Проект "Покормите птиц зимой"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Поэтому необходимо дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. Несомненно, важная роль в создании условий для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям, принадлежит родителям наших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pokormite_ptits_zimoy.doc | 997.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ СЦРР Д/С «Золотой ключик»
группа «Осьминожки»
Воспитатель: Митрофанова Т.В.
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ»
Образовательные области: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Вид деятельности: проектная
Возрастная группа: 2младшая 3-4 года
Тема проекта: «Покормите птиц зимой»
Цель проекта: Закрепить представления младших дошкольников о зимующих птицах края (их образе жизни и его связи с сезонными изменениями в природе, роли человека в жизни птиц),
Задачи:
Воспитывать заботливое отношение
к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях;
Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц;
Вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу;
Научить детей правильно их подкармливать.
Объединение детей и родителей
Актуальность проблемы.
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Поэтому необходимо дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. Несомненно, важная роль в создании условий для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям, принадлежит родителям наших дошкольников.
Вид проекта: информационный, практико-ориентированный
Сроки реализации проекта: 01.11.16 - 31.12.16
Участники: воспитанники второй младшей группы, педагоги, родители
Этапы и содержание проекта
Подготовительный этап: Выявление проблемы, определение цели, задач. Создание мотивационной основы для активного участия детей и родителей в проекте.
Основной этап: Реализация в работе с детьми комплекса мероприятий, направленных на развитие познавательных способностей и поисковую активность детей. Создание условий активного привлечения родителей к совместной деятельности.
Заключительный этап: Подведение итогов (Совместное изготовление кормушки для зимующих птиц).
Ожидаемые результаты проектной деятельности: Активизация интереса у детей к зимующим птицам, заботливого, чуткого и внимательного отношения к ним; повышение уровня знаний и практических умений по данному направлению. Изготовление кормушки для птиц, с участием родителей воспитанников.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
На первом этапе, мы с детьми во время прогулок наблюдали за птицами, за их поведением при холодной погоде, за изменениями в жизни птиц зимой. Затем вместе с родителями обсуждали ход проекта, выяснили возможности, средства, определили цели и задачи, которые будем решать, определили предполагаемый результат. Вместе с детьми выявили проблему и определили пути ее решения:
Что мы знаем | Что мы хотим узнать | Как мы будем познавать | |
Зимующих птиц. Их необходимо подкармливать в холодное время года. | Какую пользу приносят птицы людям? Чем можно и чем нельзя подкармливать птиц? Как часто подкармливать птиц? Почему важно кормить птиц? Как сделать кормушку для птиц своими руками и из какого материала? | Спросим у взрослых (родителей, воспитателей). Рассмотрим познавательную литературу. |
Был разработан комплекс мероприятий, направленных на развитие познавательных способностей и поисковую активность детей, и успешную реализацию проекта (Приложение 1). На втором, основном этапе, для реализации проекта воспитатели и родители вместе с воспитанниками познакомились с познавательной и художественной литературой о птицах, населяющий наш регион, их образе жизни, о связи с окружающей средой, о том какую пользу приносят птицы людям, о необходимости подкормки птиц в зимний период, которая расширила кругозор воспитанников. Так же воспитанники отгадывали загадки, читали стихи, рассказы посвященные птицам, играли в подвижные игры и т.д. В беседах дети систематизировали знания о зимующих птицах. Из полученных знаний и наблюдений определили, чем и как необходимо подкармливать птиц. Предпочтение было отдано хлебным крошкам, пшену и семенам подсолнечника, так как это по вкусу почти всем птицам. В ходе обсуждения корма для птиц воспитанники узнали, что нельзя оставлять в кормушке черный хлеб, соленое сало, жареные семечки – вместо помощи это наносит птицам вред. Играя в игры, мы систематизировали знания воспитанников о зимующих птицах, уточнили «меню» для птиц. Так же для родителей были оформлены консультации «Кормушки для птиц», «Правила содержания кормушек», «Чем подкармливать птиц» (Приложение №2). На третьем, заключительном этапе - выявились активные участники, воспитанники с родителями, которые смастерили скворечник, с кормушкой на участке детского сада. В ходе реализации проекта воспитанники уточнили и систематизировали представления о птицах, которые остаются зимовать в наших краях, их образе жизни в холодный период времени, о связи с окружающей средой, об их характерных особенностях. Удалось привлечь родителей к изготовлению кормушек для птиц.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев В.А. «300 вопросов и ответов о животных». Ярославль «Академия развития»,1997г.
2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 96 с.
4. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 144 с.
5. Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (вторая младшая группа). Учебное пособие – М., Центр педагогического образования, 2007. – 144 с.
6. Кислинская Т.А. Игры-заводилки. Познавательное развитие дошкольников. – М.: Изд. «Скрипторий 2003», 2011. – 72 с.
7. Козак О.Н. Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет. – СПб.: Союз, 1999. -336 с.
8. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 96 с.
9. «Комплексные занятия в ДОУ», вторая младшая группа под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой - Издательство "Учитель" 2011г.
10. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Новая школа. – Москва, 1995
11. Помораева И.А. Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений во второй младшей группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 48 с.
12. Рябцева И. Ю., Жданова Л. Ф. "Приходите к нам на праздник" - "Академия развития", 2001.
13. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 144 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Перспективное планирование для второй младшей группы на тему «Покормите птиц зимой»
Виды деятельности | Цели и задачи | Форма организации | Материалы и оборудование |
Беседа на тему «Что мы знаем о птицах» | Выявить уровень знаний детей по теме | Совместная деятельность | |
Просмотр презентации «Зимующие птицы» | Дать представление детям о зимующих птицах | Совместная деятельность | Презентация |
Рассматривание сюжетных картинок: «Кормление птиц» | Обогатить представление детям о зимующих птицах. Составление описательных рассказов по картинкам | Совместная деятельность | Картинки с изображением птиц. фотографии |
Наблюдение за птицами, прилетевшими на участок детского сада | Обратить внимание детей на особенности строения тела, повадки птиц | Прогулка Совместная деятельность | |
Дидактические игры: «Назови птицу», «Кто, где живѐт?», «Когда это бывает?», «Кто, как кричит?», «Кого не стало?», «У кого кто?». | Активизация знаний о зимующих птицах; развитие внимания, памяти; обогащение словаря детей; развитие у детей слуховое внимание, фонетическое восприятие звуковых сигналов, тренировать простейшие артикуляционные движения в звукоподражании | Совместная деятельность | Картинки с изображением птиц |
Подвижные игры: «Птички в гнѐздышках», «Воробушки и кот». | Учить детей бегать в разных направлениях, не натал-киваясь друг на друга, приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение по словесному сигналу. | Прогулка; совместная деятельность | Эмблемы для подвижных игр |
Настольная игра « Разрезные картинки» | Активизация знаний о зимующих птицах; развитие внимания, памяти. | Самостоятельная деятельность | |
Чтение стихотворения: А. Прокофьев «Снегири» | |||
Познавательное развитие. «Подкормим птиц зимой» | Закреплять знания о зимних явлениях природы. Показать кормушку для птиц. Формировать желание подкармливать птиц зимой. Расширять представления о зимующих птицах. | НОД | (Соломенникова О.А., с. 15) |
Консультации «Кормушки для птиц», «Правила содержания кормушек», «Чем подкармливать птиц» Изготовление кормушки для птиц | Привлечение родителей к участию в реализации проекта | Работа с родителями |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Зимующие птицы
(Консультация для родителей)
Понаблюдайте с детьми зимой
Многие из вас, родителей, из детства, наверное, помнят, как маленькими сидели зимой у окошка и наблюдали за птичками на кормушке. Зимой на улице, во дворе, в парке ребенка ожидает множество открытий. Он сталкивается с неизвестной для него природой. И если вы прислушаетесь как ваш ребенок, то заметите, что вас окружают множество звуков, издаваемых птицами. А если будете внимательными, то у вас есть шанс увидеть и самих птиц. Зимой самое время познакомить ребенка с зимующими птицами, которых он не сможет увидеть в другое время года.
Гуляя вместе с ребенком в лесу или парке, понаблюдайте за птицами, а дома рассмотрите с ребенком иллюстрации зимующих птиц, назвать их; обратить внимание на характерные внешние признаки (величина, окраска перьев, спинка, грудка, головка, крылья, лапки, клюв, хвост). Покажите зимующих птиц: снегиря, синицу, сороку, ворону, галку, воробья, голубя.
Расскажите, где они живут, чем питаются, почему называются зимующими; во время совместной прогулки в парке или на улице рассмотрите увиденных зимующих птиц. Желательно покормить птиц вместе с ребенком. Задайте детям вопросы • Каких зимующих птиц ты знаешь? • Почему они называются зимующими? • Чем птицы питаются зимой? • Что для птицы страшнее зимой: холод или голод? • Как можно помочь птицам? Составьте сравнительный рассказ о снегире и синице. Взрослый говорит: «Как называются эти птицы?» Ребенок отвечает: «Эта птица называется снегирь, а эта – синица» Какие они по размеру? (Синица маленькая, а снегирь чуть больше) Какой у них клюв? (У синицы маленький острый клюв, а у снегиря - короткий толстый) Какого цвета оперение? Какие лапки?
Чем они питаются?
Загадайте загадки о зимующих птицах
• Плотник с острым долотом строит дом с одним окном... (дятел).
• Кто красуется на ветке в желтой праздничной жилетке?
Это маленькая птичка, а зовут ее ...(синичка)
Эта птица так болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, а зовут ее ...(сорока)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Подборка познавательной и художественной литературы по теме проектной деятельности
Лепка «Птички»
Участие родителей в реализации проекта: совместное изготовление кормушек и скворечников
см фотоальбом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
Лепбук "Зимующие птицы" Экологическое воспитание дошкольников.Знакомство детей с птицами, зимующие в нашей местности.
Лепбук «Зимующие птицы» Экологическое воспитание дошкольников. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно...
Конспект интегрированного познавательного занятия «Зимующие птицы» «Покормите птиц зимой...» с применением ИКТ (старшая группа)
Конспект интегрированного познавательного занятия "Покормите птиц зимой..." с применением ИКТ в старшей группе....
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
Акция "Покормите птиц зимой!" Доброта начинается с малого.. Покормите птиц зимой!
Покормите птиц зимой! Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Небогаты их корма, Горсть одна нужна, Горсть одна &nda...