Тема: "Мы на речке отдыхали"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: "Мы на речке отдыхали"
Цель: сформировать навыки экологически грамотного поведения в природе, в частности, во время отдыха на реке.
Литература. Стихотворение С.Михалкова "Прогулка".
Материалы и оборудование: два стаканчика с водой: один - с чистой, другой - с грязной; пустой стаканчик, бумажный или любой другой фильтр, с помощью которого можно очистить грязную воду.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, хочу рассказать вам сказку.
В одном далеком краю жила - была Река. Начиналась она с небольшого прозрачного родника, который прятался среди высоких, стройных елей и белоствольных берез. Из родниковой воды рождался маленький ручей. Он был веселым и дружелюбным. Случайные путники с удовольствием утоляли здесь жажду и восхищались прохладной и чистой водой. Неугомонному ручейку очень хотелось посмотреть мир, и он убегал все дальше и дальше от леса. На своем пути ручеек встречал множество других ручейков. Они становились друзьями, соединялись друг с другом и в конце концов превратились в большую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой. Неудивительно, что наша Река, как и ручейки, тоже любила путешествовать. Много она повидала на своем веку, много птиц и зверей напоила, пока однажды случайно не оказалась в городе. Это место было ей незнакомо: вместо елей и берез здесь стояли огромные дома, в которых жили люди. В этом красивом городе было все хорошо, кроме одного: жителям не хватало воды. Конечно же, горожане несказанно обрадовались Реке и попросили остаться с ними. Река всегда всем помогала и поэтому сразу согласилась. Ее заковали в каменные берега, по глади воды поплыли пароходы и лодки, в жаркую погоду здесь купались горожане. А главное - Река напоила весь город.
Случилось так, что люди быстро привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а просто делали все, что им вздумается. Рядом с ней построили огромный завод. Из больших труб в Реку потекли грязные потоки. Горожане перестали говорить: "Какая чистая, красивая речка!" В Реку бросали разные ненужные вещи: банки пакеты, бутылки. В ней мыли машины и стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Река - тоже живая. А она очень переживала: "Почему люди так плохо относятся ко мне? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала от зноя в жаркие дни".
1.Ребёнок. Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
2. Ребёнок. (показывает на ребят).
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
3. Ребёнок. (подходит к месту, где разбросан мусор)
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли,
Но и здесь до нас сидели;
4. Ребёнок. Жгли костер, бумагу жгли -
Тоже пили, тоже ели,
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо...
1.Ребёнок. - Эй, ребята! -
Воспитатель. Крикнул Дима.
1.Ребёнок. (показывает на единственное чистое место)
- Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распакованный багаж!
2. Ребёнок. Мы купались, загорали,
3. Ребёнок. Жгли костер,
В футбол играли,
4.Ребёнок. Веселились, как могли!
Пили квас, консервы ели,
1. Ребёнок. Хоровые песни пели...
Все вместе. Отдохнули и ушли. (Уходят)
Воспитатель. И остались на полянке
У потухшего костра
Две разбитых ими склянки
Две размокшие баранки -
Словом, мусора гора!
Звучит грустная музыка.
Шло время. Люди не прекращали загрязнять Реку, а она все терпела и ждала, когда они наконец опомнятся. Однажды по Реке проплыл большой танкер. Он был неисправен, и в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители - растения и, животные - задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река. Решила Река уйти от горожан, чтобы не стать мертвой рекой, пусть попробуют жить без меня. Позвала на помощь своих жителей: "Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, люди этот дом разрушили, и я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края". Собрались речные жители: и растения, и рыбы, и улитки, и звери - очистили свой дом от грязи, вылечили Реку. Побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек - редкий гость.
А жители города на следующий день с удивлением обнаружили, что остались без Реки. Хотели они взять воду из старого источника, но он пересох. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов. Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали его жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было и неважно: все равно по вечерам не было света. И вот однажды наступил день, когда у горожан закончились все запасы еды. Тогда самый старый и мудрый горожанин сказал:"Дорогие сограждане! Я знаю почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленьким, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней, как к врагу. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у неё прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Мы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется".
Отправились горожане искать Реку. Долго искали, а когда нашли, то не сразу узнали: такой она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без не, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла.
Вернулась Река в город помогать его жителям. (Ребята все месте очищают берег реки от мусора, звучит бодрая музыка). А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода и даже выделили специальных ученых - следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.
Экспериментирование.
Материалы и оборудование: два стаканчика с водой: один - с чистой, другой - с грязной; пустой стаканчик, бумажный или любой другой фильтр, с помощью которого можно очистить грязную воду.
- Сказать детям, что у них на столиках вода из реки. В первом стаканчике - из чистой реки, до того как она встретилась с людьми в городе, во втором - из грязной реки, после того как горожане загрязнили речку и она заболела. Предлагаю сравнить воду в двух стаканчиках. В чем отличие? В какой воде могут жить рыбы, раки, другие животные и растения, а в какой - нет?
- Предложить детям помочь реке - очистить грязную воду с помощью фильтра, чтобы она опять стала чистой и река выздоровела. Через фильтр ребята сливают грязную воду в пустой стаканчик. Когда вся вода очиститься, сравните ее с водой в чистом стаканчике. Сказать, что благодаря их усилиям речка выздоровела. Объяснить, что есть такие специальные фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реку с фабрик и заводов. Пусть вспомнят, как Крокодил Гена в мультфильме закрывал собой отверстие в трубе, из которого текла грязная заводская вода. А если отверстие закрыть фильтром, который очистит воду, река не будет загрязняться.
Задание на дом: экскурсия на ближайшую речку с родителями.
Воспитатель. А недавно Реку сделали самым почетным гражданином города, и день ее возвращения отмечают как самый главный праздник. (Звучит спокойная, величественная музыка. Появляется Живая Река).
Река. Спасибо , ребята! Я думала, мне придется погибнуть среди мусора, а вы спасли меня! Теперь я снова чистая и прозрачная. Приходите ко мне в гости, вас я не боюсь, ведь вы не будете разбрасывать мусор на моих берегах. Я приготовила всем подарки.
Река приносит поднос со стаканами чистой воды и раздает детям.
Воспитатель. Давайте поблагодарим Реку за такой подарок. Ведь без воды мы не сможем жить. Чистая вода - это замечательный подарок. К сожалению, на Земле ее остается все меньше и меньше. Мы должны беречь наши реки, чтобы они всегда были прозрачными и чистыми. Спасибо, Река!
Река благодарит детей.
Воспитатель. Уважаемая, Река! Мы тоже приготовили тебе подарки! Давайте, ребята, вручим Реке свой сюрприз. (Раздает детям заранее нарисованные природоохранные знаки, на которых указано, что запрещается делать во время отдыха на реке).
Дети дарят Реке знаки и расставляют их вдоль голубой полосы ткани (по берегам).
Река. Спасибо, ребята, вот теперь все, кто придет ко мне в гости, будут знать, как себя вести, и я останусь чистой и прозрачной!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мы на речке отдыхали"
Конспект образовательной деятельности по экологии с элементами театрализации по мотивам стихотворения С. Михалкова «Прогулка» для детей 5-6 лет...
Конспект НОД со строительным материалом во 2 группе детей раннего возраста. Тема: «Мостик через речку».
НОД " Мостик через речку" направлена на продолжение знакомства детей с формой- кирпичик, обучение детей способу конструирования -укладыванию кирпичиков на широкую грань на пове...
Тема: «Мостик через речку»
Занятие с использованием конструктора Лего....
Конспект образовательной деятельности по теме: «Мост через речку»
Цель: формировать представления о назначении и строении мостов, умение называть их части.Задачи:Образовательные- развитие мелкой моторики продолжать учить детей создавать постройку из строительного ма...
Конспект образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию на тему «Мы спасём речку»
Конспекты занятий...
"Технологическая карта мероприятия непосредственно-образовательной деятельности с детьми второй младшей группы Тема: «Путешествие на речку» (образовательная область «Познавательное развитие»)
Конспект занятия для детей раннего возраста...
Тема: «Мостик через речку».
Продолжать знакомить детей с формой - кирпичик.Учить детей способу конструирования: укладыванию кирпичиков на широкую грань на поверхность и прикладыванию кирпичика к кирпичику узкой гранью.Разв...