного на улице. Голуби высиживают яйца. В гнезде сидят мама и папа по очереди.
7) –С жёлтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки,
Отгадайте что за птица?
Называется…
(Синица)
Об этой птице нам расскажет Илья.
-Синица-размером с воробья, имеет достаточно длинный хвост. Имеет довольно яркое
оперение: ярко-жёлтое брюшко с широкой чёрной полосой на груди. Спина жёлто-зелёная,
либо голубовато-серая. Синица живёт в лесах, садах, парках. Питается синичка летом
насекомыми, зимой - плодами и семенами различных растений. Любимое лакомство-сало.
Наши учёные-орнитологи интересно рассказали о зимующих птицах.
3.Физкультминутка
Птички прыгают, летают Дети прыгают, «летают»,
Птички прыгают, поют. «поют»
Птички крошки собирают, «собирают»
Зёрнышки клюют, «клюют»
Пёрышки почистили,
Клювики почистили,
Дальше полетели «улетают»
И на место сели. садятся
4. Игра «Найди отличия»
-Учёные-орнитологи хорошо разбираются, чем отличаются и чем похожи птицы друг на друга.
(Дети делятся на группы и составляют алгоритмы сходства и различия зимующих птиц. С помощью алгоритмов отвечают на вопросы.)
- Чем птицы отличаются? (Размером, окраской, опереньем)
- Чем они похожи? (У них есть туловище, клюв, крылья, хвост, оперение, откладывают яйца, высиживают птенцов).
5. Игра «Птицы»
Если птицу назову,
В ладоши надо хлопнуть.
А если что-то другое,-
То ногою топнуть!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи, воробьи,
Лисы и вороны,
Дятлы, макароны,
Воробьи и гайки,
Сороки и балалайки,
Совы, моржи,
Снегири, ватрушки,
Дятлы и коровы.
Прилетели под конец
Щётка, щука и скворец!
6. Игра «Как подают голоса»
Учёные-орнитологи изучают голоса птиц, они знают, что птицы тоже умеют разговаривать, только по- своему, по-птичьему.
- А вы знаете, как зимующие птицы подают голоса?
- Воробей – чирикает.
Синица и снегирь свистят, когда сыты, а если холодно и голодно, то шипят. Ворона – каркает.
Голубь – воркует.
Сорока – трещит.
Слушание записи «Птичьи голоса».
7.Игра «Чем питаются?»
- Ребята, что птицам страшнее всего: холод или голод? (Птицам страшнее голод)
- Правильно - голод. Нестрашна зима птицам, если есть корм. И всё же нередко птицы зимой голодают. Особенно трудно им бывает во время метели и мороза. Чтобы им помочь, что мы должны делать? (Мы должны построить для них кормушки и накормить птиц.)
- Верно. Посмотрите, сколько птиц прилетело на наши кормушки, которые вы сделали с папами!
- Чем же мы их будем кормить? Для каждой птицы выберите тот корм, которым она питается.
(Дети делятся на группы по 2- 3 человека и выбирают корм одной из зимующих птиц.)
Синице - сало,
вороне, сороке - хлеб,
голубю - зерно, семечки,
дятлу - насекомые,
свиристелю, снегирю - рябина,
клесту - шишки,
воробью - хлебные крошки, крупа.
Давайте вспомним правила кормления птиц.
Выставляются модели:
1.Кормить в одно и то же время!
2.На одном и том же месте!
3.Не оставлять мусор возле кормушки!
4.Не прибивать к дереву, а подвесить!
5.Не ломать ветки дерева!
6.У кормушки должна быть крыша!
7. Нельзя подкармливать птиц ржаным хлебом и класть большие куски!
- Кто мне объяснит, почему эти правила надо выполнять?
(дети объясняют значение правил, при затруднении помогаю, объясняю)
8. «Паспорт зимующих птиц»
- Когда орнитологи заканчивают работу по изучению данных птиц, они пишут статью, работу или книгу, а мы сегодня закончим с вами заполнение паспорта зимующих птиц.
(Паспорт зимующих птиц заполняется рассказами, рисунками детей, алгоритмами сходства и различия птиц, моделями правил кормления птиц).
- Посмотрите, какой паспорт зимующих птиц у нас получился. Что по нему мы можем узнать? (Каких птиц называют зимующими. Строение птиц. Составить рассказ о птице.)
На этом конференция учёных-орнитологов заканчивается, материал, собранный вами про зимующих птиц, пригодится нам в дальнейшем их изучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный план – конспект непосредственно – образовательной деятельности во второй младшей группе в рамках тематической недели «Зима»
Тема: «Зимняя прогулка с куклой Машей»...
Конспект НОД подготовительной к школе группы на тему: «Расширение и усвоение знаний о зимующих птицах» (в рамках тематической недели «Зимующие птицы»)
Цели: Расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, закрепление обобщающего понятия «Зимующие птицы», совершенствование грамматических категори...
НОД в подготовительной к школе группе по образовательной области «Художественное творчество»в рамках тематической недели: «Зима»
Примерный план проведениянепосредственно – образовательной деятельностив подготовительной к школе группепо образовательной области «Художественное творчество» в рамках те...
Планирование воспитательно-образовательной деятельности в подготовительной группе, в рамках тематической недели "Зима в городе. Зимняя азбука безопасности."
Зима в городе. Зимняя азбука безопасности...
«Знает сорока, где зиму зимовать» (статья к тематической неделе "Зимующие птицы").
laquo;Знает сорока, где зиму зимовать» (статья к тематической неделе "Зимующие птицы")....
6. Упражнение "Варежки" в рамках тематической недели "Зима".
Бабу снежную лепила Света в садике сама (пытаемся "слепить снежок" из фасоли) Только пальчики застыли, Заморозила зима! (прижимаем ладони ко дну и сильно растопыриваем пальцы). Подошел Андрей к с...
016.Упражнение по криотерапии "Снежинка" в рамках тематической недели "Зима"
Технология "Криотерапия"...