проект "Природа нашего края"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. В ходе реализации данного проекта у детей сформируется интерес к объектам живой и неживой природы, станут, бережно относится к растениям и животным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda_nashego_kraya.docx | 37.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта: Природа нашего края
Аннотация проекта:
Проект «Природа нашего края» направлен на детей среднего возраста, краткосрочный реализуют воспитатели средней группы. Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека. В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. В ходе реализации данного проекта у детей сформируется интерес к объектам живой и неживой природы, станут, бережно относится к растениям и животным.
Актуальность проекта:
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В процессе исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учиться наблюдать, рассуждать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.Проект направлен на развитие познавательной активности детей, представлений о весенних изменениях в живой и неживой природе, о жизни животных и птиц. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. В ходе реализации данного проекта дети учатся самостоятельно, и с помощью родителей воспитателей искать информацию, проводить практическую работу и делать соответствующие выводы.
Обоснование необходимости проекта:
По результатам опроса и рисуночного теста выявилась проблема:
наши дети экологически не воспитаны, т.е не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней.
Тип проекта:Познавательно - исследовательский
Сроки реализации проекта: 1 неделя
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели
Цель: Познакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны.
Задачи:
1.Образовательные:
-Систематизировать знания об окружающем мире.
-Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире нашего края.
- Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
2.Воспитательные:
-Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
3. Развивающие:
-Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.
-Развивать художественное творчество.
Интеграция:
Социально – коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно - эстетическое развитие
Физическое развитие
Партнеры проекта:
Берёзовский краеведческий музей
Ожидаемые результаты проекта:
-Расширение знаний о растительном и животном мире нашего края.
-Сформируется стремление к исследованию объектов природы.
-Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений.
-Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
-Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
Продукт проекта:
1.Выставка рисунков «Природа нашего края»
2.Настольная игра
3. Альбом «Природа нашего края»
4. Альбом «Ознакомление с природой в детском саду»
5. Картотека дидактических игр
Методы реализации проекта
Наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин, просмотр презентаций)
Словесные (беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорного материала )
Практические (экологические игры, опыты, труд в природе)
Ресурсы проекта:
- информационные
музей
-материально- технические
огород на окне
наглядный и демонстрационный материал
презентации
картинки
библиотека книг в группе
- кадровые
воспитатели
дети
родители
музыкальный руководитель
-технические
компьютер
принтер
фотоаппарат
интернет
План реализации проекта
1 этап – подготовительный
№ | Мероприятия | Цель | Результат | Ответственные |
1 | Субъективный опыт детей: «Что мы знаем о природе?», «Что вы хотите узнать о природе?», «Где мы можем найти информацию?» | Уточнить объем знаний детей о природе весной | У детей недостаточно полные знания о жизни диких животных, птицах, деревьях, весенних явлений природы | Воспитатели |
2 | Диагностика по рисункам детей | Уточнить объем знаний детей о природе | Начало проекта: Низкий-80% Средний-15% Высокий-5% В конце проекта Низкий-18% Средний-50% Высокий-32% | воспитатели |
3 | Разработка проекта | Определение объема и содержания работы для внедрения проекта. | Детям предоставляется возможность работать над одной темой, чтобы получить ответ на интересующие их вопросы | Воспитатели |
4 | Родительское собрание | Сформировать интерес, познакомить с проектной деятельностью. | Определение объема помощи родителями по теме проекта. Анкетирование. | Воспитатели |
2этап – основной
1. | ООД: Познавательное развитие 1. «Дикие животные весной» 2. Беседа по теме: «Что такое природа?» 3. Речевое развитие: «Природа нашего края» 4.Художественно-эстетическое развитие: Аппликация «Животные» | Усвоить названия животных, познакомить со средой обитания, особенности внешнего вида и образа жизни. Сформировать понятие природа и не природа, живая и неживая. Развивать память и мышление детей. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать речь детей. Формировать представления о взаимосвязях в природе. Учить отрывать небольшие куски цветной бумаги. Аккуратно наклеивать на образец. Развивать быстроту, ловкость движений | Слушают, задают вопросы У детей формируется понимание того, что обитатели природы живые существа о них нужно заботиться; радоваться красоте природе Знакомство с информацией. Отгадывание загадок. Загадки о животных. Подвижная игра «Рыжая лисичка» | Воспитатели дети Воспитатели дети |
3 | Настольная игра: «Дорога на лесной праздник» | Вызвать интерес к игре, развивать познавательный интерес, учить детей доброте, бережному отношению к природе | Называют деревья, знают правила поведения в лесу | Родители Дети воспитатели |
4 | Экскурсия в краеведческий музей | Познакомить детей с разными видами животных обитающих в нашем крае | Детям очень понравилось | Воспитатели дети родители |
5 | Опытно – экспериментальная деятельность 1. Посадка лука 2. Сравнить веточки елки и березы с листочками 3. Рассматривание и чтение энциклопедий, журналов о природе | Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука, учить создавать ситуацию опыта. Учить узнавать и различать деревья хвойные и лиственные Обогатить представления об окружающем мире, к природе. Способствовать развитию познавательного интереса | Освоение нового знания, дети устанавливают причинно-следственные связи. Сравнение внешнего вида веточек и найти отличия Сформированы правила поведения в лесу Научились использовать журналы, энциклопедии для пополнения собственных знаний о природе. | Воспитатели, дети дети, воспитатели Воспитатели, дети. |
3 этап – заключительный.
1. 2. | Родительское собрание экологическая викторина «Счастливый случай» Театральное представление «Как медвежонок счастье искал» | 1.Повышение родительской компетентности в вопросах экологического воспитания детей. 2.Способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе. 3.Содействовать сплочению родительского коллектива; вовлечению их в жизнедеятельность детского сада Продолжать развивать интерес к природе | Анализ анкет, Обобщение уровня экологических знаний Сформированы представления о празднике Исполнение стихов, пословиц, народных игр про природу | Воспитатели, родители Воспитатели Дети Родители Муз рук-ль |
3. | Подвести итог проекта | Обработка и оформление материалов проекта | Презентация проекта перед родителями и воспитанниками | Воспитатели |
Подведение итогов.
В заключении хотим сказать, что работая над проектом
У детей преобладает эмоционально-положительное отношение к родной природе, они стали ориентироваться в мире животных, птиц и растениях, овладели некоторыми правилами поведения в природе.
Дети проявляет любознательность и интерес по отношению к родной природе, их интересует, почему природа родного края устроена, именно так, дети стали обращать внимание на эстетическую среду природы.
С удовольствием включаются в проектную деятельность, связанную с познанием родной природы.
Отражают свои впечатления о родной природе в предпочитаемой деятельности: рассказывают, изображают, воплощают образы в играх, разворачивают сюжет.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Данная работа над проектом нашла горячий отклик со стороны родителей. Родители активно включились в воспитание у детей любви к природе родного края. Вместе с детьми обобщали и уточняли свои знания. Кроме того, данная работа имела еще один положительный результат, между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.
Проблема нравственно – патриотического воспитания дошкольников в процессе знакомства с природой родного края актуальна. Но, мы точно знаю, что наши дети гораздо больше, нежели раньше, знают о природе родного края, которых раньше просто не замечали, стали более ответственны.
Работу в данном направлении мы будем продолжать и дальше вместе с детьми и родителями.
В перспективе разработка проекта «Красная книга», где более подробно будем говорить о редких животных и растениях нашего края, организуем природоохранную акцию «Берегите деревья», проведем совместно с родителями экологическое развлечение «Лесная прогулка».
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Литература
1.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.К. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014.-368с.
2.Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2015.-96с.
3.Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005.-240с.
4.Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.-140с.
5. Кобзева, Т.Г, Холодова, И.А, Александрова, Г.С. –Изд.2-е.-Волгоград: Учитель, 2015.-330с.
6.Николаева С.Н Экологическое воспитание в детском саду. Юный эколог.
Программа экологического воспитания в детском саду.
Москва-синтез 2010. - 112 с.
Статьи из журналов
1.Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.
2.Горбунова Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.
Экологические игры
1.Берестнева Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 1. - С.48-52.
2. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С.40-49.
3.Чебан М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С.50-54. Из опыта работы ДОУ г. Новый Уренгой: игры «Волшебное солнышко», «Поле чудес».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Дикие животные нашего края" к занятию по формированию лексической стороны речи "Дикие животные нашего края"
Материал содержит фотографии диких животных Подмосковья...
Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту
Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...
Животный мир нашего края и птицы нашего края.
Презентация для занятия....
презентация по ознакомлению дошкольников с природой родного края "Лекарственные растения нашего края" старшая группа
В данной презентации даны изображения лекарственных растений произрастающих в Крыму и описание к ним....
Конспект занятия по ознакомлению детей с реками нашего края: «Реки нашего города».
Конспект занятия по ознакомлению детей с реками нашего края:«Реки нашего города»....
БЕСЕДА "СОХРАНИМ НАШУ ПРИРОДУ ВО ВСЕЙ ЕЁ КРАСЕ В НАШЕМ КРАЕ"
Не надо мусорить в лесу,Природы портя всю красу,Должны мы срочно прекращатьЛеса в помойку превращать!В лесу играйте и гуляйте,Но мусор там не оставляйте-Когда лес чист, красив, опрятен,То отдых в нём ...
- Мне нравится (1)