Проект по исследовательской деятельности "Научные забавы"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Авилова Татьяна Ивановна

В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_isledovatelskoy_deyatelnsti.docx25.61 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКАЯ  ОБЛАСТЬ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 21 «АЛЁНКА»

_____________________________________________________________________

238300, Калининградская обл., г. Гурьевск, ул. Фабричная, д. 2, тел. 74-13-55, факс (8-251) 4-13-54

Утверждаю

Заведующий МАДОУ

«Детский сад №21 «Алёнка»

__________________/Нарадовская А.В./

Протокол педсовета ____от

«______»__________2016г.

                                    Исследовательский проект  

                           «Научные забавы»

Разработчик:

воспитатель высшей

квалификационной категории

Авилова Татьяна Ивановна

Гурьевск

2016

Проект для детей среднего (подготовительный, эпизодический этап) и  старшего дошкольного возраста

«Научные забавы»

Исследовательский проект в ДОУ

Вид проекта -  Исследовательско  - творческий
Участники - Воспитатель, Дети, Родители
Продолжительность - средней продолжительности

Актуальность:
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную  деятельность (Н.Н. Поддьяков, А.И.Савенков, А.Е.Чистякова, О.В.  Афансьева)  отмечают основную особенность познавательной деятельности: «Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним…   А овладение  способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка».  Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.  

Проблема: 
В реальной действительности  в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения. Данный проект соответствует возрасту детей – 5-7 лет, проектно-исследовательская деятельность является наиболее эффективной для усвоения  новых  знаний и умений. В проектной  деятельности дети получают  навыки  поисково-исследовательской  деятельности, учатся делать выводы и умозаключения.


Цель: 
Развитие познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи: 
- Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
- Развивать  у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
- Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
- Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Этапы реализации проекта: 
1 этап – организационно – диагностический;
2 этап – формирующий;
3 этап – заключительный.

Ожидаемый результат:
1.Ребенок начинает проявлять устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
2.Ребенок учится выдвигать  гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуя аргументацию  и доказательства;
3.Ребенок может самостоятельно планировать  предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением; 
4.Ребенок  проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
5.В диалоге со взрослыми  ребенок  поясняет ход деятельности, делает выводы.

Практическая значимость:
Данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.

1этап - Организационно – диагностический

Формы работы:
1. Анализ научной и методической    литературы.
2. Мониторинг на начало учебного года
3. Разработка перспективного плана работы с детьми, родителями.
4. Подборка опытов с описанием проведения. 
5. Организация предметно – развивающей среды. 

Содержание деятельности:
Определение актуальности,   проблемы, цели. 
Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты первоначального мониторинга.
Создание условий для детского экспериментирования:
Подбор оборудования для проведения опытов.
Приобретение набора «Опыты с водой».

2 этап – Формирующий

Формы работы:
Реализация перспективного плана работы с  детьми и родителями.

Содержание деятельности:
1. Организация предметно – развивающей среды  (мини-лаборатории с необходимым для опытов оборудованием).
2. Работа с детьми:
образовательные ситуации,  опыты, эксперименты,  экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная  деятельность, дидактические игры, подвижные игры, труд в природе  и  в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр презентаций, мультфильмов.    
3. Работа с родителями: 
Родительские собрания, консультации, информационные буклеты, беседы, домашние задания, мастер –
класс, презентация проектов.

3 этап - заключительный

Формы работы:
1. Мониторинг на конец учебного года
2. Сравнительный анализ результатов
3. Перспективы

Содержание деятельности:
Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты мониторинга на конец года.

Перспективный план работы  с детьми:
Тема: Вода
1. «Какие свойства»
2. «Помощница- вода»
3. «Круговорот воды»
4. «Водяной фильтр»
Тема: Давление воды
1. «Пульверизатор»
2. «Давление воды»
3. «Водяная мельница»
4. «Подводная лодка»
Тема: Воздух
1. «Упрямый воздух»
2. «Соломенный буравчик»; «Крепкий спичечный коробок»
3. «Свечка в банке»
4. «Сухим из воды»; «Почему не выливается»
Тема: Вес. Притяжение. Звук. Теплота.
1. «Почему всё падает на землю»
2. «Как увидеть притяжение»
3. «Как распространяется звук»
4 «Волшебные превращения»
5. «Твёрдые и жидкие»
Тема: Превращения
Свойства материалов
1. «Смешение цветов»
2. «Исчезающая монета»
3. «Цветной песок»
4. «Соломинка - флейта»
5. «Мир бумаги»
Тема: Живая природа
1. «Есть ли у растений органы дыхания»
2. «Что у нас под ногами»
3. «Почему говорят «Как с гуся вода»
4. «Репортаж «Мне понравился эксперимент…»

Перспективный план работы  с родителями
Беседа дома с детьми: кто такие учёные; что такое эксперимент.
Просьба в приобретении набора для экспериментов с водой.
Изготовить с детьми  водяной фильтр из разнообразных материалов и подготовить рассказ об его изготовлении и действии
Беседа:  «Как организовать игры с водой».
Цель: дать знания о том,  как организовать предметно – развивающую среду для проведения игр с водой.
Предложить родителям приобрести для опытов: соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку.

Консультация:  «Игра или   экспериментирование».
Цель: рассказать родителям о роли экспериментирования для развития дошкольников.
Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой.

Консультация для родителей

«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».  

Памятка
Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию? 


Домашнее задание на зимние каникулы: провести опыт по выращиванию кристаллов соли; написать секретное письмо невидимыми чернилами (с фиксацией результатов)

Перспективы
• Внедрить в работу ДОУ данный проект по опытно – экспериментальной  деятельности с  детьми  старшего дошкольного возраста;
• Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности (по рекомендациям учителя – логопеда);
• Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;
• Пополнять предметно – развивающую среду;
• Систематизировать  дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-528 с.
2. Мониторинг  в детском саду. Научно – методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 592с.+цв. вклейка.
3. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/Сост. Н.В.Гончарова и др., под ред. З.А.Михайловой.-2-е изд. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 255с.
4. Бондаренко Т.М.Экологические занятия с детьми5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.
5. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста./сост. О.А.Воронкевич.- СПб. :  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-336 с.

Приложение 1

Консультации для родителей
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводятся занятия. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности6 во всех центрах активности и уголках имеются материалы для экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы (весы, часы и др.), неструктурированные материалы ( песок, вода), карты, схемы и т.п.


Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например: что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т.п.
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного ( научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.
Эксперимент можно провести во время любой деятельности.
Например, ребёнок рисует, У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём     проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательски-творческий проект "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. "Познай-ка сам: играя, экспериментируя, рассуждая"

Исследовательски-творческий проект "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. "Познай-ка сам: играя, экспериментируя, рассуждая"...

Исследовательский проект - опыт исследовательских результатов: "Экспериментально – исследовательская деятельность детей в группе младшего дошкольного возраста".

На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает познавательное развитие детей. В целевых ориентирах прописано в п. 4.6 ФГОС ДО: ребен...

Исследовательский проект: «Формирование исследовательских умений детей дошкольного возраста».

Исследовательский проект: «Формирование  исследовательских умений детей дошкольного возраста»...

Исследовательский проект: Формирование исследовательских умений детей дошкольного возраста

Исследовательский проект:Формирование  исследовательских умений детей дошкольного возраста...

Индивидуальный детский исследовательский проект «Тюбинг –модная зимняя забава или опасное развлечение?»

Тема особенно актуальна в зимний период, потому что игры и забавы на морозном воздухе, в окружении искрящегося под солнцем снега – это именно то, за что мы все любим зиму. Кроме того, любой вид ...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...