Конспект занятия "Жизнь диких животных в лесу. Подготовка к зиме" в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Дать детям представление о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа № 1482

дошкольное отделение

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе

   

«Жизнь диких животных в лесу. Подготовка к зиме»

                                 

                                                                                   Провела:

                                             воспитатель Лукащук Наталья Александровна

Москва, 2015 г.

Программное содержание. Дать детям представление о жизни диких животных зимой. Закреплять умения узнавать и называть диких животных. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным.

Наглядный материал: иллюстрация зимнего леса, игрушки: дикие животные (зайчик, зайчиха-мама, ежик, белка).

Предварительная работа:

  1. беседы о диких животных;
  2. дидактические игры;
  3. чтение русских народных сказок о животных;
  4. рассматривание серии картин «Дикие животные»;
  5. рисование животных.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, к нам пришел сегодня гость. Отгадайте кто это?

Зимой – беленький,

А летом – серенький.

Никого не обижает,

А всех сам боится.

Дети: Зайчик.

Воспитатель: Правильно. Это маленький зайчонок.

Воспитатель показывает игрушку зайчика.

Воспитатель: Зайчишка заблудился и очень хочет вернуться к своей маме-зайчихе, а как найти дорогу, не знает. Давайте поможем ему вернуться домой к маме.

Дети: Давайте.

Воспитатель: Как вы думаете, где может жить зайчиха? (Ответы детей). Конечно, мама-зайчиха живет в лесу. Давайте отправимся в лес и поможем зайчишке найти его маму.

Воспитатель с детьми подходит к иллюстрации леса.

Воспитатель читает стихотворение А. Твардовского «Лес осенью»:

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-желтая листва.

Птиц не слышно. Треснет мелкий

Обломившийся сучок,

И, хвостом мелькая, белка

Легкий делает прыжок.

Стала ель в лесу заметней –

Бережет густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шапку набекрень.

Воспитатель: Вот мы и оказались в лесу. Скажите, а какое сейчас время года? (Ответы детей). Листья на деревьях почти опали, на рябине висят красные гроздья ягод. Животные питаются этой ягодой, она для них очень полезна. Прислушайтесь, какая тишина в лесу. Не слышны голоса птиц, многие птицы уже улетели в теплые края, где у них будет достаточно пищи. Птицы, которые будут зимовать в лесу, делают запасы еды. Под ногами шелестят осенние листья. Ой, кто же это шевелится в листве, еще и фырчит?

Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ногами

За жуками и мышами.

Дети: Это ежик.

Воспитатель показывает игрушку ежика.

Воспитатель: Здравствуй, ежик, ты не видел маму-зайчиху?

Ежик: Нет, я ее не видел. У меня осенью много дел. Я готовлюсь к зиме. В опавшей листве ищу себе пищу – червей и насекомых. Потом мне еще нужно сделать из листьев и травы гнездо. Зимой, когда будет холодно и нечего кушать, я буду спать в этом гнезде.

Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся и ежиком и не будем ему мешать.

Дети прощаются с ежиком.

Воспитатель: Ребята, вон там, на ветке я вижу маленького зверька. Отгадайте, кто это?

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?

Дети: Это белочка.

Воспитатель показывает игрушку белки.

Воспитатель: Здравствуй белочка. А ты не видела маму-зайчиху?

Белочка: Не видела, у меня сейчас очень много дел. Скоро зима и мне нужно сделать припасы себе и бельчатам. Зимой не будет орешков, ягод и грибов, поэтому я запасаю их заранее. В свое гнездо я приношу орешки, а грибочки развешиваю на веточках деревьев. Грибы высохнут, и зимой их можно будет кушать.

Воспитатель: Белочка, тебе зимой в лесу холодно?

Белочка: Зимой мне не холодно. Зимой мой мех станет очень теплым и из рыжего превратится в серый, чтобы меня не было видно. А если сильные морозы наступят, тогда я заберусь в дупло и укроюсь своим пушистым хвостиком, как одеялом.

Воспитатель: Да, хвостик у тебя пушистый и очень красивый. Но нам нужно идти дальше, искать мать-зайчиху. До свидания, белочка! Ребята, отгадайте загадки и узнаете, кто еще живет в лесу.

Кто зимой холодной

Бродит злой голодный?

Дети: Волк.

Воспитатель: Рыжая птичница

В курятник пришла,

Всех кур перечла

И с собой унесла.

Дети: Лиса.

Воспитатель: Правильно, в лесу живут медведи, волки, лисы. Ребята, а как зимуют волк и лиса? (Ответы детей). Правильно. Эти животные зимой не впадают в спячку. У них меняется мех на более теплый. Под снегом они добывают себе пищу – различных грызунов.

Зайчик: Ой, я очень боюсь лисички, она может меня съесть!

Воспитатель: Не бойся, мы не дадим тебя в обиду. Зайчик, смотри, а вон и твоя мама.

Воспитатель показывает игрушку зайчихи.

Зайчиха: Мой маленький зайчонок, как я рада тебя видеть! Дети, спасибо вам, что не бросили в беде моего зайчонка. Он еще совсем маленький и глупенький, заблудился в лесу.

Воспитатель: Зайчиха, мы с ребятами помогли твоему зайчонку вернуться домой. Он очень боялся встретить лису или волка.

Зайчиха: Конечно, этих зверей нам нужно опасаться.

Воспитатель: Зайчиха, а как вы готовитесь к зиме?

Зайчиха: Мы, зайцы, скоро поменяем серый мех на белый. Зимний мех теплее и гуще, и еще мы не так заметны будем на снегу.

Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся с зайчиками и пойдем обратно в наш детский сад.

Воспитатель и дети идут по «тропинке» и подходят к картине, где изображено как медведь укладывается в берлоге.

Воспитатель: Ребята, о ком эта загадка?

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна.

Дети: Это мишка.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как медведь готовится к зиме? (Ответы детей). Медведь строит себе берлогу и зимой в ней спит. Мех медведя к зиме становится густым и теплым, поэтому он не мерзнет. Питается медведь ягодами, медом и рыбой. Летом и осенью много ест – запасается пищей до весны. Весной с появлением пищи медведь выходит из берлоги. Поэтому сейчас ему не нужно мешать.

Воспитатель: Вот, ребята, мы и узнали, как звери в лесу готовятся к зиме. Понравилось вам наше путешествие?

Дети: Да.

Воспитатель: А давайте поиграем и вспомним, кого мы видели в лесу.

Дидактическая игра «Узнай зверя по описанию»:

  • трусливый, длинноухий, серый или белый (заяц);
  • бурый, косолапый, неуклюжий (медведь);
  • хитрая, рыжая, ловкая (лиса);
  • серый, злой, голодный (волк);
  • проворная, запасливая, рыжая или серая (белка).

Воспитатель: Молодцы ребята! Всех животных отгадали.


Литература:

  1. Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 80 с.;
  2. Каушкаль О.Н., Карпеева М.В. Формирование целостной картины мира. Познавательно-информационная часть, игровые технологии. Средняя группа. Учебно-методическое пособие. – М.: центр педагогического образования, 2015. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия на тему «Дикие животные наших лесов. Как звери зимуют» для детей с ФФНР (подготовительная группа)

В конспект включены: программное содержание, оборудование и ход занятия. Занятие проводится с использованием здоровьесберегающих технологий. В альбоме "Логопедическое занятие "Как звери зимуют" содерж...

конспект занятия "Дикие животные наших лесов"

конспект занятия по развитию речи. Также можно использовать конспект и по окружающему миру...

Конспект занятия "Дикие животные наших лесов в зимнее время года"

Главная цель данного занятия: обобщение знаний детей о диких животных в зимнее время года....

конспект занятия «Дикие животные наших лесов»

Цели: -побуждать детей отвечать на вопросы, отгадывать загадки, развивать  фонематический слух; -развивать диалогическую речь; - побуждать детей образовывать притяжательные прилага...

Конспект занятия "Дикие животные наших лесов"

Закрепить знания детей о диких животных наших лесов.Пришло письмо от дятла, ему нужна помощь: была метель, и все животные потерялись. Ребята, выполняя различные задания в ходе занятия находят все...

Конспект занятия «Дикие животные наших лесов и их детеныши» для детей старшей и подготовительной группы

Занятие для детей старшего и подготовительного возраста.Цели:Уточнить представления о диких животных наших лесов.Активизировать и расширять словарь по теме, закрепить обобщающее понятие «дикие ж...