Загадки зимы
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Молоткова Светлана Федоровна

Конспект прогулки для детей средней группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadki_zimy.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема прогулки: «Загадки зимы»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе формирования представлений о зиме, посредством познавательно - исследовательской деятельности.

Задачи:

  • расширять представления детей о зимних изменениях в природе;
  • формировать первичный исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование со льдом.
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • формировать умение слушать рассказ;
  • закреплять умение разгадывать загадку;
  • активизировать словарь ребёнка;
  • учить логичному использованию образных слов и выражений в самостоятельных высказываниях.
  • упражнять в умении чередовать ходьбу мелкими и широкими шагами; 
  • упражнять в меткости в спортивной игре «Снежная крепость».

Методы и приёмы:

Практические: физкультминутка «Мы погреемся немножко», участие в опытах,  игры с элементами спорта («Снежная крепость»).

Наглядные: рассматривание изображений на иллюстрациях, опыты, экспериментирование со льдом.

Словесные: ответы на вопросы воспитателя, прослушивание рассказа, разгадывание загадки.

Материалы и оборудование: Письмо, «посылка от Зимушки – Зимы», кусочки льда, мнемотаблицы, картинка с изображением  Деда Мороза,  круги цветные, лимон,  лопатки, ведерки, лопатки, шапочки для подвижных игр.

Ход прогулки:

Воспитатель: Ой, дети, что это у нас такое на участке? Кругом все стало белым, и деревья и кусты, небывалой красоты. Подойдемте все поближе и рассмотрим красоту…

Воспитатель 1: Подождите, подождите, вам письмо! (отдает)

Воспитатель 2:  - От кого же это письмо? (читает адрес)

Город Красное Село, Детский сад №85, средняя группа №7.

От «Зимушки – Зимы»

- Интересно, что же она вам написала?

«Зима прислала вам письмо

В снежинках – звездочках оно.

Пора нам встретиться, друзья

Вам без меня никак  нельзя.

Вам на санях не покататься,

Вам не слепить снеговика,

Ну, как ребята вам остаться

Без снежной горки, без катка!

Я белоснежная Зима

И есть загадка у меня.

Скорей ее вы отгадайте,

О чудесах моих узнайте».

Воспитатель: Ребята, разгадаете загадку и увидите отгадку.

-Снежок, сверкая, кружится,

И все кругом бело.

Озера, реки, лужицы

Вдруг стали как стекло. (Лед)

(Перед детьми из посылки появляется корзинка с кусочками льда).

Воспитатель: - Льдинки такие красивые, блестящие и, наверно вкусные. Можно их есть?

- Льдинки нельзя брать в рот. Лед холодный, можно простудиться.

- Зима настоящая волшебница, превратила воду в сверкающие камешки. Зимушка предлагает нам узнать свойства льда.

   

- Давайте пройдем к нашему столу. Сейчас, каждому из вас я раздам по кусочку льда.

Опыт №-1

- Если мы его подержим в ладони, то сможем почувствовать. Какой он? (холодный)

- Правильно, давайте это явление обозначим картинкой  - Дедушка Мороз, ведь он к нам приходит только тогда, когда наступает холод …

Опыт №2

- Следующее свойство, которое мы с Вами можем выяснить – это мягкий, хрупкий или твёрдый? Как вы думаете, лед, какой? Давайте проверим, попробуем сдавить его пальцами. Как вы думаете, мягкий он или твёрдый? (твёрдый)

- Я специально эти кусочки льда заморозила потоньше, если я его сейчас уроню, как вы думаете, он разобьётся или нет? (хрупкий)

- А теперь, давайте проверим? Что случилось со льдом? (разбился, сломался, раскололся)

- Обозначим и это свойство льда, чтобы не забыть. Такой картинкой( на картинке изображено кусочки льда и молоток) мы обозначим второе свойство льда – хрупкость.

Опыт№3

- Посмотрите на лёд, как вы думаете какого он цвета? (бесцветный, белый, серый)

- Чтобы это выяснить, нам помогут разноцветные кружочки. Выберите один круг  такого цвета, который вам понравился. Положите его на ладонь, цветной стороной вверх, а сверху положите кусочек льда. А теперь какого цвета лёд?

-      Давайте обозначим это свойство. В этом нам поможет картинка (перечеркнутые  разноцветные  кляксы).

Опыт№4

- Ребята, как вы думаете, как можно узнать, имеет лёд запах или нет. Правильно, но чтобы его запах сравнить с другим, предлагаю понюхать не только лёд, ещё я приготовила для вас лимон. Поэтому каждый из вас сначала понюхает свой кусочек льда, затем разрезанный лимон. Как вы думаете, есть ли запах у льда?

- Давайте обозначим это свойство с помощью картинки (перечеркнутый нос).

Воспитатель: Ой, что – то мы совсем замерзли от такого волшебства Зимушки-зимы, и если мы сейчас не погреемся, то совсем скоро превратимся в такие же льдинки. А пока мы играем, я предлагаю кусочек льда подержать в руке ……(воспитателю1, гостю)

Логоритмическая  игра малой подвижности «Зимняя пляска».

Дети становятся в круг, поют и показывают движения по смыслу песни:

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки.

Хлоп! (5 раз) - Дети хлопают в ладоши

Рукавицы мы надели,

Не боимся мы метели.

Да! (5 раз) - Делают движения, имитирующие

надевание рукавиц

Ножки тоже мы погреем,

Мы попрыгаем скорее.

Прыг! (5 раз) - Легко прыгают

Мы с морозом подружились,

Как снежинки закружились.

Так! (5 раз) - Кружатся на месте.

Воспитатель:

Опыт №5

-Мы столько нового узнали о свойствах льда, вот только, пока мы играли, наш кусочек льда куда-то делся (растаял, превратился в воду). А ваши?  Почему?

- Давайте обозначим и это свойство льда, обозначим его капельками воды.     

- Ребята, а как вы думаете, эту воду можно превратить обратно в лёд? Её можно заморозить? Что для этого нужно? Где мы можем её заморозить?

У нас есть бутылки с водой и стаканчики. Предлагаю налить воду в стаканчики и оставить на улице до завтра.  А завтра мы посмотрим, что случится с водой.

- Вам понравилось играть со льдом? Давайте вспомним все свойства льда, которые мы сегодня рассмотрели. В этом нам помогут картинки, которые мы обозначили во время опытов.

(Воспитатель предлагает детям с помощью алгоритма ответить на вопросы: Лёд какой? – Холодный, хрупкий, прозрачный, без запаха, в тепле тает.)

Вот мы с вами и разгадали одну из загадок Зимушки-Зимы, я думаю, что их у нее еще много, и она обязательно нас со своим волшебством будет продолжать знакомить.

А теперь давайте поиграем в игру «Снег и лёд».

 Подвижная игра: «Снег и лёд». Правила игры: Выбирается водящий. Он отворачивается и говорит «снег», в это время все игроки бегают - прыгают-веселятся. Дальше водящий произносит слово «лёд», в это время все должны сразу "заснуть" (замереть в тех позах, в которых на тот момент были). Водящий в этот момент оборачивается, и смотрит: игрок, который шевелиться выбирается водящим. Игра повторяется 4-5 раз.

Дидактическая игра: «Что бывает зимой?»

Воспитатель: Какие зимние явления природы вы знаете?

Дети: Ветер, метель, вьюга, снегопад, снег, снежинки. 

Воспитатель: Правильно ребята. Посмотрите, сколько снега намело на нашем участке.  Это все проказы Зимушки – Зимы. Мы с вами возьмем лопатки и преобразим наш участок – уберем весь снег со скамеек, с горки, с домика и т.п.

Трудовая деятельность: уборка снега на участке (групповая). (Дети носят снег в определенное место и делают из снега кучу для создания снежной крепости).

Воспитатель: Молодцы ребята. Дело сделано, теперь можно и  поиграть. Для начала отгадайте загадку:

Кто все лужи застеклил,
Озеро стеклом накрыл,
Разрешает на катках
Покататься на коньках? (мороз)

Подвижная игра «Два Мороза». 

 Мы -  два брата молодые,

Два Мороза удалые.

Я – Мороз-Красный нос

Я – Мороз –Синий нос

Кто из вас решится

В путь –дороженьку пуститься?

Ответ: Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз!

Воспитатель: Пока мы  играли с вами  в Морозов, наша крепость окрепла.  Предлагаю разбиться на две команды и узнать,  какая команда самая меткая (объяснения по технике безопасности).

Игра: «Снежная крепость».  Ц.:  упражнять в меткости.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю  поиграть еще в одну игру, но как она называется мы узнаем отгадав загадку.

Загадка: Косолапый и мохнатый,
Греет он в берлоге лапы.
Летом любит погулять
И зверушек охранять.
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. Кто же это? 

Дети: Медведь. 

Воспитатель: Игра наша называется: «Ты медведя не буди»

Малоподвижная игра: «Ты медведя не буди!» 

Индивидуальная работа по развитию движений -  упражнять в умении чередовать ходьбу мелкими и широкими шагами игра «Великаны и лилипуты»; 

Прогулка заканчивается свободными играми детей с выносным спортивным инвентарем (свободная игровая деятельность детей).

Воспитатель: Ребята, вот и закончилась наша прогулка. Нам пора собираться в группу. 

Беседа с детьми:

 Воспитатель: В какие игры мы сегодня играли? Ответы детей.

 - Что вам понравилось сегодня на прогулке? Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, теперь, приводим себя в порядок, отряхиваемся, собираем игрушки, инструменты и идем в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Тема: Загадки зимы.

Мною было проведено открытое занятие, которое я предлагаю коллегам для перенятия опыта....

Загадки "Зимующие птицы".

     Презентация поможет детям увидеть красоту окружающей природы, познакомит с зимующими птицами, их повадками, образом жизни....

"Загадки зимы"

Методическое пособие для воспитателей и родителей о знакомстве детей по теме зима....

Дидактическая игра-загадка "Зима"

Игра создана с помощью программы: Microsoft Office PowerPoint. Педагог загадывает детям загадку. После правильного ответа, по щелчку мышки на экране появляется изображение-отгадка. Дидактическая игра-...

"Загадки зимы"(сценарный план ОД в подготовительной к школе группе)

quot;Загадки зимы"(сценарный план ОД в подготовительной к школе группе)...

План образовательной деятельности"Загадки зимы"

Загадки зимыЦель: формирование исследовательского и познавательного интереса через экспериментирование со льдом и снегом.Задачи:Образовательные:Формировать знания детей о зиме;Закреплять представления...