Ознакомление детей с окружающим миром
статья по окружающему миру (младшая группа) на тему

Шорстова Валентина Федоровна

Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_oznakomlenie_detey_s_okruzhayushchim.docx14.42 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление детей  с окружающим.

Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях. Очень рано дети начинают наблюдать деятельность людей. Труд окружающих взрослых привлекает внимание ребёнка и оказывает на него воспитательное воздействие. Интересуясь действиями взрослых, дети в игре стараются им подражать. Так зарождается, пока ещё в чисто эмоциональном плане, положительное отношение к труду.

Очень рано ребёнок соприкасается с миром природы. Дети с удовольствием играют с песком, водой, камешками, во время прогулок видят солнце, дождь, снег. Наблюдают дети и домашних животных. Все эти впечатления имеют большое значение для умственного развития ребёнка и формирование его речи, воспитание чувств.

Многие сведения об окружающем дети приобретают практически, в быту, в игре. Представленные сами себе дети могут и не приобрести для их развития сведений или же у них будут складываться неправильные представления. Поэтому и в раннем детстве, как и в последующие дошкольные годы, необходимо руководить процессом познания ребёнком окружающих его явлений.

Направляющее влияние педагога сказывается и в том, что сведения преподносятся детям планомерно, в известной последовательности, с постепенным их расширением, углублением. Так, например, при ознакомлении с какой- либо птицей дети сначала получают о ней самое общее представление: летает, клюёт зёрна, пьёт воду. В последующем их внимание обращают на части тела птицы: голова, клюв, крылья, лапки, на окраску перьев, если есть возможность, дети слушают пение птиц, наблюдают их полёт на воле. В дошкольные годы к самым общим сведениям прибавятся другие: как птицы выводят птенцов, о пользе птиц, о перелётных птицах и др.

Очень важно какими способами дети получают сведения об окружающем. В раннем детстве мышление детей ещё конкретно, носит практический характер, поэтому первое знакомство с предметами  и явлениями должно по возможности происходить в естественной обстановке. Конечно, игрушечная собака или курица  тоже даёт ребёнку какое- то общее представление об этих животных, но наиболее отчётливые, соответствующие действительности представления сложатся тогда, когда малыш увидит настоящее животное, его движения, послушает, как оно кричит, посмотрит, как оно ест, и т.д.

Маленьким детям можно показать разнообразные явления, прежде всего то, что происходит в групповой комнате, в детском саду, на участке. В групповой комнате можно познакомить детей с обстановкой, показать, как моют посуду, стирают и гладят кукольную одежду. Дети старших групп могут при малышах мастерить или чинить игрушки. На участке малыши наблюдают, как взрослые и старшие дети делают грядки, поливают цветы. Много интересного дети могут увидеть из окна: улицу, движение транспорта или лужайку, участок детского сада. Картинки, игрушки являются очень важным дополнением к наблюдению натуральных объектов, помогают лучше разобраться в увиденном. Например, у игрушечной собаки можно безбоязненно потрогать мордочку, и уши, и хвост, и лапы.

Самые живые, отчётливые представления складываются у ребёнка тогда, когда он может действовать с теми предметами, с которыми его знакомят, и проявить свою активность во время наблюдений. Так наблюдая поливку растений на участке, дети могут в ней принять участие ( носить в маленьких ведёрках воду, поливать из игрушечных леек); во время стирки кукольной одежды –полоскать и вешать её на верёвку; сыпать корм птицам и т.п. Активные действия детей не всегда возможны во время наблюдений, поэтому надо дать им возможность в последующей игре деятельно пережить полученные впечатления; вскоре после наблюдений дать соответствующие игрушки.

Для формирования правильных представлений большое значение имеет слово взрослого, которое обозначает и объясняет ребёнку то, что было им воспринято наглядно. Уже на втором году жизни дети живо отзываются и на художественное слово. Стихи, потешки, рассказы усиливают впечатление от наблюдений. Очень важно также, чтобы дети сами высказывались – называли то, что видят, отвечали на вопросы.

Чтобы представления детей были отчётливыми и полученные ими сведения прочно удерживались в памяти, нужно многократно их закреплять. Занятия необходимо повторять в том же виде, как они были даны первоначально, или несколько видоизменять их форму. Повторения с элементом новизны поддерживают интерес детей к одним и тем же явлениям. Так например, знакомя малышей с кошкой, воспитатель сначала даёт им возможность наблюдать за ней не менее двух раз. Через некоторое время им показывают картину « Кошка с котятами», которую повторяют несколько раз. В заключение дети с большим интересом смотрят кукольную инсценировку « Кошка в гости к нам пришла». Повторные занятия проводят не подряд, что поддерживает интерес детей и лучше закрепляет представления, которые они получают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для детей 5-6 лет по ознакомлению детей с окружающим миром.

Социальное развитие ребенка невозможно без формирования интереса к труду взрослых и умения ценить его общественную значимость, беречь результаты труда, а также включения в совместные с взрослыми трудо...

Проек по ознакомлению детей с окружающим миром "Страны мира и континенты"

Перед поступлением в школу каждый ребенок должен овладеть элементарными знаниями об окружающем мире, иметь представление о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей с окружающим миром в средней группе на тему: «Голубь- птица мира»

Бесда, просмотр слайдов "Символ мира", чтение стихотворений, из вырезанных из бумаги голубей создаем "мирное небо"...

Творческое самовыражение детей в процессе изобразительной деятельности. "Ознакомление детей с окружающем миром".

Развивать у детей доброту, чуткость души, действенную любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность, дать им первые ориентировки в эстетической и худ...

Дидактические игры по ознакомлению детей с окружающим миром "Изучение мира природы"

Знакомство детей раннего возраста с окружающим миром посредством игр...